Декоративное изображение
736

Поделиться

Антон Алиханов: «Простого входа на российский рынок для западных брендов уже не будет»

Российский розничный рынок готовится к возможному возращению западных брендов. Игроки считают, что основными условия возвращения должны стать локализация производства на территории РФ, поддержка отечественного производителя, защита российских потребителей и работников. Об этом говорили представители власти и бизнеса на «Неделе российского ритейла».

A Lot Of People/Shutterstock/Fotodom

A Lot Of People/Shutterstock/Fotodom

Обсуждая перспективы возвращения ушедших западных компаний, участники отрасли стараются предусмотреть меры защиты отечественного бизнеса. «Официально запрос нам никто пока не направлял, но совершенно точно, преференциального, простого режима входа на российский рынок больше не будет, — говорит министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. — Вход, конечно, возможен, но только с российскими партнерами, российским контролем, „приземлением“ технологий и освоением в полного цикла производства на нашей территории. Мы никого не выгоняли, но как раньше уже точно не будет». Он подчеркнул, что Москва переходит на «политику разумного торгового и промышленного протекционизма» и будет избирательно подходить к компаниям, желающим работать на российском рынке.

«У западных компаний есть замечательные продукты, на которые равнялся российский бизнес, однако их уход больно ударил по отечественной экономике и клиентам, особенно тем, кто приобрел товары с гарантией и сервисным сопровождением, — рассказывает генеральный директор ТД „Петрович“ Евгений Мовчан. — Поэтому модель, по которой иностранные производители работали в России, стоит изменить, и в первую очередь добиваться локализации производства». Спикер отметил важность защиты персонала: «Уходя, западные предприятия сокращали или принудительно релоцировали сотрудников в России. При возвращении для них стоит предусмотреть повышенную налоговую ответственность».

Гендиректор «М.Видео-Эльдорадо» Феликс Либ констатировал кардинальные изменения в структуре продаж электроники. Если до 2022 года половину реализации обеспечивали всего три бренда (Apple, LG и Samsung), то сейчас 70% рынка принадлежит производителям из России, Китая, Белоруссии и Турции. «И взрослые, и дети уже привыкли к новым брендам — и по качеству, и по функционалу они ничуть не хуже, — отмечает Либ. — Если кто-то и вернется, то будет конкурировать на равных. И далеко не факт, что победит». По его словам, современные покупатели выбирают не имя, а сочетание функциональности, качества и цены — критерии, которым лучше соответствуют новые марки. Феликс Либ признался, что перешел на китайский автомобиль и не планирует возвращаться к европейским аналогам. Аналогичная ситуация, по его наблюдениям, складывается и с гаджетами — потребители всех возрастов уже адаптировались к новым брендам.

Регулятору придется пересмотреть послабления, принятые для обеспечения параллельного импорта, чтобы возвращение иностранных брендов стало возможным, считает президент Inventive Retail Group Тихон Смыков: «Задача обеспечения доступа российского потребителя ко всей нужной ему продукции была решена. Однако у этого решения есть побочные эффекты: увеличился контрафакт, большое количество продукции продается без гарантии. Государству предстоит филигранная работа по постепенному нивелированию этих эффектов».

Однако не всех западных ритейлеров беспокоит легализация в РФ параллельного импорта. Соучредитель «Spar Калининград» Олег Пономарев рассказал, что ряд иностранных брендов выбирает не официальное возвращение в Россию, а новые формы параллельного импорта: «В Калининграде появились европейские производители, „в белую“ предлагающие свои копии — автомобили, технику, оборудование, только под другими брендами. С точки зрения FCMG параллельный импорт был гениальным решением, мы довольно быстро заместили товары ушедших компаний, научились обходить платежные ограничения и уже умеем работать в любых юрисдикциях с любыми валютами».

С коллегой соглашается управляющий директор розничной сети «Магнит» Анна Мелешина: «С 2022 года на полках „Магнит“ появилось порядка 3 тыс. новых товаров, и все это — продукты российского производства. Сегодня отечественные производители находятся в сильном конкурентом положении, потому что последние три года они профессионально работали на рост своего бренда».

Минпромторг назвал новые условия возврата для иностранных брендов

Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами