E-commerce, интернет-магазины
Общеотраслевое
31 марта 2010, 00:00 5261 просмотр

Российские ритейлеры идут в интернет

Попытки вести бизнес в интернете время от времени предпринимали многие отечественные ритейлеры. В свое время существовал интернет-магазин сети "Рамстор", развивал онлайн-продажи "Седьмой континент". Были и случаи покупок интернет-проектов крупными оффлайновыми холдингами: в 2005 году "Марта" (сети супермаркетов Billa, Grossmart и др.) приобрела 003.ru. В 2008 году она продала его вместе с другими своими интернет-магазинами (m3x.ru, byttehnika.ru и technopolis.ru) холдингу Ehouse. Впрочем, ситуация с "Мартой" не стала общей для рынка — интернет-торговля продолжала развиваться даже после официального объявления кризиса в стране, достаточно спокойно пережив "заморозки" четвертого квартала 2008 года и первого квартала 2009 года.
Именно по итогам января-февраля 2009 года интернет-магазин бытовой техники и электроники "Эльдорадо" отметил значительный рост посещаемости (на 60% — до 3,6 млн посетителей) и выручки (на 65% — до $10 млн) — оба показателя приводятся по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Таким образом, сеть вышла на первое место по продажам среди интернет-магазинов своего сегмента.
"Эльдорадо" практикует скидки и специальные цены для интернет-аудитории. Кроме того, на ее стимулирование ориентирован такой маркетинговый шаг, как онлайн-предпродажа — когда наиболее интересные новинки сначала появляются в интернет-магазине и лишь через несколько недель — на прилавках. В частности, так "Эльдорадо" выводил на рынок коммуникатор Sony Xperia X1 и телефон Nokia 5130 XpressMusic.
"Евросеть" также отметила, что за первое полугодие 2009 года ее продажи в интернете выросли на 40% на фоне спада показателей традиционных магазинов. Выручка при этом увеличилась в 1,6 раза. За тот же период оборот интернет-продаж сети "Связной" вырос на 15%. Ритейлеры связывают подобную динамику с тем, что клиенты стали более аккуратны и осторожны в своих тратах: решая, где сделать покупку, они все чаще ориентируются на известный бренд.
Новая волна
Рост интернет-аудитории и, главное, повышение ее активности стимулировали к развитию онлайн-бизнеса и более далекий от сети сегмент ритейла — продуктовый. В том числе и премиальный: продажи через интернет начала развивать "Азбука вкуса". А уже имеющий подобный опыт "Седьмой континент" довольно заметно обновил свой веб-проект. Теперь акцент делается не на узком предложении элитных дорогих продуктов, а на широком ассортименте продуктов повседневного спроса. Обе сети надеются таким образом расширить географический охват и повысить лояльность клиентов, а также привлечь новых — тех, кому добираться в обычные магазины этих брендов, например, неудобно.
На подобном фоне логичным смотрится решение Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") запустить свои интернет-магазины в Москве и Петербурге. С этой целью крупнейший в российской рознице игрок инвестировал недавно $1 млн в контрольные пакеты акций интернет-магазинов bolero.ru и уже упоминавшегося 003.ru. Пока речь идет о доле в 51%, однако по условиям соглашения в течение пяти лет X5 имеет возможность выкупить у партнеров оставшиеся 49%.
Магазин bolero.ru специализируется на торговле медиапродукцией и книгами, 003.ru — на электронике и бытовой технике. Теперь они объединены в рамках новой компании — "АйТи Бизнес", в которую переведены сотрудники и которой переданы права на домены, оборудование, клиентская база, call-центр и права аренды складских мощностей. Оба бренда пока сохранены, однако не исключено, что со временем ритейлер запустит вместо них новый. Раз уж, по словам исполнительного директора сети Льва Хасиса, Х5 претендует на то, чтобы создать ведущего игрока на российском рынке электронной коммерции.
"Экспансию в онлайн нельзя назвать типичной для российского продуктового ритейла, — отмечает Татьяна Менькова, аналитик ИК "Финам".— Конечно, тот же 003 в свое время принадлежал "Марте", которая активно развивала розничную торговлю, но был для нее скорее непрофильным проектом. Вообще, Х5 может дать хороший драйвер роста для своих новых активов, в частности обеспечив вложения в их маркетинг и организовав региональную экспансию. В последнем случае большую роль играет уже имеющаяся логистика, которая упростит выход 003 и bolero.ru в регионы".
Андрей Маликин, директор IT-департамента группы "Союз", связывает растущий интерес к интернету со стороны традиционно оффлайновых ритейлеров с тем, что, во-первых, во многих регионах их присутствия магазины стали нерентабельными, а экспансия в новых регионах — проблематичной. "Единственный вариант присутствия в „проблемных“ регионах — это интернет,— считает Андрей Маликин.— Во-вторых, интернет-магазин — это инструмент, позволяющий увеличить оборачиваемость товара по крайней мере определенной специ­фики, типа союзовского. Гораздо больше вероятность, что редкий диск найдут и купят в интернете, чем с "дальней" полки магазина".
Экономика онлайн
В результате сделки для Х5 формируется неплохая стартовая база в интернете — за счет давно сформированных и много лет отработавших в сети площадок. На первом этапе планируется продажа исключительно непродовольственных товаров в Москве и Санкт-Петербурге, затем и ассортимент, и географический охват, вероятно, будут расширены. Здесь у компании есть второй выигрышный момент — развитая региональная инфраструктура, которая позволит упростить логистику.
Предполагается, что оплачивать товары, заказанные в интернет-магазинах, можно будет в принадлежащих Х5 оффлайновых супермаркетах. Там же можно будет получить заказанный по интернету товар, сэкономив на курьерской доставке. Востребованность такой бизнес-модели в России уже не один год демонстрирует сеть "Утконос", изначально ориентированная на дистанционный формат заказа — по каталогу на специализированной точке (не в магазине, а скорее в мини-офисе), по телефону или через интернет.
В Х5 надеются на синергетический эффект от объединения оффлайнового и онлайнового каналов продаж, подразумевая затраты на закупки, логистику, рекламу и проч. Действительно, создание интернет-магазина такого масштаба с нуля было бы крайне затратным мероприятием. Принято считать наоборот — и привязывать к этому более низкие цены в интернете. Однако экономия на помещениях не обязательно покроет расходы на курьеров, которые должны обеспечить если не равный, то хотя бы сопоставимый с оффлайном оборот. Не очень способствует снижению цен и обеспечение приема платежей через интернет — учитывая, что комиссия "съедает" 3% от трансакции.
На кажущуюся дешевизну интернет-проекта обращает внимание Олег Вайнберг, IT-директор "Компьютер центра КЕЙ": "Кажущуюся, потому что если интернет-магазин не паразитирует на других подразделениях и честно включает в состав затрат и рекламу, и оплату центрального офиса, и все остальное, он не дешевле. Намного меньше платежи за помещения и намного больше стоимость логистики, доставки до конечного потребителя. Все эти курьеры, машины. Даже если их выделить отдельной строкой, за все в итоге платит покупатель". Андрей Маликин также отмечает, что хотя интернет-магазин и дает экономию накладных расходов (товар лежит не в дорогом магазине, а на существенно более дешевом складе, нет продавцов и кассиров и т. п.), он требует дополнительных расходов — на call-центр, службу доставки и проч.
В целом развитие интернет-магазинов связано с меньшими издержками, чем открытие новых магазинов, комментирует Татьяна Менькова ("Финам"). "Однако по мере роста проектов под них придется создавать самостоятельную логистику, требуемые инвестиции вырастут в разы. Возможно, в этих условиях Х5 продаст интернет-бизнес или привлечет к управлению каких-то крупных профильных партнеров",— предполагает аналитик.
Остаться в сети
При всех сложностях ведения бизнеса в интернете в текущей ситуации он видится игрокам розничного рынка очень перспективным. Андрей Маликин считает, что "для любого ритейлера использование такого канала сбыта, как интернет, обязательно, тем более что уже есть практически вся бэк-офисная инфраструктура. Основная стратегия — увеличивать предложения товаров и услуг в интернете и следить за тем, чтобы интернет- и традиционный оффлайн-бизнес не пересекались, а качественно дополняли друг друга".
Татьяна Менькова подчеркивает, что помимо снижения издержек торговые компании учитывают и динамику рынков: "Интернет-коммерция растет в несколько раз быстрее традиционной. Ожидается, что средние темпы роста товаро­оборота в традиционной торговле в ближайшие годы составят 8–10%, а интернет-коммерция будет расти на 50% в год".
Мария Попова,  "Коммерсант" № 54

