Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
68197

Поделиться

Ситуация на fashion-рынке и вызовы 2023 года

В конце ноября был опубликован совместный отчет компании McKinsey&Company и журнала The Business of Fashion, в котором эксперты оценили состояние fashion -рынка в условиях мирового кризиса, и рассказали, что ждет индустрию моды в 2023 году. В этой статье – основные тезисы этого исследования и комментарии российских экспертов.

Фото: garetsworkshop/shutterstock

Фото: garetsworkshop/shutterstock

Геополитическая нестабильность и мода

С начала 2021 и до середины 2022 года fashion-рынок показывал долгожданный рост после затишья, вызванного пандемией и антиковидными ограничениями — сказался отложенный спрос. Консалтинговая компания McKinsey&Company на постоянной основе сотрудничает более чем с 400 компаниями, занятыми в мировой индустрии моды. Больше половины из них в период до июля 2022 года говорят об увеличении оборота: на 21% по итогам 2021 года к предыдущему, и порядка 13% в первом полугодии 2022 года.

Вторая половина 2022 года демонстрирует не такую радужную картину. Начался спад, причиной которого, по мнению экспертов, выступает инфляция и пессимистические ожидания клиентов, и этот тренд продолжится в 2023 году.

Эксперты McKinsey&Company провели опрос и выяснили, что более половины европейских компаний ожидают сокращения спроса на товары не первой необходимости и роскоши. Среди основных причин падения fashion-рынка называются энергетический кризис, нарушение цепочек поставок вследствие конфликта на Украине.

В России ситуация немного иная. Несмотря на общую тенденцию модного рынка к спаду, проявившуюся в пандемию, и затем продолженную в результате антироссийских санкций, ситуация стабилизируется. По данным Focus Technologies, по крайней мере в Москве и Санкт-Петербурге, летом спрос на одежду и обувь начал расти. По расчетам компании в мае 2022 года количество покупок сократилось к предыдущему году на 26%, а к началу июня отставание сократилось до 12%. При этом средний чек вырос на 32%. Специалисты объясняют это тем, что в начале года спад был обусловлен уходом с российского рынка зарубежных брендов. Летом же активность покупателей выросла в связи с подготовкой к осени, тем более что дефицита одежды и обуви на рынке не случилось.

Источник: Fashion Consulting Group.

По данным консалтинговой компании Fashion Consulting Group.

Цены на одежду и обувь в мире и в России

В Германии рост цен на продукты питания в июле составил 15%, а средние цены на одежду в США, крупных странах Европы и Великобритании увеличились на 22%. Обувь во всех странах мира подорожала в среднем примерно на 10%. По отчетам McKinsey&Company около 75% покупателей США в апреле–июне отдавали предпочтение более дешевым маркам одежды и обуви.

Увеличение цен неравномерное: товары низкой и средней ценовой категории подорожали на 10–15 %, а товары класс люкс больше выросли в цене.

Рынок дорогостоящей брендовой одежды и обуви ведет стабильно практически в любых обстоятельствах — всегда есть категория покупателей, не желающая жертвовать качеством. Так, например, французская компания LVMH, объединяющая бренды Christian Dior, Fendi, Givenchy, показала рост выручки за 9 месяцев 2022 года на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В российском сегменте масс-маркета (по расчетам Focus Technologies) на конец августа динамика продаж по отношению к аналогичному периоду прошлого года выглядела следующим образом:

  • товарооборот: -2%:

  • количество чеков: -15%

  • средний чек: +15%.

По данным Анны Лебсак-Клейманс (консалтинговая группа Fashion Consulting Group), в России рост цен на одежду к зиме составит примерно 25% в отношении год к году. Обувь подорожала на 20%, причем в бюджетном сегменте рост стоимости ниже (около 15%), в массовом и премиум класса — до 30%. Основными причинами роста она считает увеличение расходов на логистику (до 50%) и стоимости сырья (от 30% и выше). Также имеют место валютные риски, связанные с колебанием курсов евро и доллара.

Покупатели переходят в сегмент средних и низких цен, закономерно растет интерес к аутлетам, скидкам и распродажам.

«Из-за укрепления рубля российские импортеры в настоящее время находятся в более выгодной позиции по сравнению с февралем-мартом текущего года, – комментирует генеральный директор логистической компании «Арт Деливери» Рамиль Сулейманов. – Курсы евро и доллара снизились практически на 30%, что делает зарубежные товары дешевле. Кроме того, это уменьшает расходы на таможенное оформление, которое производится в рублях. За счет этих факторов снижается общая стоимость логистических услуг по ввозу импортных товаров в Россию.

Поставщики активно используют благоприятную ситуацию для совершения оптовых закупок. Если в начале года предоплата за импорт держалась на уровне 15%, то сейчас наши клиенты предпочитают вносить 100% оплату. Это говорит о том, спрос на fashion-товары есть, продажи идут. Положительно влияет на рынок отложенный спрос: в пандемию число покупок сократилось, сейчас люди стали активнее покупать необходимую одежду и обувь. Модный рынок в России оживает. Как продавцы, так и покупатели приспособились к новым рыночным условиям».

Фото: Alexa_Space/shutterstock

Фото: Alexa_Space/shutterstock

Что ожидает рынок моды в 2023 году?

Аналитики McKinsey ожидают, что мировой рынок моды снизит темпы роста в 2023 году, он составит примерно 3%. Исключением станет категория люкс, а также ожидается рост спроса в сегменте деловой одежды и для особых случаев. По опросам представителей европейского бизнеса в сфере fashion-индустрии, больше всего их беспокоят:

  • инфляция (рост стоимости кредитов, сырья, логистики) — 78%;

  • геополитическая нестабильность (нарушает связи, поставки) — 66%;

  • колебания в экономике (в частности валютные) — 31 %;

  • рост стоимости энергоносителей (провоцирует общий рост цен) — 28 %.

Показательно, что традиционно независимая от политики мода, испытывает сложности, характерные для всех направлений политической и экономической жизни. Эксперты советуют при планировании закупок на 2023 год учитывать следующие факторы.

  1. Неравномерность восстановления экономики в разных регионах и необходимость адаптироваться к условиям региональных покупателей.

  2. Диверсификация каналов связи с потребителями, возможно, уменьшение прямого способа цифровых расчетов в пользу маркетплейсов и сторонних торговых площадок.

  3. Акцентирование внимания потребителей на политике компании по защите экологии, окружающей среды («гринвошинг»).

  4. Поиск новых, перспективных каналов поставок на основе анализа изменений в логистических цепочках.

  5. Растущее влияние социальных сетей в рекламе по сравнению с таргетингом, изменения в степени отдачи маркетинговых инструментов.

Подводя итоги, отметим следующее. Иностранные поставщики одежды и обуви из стран, где активно продвигаются антироссийские санкции, заняли выжидательную позицию. В то же время активно используют свои преимущества Турция и Китай, как в качестве «промежуточного звена» поставок, так и в плане прямого вывода своих брендов на российские рынки. Кроме того, по словам директора R4S Group Ирины Буренко «российский fashion-ритейл проявляет невероятную активность в сегменте street retail », чего не наблюдалось много лет из-за засилья зарубежных брендов.

Статья подготовлена ГК «Арт Деливери»

Интервью

Декоративное изображение

Сергей Костин, «1С-БСЛ»: «Основная проблема доставки последней мили – прогнозируемость эффективности курьерского юнита»

Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами