Реклама на retail.ru

Декоративное изображение
Мы в соцсетях
Декоративное изображение
3 520

Поделиться

Валерия Молоканова, «1С»: «В состав типовых решений уже включены сервисы на основе искусственного интеллекта»

Продукты «1С» отвечают главным ИТ-трендам ритейла – экосистемность и применение искусственного интеллекта. О том, какие задачи они помогают решать, как используют возможности ИИ и как влияют на цифровое будущее рынка, Retail.ru поговорил с руководителем группы практик автоматизации торговли фирмы «1С» Валерией Молокановой.

Фото: Retail.ru

– Какие ключевые задачи ритейла были реализованы в продуктах «1С» в 2024 году?

– Самым важным вызовом для нас как вендора программного обеспечения было создание и развитие экосистемы продуктов для автоматизации торговли. Нашим клиентам экосистема удобна тем, что позволяет быстро подстраиваться под рыночную ситуацию, отвечать на вызовы рынка. Самый быстрый способ подстроиться под новые задачи без масштабных внедрений – это использовать другие продукты и сервисы экосистемы.

То есть не надо заново внедрять core-систему, можно подключить в том числе бесшовным способом сервисы «1C», которые стали необходимы на данном этапе развития. Например, компания не торговала в онлайне, а теперь решила запускать интернет-магазин, и ей нужен сервис доставки. Наша экосистема позволит бесшовно подключить сервис доставки к программным продуктам компании.

И именно в этом смысл создания такой системы: когда у бизнеса появляются новые задачи, он может их решать, используя уже существующие возможности.

– Какие тренды ритейла будут ключевыми при разработке решения «1С» в 2025 году?

– Один из ключевых трендов ближайших лет – это использование искусственного интеллекта, способного решать разные задачи, от автоматизации рутинных действий до создания креативного контента. И, конечно, «1С» продолжит активно развивать инструменты, позволяющие ритейлерам применять ИИ в своих процессах.

Сейчас ритейлеры испытывают дефицит кадров, и к нам поступает все больше запросов на автоматизацию рутинных операций. Такие решения очень востребованы, и «1С» над ними много работает.

– В какие решения «1С» уже встроен искусственный интеллект?

– Часть сервисов на основе ИИ уже перешла в промышленную эксплуатацию и включена в состав типовых решений, часть – пилотируется, часть находится в разработке.

В коробочных продуктах уже встроено несколько ИИ-сервисов. Например, распознавание документов, когда искусственный интеллект оцифровывает скан или бумажный документ и вносит его в систему. Вышел сервис по прогнозированию спроса на основе больших данных. Система анализирует, что было продано, какие факторы влияли на продажи и каким образом, и генерирует прогноз продаж, помогает ритейлеру оптимизировать запасы, определять количество продавцов на точке и так далее. Используются голосовые помощники, например, бот, помогающий вести протокол совещания. В 2025 году будут запущены новые сервисы, о которых мы расскажем позже.

Появление этих сервисов «под капотом» типового тиражного продукта позволяет пользоваться искусственным интеллектом не только крупным, но и средним и даже самым маленьким компаниям. Такой тренд мы раньше наблюдали только на западных рынках, а сейчас «1С» предоставляет такую возможность нашим пользователям, в том числе компаниям малого бизнеса.

– Вы говорили об экосистеме «1С», расскажите, какие интеграции уже есть и появятся в ближайшее время.

– Поскольку сейчас активно развивается электронная коммерция, «1С» интегрируется с различными логистическими операторами, чтобы помочь пользователям обеспечить доставку. Были выпущены интеграции с перевозчиком «Деловые линии» – для крупных грузов, с «Яндекс Доставкой» – для доставки грузов по городу. Совсем недавно, в ответ на частые запросы наших клиентов, вышла интеграция с логистическим оператором СДЭК. Соответственно, теперь любой наш клиент может непосредственно в системе «1С» заказать доставку с помощью сервиса СДЭК и отслеживать статус заказа.

Читайте также:
Партнеры «Деловых линий»: опыт организации доставки из программы
Читайте также:
Как вовремя доставлять свежие морепродукты?

Развиваем интеграцию с маркетплейсами. Летом 2025 года планируем выпустить интеграцию с Wildberries, это тоже решение, которое у нас часто просили клиенты, являющиеся селлерами этой площадки. Ранее выпустили интеграции с «Яндекс Маркетом» и Ozon, и они активно развиваются совместно с нашими пользователями.

Очень удобно, что в «коробке» есть возможность быстрого выхода на маркетплейс. Селлер может подключиться, выгрузить свою номенклатуру, управлять ценами, контролировать остатки и так далее.

Если все это раньше требовало больших ресурсов, то теперь пользователи наших продуктов, надеемся, смогут на этом сэкономить силы и время.

Читайте также:
Как продавцу интегрировать свои системы учета с маркетплейсами

– Как вы балансируете между универсальностью платформы и отраслевыми нишевыми форматами?

– Архитектурно «1С» состоит из двух компонент – платформа, на которой ведется разработка, и продукты, уже разработанные на этой платформе. Причем есть типовые решения, покрывающие большую часть потребности всех компаний, а есть отраслевые.

К типовым программным продуктам, например, относятся «1С:Управление торговлей», «1С:Розница», в которых содержатся все необходимые процессы и документы, поддерживаются требования законодательства.

Если компании под ее задачи нужны уникальные продукты, она может разработать их сама или с помощью вендоров – партнеров «1С». Например, ювелирная сеть Sokolov разработала инструмент «Точки контроля» в «1С», позволяющий вовремя находить и править ошибки в бизнес-процессах. Также у нас есть ряд франчайзи, разрабатывающих и внедряющих специфические отраслевые решения с учетом индивидуальных запросов.

