9 января 2019, 00:00 3489 просмотров

Артем Афанасьев, «ДИКСИ»: «Должно наступить время оттепели и отмены ряда жестких ограничений в торговле»

Достаточно частое обновление законодательства в сфере розничной торговли требует постоянного внимания юристов. В зоне их ответственности находятся вопросы соблюдения антимонопольного законодательства, включая закон о торговле , маркетинговые активности компании, вопросы интеллектуальной собственности и многое другое. Как устроен юридический департамент крупной сети и с чем приходится работать юристам, рассказал Артем Афанасьев, директор юридического департамента и комплаенс-контроля, член совета директоров и член правления ГК «ДИКСИ».

— Сколько юристов работает на компанию?

Артем Афанасьев

— Юридический департамент ГК «ДИКСИ» — это команда из 62 юристов, которая ежедневно обеспечивает полное юридическое сопровождение по широкому кругу вопросов всей группы компаний (на сегодняшний день включает в себя три крупных дивизиона — «ДИКСИ», «Виктория», «Мегамарт», в общей сумме это 2 707 магазинов, супермаркетов и гипермаркетов, которые работают в 754 городах и населенных пунктах на территории Российской Федерации от Калининграда до Тюмени).

— Как устроен ваш юридический департамент?

— В 2017 году мы завершили централизацию юридического департамента и комплаенс-контроля ГК «ДИКСИ». А в 2018 году мы улучшили коммуникации между управляющей компанией и регионами. Мы упразднили региональное управление, которое ранее координировало всю правовую работу в регионах, а региональных юристов перераспределили между центрами компетенций по отраслевому признаку. Такое решение было принято для повышения эффективности всей юридической функции в рамках группы компаний.

На сегодняшний день юридический департамент состоит из шести ключевых центров компетенций по следующим направлениям: общехозяйственная деятельность (включая лицензирование, трудовое право, интеллектуальную собственность и т.д.) и коммерческие договоры; правовое сопровождение всей недвижимости; корпоративный блок; судебно-претензионный блок, включая налоги; комплаенс; работа с госорганами.

Каждый центр компетенции является самостоятельным управлением, в которое входит несколько отделов или специалистов. Руководители центров компетенций подчиняются непосредственно директору юридического департамента.

— Какие вопросы в ежедневной работе требуют повышенного внимания?

— Сотрудники юридического департамента ежедневно сталкиваются с решением сложных вопросов, возникающих в различных областях, в частности, к таким вопросам можно отнести обеспечение соблюдения требований законодательства, совершенствование отношений с нашими партнерами и многие другие.

Особого внимания требуют вопросы соблюдения антимонопольного законодательства, включая закон о торговле, маркетинговые активности компании, вопросы интеллектуальной собственности.

В 2018 году мы внедрили антимонопольный комплаенс. За счет этого произошла реструктуризация работы по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и Закона о торговле. Теперь в составе юридического департамента появилось отдельное подразделение, которое целенаправленно работает на упреждение нарушений. Мы следим за соблюдением ограничений совокупного размера вознаграждений, получаемых компанией за достигнутый товарооборот, а также при оказании услуг, связанных с продвижением товаров поставщиков. Юридический департамент контролирует долю компании в обороте розничной торговли в регионах присутствия торговой сети, проводит мониторинг правоприменительной практики во всех регионах нашего присутствия. Кроме того, сотрудники юридической службы проводят очное и заочное обучение сотрудников, принимают сообщения о нарушениях от сотрудников, рассматривают обращения поставщиков, в том числе на «горячую линию», организуют расследования в рамках комплаенса. Вся эта работа проводится в целях недопущения нарушений применительного законодательства, включая антимонопольное законодательство и Закон о торговле.

— Приходится ли вам сталкиваться с «потребительским экстремизмом»? Как часто судятся потребители?

— Случаи разрешения подобных ситуаций в суде единичны, и споры возникают с недобросовестными потребителями, которые обращаются за какими-либо взысканиями, злоупотребляя своим правом при получении определенных выгод, не предусмотренных законодательством.

