Итоги и планы. Новый год на Retail.ru
DIY, товары для дома, мебель
E-commerce, интернет-магазины
Retail
Бизнес мнения
Зарубежный опыт торговли
Исследования и рейтинги
Кризис. Точка бифуркации
Маркетинг и экономика торговли
Общеотраслевое
FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
Автоматизация на 1С
30 декабря 2019, 06:00 9184 просмотра

Иван Федяков, INFOLine: «К 2021 году стоит готовиться очень серьезно — там будет поинтереснее даже, чем сейчас…»

Каким был российский ритейл 20 лет назад и что ждет его через несколько месяцев, через год и 5 лет? По нашей просьбе генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков заглянул в будущее и дал оценку ключевым трендам розничного рынка.

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков

— Два крупных игрока информационного поля — портал Rerail.ru и аналитическое агентство INFOLine в 2019 году отпраздновали 20-летний юбилей. Случайное ли это совпадение или к 1999 году на рынке российского ритейла сложилась ситуация, вызвавшая острую потребность в подобных проектах?

— Двадцать лет назад российский предприниматель испытывал нехватку информации. В конце 1999 — начале 2000 года мы проводили исследование, которое выяснило, что только 15% российских компаний имели постоянный выход в интернет, то есть могли пользоваться интернетом в течение всего рабочего дня.

У оставшихся компаний либо вообще не было интернета, либо был выход через dial-up-соединение, который они использовали периодически, чтобы что-то скачать, проверить почту и сразу же выйти. Сегодня сложно себе это представить, но тогда это было так, и в таких условиях мы начинали.

Острая нехватка отраслевой и аналитической информации вызвала повышенный спрос со стороны предпринимателей, а по закону Адама Смита, который никто не отменял, спрос рождает предложение. Так стала закономерной реализация этих двух проектов — отраслевого портала Retail.ru и аналитического агентства INFOLine.

Интересно, что сегодня, когда интернет доступен 24/7 и всегда под рукой, в личном гаджете, актуальность аналитической информации не утратилась, а даже, наоборот, стала выше и постоянно растет.

В условиях переизбытка информации, когда огромный поток данных непрерывно льется на пользователя, важно выделить те данные, которые реально помогают развитию бизнеса, решению конкретных задач, отвечают на вопросы, стоящие перед предпринимателями и сотрудниками компаний. В моем понимании как раз Retail.ru и INFOLine помогают предпринимателям, игрокам рынка ритейла решать актуальные задачи.

Иван Федяков проанализировал основные этапы развития российского ритейла за последние 20 лет и сделал прогнозы на будущее в своем докладе «Retail Russia TOP-100. Современная история – последние 20 лет. Перспективы развития» на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?».

Видеозапись выступления Ивана Федякова и других спикеров конференции, а также отзывы участников можно посмотреть на странице мероприятия

Фото с конференции опубликованы в группе Retail.ru на Facebook

— Какие прогнозы развития рынка ритейла аналитики INFOLine строили двадцать лет назад?

— Развитие ритейла, которое мы наблюдали минувшие двадцать лет, было неожиданным, во многом непредсказуемым и даже уникальным. Были и остаются очень интересные проекты, за которыми крайне любопытно следить. Но уже тогда, двадцать лет назад, мы понимали, что российская розница, российский потребительский рынок пойдут по пути развитых западных стран, по тому пути, который уже прошли европейские страны и США. В этом смысле наши прогнозы оказались верными.

Российский рынок за очень короткий срок, исчисляющийся максимум десятилетием, прошел тот период, на который Европе потребовалось 50–60 лет. И форматы, оказавшиеся устойчивыми и конкурентоспособными на европейском рынке, сегодня заполонили улицы наших городов. То есть благодаря информации о внешних рынках, сопоставлению историй развития различных компаний мы тогда определили общее направление.

— В чем была уникальность развития российского ритейла?

— В российском ритейле успешны те проекты, которые адаптированы под реалии рынка и учитывают менталитет россиян. В некоторых случаях это могут быть абсолютно уникальные, даже для мирового рынка, решения.

В начале 2000-х годов в воздухе висел вопрос — станет ли ритейл, как многие другие рынки, глобальным? Тогда крупные международные компании, такие как Walmart, Tesco, Carrefour и другие, стали помышлять о транснациональном бизнесе.

Казалось, что, владея передовыми технологиями, успешно отработанными на своих домашних рынках, они могут масштабировать их по всему миру. Именно тогда, в начале века, эти гиганты стали осуществлять активную экспансию. Walmart вышла на рынок Европы и Китая, открыла офис в России, где работала почти 1000 человек.

Сеть Tesco вышла в Японию, Среднюю Азию, Китай, США. Тогда им казалось, что ритейл, как и другие отрасли, станет глобальным, появятся глобальные транснациональные розничные сети.

Но не вышло. Все попытки этих крупных компаний занять какие-то достойные позиции на национальных рынках оказывались безуспешными. Кое-где удалось закрепиться, иногда соседние регионы позволяли компании остаться на своих рынках, но со многих рынков пришлось уйти. Например, Walmart покинула рынок Германии и испытывает большие проблемы в Китае, другие лидеры отрасли вынуждены были ретироваться в домашний регион.