Таким образом, наш клиент может выбирать – в одном случае использовать типовое решение, в другом – отраслевое, делать собственную доработку. Это гибкий подход, позволяющий любому предприятию найти оптимальный вариант построения своей ИТ-системы.

– Многие компании ритейла работали на импортных ИТ-платформах, а затем стали переходить на отечественные. Закончился ли процесс перехода и какова сейчас ситуация на рынке?

– Ситуация разная. Некоторые компании, в том числе крупные, столкнулись с тем, что в какой-то момент их просто отключили от систем западных вендоров, и им пришлось переходить на отечественные продукты в кратчайшие сроки, потому что других вариантов уже не оставалось. Такие компании этот переход в большей степени уже завершили. Те, кто и сейчас использует западные продукты, перестраивают свои ИТ-стратегии и думают, как минимизировать риски. Например, компании Faberlic и «Бристоль» рассказывали о том, что при выборе новых IT-решений отдают предпочтение отечественным продуктам, в том числе «1С».

Есть компании, решившие подождать, пожить с теми продуктами, которые у них есть, пока такая возможность остается.

Но если раньше ИТ-директора могли себе позволить не расширять свой кругозор, а жить в рамках одной западной системы, то сейчас им необходимо учитывать риски, неизбежно возникающие в этом случае.

Безусловно, есть компании, изначально выбравшие «1С», и, наверное, сейчас они сказали себе спасибо за свою прозорливость. Их ИТ-стратегии не изменились, они продолжают работать с нами.

Читайте также:
Международная автоматизация Faberlic на «1С:ERP»

– Были ли добавлены в «1С» новые функции благодаря импортозамещению – может быть, функции, недоступные в зарубежных аналогах?

– Продукт развивался всегда, независимо от импортозамещения, в ответ на запрос наших клиентов. Но в связи с тем, что многие пользователи перешли с западных систем, таких запросов стало больше. Наши новые пользователи имеют свои потребности и формируют новые задачи, которые учитываются при разработке продуктов.

– Что делает фирма «1С», чтобы отраслевые решения учитывали все текущие требования законодательства и все нововведения властей, насколько оперативно вы адаптируете продукты под законы?

– Сейчас наблюдается важный тренд – компании отдают поддержку законодательства на откуп вендору, чтобы просто получать регулярные обновления.

Оперативность отражения того, что необходимо для соблюдения законодательства, всегда была сильной стороной «1С». Это масштабная работа слаженной команды нашей компании, которая проходит много этапов. Большое количество специалистов занимается тем, что взаимодействует с ведомствами, мониторит законодательные изменения и продумывает, как положить эти изменения на бизнес-процессы пользователей, чтобы обеспечить комфортную работу и безопасность. То есть наши клиенты могут быть уверены в том, что, используя типовые актуальные продукты, они выполняют все требования законодательства.

– Как «1С» упрощает кастомизацию решений под уникальные бизнес-процессы?

– В первую очередь, совершенствуем технологии платформы, например, механизм расширений, чтобы к типовым конфигурациям можно было дописать какую-то функциональность и при этом не потерять плюсы типовых продуктов.

Второй инструмент – создание разных сервисов, развитие интеграционных механизмов. Когда есть ядро, специфические процессы можно дописать, либо интегрировать, либо подключить расширением, либо подключить с помощью дополнительных модулей. Соответственно, мы как поставщик платформы обеспечиваем такую возможность.

Поскольку у «1С» открытый код, компании могут дописывать решения сами под свою специфику. В частности, так делают «Магнит», «Дикси».

Еще пример – компания «Бристоль», использующая типовые продукты «1С» в части работы с документами, написала сама себе модули по планированию ассортимента и спроса и по распределению товаров по магазинам.

– Как вы поддерживаете малый и средний бизнес в ритейле, есть ли у них доступ к тем же технологиям, что и у крупных сетей?  

– Фирма «1С» выпускает линейку продуктов для бизнеса разного размера. Маленьким компаниям очень важны качество и стабильность типового программного продукта, потому что у них нет своего ИТ-отдела, возможности тестировать разные решения и отслеживать законодательные изменения. При этом у них, как правило, не уникальные процессы. Продукты «1С» для небольших компаний поддерживают большую часть всего того, что им необходимо для работы, соответствуют всем требованиям законодательства, регулярно. Например, системы «1С:УНФ», «1С:Розница», которые мы продолжаем развивать, помогая малому ритейлу выполнять требования законодательства, жить, расти и увеличивать прибыль.

Когда компания подрастет, у нее появятся уникальные процессы, собственные особенности, она сможет либо перейти на более сложный старший продукт, либо доработать свою систему.

– Получается, что, вырастая, компания сможет подключать решения из экосистемы «1С», не вкладывая огромные усилия и средства в написание новых программ? И мы вновь возвращаемся к тому, с чего начали, – к экосистемному подходу.

– Совершенно верно. Мы считаем, что цифровое будущее должно стать именно таким – органичным, целостным, и строим такое будущее в экосистеме «1С».

Посмотрите видеозапись интервью с Валерией Молокановой в Медиацентре Retail.ru

Материал создан на Russian Retail Show 2025 в рамках #МедиацентрRetail, который работал при поддержке наших партнеров: фирмы «1С»Open Group и Сервис Плюс.

Благодарим за сотрудничество!

Retail.ru

Интервью
Декоративное изображение

Алексей Кузнецов, 4RM Systems: «Наша цель – «умный» магазин без кассиров и продавцов»

Производитель торгового оборудования 4RM расширяет линейку продуктов, обогащая модели новыми возможностями.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами