Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как запустить сервис лояльности за 3 месяца: кейс проекта «Апельсин» с партнерской экосистемой
Создать сервис лояльности, который объединит лидеров рынка самых востребованных категорий и будет стабильно работать при нагрузке до 2 тыс. запросов в секунду, – задача непростая, особенно когда она решается в сжатые сроки. Однако у проекта «Апельсин» все получилось. Рассказываем, как.

Фото: KTS
В 2024 году команда проекта «Апельсин» обратилась в компанию KTS, которая более 10 лет создает цифровые решения для бизнеса, с амбициозной задачей – разработать сервис лояльности, который будет мотивировать покупателей использовать предложения партнеров, чтобы увеличивать свой процент кешбэка и получать с каждой покупки на единый бонусный счет «апельсинки» – валюту лояльности, которую можно копить и списывать в магазинах «Пятёрочка», «Перекрёсток» и у партнеров «Апельсина». Главная цель проекта – обеспечить клиентам самый большой кешбэк за продукты питания.
Причем это должен был быть не просто сервис лояльности, а решение, которое объединяет партнеров и пользователей в одном цифровом пространстве. Это технически сложная задача: нужно было обеспечить надежную работу под высокой нагрузкой и гибко адаптировать систему под требования разных партнеров. К тому же необходимо запустить программу за три месяца, что было непросто, учитывая масштаб интеграции.
Запустить MVP за два месяца
Работа над проектом началась в феврале 2024 года с хорошей детализацией от команды системных аналитиков «Апельсина» по одной части системы, но без полной проработки всех требований, которые нужно было реализовать в рамках MVP. Однако KTS, понимая, что в «Апельсине» смогут детально проработать оставшиеся части по ходу реализации проекта, приступила к работе. «Отмечу позитивный момент KTS – они готовы стартовать в условиях не полной определенности и с пониманием важности дедлайнов от бизнеса», – отметил Артем Пономарев, руководитель направления аналитики сервиса лояльности «Апельсин».
MVP в формате friends & family был запущен совместно с командой «Апельсина» уже в апреле 2024 года. В тестировании участвовали все сотрудники, кому был интересен продукт. А уже готовый сервис лояльности в виде веб- и мобильной версий с пятью микросервисами запустили после успешного тестирования MVP – в конце июня.
По словам Игоря Латкина, управляющего партнера KTS (head of backend), проведенная аналитика позволила сэкономить месяцы разработки, благодаря чему MVP удалось запустить всего за два месяца.
Фото: KTS
Объединить партнеров в единый сервис лояльности
Проект «Апельсин» объединил уже около 20 партнеров, включая таких лидеров рынка, как Х5 Group, Альфа-Банк, «АльфаСтрахование», «Билайн», а также Lamoda, «М.Видео», Sokolov и др. Пользователи получают «апельсинки» за использование предложений партнеров, например, за переход на тариф «Билайна» или покупку страхового полиса. «Апельсинки» можно потратить не только на покупку товаров в торговых сетях Х5 Group, но и на другие услуги, например связь, страховку и даже благотворительность.
Основной сложностью проекта стала интеграция и обеспечение корректного взаимодействия с каждым партнером. Необходимо было получать оповещения от каждого из них о выполнении целевых действий пользователями и точном начислении/списании «апельсинок». Для этого было разработано универсальное API. Но в некоторых случаях пришлось доработать его для тех, кто не успевал или не мог самостоятельно внедрить необходимые адаптации.
Для Lamoda, например, были созданы адаптеры, которые преобразуют их данные в формат «Апельсина». Это минимизировало изменения на стороне партнера и ускорило интеграцию. В случае с «АльфаСтрахованием» задача была сложнее: нужно было разработать специальную механику для начисления и возврата средств. Это позволило пользователям конвертировать свои «апельсинки» в рубли при покупке ОСАГО через «АльфаСтрахование». Такой подход обеспечил гибкость интеграции и позволил оперативно подключать партнеров, даже если они не успели доработать свои системы.
Стабильная работа под нагрузкой
Разработчикам удалось организовать стабильную работу системы под нагрузкой до 2 тыс. RPS с помощью микросервисной архитектуры. Весь сервис лояльности построен на ней. Особенность заключается в том, что система состоит из независимых сервисов, каждый из которых отвечает за свою функцию. Такой подход требует детальной проработки всех процессов взаимодействия всех микросервисов друг с другом и с другими сервисами Х5 и сервисами партнеров.
Важно отметить, что микросервисная архитектура подходит не для каждого продукта. Ее плюс – изолированное масштабирование: не нужно масштабировать весь продукт, а только те микросервисы, на которые приходится слишком большая нагрузка.
Есть и минус: разработка MVP с микросервисной архитектурой сложнее, чем в рамках монолита, поэтому ее не всегда выбирают для старта. Но в этом случае решение было оправданно, потому что нагрузка с самого начала была высокой, новые фичи было удобнее и надежнее добавлять в виде отдельных микросервисов. А с развитием продукта их количество увеличилось. «Микросервисный подход – это стандарт для проектирования высоконагруженных сервисов. Учитывая масштаб продукта, самый надежный подход», – прокомментировал Дмитрий Лишманов, главный архитектор сервиса лояльности «Апельсин».
В итоге в системе на сегодняшний день работает более 10 микросервисов. Вот некоторые из них:
- справочник партнеров и заданий – хранит информацию о доступных предложениях и партнерах;
- сервис данных о клиентах – отвечает за хранение информации о пользователях, использованных предложениях партнеров и количестве «апельсинок» на бонусных счетах (это самый нагруженный микросервис, который сейчас разделяют на два для оптимизации);
- сервис событий – обрабатывает события использования предложений партнеров, начисления и списания «апельсинок»;
- сервис транзакций – управляет активацией и деактивацией предложений партнеров, а также начислением и списанием «апельсинок».
Микросервисы взаимодействуют через Apache Kafka – распределенную систему обработки данных в реальном времени. Это обеспечивает высокую производительность и отказоустойчивость. Для надежности система была протестирована под нагрузкой до 2 тыс. RPS. Это гарантирует стабильную работу в пиковые моменты.
Разработка мобильного приложения
Зачем сервису лояльности мобильное приложение? Во-первых, оно всегда перед глазами у пользователей, поэтому они чаще о нем вспоминают. Во-вторых, с его помощью можно отправлять пуш-уведомления. Все это повышает retention – люди активнее пользуются тем, что всегда на виду.

Фото: KTS
KTS с учетом сжатых сроков нужно было выпустить приложение как можно быстрее. Для этого были применены две оптимизации:
- переиспользование кода между приложениями Android и iOS (для этого была применена технология KMP (Kotlin Multiplatform), что ускорило разработку и сократило затраты);
- часть экранов была реализована в WebView – браузере, встроенном в приложение. Запустить приложение только с WebView было невозможно – для публикации в сторах нужны нативные компоненты. Поэтому личный кабинет, навигация, авторизация и онбординг были реализованы нативно. С одной стороны, были выполнены требования сторов, с другой – потрачено минимум денег за счет переиспользования половины экранов из мобильной веб-версии.
Как это работает: при запуске «Апельсина» пользователь авторизуется и переходит на главный экран. Основной контент отображается через WebView, а нижняя панель навигации – нативная. Из WebView пользователь также может перейти в личный кабинет. В результате получилось гибридное приложение, где нативная часть отвечает за ключевые функции, а WebView – за отображение контента.
Кроме того, в мобильное приложение была внедрена система оповещений. На старте использовалась консоль Firebase – облачная платформа от Google, а позже перешли на EDNA. Это позволило сегментировать пользователей и отправлять персонализированные уведомления, например, по количеству накопленных «апельсинок».
В настоящее время сервис лояльности «Апельсин» – это целая мастер-система по хранению процента кешбэка, в которую входят бизнесы и сервисы Х5 Group, «Альфа-Банка», «Билайна», «АльфаСтрахования» и других партнеров. KTS вместе с командой «Апельсина» продолжает поддерживать и развивать проект.
Retail.ru

Магазины на территории Пулково достигли выручки до 1 млн руб. с квадратного метра в месяц.