И только на границе 2010 года уже стали говорить, что ритейл — это не глобальная, а исключительно национальная история. Слишком большую роль играют национальные особенности, которые в глобальном масштабе учитывать практически невозможно.

Россия уникальна тем, что лидеры отрасли здесь — национальные операторы. Во многих других странах Восточной Европы рынки ритейла были отданы крупным европейским компаниям. В Россию выходил и вынужден был уйти Carrefour, планировал выйти, но так и не вышел Walmart, работают, но при этом не лидируют, международные компании – Auchan, Metro.

Нам удалось сохранить лидерство практически во всех сегментах, кроме DIY. Хотя и там российская компания «Петрович» уже занимает вторую позицию в топ-3 крупнейших компаний, обогнав OBI. А сила позиции Leroy Merlin в том, что они смогли адаптироваться под рынок, и их российские магазины по концепции сильно отличаются от французских.

Сюда к ним приезжают специалисты из французского офиса, чтобы учиться тем технологиям, которые они отработали в России и которых пока нет на Западе. И сейчас «Леруа Мерлен Восток» — это российский оператор, открывающий магазины не только здесь, но и в соседних странах.

Уже запущен первый магазин в Казахстане, где планируют открыть до 15 магазинов. Готовится к открытию первый магазин в Белоруссии. И делает это московский, а не лилльский офис.

Слайд из доклада Ивана Федякова, сделанного на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?»

Слайд из доклада Ивана Федякова, сделанного на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?».

— Давайте попробуем сделать прогноз на два десятилетия вперед. Каким, по вашему мнению, будет ритейл через двадцать лет?

— Коротко ответить на этот вопрос невозможно. В краткосрочной и среднесрочной перспективе маркетплейс начнет очень серьезно вытеснять классический ритейл, потому что маркетплейс — это технология, перевернувшая всю товаропроводящую цепь.

Агрегаторы позволяют напрямую свести интересы потребителя с возможностями производителя, создают уникальную компетенцию, уникальное свойство услуги и продукта. Появляются узконишевые продукты, которые даже сложно себе представить продающимися в традиционном магазине.

Приведу пример. У моих довольно редких и дорогих наушников в процессе эксплуатации порвалась амбушюра (часть, которая соприкасается с ухом), при этом сами наушники работали безупречно.

Я пришел в сервис-центр марки и попросил подшить амбушюру. На что мастер мне ответил: какой смысл ремонтировать, закажите на AliExpress готовую запчасть. Я не поверил, что такие вещи вообще может кто-то производить. Но мастер нашел через приложение амбушюры для этой модели по какой-то смешной цене.

Для меня это был уникальный эксперимент, перевернувший представление о возможностях маркетплейса. И таких потребительских кейсов становится все больше, появляются совершенно новые направления и товарные группы, ориентированные на очень узкий круг населения, но востребованные и развивающиеся.

Конечно, в этой технологии скрывается и огромный риск. На американском рынке в связи с маркетплейсами наблюдается массовое закрытие физических магазинов, в Китае, где Alibaba занял 80% онлайн-торговли, массово закрываются интернет-магазины.

В Европе уже вводятся законы, защищающие физических ритейлеров, потому что власти понимают, что ритейл – это одна из ключевых отраслей экономики, где занято трудоспособное население.

В более далекой перспективе на смену и ритейлу, и маркетплейсу придут экосистемы.

— Сформулировано ли уже само понятие «экосистема», что оно подразумевает?

— Экосистема — это создание вокруг потребителя среды, в которой он уже перестанет замечать, что что-то покупает. Будет просто происходить удовлетворение потребностей за счет технологических решений, таких как голосовые помощники.

Например, человек скажет своему дому: «Я хочу пиццу», и через пятнадцать минут горячая пицца, доставленная курьером, будет лежать у него на столе. Даже не через двадцать лет, а уже сегодня через голосовой помощник «Алиса» можно заказать пиццу, завтра можно будет заказать билет на самолет, послезавтра — керамическую плитку, сантехнику и так далее.

Сейчас компании учатся, ищут новые технологии и решения, чтобы удовлетворять те или иные потребности, и, как это часто бывает, находятся возможности, о которых раньше никто даже не задумывался.

Про авиабилеты вспомнил интересный кейс . Обсуждали с Яндексом, что поиск билетов в голосовом интерфейсе более человечный, чем поиск на сайте руками.

Чтобы найти самому на сайте, нужно ввести точку назначения, указать дату, выбрать авиакомпанию, учесть количество пересадок, найти оптимальное время и стоимость — все это довольно долго и муторно, хотя, конечно, гораздо удобнее, чем физическая авиакасса.

На самом деле рядовой потребитель формирует запрос примерно следующим образом: «Хочу в эти выходные комфортно слетать на море по цене не больше чем 5 тыс. руб. за билет. Куда-нибудь, где тепло и можно отдохнуть». Будет ли это Черное море, или Средиземное, или какое-то другое море — не важно. Это как раз тот пример, когда человек не хочет тратить время на поиск, а хочет получить готовое решение.