Логотип «Перекрёсток» «Перекрёсток»

«Перекрёсток» — крупнейшая российская сеть супермаркетов, которой управляет X5 Retail Group.  Сеть основана в 1995 году, первый супермаркет был открыт в Москве. В 2002 году «Перекрёсток» начал открывать магазины в других российских регионах. В 2003–2004 годах «Перекрёсток» приобрел несколько региональных сетей: Spar Middle Volga в Нижнем Новгороде ...

Подробнее о компании

Логотип «Пятерочка» «Пятерочка»

«Пятерочка» — российская сеть продовольственных магазинов «у дома», которой управляет X5 Retail Group. Первый магазин торговой сети открылся в 1999 году в Санкт-Петербурге. В 2001 году она вышла на московский рынок. В 2002 году сеть стала развивать франчайзинговую программу. В 2004 году открыт сотый магазин. В 2005 году компания Pyater...

Подробнее о компании

Логотип BILLA BILLA

Москва,Тула

Подробнее о компании

Логотип АЗБУКА ВКУСА АЗБУКА ВКУСА

Розничная сеть, объединяющая 102 супермаркета «Азбука Вкуса», 10 семейных гипермаркетов «АВ Маркет», 56 минимаркетов «AB Daily», 3 специализированных Энотеки, 2 городских бистро «АВ Бистро», ресторан The Finch, а также интернет-магазин av.ru. Компания представлена в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Выручка «Азбуки Вкуса» по итогам 2018 года составила 60 млрд руб. (без НДС).

Подробнее о компании

Логотип Мосмарт Мосмарт

Москва,Н.Новгород,Воронеж,Самара,Волгоград,Новосибирск,Рязань,Екатеринбург,Калуга,Кемерово,Красноярск,Оренбург,Пенза,Тольятти,Челябинск,Смоленск,Балашиха,Лобна,Санкт-Петербург,Краснодар,Тюмень,НовокузнецкУльяновск,Ижевск,Миасс,Кострома

Подробнее о компании

Логотип Рамстор Рамстор

Москва, Волгоград, Вологда, Красноярск, Казань, Екатеринбург ,Мурманск, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Самара, Ставрополь, Уфа (G)гипермаркет (6500-18000 кв.м), макси (4500-5500 кв.м), экспресс (1500-2500 кв.м), «Мосмартик» (80-400 кв.м).

Подробнее о компании

Логотип Седьмой Континент Седьмой Континент

На конец декабря 2007 магазины  расположены в Москве и Московской области, Калининграде и Калининградской области, Перми, Санкт-Петербурге, Рязани, Челябинске, Минске (Республика Беларусь), Перми. (G)на конец декабря 2007 года порядка 147 тыс. квадратных метров (J) 8 ноября 2007 года владельцем 100% -го пакета акций Закрытого акционерного общества  «...

Подробнее о компании

Логотип Эльдорадо Эльдорадо

«Эльдорадо» — торговая сеть по продаже бытовой техники и электроники. Розничная сеть «Эльдорадо» входит в Группу «М.Видео-Эльдорадо» (ПАО «М.видео») — крупнейшую российскую розничную компанию, которая объединяет бренды на рынке бытовой техники и электроники «М.Видео» и «Эльдорадо», а также маркетплейс Goods. Совокупная годовая выручка компани...

