Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Продуктовые сети сокращают запуск собственных торговых марок
Крупные продуктовые сети сокращают регистрацию собственных торговых марок после периода активного роста, пишет «Ъ».
Фото: Robert Kneschke/Shutterstock/Fotodom
По данным компании «Онлайн Патент», в первом полугодии 2025 года количество подаваемых ритейлерами заявок на товарные знаки уменьшилось на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эта тенденция стала продолжением курса на оптимизацию ассортимента, который торговые сети взяли после бурного расширения линейки собственных брендов в 2022–2023 годах.
Снижение активности связано с изменением потребительского поведения и общей экономической ситуацией. Как отмечает генеральный директор «Онлайн Патента» Алина Акиншина, неблагоприятная конъюнктура заставляет сети пересматривать стратегии продвижения. Подтверждением этому служат данные «Альфа-банка», зафиксировавшего снижение расходов на продукты питания на 0,6% в мае—июне 2025 года. Аналитики прогнозируют длительный период стагнации в розничной торговле, поскольку спад затронул все товарные категории.
Среди крупнейших игроков рынка наиболее значительное сокращение регистраций собственных марок наблюдается у Mercury Retail Group (на 40%), X5 Group (на 35,2%) и «Самоката» (на 30%). При этом некоторые сети, напротив, наращивают активность. Например, «Лента» увеличила количество подаваемых заявок на 10%, а «Вкусвилл» — в полтора раза.
Как поясняет председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов, текущее замедление стало закономерной реакцией на предыдущий бум, когда ритейлеры массово замещали ушедшие с рынка бренды. Сейчас компании сосредоточены на развитии наиболее перспективных направлений, таких как готовая еда, продукты здорового питания и замороженная продукция.
Несмотря на снижение темпов роста, собственные торговые марки остаются важной частью стратегии ритейлеров. По данным АКОРТ, в 2024 году их доля в обороте крупных сетей превысила 22%, а у дискаунтеров достигла 60–70%. Эксперты Infoline отмечают, что поставщики стали менее заинтересованы в развитии СТМ из-за роста затрат и дефицита производственных мощностей, что дополнительно сдерживает расширение ассортимента.
По прогнозам аналитиков, тенденция к сокращению регистраций сохранится. Как отмечает управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов, независимые производители активно защищают свои рыночные позиции, а потребители часто отдают предпочтение знакомым брендам. В этих условиях торговым сетям приходится искать баланс между развитием собственных марок и поддержанием рентабельности бизнеса.
Продажи интернет-магазинов ритейлеров и нишевых площадок могут вырасти на 20% в 2025 году
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Внедрение системы видеораспознавания позволило корпорации «Гринн» значительно снизить потери и повысить продажи.