Я вот все жду, когда кто-то из ритейлеров поможет мне заказывать продукты вовремя и без моего участия. Ведь это несложно, например, рассчитать, когда кончается туалетная бумага и привезти ее к этому сроку, чтобы покупателю не надо было помнить, когда и что у него заканчивается. И это достаточно легко запрограммировать.

Дальше системы будут все больше и больше окружать нас, подсказывать, помогать, решать наши проблемы. В рамках этой помощи будут производиться покупки, не важно, чего — продуктов питания, авиабилетов, лекарств, мебели и так далее.

Например, смарт-часы будут понимать, что человек приболел, автоматически поставят диагноз, выпишут рецепт, закажут, оплатят, проконтролируют доставку лекарств и, что немаловажно, напомнят про прием.

Смарт-устройства, интернет вещей — вот где сейчас быстрее всего развиваются технологии, которые объединяются под одним понятием — «экосистема».

Здесь главное, чтобы не ставили каких-то искусственных запретов на развитие этих технологий, так как очень часто появляется такой соблазн. Технологии будут развиваться, и не надо этому мешать, просто надо адекватно их направлять на улучшение качества жизни.

Слайд из доклада Ивана Федякова, сделанного на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?»

Слайд из доклада Ивана Федякова, сделанного на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?». 

— Изменились ли за эти годы методы сбора информации, инструменты анализа, прогнозирования?

— С одной стороны, есть незыблемые законы, прописанные в учебниках по маркетингу и книгах известных специалистов.

Теория Адама Смита, пирамида Маслоу не меняются, это классика, фундаментальный анализ, от которого мы, видимо, никуда не уйдем, потому что они показывают свою эффективность.

Законы Ньютона ведь не меняются со временем, почему должны меняться законы маркетинга? Но появляются новые инструменты, которые раньше было невозможно представить, такие как видеоаналитика, позволяющая автоматизировать анализ потока людей, распознавание лиц, которое дает возможность с очень высокой точностью определять гендерный и возрастной признаки, сейчас уже учатся определять настроение людей и т. п.

— INFOLine пользуется подобными автоматизированными системами подсчета?

— Только по необходимости, в зависимости от проекта и направления. В большей степени агентство INFOLine занимается исследованием вопросов взаимодействия хозяйствующих субъектов, работающих в отрасли: конкурентная среда сети, взаимодействие цепочки «производитель — ритейлер — потребитель», работа сервисных компаний и их влияние на рынок, межотраслевая конкуренция.

— Пользуетесь ли вы только открытыми источниками или добываете инсайдерскую информацию?

— Мы никогда не переходим границ коммерческой тайны, не занимаемся шпионажем и подкупом сотрудников. И ни в коем случае никогда не будем этим заниматься. Чаще всего используем открытые и доступные информационные ресурсы и, конечно, имеем эксклюзивные источники, добытые за долгие годы работы в отрасли.

Нас адекватно воспринимают все участники рынка: и ритейлеры, и поставщики, и сервисные компании, и даже государственные структуры. Нас не боятся, понимают, что мы не ангажированы и не предвзяты в своих исследованиях, а показываем ситуацию так, как она есть.

Была ситуация, когда нас вызвали на кредитный комитет крупного банка, мы тогда представили исследование по одному из направлений бизнеса, которое помешало «дочке» банка получить новый кредит на развитие. Тогда мы смогли доказать свою позицию, а через год на этом рынке грянул кризис, и у других кредиторов были большие проблемы с активами, а мы своих клиентов, по сути, предостерегли.

Принципиальная позиция в том, что мы даем только качественный продукт и даем информацию честно, как есть.

— Многие финансовые аналитики предсказывают, что в следующем году снова наступит кризис. Что вы думаете по этому поводу?

— Придерживаюсь той теории, что кризисы цикличны, — это само по себе нормально. Кризисы, меняя фазы развития ритейла, всегда давали новые направления развития.

Кризис будет, и в этом нет никакого сомнения, потому что накопились проблемы в экономике.

В России кризис 2014 года часто ассоциируется с санкциями, девальвацией рубля, Крымом и так далее. Но мало кто помнит, а я хочу об этом напомнить, что в 2013 году началось снижение розничного товарооборота, тогда еще Крым не был нашим, не было никаких санкций, не было войны на Украине, но розничный товарооборот в продуктах питания стал снижаться с мая 2013 года.

И мы об этом говорили, показывали игрокам рынка, что кризисные явления начались. В обществе наблюдалось нарастание напряженности из-за неэффективности управления. Потом случился кризис, объясняемый санкциями, что отдалило нас от настоящей проблематики.

Тогда мы сделали прогноз, что кризис 2014 года будет развиваться по L-образному сценарию — быстрое падение и долгое восстановление, которое займет десятилетия. Как раз это сейчас и наблюдается. Происходит очень медленное, вялое восстановление рынка, которое вернее назвать даже не ростом, а стагнацией.

Без кардинальных реформ в экономике и управлении мы не сможем шагнуть вперед. Старая модель начинает превращаться в подобие застоя 80-х годов, когда в целом все вроде бы хорошо и спокойно, но весь мир стремительно нас обгоняет.

К сожалению, кризис 2014–2015 годов ничего нам не принес с точки зрения изменений, мы по-прежнему пытаемся двигаться старым способом, а это уже неэффективно. Нужна конструктивная позиция развития правительства, бизнеса, общества в нашей стране.

— То есть придется повторить не пройденное в 2014 году?

— Это будет другой кризис, вопрос только в том, что этот кризис спровоцирует. Сегодня Россию поддерживают высокие экспортные цены на сырьевые товары, это не только углеводороды, но и пшеница, удобрения, цветные металлы и так далее.

Глобальная международная конъектура играет в плюс России, у страны положительный торговый баланс, то есть продаем больше, чем покупаем, плюс действует программа импортозамещения и снижения импорта из Европы. И это положительное сальдо поддерживает текущую экономическую модель. Но сама модель уже устарела.

Как паровоз — он тоже движется, но медленнее, чем современные транспортные средства. Мы хоть и двигаемся, но недостаточно динамично, в какой-то степени даже пытаемся не замечать то, что весь мир двигается гораздо быстрее.

Например, Китай развивается с феноменальной активностью, у нас есть такой же потенциал, но мы его не используем.

Кризис неминуем, и нам дорого придется расплатиться за застой последних лет.

Это не только проблема России. В масштабе мировой экономики в 2020 году — выборы президента США, и Трамп не допустит кризиса, потому что ни один американский президент не выигрывал выборы на второй срок в момент падения фондового рынка.

Поэтому Трамп будет делать все возможное, чтобы следующий год был положительным для мировых фондовых рынков. А вот после, когда этого сдерживающего фактора не будет, начнут осушать все и вся, потому что проблемы назрели, и прежние инструменты стимулирования экономики себя исчерпали.

Европа и США тоже ищут решения, на какой новый виток развития встать, чтобы и общество, и экономика развивались дальше. Поэтому, скорее всего, следующий год будет для нас все еще стабильным (стабильность, переходящая в стагнацию, к сожалению), а вот к 2021 году стоит готовиться очень серьезно, там будет поинтереснее.

Слайд из доклада Ивана Федякова, сделанного на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?»

Слайд из доклада Ивана Федякова, сделанного на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?»

— Вы можете назвать самые значимые события уходящего года в ритейле, в экономике в целом?

— Многие крупные события имели начало не в 2019 году, поэтому конкретных событий не выделю. Но если говорить о локальных значимых явлениях, то я жду больших изменений после внедрения системы быстрых платежей.

В этом году в России запущен эксперимент системы быстрых платежей, и пилотные платежи уже работают. Очень надеюсь, что эта технология начнет внедряться быстрее, потому что она открывает для ритейлеров новый, пока еще не изученный пласт возможностей коммуницирования с покупателем, которых не было и не будет в классическом товарно-денежном товарообороте.

С точки зрения изменений очень отрезвляет динамика Alibaba на российском рынке: в этом году только за 1–2 дня распродаж в «день одиночек» (который в России не отмечается, но теперь, видимо, будет отмечаться!) было продано товаров на 17 млрд рублей. А у нас порог вхождения в топ-100 ритейла — 15 млрд рублей в год.

То есть компания, не представленная в России физически, за один день делает выручку, которая позволила бы ей войти в топ-100 российского ритейла. После этого события многие должны протрезветь и понять, что грядут очень серьезные изменения.

Кстати, интересно, что AliExpress в рамках партнерства с Mail.ru и «Мегафоном» рассматривают возможности развития технологий продажи продуктов питания. Они в этом смысле смотрят далеко и надолго. Если им это удастся реализовать, продуктовый рынок начнет меняться еще быстрее.

— Что вы хотите пожелать коллегам на Новый год?

— Главное, ребята, сердцем не стареть! Оставаться восприимчивым к новым технологиям, новым трендам, событиям и новеллам в регулировании потребительского рынка.

Идет смена поколений, миллениалы, о которых мы говорили последние годы, становятся основными покупателями. Они думают совершенно по-другому, имеют другие ценности и потребности. Многие предприниматели, начавшие бизнес в 90-е годы, ориентировались на свое поколение, но сегодня важно оставаться восприимчивыми к трансформациям, которые неизбежны.

Хотелось бы, чтобы события, которые INFOLine будет анализировать, а портал Retail.ru — описывать, были восприняты не как проблема или угроза, а как возможности для нового витка развития, старта новых проектов или модернизации действующих.

Мы с вами были, есть и будем оставаться потребителями, поэтому хотим видеть современные, конкурентные, эффективные магазины с хорошим ассортиментом, подобранным под наши привычки, цели и задачи. Если все так будет складываться, я буду очень рад.

Валерия Миронова, Retail.ru

Посмотрите видеозапись доклада Ивана Федякова на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?».

Материал создан по следам мероприятия Как заработать, создавая и развивая розничные сети?

Федяков Иван

Основатель и генеральный директор INFOLine

Далее
1298
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram  и  Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Как планируют действовать собственники ТЦ и их аре...
540
Тройка лидеров укрепила свои позиции.
464
Спрос вырос в десятки раз, а продажи – в 2–3 раза.
1174
Оптовые продажи обнулились, но в рознице средний ч...
7745
Организуем удаленную работу менеджеров по ассортим...
718
Лайфхаки, закономерности, битва indoor и outdoor.
915

Каким был российский ритейл 20 лет назад и что ждет его через несколько месяцев, через год и 5 лет? По нашей просьбе генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков заглянул в будущее и дал оценку ключевым трендам розничного рынка.

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков

— Два крупных игрока информационного поля — портал Rerail.ru и аналитическое агентство INFOLine в 2019 году отпраздновали 20-летний юбилей. Случайное ли это совпадение или к 1999 году на рынке российского ритейла сложилась ситуация, вызвавшая острую потребность в подобных проектах?

— Двадцать лет назад российский предприниматель испытывал нехватку информации. В конце 1999 — начале 2000 года мы проводили исследование, которое выяснило, что только 15% российских компаний имели постоянный выход в интернет, то есть могли пользоваться интернетом в течение всего рабочего дня.

У оставшихся компаний либо вообще не было интернета, либо был выход через dial-up-соединение, который они использовали периодически, чтобы что-то скачать, проверить почту и сразу же выйти. Сегодня сложно себе это представить, но тогда это было так, и в таких условиях мы начинали.

Острая нехватка отраслевой и аналитической информации вызвала повышенный спрос со стороны предпринимателей, а по закону Адама Смита, который никто не отменял, спрос рождает предложение. Так стала закономерной реализация этих двух проектов — отраслевого портала Retail.ru и аналитического агентства INFOLine.

Интересно, что сегодня, когда интернет доступен 24/7 и всегда под рукой, в личном гаджете, актуальность аналитической информации не утратилась, а даже, наоборот, стала выше и постоянно растет.

В условиях переизбытка информации, когда огромный поток данных непрерывно льется на пользователя, важно выделить те данные, которые реально помогают развитию бизнеса, решению конкретных задач, отвечают на вопросы, стоящие перед предпринимателями и сотрудниками компаний. В моем понимании как раз Retail.ru и INFOLine помогают предпринимателям, игрокам рынка ритейла решать актуальные задачи.

Иван Федяков проанализировал основные этапы развития российского ритейла за последние 20 лет и сделал прогнозы на будущее в своем докладе «Retail Russia TOP-100. Современная история – последние 20 лет. Перспективы развития» на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?».

Видеозапись выступления Ивана Федякова и других спикеров конференции, а также отзывы участников можно посмотреть на странице мероприятия

Фото с конференции опубликованы в группе Retail.ru на Facebook

— Какие прогнозы развития рынка ритейла аналитики INFOLine строили двадцать лет назад?

— Развитие ритейла, которое мы наблюдали минувшие двадцать лет, было неожиданным, во многом непредсказуемым и даже уникальным. Были и остаются очень интересные проекты, за которыми крайне любопытно следить. Но уже тогда, двадцать лет назад, мы понимали, что российская розница, российский потребительский рынок пойдут по пути развитых западных стран, по тому пути, который уже прошли европейские страны и США. В этом смысле наши прогнозы оказались верными.

Российский рынок за очень короткий срок, исчисляющийся максимум десятилетием, прошел тот период, на который Европе потребовалось 50–60 лет. И форматы, оказавшиеся устойчивыми и конкурентоспособными на европейском рынке, сегодня заполонили улицы наших городов. То есть благодаря информации о внешних рынках, сопоставлению историй развития различных компаний мы тогда определили общее направление.

— В чем была уникальность развития российского ритейла?

— В российском ритейле успешны те проекты, которые адаптированы под реалии рынка и учитывают менталитет россиян. В некоторых случаях это могут быть абсолютно уникальные, даже для мирового рынка, решения.

В начале 2000-х годов в воздухе висел вопрос — станет ли ритейл, как многие другие рынки, глобальным? Тогда крупные международные компании, такие как Walmart, Tesco, Carrefour и другие, стали помышлять о транснациональном бизнесе.

Казалось, что, владея передовыми технологиями, успешно отработанными на своих домашних рынках, они могут масштабировать их по всему миру. Именно тогда, в начале века, эти гиганты стали осуществлять активную экспансию. Walmart вышла на рынок Европы и Китая, открыла офис в России, где работала почти 1000 человек.

Сеть Tesco вышла в Японию, Среднюю Азию, Китай, США. Тогда им казалось, что ритейл, как и другие отрасли, станет глобальным, появятся глобальные транснациональные розничные сети.

Но не вышло. Все попытки этих крупных компаний занять какие-то достойные позиции на национальных рынках оказывались безуспешными. Кое-где удалось закрепиться, иногда соседние регионы позволяли компании остаться на своих рынках, но со многих рынков пришлось уйти. Например, Walmart покинула рынок Германии и испытывает большие проблемы в Китае, другие лидеры отрасли вынуждены были ретироваться в домашний регион.

И только на границе 2010 года уже стали говорить, что ритейл — это не глобальная, а исключительно национальная история. Слишком большую роль играют национальные особенности, которые в глобальном масштабе учитывать практически невозможно.