— Было много споров по законодательному регулированию отношений между сетями и поставщиками. Усложнились ли взаимоотношения с поставщиками после внесения поправок в Закон «О торговле»?

— Безусловно, поправки в Закон «О торговле» внесли изменения в правила игры, однако торговая сеть «ДИКСИ» всегда направляет максимум усилий на выстраивание надежных и долгосрочных партнерских отношений. Поэтому, несмотря на усиление степени вмешательства законодательного регулирования в отношения « поставщик — торговая сеть» мы, совместно с партнерами, уже внедрили все новые требования в практику работы с поставщиками и полностью соблюдаем все требования законодательства.

— Российские сети подвергаются огромному количеству проверок. Какая работа ведется в компании по подготовке к таким проверкам? Какие вы видите «слабые места» в компании и как с ними работаете?

— В компании утвержден четко работающий механизм взаимодействия структурных подразделений при сопровождении проверок, осуществляемых контролирующими органами. Сотрудники торговых объектов ежедневно проходят инструктажи с разъяснением правил продаж товаров. Кроме того, ответственные лица систематически проводят аудит бизнес-процессов компании и их актуализацию с целью соблюдения требований законодательства и интересов бизнеса.

ГК «ДИКСИ»

— Какая работа ведется в компании по предотвращению злоупотреблений со стороны сотрудников? Как вы предпочитаете увольнять тех, кто злоупотребил своим положением, — по всей строгости или по собственному желанию?

— В компании приняты комплаенс-политики и процедуры, соответствующие ведущим международным стандартам и лучшим российским и зарубежным практикам. В частности, у нас внедрен один из ключевых элементов комплаенс-системы — независимая «горячая линия» для сообщений о нарушениях. Абсолютно любой желающий может сообщить о своих подозрениях или фактах нарушений, происходящих в компании, и такое обращение будет обязательно рассмотрено. Мы гарантируем конфиденциальность и отсутствие преследования за обращение на «горячую линию», независимо от того, подтвердился ли факт нарушений, если у обратившегося были добросовестные намерения. Мы привлекли к приему обращений независимую компанию из большой аудиторской четверки, чтобы повысить доверие к этому инструменту. А для удобства обратившихся предусмотрели несколько каналов связи. При этом мы принимаем даже анонимные сообщения, если они соответствуют целям «горячей линии» и содержат релевантную информацию.

Также у нас создан и успешно функционирует Комитет по этике, который рассматривает наиболее значительные случаи нарушений комплаенс-политик и процедур.

Что касается вопроса об основаниях увольнения виновных сотрудников, то единого подхода тут быть не может. Во-первых, Трудовое законодательство РФ обязывает подходить индивидуально к каждому проступку и оценивать степень вины сотрудника, тяжесть наступивших последствий и иные обстоятельства, имеющие значение в каждом конкретном деле. Во-вторых, нельзя не учитывать тот факт, что российское трудовое законодательство все еще имеет сильный уклон в сторону защиты прав работника как более слабой стороны в трудовых отношениях. И поэтому мы, как и каждый российский работодатель, часто сталкиваемся с ситуацией, когда есть нарушение и нарушитель, есть утрата доверия к этому нарушителю, но закон нам не позволяет легко уволить такого сотрудника «по статье» или отстранить его от работы, так как формальный путь включает необходимость пройти все стадии административного или уголовного производства. Бывают случаи, когда в дело вступает человеческий фактор: нарушение доказано и вина сотрудника установлена, но есть смягчающие факторы, которые также учитываются.

— Считаете ли вы необходимым принятие законов, направленных на регулирование торговли, или все-таки отрасль должна сама себя регулировать?