Подробнее о компании
Статья относится к тематикам: E-commerce, интернет-магазины, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Экспансия, смелые проекты, инновации и неожиданные...
6728
Топ статей, интервью, кейсов и видеороликов.
1372
Как DIY-ритейлер №1 выбирает поставщиков, про...
997
«Винотеки начали открывать все подряд. Все время п...
1945
Студентка из Китая продает российский янтарь чере...
752
Инструменты эффективного подбора и способы снижени...
2474
Попытки вести бизнес в интернете время от времени предпринимали многие отечественные ритейлеры. В свое время существовал интернет-магазин сети "Рамстор", развивал онлайн-продажи "Седьмой континент". Были и случаи покупок интернет-проектов крупными оффлайновыми холдингами: в 2005 году "Марта" (сети супермаркетов Billa, Grossmart и др.) приобрела 003.ru. В 2008 году она продала его вместе с другими своими интернет-магазинами (m3x.ru, byttehnika.ru и technopolis.ru) холдингу Ehouse. Впрочем, ситуация с "Мартой" не стала общей для рынка — интернет-торговля продолжала развиваться даже после официального объявления кризиса в стране, достаточно спокойно пережив "заморозки" четвертого квартала 2008 года и первого квартала 2009 года.
Именно по итогам января-февраля 2009 года интернет-магазин бытовой техники и электроники "Эльдорадо" отметил значительный рост посещаемости (на 60% — до 3,6 млн посетителей) и выручки (на 65% — до $10 млн) — оба показателя приводятся по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Таким образом, сеть вышла на первое место по продажам среди интернет-магазинов своего сегмента.
"Эльдорадо" практикует скидки и специальные цены для интернет-аудитории. Кроме того, на ее стимулирование ориентирован такой маркетинговый шаг, как онлайн-предпродажа — когда наиболее интересные новинки сначала появляются в интернет-магазине и лишь через несколько недель — на прилавках. В частности, так "Эльдорадо" выводил на рынок коммуникатор Sony Xperia X1 и телефон Nokia 5130 XpressMusic.
"Евросеть" также отметила, что за первое полугодие 2009 года ее продажи в интернете выросли на 40% на фоне спада показателей традиционных магазинов. Выручка при этом увеличилась в 1,6 раза. За тот же период оборот интернет-продаж сети "Связной" вырос на 15%. Ритейлеры связывают подобную динамику с тем, что клиенты стали более аккуратны и осторожны в своих тратах: решая, где сделать покупку, они все чаще ориентируются на известный бренд.
Новая волна
Рост интернет-аудитории и, главное, повышение ее активности стимулировали к развитию онлайн-бизнеса и более далекий от сети сегмент ритейла — продуктовый. В том числе и премиальный: продажи через интернет начала развивать "Азбука вкуса". А уже имеющий подобный опыт "Седьмой континент" довольно заметно обновил свой веб-проект. Теперь акцент делается не на узком предложении элитных дорогих продуктов, а на широком ассортименте продуктов повседневного спроса. Обе сети надеются таким образом расширить географический охват и повысить лояльность клиентов, а также привлечь новых — тех, кому добираться в обычные магазины этих брендов, например, неудобно.
На подобном фоне логичным смотрится решение Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") запустить свои интернет-магазины в Москве и Петербурге. С этой целью крупнейший в российской рознице игрок инвестировал недавно $1 млн в контрольные пакеты акций интернет-магазинов bolero.ru и уже упоминавшегося 003.ru. Пока речь идет о доле в 51%, однако по условиям соглашения в течение пяти лет X5 имеет возможность выкупить у партнеров оставшиеся 49%.
Магазин bolero.ru специализируется на торговле медиапродукцией и книгами, 003.ru — на электронике и бытовой технике. Теперь они объединены в рамках новой компании — "АйТи Бизнес", в которую переведены сотрудники и которой переданы права на домены, оборудование, клиентская база, call-центр и права аренды складских мощностей. Оба бренда пока сохранены, однако не исключено, что со временем ритейлер запустит вместо них новый. Раз уж, по словам исполнительного директора сети Льва Хасиса, Х5 претендует на то, чтобы создать ведущего игрока на российском рынке электронной коммерции.
"Экспансию в онлайн нельзя назвать типичной для российского продуктового ритейла, — отмечает Татьяна Менькова, аналитик ИК "Финам".— Конечно, тот же 003 в свое время принадлежал "Марте", которая активно развивала розничную торговлю, но был для нее скорее непрофильным проектом. Вообще, Х5 может дать хороший драйвер роста для своих новых активов, в частности обеспечив вложения в их маркетинг и организовав региональную экспансию. В последнем случае большую роль играет уже имеющаяся логистика, которая упростит выход 003 и bolero.ru в регионы".