Россия уникальна тем, что лидеры отрасли здесь — национальные операторы. Во многих других странах Восточной Европы рынки ритейла были отданы крупным европейским компаниям. В Россию выходил и вынужден был уйти Carrefour, планировал выйти, но так и не вышел Walmart, работают, но при этом не лидируют, международные компании – Auchan, Metro.

Нам удалось сохранить лидерство практически во всех сегментах, кроме DIY. Хотя и там российская компания «Петрович» уже занимает вторую позицию в топ-3 крупнейших компаний, обогнав OBI. А сила позиции Leroy Merlin в том, что они смогли адаптироваться под рынок, и их российские магазины по концепции сильно отличаются от французских.

Сюда к ним приезжают специалисты из французского офиса, чтобы учиться тем технологиям, которые они отработали в России и которых пока нет на Западе. И сейчас «Леруа Мерлен Восток» — это российский оператор, открывающий магазины не только здесь, но и в соседних странах.

Уже запущен первый магазин в Казахстане, где планируют открыть до 15 магазинов. Готовится к открытию первый магазин в Белоруссии. И делает это московский, а не лилльский офис.

Слайд из доклада Ивана Федякова, сделанного на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?»

Слайд из доклада Ивана Федякова, сделанного на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?».

— Давайте попробуем сделать прогноз на два десятилетия вперед. Каким, по вашему мнению, будет ритейл через двадцать лет?

— Коротко ответить на этот вопрос невозможно. В краткосрочной и среднесрочной перспективе маркетплейс начнет очень серьезно вытеснять классический ритейл, потому что маркетплейс — это технология, перевернувшая всю товаропроводящую цепь.

Агрегаторы позволяют напрямую свести интересы потребителя с возможностями производителя, создают уникальную компетенцию, уникальное свойство услуги и продукта. Появляются узконишевые продукты, которые даже сложно себе представить продающимися в традиционном магазине.

Приведу пример. У моих довольно редких и дорогих наушников в процессе эксплуатации порвалась амбушюра (часть, которая соприкасается с ухом), при этом сами наушники работали безупречно.

Я пришел в сервис-центр марки и попросил подшить амбушюру. На что мастер мне ответил: какой смысл ремонтировать, закажите на AliExpress готовую запчасть. Я не поверил, что такие вещи вообще может кто-то производить. Но мастер нашел через приложение амбушюры для этой модели по какой-то смешной цене.

Для меня это был уникальный эксперимент, перевернувший представление о возможностях маркетплейса. И таких потребительских кейсов становится все больше, появляются совершенно новые направления и товарные группы, ориентированные на очень узкий круг населения, но востребованные и развивающиеся.

Конечно, в этой технологии скрывается и огромный риск. На американском рынке в связи с маркетплейсами наблюдается массовое закрытие физических магазинов, в Китае, где Alibaba занял 80% онлайн-торговли, массово закрываются интернет-магазины.

В Европе уже вводятся законы, защищающие физических ритейлеров, потому что власти понимают, что ритейл – это одна из ключевых отраслей экономики, где занято трудоспособное население.

В более далекой перспективе на смену и ритейлу, и маркетплейсу придут экосистемы.

— Сформулировано ли уже само понятие «экосистема», что оно подразумевает?

— Экосистема — это создание вокруг потребителя среды, в которой он уже перестанет замечать, что что-то покупает. Будет просто происходить удовлетворение потребностей за счет технологических решений, таких как голосовые помощники.

Например, человек скажет своему дому: «Я хочу пиццу», и через пятнадцать минут горячая пицца, доставленная курьером, будет лежать у него на столе. Даже не через двадцать лет, а уже сегодня через голосовой помощник «Алиса» можно заказать пиццу, завтра можно будет заказать билет на самолет, послезавтра — керамическую плитку, сантехнику и так далее.

Сейчас компании учатся, ищут новые технологии и решения, чтобы удовлетворять те или иные потребности, и, как это часто бывает, находятся возможности, о которых раньше никто даже не задумывался.

Про авиабилеты вспомнил интересный кейс . Обсуждали с Яндексом, что поиск билетов в голосовом интерфейсе более человечный, чем поиск на сайте руками.

Чтобы найти самому на сайте, нужно ввести точку назначения, указать дату, выбрать авиакомпанию, учесть количество пересадок, найти оптимальное время и стоимость — все это довольно долго и муторно, хотя, конечно, гораздо удобнее, чем физическая авиакасса.

На самом деле рядовой потребитель формирует запрос примерно следующим образом: «Хочу в эти выходные комфортно слетать на море по цене не больше чем 5 тыс. руб. за билет. Куда-нибудь, где тепло и можно отдохнуть». Будет ли это Черное море, или Средиземное, или какое-то другое море — не важно. Это как раз тот пример, когда человек не хочет тратить время на поиск, а хочет получить готовое решение.

Я вот все жду, когда кто-то из ритейлеров поможет мне заказывать продукты вовремя и без моего участия. Ведь это несложно, например, рассчитать, когда кончается туалетная бумага и привезти ее к этому сроку, чтобы покупателю не надо было помнить, когда и что у него заканчивается. И это достаточно легко запрограммировать.

Дальше системы будут все больше и больше окружать нас, подсказывать, помогать, решать наши проблемы. В рамках этой помощи будут производиться покупки, не важно, чего — продуктов питания, авиабилетов, лекарств, мебели и так далее.

Например, смарт-часы будут понимать, что человек приболел, автоматически поставят диагноз, выпишут рецепт, закажут, оплатят, проконтролируют доставку лекарств и, что немаловажно, напомнят про прием.

Смарт-устройства, интернет вещей — вот где сейчас быстрее всего развиваются технологии, которые объединяются под одним понятием — «экосистема».

Здесь главное, чтобы не ставили каких-то искусственных запретов на развитие этих технологий, так как очень часто появляется такой соблазн. Технологии будут развиваться, и не надо этому мешать, просто надо адекватно их направлять на улучшение качества жизни.

Слайд из доклада Ивана Федякова, сделанного на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?»

Слайд из доклада Ивана Федякова, сделанного на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?». 

— Изменились ли за эти годы методы сбора информации, инструменты анализа, прогнозирования?

— С одной стороны, есть незыблемые законы, прописанные в учебниках по маркетингу и книгах известных специалистов.

Теория Адама Смита, пирамида Маслоу не меняются, это классика, фундаментальный анализ, от которого мы, видимо, никуда не уйдем, потому что они показывают свою эффективность.

Законы Ньютона ведь не меняются со временем, почему должны меняться законы маркетинга? Но появляются новые инструменты, которые раньше было невозможно представить, такие как видеоаналитика, позволяющая автоматизировать анализ потока людей, распознавание лиц, которое дает возможность с очень высокой точностью определять гендерный и возрастной признаки, сейчас уже учатся определять настроение людей и т. п.

— INFOLine пользуется подобными автоматизированными системами подсчета?

— Только по необходимости, в зависимости от проекта и направления. В большей степени агентство INFOLine занимается исследованием вопросов взаимодействия хозяйствующих субъектов, работающих в отрасли: конкурентная среда сети, взаимодействие цепочки «производитель — ритейлер — потребитель», работа сервисных компаний и их влияние на рынок, межотраслевая конкуренция.

— Пользуетесь ли вы только открытыми источниками или добываете инсайдерскую информацию?

— Мы никогда не переходим границ коммерческой тайны, не занимаемся шпионажем и подкупом сотрудников. И ни в коем случае никогда не будем этим заниматься. Чаще всего используем открытые и доступные информационные ресурсы и, конечно, имеем эксклюзивные источники, добытые за долгие годы работы в отрасли.

Нас адекватно воспринимают все участники рынка: и ритейлеры, и поставщики, и сервисные компании, и даже государственные структуры. Нас не боятся, понимают, что мы не ангажированы и не предвзяты в своих исследованиях, а показываем ситуацию так, как она есть.

Была ситуация, когда нас вызвали на кредитный комитет крупного банка, мы тогда представили исследование по одному из направлений бизнеса, которое помешало «дочке» банка получить новый кредит на развитие. Тогда мы смогли доказать свою позицию, а через год на этом рынке грянул кризис, и у других кредиторов были большие проблемы с активами, а мы своих клиентов, по сути, предостерегли.

Принципиальная позиция в том, что мы даем только качественный продукт и даем информацию честно, как есть.

— Многие финансовые аналитики предсказывают, что в следующем году снова наступит кризис. Что вы думаете по этому поводу?

— Придерживаюсь той теории, что кризисы цикличны, — это само по себе нормально. Кризисы, меняя фазы развития ритейла, всегда давали новые направления развития.

Кризис будет, и в этом нет никакого сомнения, потому что накопились проблемы в экономике.

В России кризис 2014 года часто ассоциируется с санкциями, девальвацией рубля, Крымом и так далее. Но мало кто помнит, а я хочу об этом напомнить, что в 2013 году началось снижение розничного товарооборота, тогда еще Крым не был нашим, не было никаких санкций, не было войны на Украине, но розничный товарооборот в продуктах питания стал снижаться с мая 2013 года.

И мы об этом говорили, показывали игрокам рынка, что кризисные явления начались. В обществе наблюдалось нарастание напряженности из-за неэффективности управления. Потом случился кризис, объясняемый санкциями, что отдалило нас от настоящей проблематики.

Тогда мы сделали прогноз, что кризис 2014 года будет развиваться по L-образному сценарию — быстрое падение и долгое восстановление, которое займет десятилетия. Как раз это сейчас и наблюдается. Происходит очень медленное, вялое восстановление рынка, которое вернее назвать даже не ростом, а стагнацией.

Без кардинальных реформ в экономике и управлении мы не сможем шагнуть вперед. Старая модель начинает превращаться в подобие застоя 80-х годов, когда в целом все вроде бы хорошо и спокойно, но весь мир стремительно нас обгоняет.

К сожалению, кризис 2014–2015 годов ничего нам не принес с точки зрения изменений, мы по-прежнему пытаемся двигаться старым способом, а это уже неэффективно. Нужна конструктивная позиция развития правительства, бизнеса, общества в нашей стране.