— Безусловно, любая экономическая деятельность должна быть подконтрольна государству. Но в случае, когда отрасль ощущает на себе меры чрезмерного регулирования, возникает масса сложностей в формировании бизнес-процессов и в развитии отрасли. Существенную роль в сдерживании роста торговли играет не столько госрегулирование, сколько количество и частота законодательных инициатив. Подавляющая часть которых сводится к дополнительным ограничениям, а не к созданию новых условий для развития.

Участники розничного продовольственного рынка сформировали консолидированную позицию относительно внедрения инструментов саморегулирования в торговую деятельность. Опыт взаимодействия ритейла с производителями и поставщиками свидетельствует о том, что большинство проблем, которые преподносятся как основания для ужесточения законодательства, могут быть решены самими участниками рынка.

В сфере регулирования торговой деятельности законов принято уже более чем достаточно и, на наш взгляд, наоборот, пришло время оттепели и даже отмены ряда жестких ограничений, например, таких как: включение стоимости всех услуг в 5% от товарооборота. Ведь мы видим, что вместо улучшения такое ограничение негативно сказалось и на самих поставщиках, существенно ограничив им возможность продвижения товара.

Тем не менее по некоторым направлениям назрела необходимость законодательного закрепления институтов, например, антимонопольного комплаенса. Также эксперты сейчас обсуждают варианты регулирования закупочных союзов. По данному вопросу сегодня не существует достаточного регулирования, и закупочные союзы находятся на грани признания их картельными соглашениями. Поскольку такая неопределенность создает неудобства участникам рынка, хотелось бы, чтобы в законодательстве появились четкие критерии, которые позволяют разделять допустимые закупочные объединения с запрещенными картелями.

— Какие из многочисленных реформ законодательства за последнее время стали для вас самыми значимыми?

— Считаем, значимыми и наиболее обсуждаемыми, на исполнение которых требуется наибольшее количество времени и ресурсов, являются реформы, которые вносят изменения в Закон о торговле, антимонопольное законодательство. Отдельного внимания требуют изменения, вносимые в законодательство, контролирующее оборот алкогольной, табачной, а также продукцию животного происхождения, увеличение НДС с 18% до 20%, внедрение системы «Платон», требования к антитеррористической защищенности торговых объектов, внедрение системы маркировки товаров средствами идентификации. В то же время такие инициативы законодателя позволят обеспечить на товарном рынке наличие качественной продукции с прозрачной историей.

— Какие события в ближайший год повлияют на работу вашего юридического департамента?

— В первую очередь новые положения Закона о торговле. 28 ноября В.В. Путин подписал закон, запрещающий ритейлерам возвращать поставщикам нереализованные продовольственные товары со сроком годности менее 30 дней. Таким образом, у компаний есть 180 дней на корректировку действующих договоров поставки.

Также в следующем году ожидается завершение подготовки и принятие так называемого «пятого антимонопольного пакета». Несмотря на то что данный пакет декларируется как актуальное регулирование для «цифровых» отраслей, мы считаем, что его влияние на розничную торговлю будет существенно.

2018 года ГК «ДИКСИ» стала лауреатом ежегодной премии «Лучшие юридические департаменты», которую проводят медиагруппа «Актион-MЦФЭР» и журнал «Корпоративный юрист».

Юридический департамент ГК «ДИКСИ» назвали лучшим в самой многочисленной номинации (более 20 претендентов) — «Сектор торговли и услуг» — за высокий уровень профессионализма, применение нестандартных подходов, способность поддерживать баланс между интересами бизнеса и необходимостью соблюдать требования законодательства. В категории «За вклад в развитие антимонопольного комплаенса» юридический департамент компании одержал победу за прогрессивное мышление и распространение лучших практик управления антимонопольными рисками. Эта номинация была введена впервые при поддержке Федеральной антимонопольной службы России, которая выдвинула 15 компаний — претендентов на победу в этой категории.

В номинации «Абсолютный победитель» юридический департамент ГК «ДИКСИ» стал первым, получив самую высокую оценку среди конкурсантов от экспертного совета.

Retail.ru

Теги: ДИКСИ
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.

Достаточно частое обновление законодательства в сфере розничной торговли требует постоянного внимания юристов. В зоне их ответственности находятся вопросы соблюдения антимонопольного законодательства, включая закон о торговле , маркетинговые активности компании, вопросы интеллектуальной собственности и многое другое. Как устроен юридический департамент крупной сети и с чем приходится работать юристам, рассказал Артем Афанасьев, директор юридического департамента и комплаенс-контроля, член совета директоров и член правления ГК «ДИКСИ».

— Сколько юристов работает на компанию?

Артем Афанасьев

— Юридический департамент ГК «ДИКСИ» — это команда из 62 юристов, которая ежедневно обеспечивает полное юридическое сопровождение по широкому кругу вопросов всей группы компаний (на сегодняшний день включает в себя три крупных дивизиона — «ДИКСИ», «Виктория», «Мегамарт», в общей сумме это 2 707 магазинов, супермаркетов и гипермаркетов, которые работают в 754 городах и населенных пунктах на территории Российской Федерации от Калининграда до Тюмени).

— Как устроен ваш юридический департамент?

— В 2017 году мы завершили централизацию юридического департамента и комплаенс-контроля ГК «ДИКСИ». А в 2018 году мы улучшили коммуникации между управляющей компанией и регионами. Мы упразднили региональное управление, которое ранее координировало всю правовую работу в регионах, а региональных юристов перераспределили между центрами компетенций по отраслевому признаку. Такое решение было принято для повышения эффективности всей юридической функции в рамках группы компаний.

На сегодняшний день юридический департамент состоит из шести ключевых центров компетенций по следующим направлениям: общехозяйственная деятельность (включая лицензирование, трудовое право, интеллектуальную собственность и т.д.) и коммерческие договоры; правовое сопровождение всей недвижимости; корпоративный блок; судебно-претензионный блок, включая налоги; комплаенс; работа с госорганами.

Каждый центр компетенции является самостоятельным управлением, в которое входит несколько отделов или специалистов. Руководители центров компетенций подчиняются непосредственно директору юридического департамента.

— Какие вопросы в ежедневной работе требуют повышенного внимания?

— Сотрудники юридического департамента ежедневно сталкиваются с решением сложных вопросов, возникающих в различных областях, в частности, к таким вопросам можно отнести обеспечение соблюдения требований законодательства, совершенствование отношений с нашими партнерами и многие другие.

Особого внимания требуют вопросы соблюдения антимонопольного законодательства, включая закон о торговле, маркетинговые активности компании, вопросы интеллектуальной собственности.

В 2018 году мы внедрили антимонопольный комплаенс. За счет этого произошла реструктуризация работы по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и Закона о торговле. Теперь в составе юридического департамента появилось отдельное подразделение, которое целенаправленно работает на упреждение нарушений. Мы следим за соблюдением ограничений совокупного размера вознаграждений, получаемых компанией за достигнутый товарооборот, а также при оказании услуг, связанных с продвижением товаров поставщиков. Юридический департамент контролирует долю компании в обороте розничной торговли в регионах присутствия торговой сети, проводит мониторинг правоприменительной практики во всех регионах нашего присутствия. Кроме того, сотрудники юридической службы проводят очное и заочное обучение сотрудников, принимают сообщения о нарушениях от сотрудников, рассматривают обращения поставщиков, в том числе на «горячую линию», организуют расследования в рамках комплаенса. Вся эта работа проводится в целях недопущения нарушений применительного законодательства, включая антимонопольное законодательство и Закон о торговле.

— Приходится ли вам сталкиваться с «потребительским экстремизмом»? Как часто судятся потребители?

— Случаи разрешения подобных ситуаций в суде единичны, и споры возникают с недобросовестными потребителями, которые обращаются за какими-либо взысканиями, злоупотребляя своим правом при получении определенных выгод, не предусмотренных законодательством.

— Было много споров по законодательному регулированию отношений между сетями и поставщиками. Усложнились ли взаимоотношения с поставщиками после внесения поправок в Закон «О торговле»?

