Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Дискаунтеры осваивают магазины у дома
Информационное агентство INFOLine недавно провело исследование «Сети магазинов Санкт-Петербурга. Потребительский рынок и торговля FMCG». По его итогам эксперты сделали вывод, что в условиях экономического кризиса и в связи с неудовлетворенностью спроса увеличение числа магазинов формата шаговой доступности станет основным фактором развития сетевой торговли в Петербурге, и новые торговые объекты станут открываться на высвободившихся из-под магазинов FMCG площадях. В тоже время супермаркеты и гипермаркеты в сложившихся рыночных условиях будут чувствовать себя не так благополучно.
Как рассказал отдела аналитики ИА INFOLine Михаил Бурмистров, оборот розничной торговли на душу населения в Санкт-Петербурге выше средне-российских показателей, причем в 2003–2006 годах более высоким являлся и темп роста данного показателя. « За 6 лет разрыв между показателями по региону и по стране увеличился с 1,11 раза в 2003 году, до 1,26 раза в 2008 году. Стоит отметить, что в 2008 году темп роста оборота розничной торговли в Санкт-Петербурге оказался на 2,3% ниже, чем в среднем по России. А доля Санкт-Петербурга в обороте розничной торговли России за 6 лет увеличилась с 3,6% до 4,1%».
В то же время данные исследования говорят, что доля продовольственных товаров в обороте розничной торговли города остается значительно ниже, чем в среднем по стране. В условиях экономического кризиса уже по итогам II полугодия 2008 года их доля в обороте розничной торговли Санкт-Петербурга увеличилась более существенно, чем в среднем по стране, — на 2,1% по сравнению с 0,3%. Эксперты объясняют это тем, что спрос на непродовольственные товары в связи со снижением доходов населения резко сократился.
По мнению специалистов INFOLine, оборот розничной торговли продовольственными товарами в Санкт-Петербурге в 2009 году снизится по сравнению с 2008 годом не более чем на 3%, а на непродовольственные товары — более чем на 7%.
Дискаунтеры появились в Петербурге еще в конце 1990-х годов, тогда первыми на рынок вышли «Пятерочка» и «Дикси». Сейчас сетевые магазины этого формата размещаются с очень высоким уровнем плотности, порой в прямой видимости находятся три и более магазина. По данным INFOLine, на начало 2009 года в Санкт-Петербурге действовало уже более 800 сетевых магазинов, более 1400 несетевых магазинов и более 9 тысяч ларьков, павильонов и киосков. Тем не менее, в городе не хватает «магазинов у дома».
Михаил Бурмистров также рассказал, что местные петербургские сети «Полушка», «7Я СемьЯ», «Питерское» и другие достаточно гибки и способны размещать магазины в помещениях площадью менее 250 кв. метров. Поэтому в основном они и будут расти. «Помещения именно такой площади, сейчас, наиболее активно высвобождаются арендаторами, столкнувшимися с проблемами в условиях экономического кризиса».
Ускоренному развитию сетей «магазинов у дома» может также способствовать снижение арендных ставок на встроенно-пристроенные помещения из-за активного их высвобождения арендаторами, развивающими торговлю непродовольственными товарами. По оценке INFOLine, в отличие от продуктов питания, темпы сокращения спроса на товары длительного пользования в 2009 году могут превысить 10-15%.
Таким образом, количество сетевых «магазинов у дома» и дискаунтеров в Санкт-Петербурге может увеличиться на 25-30% и достичь 850 объектов. Кроме того, аналитики отмечают, что супермаркеты и гипермаркеты города будут стагнировать.
Опрошенные BFM.ru эксперты и участники московского рынка сетевой торговли соглашаются не со всеми выводами INFOLine, однако, они подтвердили, что для формата «магазинов у дома» сейчас наилучшее время.
«Магазины шаговой доступности и гипермаркеты — это различные форматы, которые ориентированы на разных потребителей. «Пятерочки» шаговой доступности предлагают, например, сбалансированный ассортимент по низким ценам и пользуются популярностью у людей с умеренным достатком, которым нужно покупать что-то каждый день возле дома, — комментирует руководитель отдела по связям с общественностью компании X5 Retail Group Светлана Витковская. — У гипермаркетов очень широкий ассортимент, а цены примерно такие же низкие. Но при этом, помимо продовольственных товаров, там есть секция непродовольственных товаров, и они ориентированы на то, чтобы люди приезжали целыми семьями и делали покупки на большой срок».
«Сейчас единственное, что волнует покупателей, — цены. Где дешевле, там и будет покупатель», — считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. — Если в Санкт-Петербурге, гипермаркеты проигрывают дискаунтерам — это может быть связано исключительно с тем, что вторые демпингуют».
Однако построить сейчас новые гипермаркеты, как отмечают эксперты московского рынка, трудно, потому что дорого. «Открыть на высвободившейся площади, взятой в аренду, новую «Пятерочку» гораздо дешевле, — замечает Витковская. — В принципе, мы рассматриваем возможность открытия гипермакетов на условиях аренды, но такие помещения трудно найти».
По словам Светланы Витковской, те гипермаркеты, которые уже есть, популярны в своей категории среди населения и у них постоянно увеличивается трафик.
Как считает Илья Белоновский в Москве есть огромное количество мест, где должны появиться «магазины у дома», и сейчас этот формат очень хорошо развивается. Безусловно, потребитель переходит в дискаунтеры из других форматов, поэтому магазины шаговой доступности в Москве растут и по трафику, и по чеку, и по обороту. В докризисное время темпы развития дискаунтеров, как и прочих магазинов, были весьма высоки, а сейчас более дорогие форматы притормозили свое развитие. www.bfm.ru
Интервью
Алексей Базин, ТЦ «Град», Воронеж: «Мы хотим, чтобы магазины выступали “убийцами категорий”»
Зачем ТЦ собственные программа лояльности и парк, о реновации и привлечении трафика.