— То есть придется повторить не пройденное в 2014 году?

— Это будет другой кризис, вопрос только в том, что этот кризис спровоцирует. Сегодня Россию поддерживают высокие экспортные цены на сырьевые товары, это не только углеводороды, но и пшеница, удобрения, цветные металлы и так далее.

Глобальная международная конъектура играет в плюс России, у страны положительный торговый баланс, то есть продаем больше, чем покупаем, плюс действует программа импортозамещения и снижения импорта из Европы. И это положительное сальдо поддерживает текущую экономическую модель. Но сама модель уже устарела.

Как паровоз — он тоже движется, но медленнее, чем современные транспортные средства. Мы хоть и двигаемся, но недостаточно динамично, в какой-то степени даже пытаемся не замечать то, что весь мир двигается гораздо быстрее.

Например, Китай развивается с феноменальной активностью, у нас есть такой же потенциал, но мы его не используем.

Кризис неминуем, и нам дорого придется расплатиться за застой последних лет.

Это не только проблема России. В масштабе мировой экономики в 2020 году — выборы президента США, и Трамп не допустит кризиса, потому что ни один американский президент не выигрывал выборы на второй срок в момент падения фондового рынка.

Поэтому Трамп будет делать все возможное, чтобы следующий год был положительным для мировых фондовых рынков. А вот после, когда этого сдерживающего фактора не будет, начнут осушать все и вся, потому что проблемы назрели, и прежние инструменты стимулирования экономики себя исчерпали.

Европа и США тоже ищут решения, на какой новый виток развития встать, чтобы и общество, и экономика развивались дальше. Поэтому, скорее всего, следующий год будет для нас все еще стабильным (стабильность, переходящая в стагнацию, к сожалению), а вот к 2021 году стоит готовиться очень серьезно, там будет поинтереснее.

Слайд из доклада Ивана Федякова, сделанного на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?»

Слайд из доклада Ивана Федякова, сделанного на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?»

— Вы можете назвать самые значимые события уходящего года в ритейле, в экономике в целом?

— Многие крупные события имели начало не в 2019 году, поэтому конкретных событий не выделю. Но если говорить о локальных значимых явлениях, то я жду больших изменений после внедрения системы быстрых платежей.

В этом году в России запущен эксперимент системы быстрых платежей, и пилотные платежи уже работают. Очень надеюсь, что эта технология начнет внедряться быстрее, потому что она открывает для ритейлеров новый, пока еще не изученный пласт возможностей коммуницирования с покупателем, которых не было и не будет в классическом товарно-денежном товарообороте.

С точки зрения изменений очень отрезвляет динамика Alibaba на российском рынке: в этом году только за 1–2 дня распродаж в «день одиночек» (который в России не отмечается, но теперь, видимо, будет отмечаться!) было продано товаров на 17 млрд рублей. А у нас порог вхождения в топ-100 ритейла — 15 млрд рублей в год.

То есть компания, не представленная в России физически, за один день делает выручку, которая позволила бы ей войти в топ-100 российского ритейла. После этого события многие должны протрезветь и понять, что грядут очень серьезные изменения.

Кстати, интересно, что AliExpress в рамках партнерства с Mail.ru и «Мегафоном» рассматривают возможности развития технологий продажи продуктов питания. Они в этом смысле смотрят далеко и надолго. Если им это удастся реализовать, продуктовый рынок начнет меняться еще быстрее.

— Что вы хотите пожелать коллегам на Новый год?

— Главное, ребята, сердцем не стареть! Оставаться восприимчивым к новым технологиям, новым трендам, событиям и новеллам в регулировании потребительского рынка.

Идет смена поколений, миллениалы, о которых мы говорили последние годы, становятся основными покупателями. Они думают совершенно по-другому, имеют другие ценности и потребности. Многие предприниматели, начавшие бизнес в 90-е годы, ориентировались на свое поколение, но сегодня важно оставаться восприимчивыми к трансформациям, которые неизбежны.

Хотелось бы, чтобы события, которые INFOLine будет анализировать, а портал Retail.ru — описывать, были восприняты не как проблема или угроза, а как возможности для нового витка развития, старта новых проектов или модернизации действующих.

Мы с вами были, есть и будем оставаться потребителями, поэтому хотим видеть современные, конкурентные, эффективные магазины с хорошим ассортиментом, подобранным под наши привычки, цели и задачи. Если все так будет складываться, я буду очень рад.

Валерия Миронова, Retail.ru

Посмотрите видеозапись доклада Ивана Федякова на совместной конференции Retail.ru и «1С» «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?».

Иван Федяков, INFOLine: «К 2021 году стоит готовиться очень серьезно — там будет поинтереснее даже, чем сейчас…»INFOLine, аналитика, исследование, кризис, ритейл, 1с
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Иван Федяков, INFOLine: «К 2021 году стоит готовиться очень серьезно — там будет поинтереснее даже, чем сейчас…»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/ivan-fedyakov-infoline-k-2021-godu-stoit-gotovitsya-ochen-serezno-tam-budet-pointeresnee-dazhe-chem-/2020-04-05


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052