— Безусловно, поправки в Закон «О торговле» внесли изменения в правила игры, однако торговая сеть «ДИКСИ» всегда направляет максимум усилий на выстраивание надежных и долгосрочных партнерских отношений. Поэтому, несмотря на усиление степени вмешательства законодательного регулирования в отношения « поставщик — торговая сеть» мы, совместно с партнерами, уже внедрили все новые требования в практику работы с поставщиками и полностью соблюдаем все требования законодательства.

— Российские сети подвергаются огромному количеству проверок. Какая работа ведется в компании по подготовке к таким проверкам? Какие вы видите «слабые места» в компании и как с ними работаете?

— В компании утвержден четко работающий механизм взаимодействия структурных подразделений при сопровождении проверок, осуществляемых контролирующими органами. Сотрудники торговых объектов ежедневно проходят инструктажи с разъяснением правил продаж товаров. Кроме того, ответственные лица систематически проводят аудит бизнес-процессов компании и их актуализацию с целью соблюдения требований законодательства и интересов бизнеса.

ГК «ДИКСИ»

— Какая работа ведется в компании по предотвращению злоупотреблений со стороны сотрудников? Как вы предпочитаете увольнять тех, кто злоупотребил своим положением, — по всей строгости или по собственному желанию?

— В компании приняты комплаенс-политики и процедуры, соответствующие ведущим международным стандартам и лучшим российским и зарубежным практикам. В частности, у нас внедрен один из ключевых элементов комплаенс-системы — независимая «горячая линия» для сообщений о нарушениях. Абсолютно любой желающий может сообщить о своих подозрениях или фактах нарушений, происходящих в компании, и такое обращение будет обязательно рассмотрено. Мы гарантируем конфиденциальность и отсутствие преследования за обращение на «горячую линию», независимо от того, подтвердился ли факт нарушений, если у обратившегося были добросовестные намерения. Мы привлекли к приему обращений независимую компанию из большой аудиторской четверки, чтобы повысить доверие к этому инструменту. А для удобства обратившихся предусмотрели несколько каналов связи. При этом мы принимаем даже анонимные сообщения, если они соответствуют целям «горячей линии» и содержат релевантную информацию.

Также у нас создан и успешно функционирует Комитет по этике, который рассматривает наиболее значительные случаи нарушений комплаенс-политик и процедур.

Что касается вопроса об основаниях увольнения виновных сотрудников, то единого подхода тут быть не может. Во-первых, Трудовое законодательство РФ обязывает подходить индивидуально к каждому проступку и оценивать степень вины сотрудника, тяжесть наступивших последствий и иные обстоятельства, имеющие значение в каждом конкретном деле. Во-вторых, нельзя не учитывать тот факт, что российское трудовое законодательство все еще имеет сильный уклон в сторону защиты прав работника как более слабой стороны в трудовых отношениях. И поэтому мы, как и каждый российский работодатель, часто сталкиваемся с ситуацией, когда есть нарушение и нарушитель, есть утрата доверия к этому нарушителю, но закон нам не позволяет легко уволить такого сотрудника «по статье» или отстранить его от работы, так как формальный путь включает необходимость пройти все стадии административного или уголовного производства. Бывают случаи, когда в дело вступает человеческий фактор: нарушение доказано и вина сотрудника установлена, но есть смягчающие факторы, которые также учитываются.

— Считаете ли вы необходимым принятие законов, направленных на регулирование торговли, или все-таки отрасль должна сама себя регулировать?

— Безусловно, любая экономическая деятельность должна быть подконтрольна государству. Но в случае, когда отрасль ощущает на себе меры чрезмерного регулирования, возникает масса сложностей в формировании бизнес-процессов и в развитии отрасли. Существенную роль в сдерживании роста торговли играет не столько госрегулирование, сколько количество и частота законодательных инициатив. Подавляющая часть которых сводится к дополнительным ограничениям, а не к созданию новых условий для развития.