Андрей Маликин, директор IT-департамента группы "Союз", связывает растущий интерес к интернету со стороны традиционно оффлайновых ритейлеров с тем, что, во-первых, во многих регионах их присутствия магазины стали нерентабельными, а экспансия в новых регионах — проблематичной. "Единственный вариант присутствия в „проблемных“ регионах — это интернет,— считает Андрей Маликин.— Во-вторых, интернет-магазин — это инструмент, позволяющий увеличить оборачиваемость товара по крайней мере определенной специ­фики, типа союзовского. Гораздо больше вероятность, что редкий диск найдут и купят в интернете, чем с "дальней" полки магазина".
Экономика онлайн
В результате сделки для Х5 формируется неплохая стартовая база в интернете — за счет давно сформированных и много лет отработавших в сети площадок. На первом этапе планируется продажа исключительно непродовольственных товаров в Москве и Санкт-Петербурге, затем и ассортимент, и географический охват, вероятно, будут расширены. Здесь у компании есть второй выигрышный момент — развитая региональная инфраструктура, которая позволит упростить логистику.
Предполагается, что оплачивать товары, заказанные в интернет-магазинах, можно будет в принадлежащих Х5 оффлайновых супермаркетах. Там же можно будет получить заказанный по интернету товар, сэкономив на курьерской доставке. Востребованность такой бизнес-модели в России уже не один год демонстрирует сеть "Утконос", изначально ориентированная на дистанционный формат заказа — по каталогу на специализированной точке (не в магазине, а скорее в мини-офисе), по телефону или через интернет.
В Х5 надеются на синергетический эффект от объединения оффлайнового и онлайнового каналов продаж, подразумевая затраты на закупки, логистику, рекламу и проч. Действительно, создание интернет-магазина такого масштаба с нуля было бы крайне затратным мероприятием. Принято считать наоборот — и привязывать к этому более низкие цены в интернете. Однако экономия на помещениях не обязательно покроет расходы на курьеров, которые должны обеспечить если не равный, то хотя бы сопоставимый с оффлайном оборот. Не очень способствует снижению цен и обеспечение приема платежей через интернет — учитывая, что комиссия "съедает" 3% от трансакции.
На кажущуюся дешевизну интернет-проекта обращает внимание Олег Вайнберг, IT-директор "Компьютер центра КЕЙ": "Кажущуюся, потому что если интернет-магазин не паразитирует на других подразделениях и честно включает в состав затрат и рекламу, и оплату центрального офиса, и все остальное, он не дешевле. Намного меньше платежи за помещения и намного больше стоимость логистики, доставки до конечного потребителя. Все эти курьеры, машины. Даже если их выделить отдельной строкой, за все в итоге платит покупатель". Андрей Маликин также отмечает, что хотя интернет-магазин и дает экономию накладных расходов (товар лежит не в дорогом магазине, а на существенно более дешевом складе, нет продавцов и кассиров и т. п.), он требует дополнительных расходов — на call-центр, службу доставки и проч.
В целом развитие интернет-магазинов связано с меньшими издержками, чем открытие новых магазинов, комментирует Татьяна Менькова ("Финам"). "Однако по мере роста проектов под них придется создавать самостоятельную логистику, требуемые инвестиции вырастут в разы. Возможно, в этих условиях Х5 продаст интернет-бизнес или привлечет к управлению каких-то крупных профильных партнеров",— предполагает аналитик.
Остаться в сети
При всех сложностях ведения бизнеса в интернете в текущей ситуации он видится игрокам розничного рынка очень перспективным. Андрей Маликин считает, что "для любого ритейлера использование такого канала сбыта, как интернет, обязательно, тем более что уже есть практически вся бэк-офисная инфраструктура. Основная стратегия — увеличивать предложения товаров и услуг в интернете и следить за тем, чтобы интернет- и традиционный оффлайн-бизнес не пересекались, а качественно дополняли друг друга".
Татьяна Менькова подчеркивает, что помимо снижения издержек торговые компании учитывают и динамику рынков: "Интернет-коммерция растет в несколько раз быстрее традиционной. Ожидается, что средние темпы роста товаро­оборота в традиционной торговле в ближайшие годы составят 8–10%, а интернет-коммерция будет расти на 50% в год".
Мария Попова,  "Коммерсант" № 54
Российские ритейлеры идут в интернетритейлеры, ритейл, онлайн-магазин, интернет-торговля, торговля в интернет, торговля, интернет-коммерция
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Российские ритейлеры идут в интернет
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/rossiyskie-riteylery-idut-v-internet/2020-01-22


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052