Участники розничного продовольственного рынка сформировали консолидированную позицию относительно внедрения инструментов саморегулирования в торговую деятельность. Опыт взаимодействия ритейла с производителями и поставщиками свидетельствует о том, что большинство проблем, которые преподносятся как основания для ужесточения законодательства, могут быть решены самими участниками рынка.

В сфере регулирования торговой деятельности законов принято уже более чем достаточно и, на наш взгляд, наоборот, пришло время оттепели и даже отмены ряда жестких ограничений, например, таких как: включение стоимости всех услуг в 5% от товарооборота. Ведь мы видим, что вместо улучшения такое ограничение негативно сказалось и на самих поставщиках, существенно ограничив им возможность продвижения товара.

Тем не менее по некоторым направлениям назрела необходимость законодательного закрепления институтов, например, антимонопольного комплаенса. Также эксперты сейчас обсуждают варианты регулирования закупочных союзов. По данному вопросу сегодня не существует достаточного регулирования, и закупочные союзы находятся на грани признания их картельными соглашениями. Поскольку такая неопределенность создает неудобства участникам рынка, хотелось бы, чтобы в законодательстве появились четкие критерии, которые позволяют разделять допустимые закупочные объединения с запрещенными картелями.

— Какие из многочисленных реформ законодательства за последнее время стали для вас самыми значимыми?

— Считаем, значимыми и наиболее обсуждаемыми, на исполнение которых требуется наибольшее количество времени и ресурсов, являются реформы, которые вносят изменения в Закон о торговле, антимонопольное законодательство. Отдельного внимания требуют изменения, вносимые в законодательство, контролирующее оборот алкогольной, табачной, а также продукцию животного происхождения, увеличение НДС с 18% до 20%, внедрение системы «Платон», требования к антитеррористической защищенности торговых объектов, внедрение системы маркировки товаров средствами идентификации. В то же время такие инициативы законодателя позволят обеспечить на товарном рынке наличие качественной продукции с прозрачной историей.

— Какие события в ближайший год повлияют на работу вашего юридического департамента?

— В первую очередь новые положения Закона о торговле. 28 ноября В.В. Путин подписал закон, запрещающий ритейлерам возвращать поставщикам нереализованные продовольственные товары со сроком годности менее 30 дней. Таким образом, у компаний есть 180 дней на корректировку действующих договоров поставки.

Также в следующем году ожидается завершение подготовки и принятие так называемого «пятого антимонопольного пакета». Несмотря на то что данный пакет декларируется как актуальное регулирование для «цифровых» отраслей, мы считаем, что его влияние на розничную торговлю будет существенно.

2018 года ГК «ДИКСИ» стала лауреатом ежегодной премии «Лучшие юридические департаменты», которую проводят медиагруппа «Актион-MЦФЭР» и журнал «Корпоративный юрист».

Юридический департамент ГК «ДИКСИ» назвали лучшим в самой многочисленной номинации (более 20 претендентов) — «Сектор торговли и услуг» — за высокий уровень профессионализма, применение нестандартных подходов, способность поддерживать баланс между интересами бизнеса и необходимостью соблюдать требования законодательства. В категории «За вклад в развитие антимонопольного комплаенса» юридический департамент компании одержал победу за прогрессивное мышление и распространение лучших практик управления антимонопольными рисками. Эта номинация была введена впервые при поддержке Федеральной антимонопольной службы России, которая выдвинула 15 компаний — претендентов на победу в этой категории.

В номинации «Абсолютный победитель» юридический департамент ГК «ДИКСИ» стал первым, получив самую высокую оценку среди конкурсантов от экспертного совета.

Retail.ru

Артем Афанасьев, «ДИКСИ»: «Должно наступить время оттепели и отмены ряда жестких ограничений в торговле»ДИКСИ
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Артем Афанасьев, «ДИКСИ»: «Должно наступить время оттепели и отмены ряда жестких ограничений в торговле»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/172658/2019-01-18