E-commerce, интернет-магазины
Retail
Зарубежный опыт торговли
Исследования и рейтинги
Кризис. Точка бифуркации
Маркетинг и экономика торговли
Общеотраслевое
FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
Коронавирус
20 октября 2020, 07:00 5729 просмотров

Ритейл во время COVID-19: Ближний Восток и общие тренды

Пандемия заставила ритейл стремительно меняться. Те страны, куда COVID-19 пришел раньше, в первую очередь столкнулись с изменениями в поведении покупателей и почувствовали новые тренды. Студенты Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ подготовили аналитический обзор влияния COVID-19 на ритейл. Его ценность в том, что работа написана «по горячим следам» событий, которые еще не закончились и продолжают влиять на рынок. Одним из заказчиков этого исследования выступила сеть «Азбука вкуса». Исследование публикуется в четырех статьях, посвященных Южной Корее, Японии, Китаю, Ближнему Востоку. В этой части также выделяются общие для стран Азии и Ближнего Востока тренды нового ритейла.

Фото: RetailME

Курьер Talabat забирает заказ в магазине. Фото: RetailME

1. Падение ВВП

Согласно прогнозам МВФ, экономический кризис приведет к сокращению ВВП в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман) в 2020 г. на 3,9% по сравнению с показателями 2019 г.

2. Статистика по продажам и каналам продаж

В странах Персидского залива еще до пандемии COVID-19 был достаточно развит сегмент покупки продуктов питания онлайн. Введение карантина и переход на самоизоляцию только подстегнули переход на цифровые каналы покупок в большинстве стран.

Полученный потребителями опыт приведет к росту использования онлайн-сегмента после пандемии COVID-19, его доля среди каналов продаж, согласно исследованию,  вырастет на 4–10% (см. рис. 1) в соотношении с показателями до распространения вируса. Характерно, что обратная картина наблюдается в тех странах, в которых еще до пандемии на онлайн-сегмент приходилось больше 50% продаж, – Бахрейне и Омане. В данных странах покупка продуктов, не выходя из дома, наоборот, уменьшилась, тренд на сокращение онлайн-продаж сохранится и после COVID-19.

Источник: Nielsen

Рисунок 1. Число потребителей, покупающих продукты питания онлайн. Источник: Nielsen

Успеху онлайн-сегмента в странах Персидского залива способствуют представленность в нем 14 игроков (по состоянию на 2019 г.), и, как следствие, высокая конкуренция. В регионе действуют 2 ритейл-сети, выдающие в офлайн-магазинах онлайн-заказы, 5 ритейл-сетей, доставляющих онлайн-заказы со складов до клиента, и 7 сервисов, доставляющих клиенту заказ из выбранного им магазина. Последняя модель позволяет сократить срок доставки продуктов до 30 минут. Клиент с помощью мобильного приложения составляет заказ на доставку продуктов из выбранного им магазина, а курьер собирает заказ и доставляет его.

По результатам опросов Choueiri Group, проведенных в Саудовской Аравии,  потребители выбирают онлайн-каналы при приобретении молочных продуктов (69% от числа опрошенных), фруктов и овощей (67%), хлеба (62%).

3. Тренды

  • Чтобы не зависеть от цепочек поставок и продемонстрировать качество своих продуктов, ритейл-гигант Carrefour (французская компания розничной торговли, оператор одноименной розничной сети) организует в магазинах гидропонные фермы, на которых выращивает зелень, микрогрины прямо в залах (фото), сообщает Hospitality News.

Фото: Hospitality News

Гидропонные фермы в Carrefour. Фото: Hospitality News
  • Доверие к онлайн-сегменту потребителей премиум-сегмента на примере ОАЭ выросло. По опросам Kearney, 57% населения стали покупать продукты чаще, и 48% сохранят потребительское поведение, сформированное во время пандемии, после ее окончания. Главными критериями для покупки продуктов в ОАЭ являются их качество и доступность (см. рис. 2).

Источник: Kearney

Рисунок 2. Критерии покупки товаров повседневного спроса (ОАЭ). Источник: Kearney
  • Для увеличения мощностей доставки таксисты UBER начали работать в качестве курьеров (фото).

 Фото: Horelier

Курьер Uber Eats отдает заказ покупателю. Фото: Horelier

Общие тренды нового ритейла в странах Азии и Ближнего Востока

Обзор изменений, происходящих в розничной торговле Южной Кореи, Японии, Китая, Ближнего Востока, позволяет сделать выводы об общих тенденциях в регионах в период распространения COVID-19.

В 2020 году ритейл меняется очень быстро, и многие технологии, которые воспринимались как футуристичные проекты, неожиданно стали востребованы уже сегодня. Экосистемы ритейла стран Азии и Востока оказались готовы к этим изменениям в разной степени. Нельзя не отметить ряд общих факторов, на фоне которых происходят трансформационные процессы.

  • Падение доходов населения

Этот фактор имеет общемировой характер, и он относится ко всем потребительским группам населения рассматриваемых стран, включая и обеспеченные слои покупателей. Общая мировая экономическая ситуация повлияла как на китайских обеспеченных торговцев, чьи доходы напрямую связаны с покупательской способностью, так и на арабский мир, связанный с ценами на нефть, спрос на которую в период пандемии упал.

  • Переосмысление нужности покупок

Привычки потребителей, считающиеся прежде незыблемыми, изменились. Структура спроса на многие товарные группы изменилась.

  • Падение спроса на некоторые категории (одежда, мебель, украшения, автопром)

Эти категории имели важное значение в азиатском мире – ведь они служили своеобразным маркером социального успеха. Рост потребления многих из этих товарных групп объяснялся растущими доходами населения и желанием обозначить свой социальный статус. Важным условием для этого является демонстрация этих товаров другим людям, что в условиях карантинных мер оказалось затруднительно и, как следствие, отразилось на их спросе.

  • Изменение структуры цен – повышение цен на продукты

Рынок отреагировал на изменение структуры спроса понижением цен на многие невостребованные товары и повышением цен на отдельные продукты. По всем исследуемым странам наблюдались повышения розничных цен в продуктовом секторе.  

Обзор также позволяет выделить ряд тенденций в изменении технологий розничной торговли, которые проявляются во многих странах.

  • Тренд бесконтактности

Бесконтактность – это новое условие безопасности, которое подчеркивает соответствие ритейлера новым мерам и заключается в комплексном подходе ко всему пользовательскому опыту – от офлайн-покупок до логистических процедур. Для России эти меры также стали обычной практикой, однако игроки азиатских рынков (КНР, Японии, Ю. Кореи) оказались более подготовленными опыту эпидемиологических вспышек в прошлом.

  • Изменение Customer Journey Map

Новые условия торговли продиктовали новые правила к подходу формирования «пользовательского пути» ( customer journey ), равно как и всего клиентского пути. Наиболее гибкие подходы сформированы в Китае, где в условиях более жесткого карантина ритейлеры оказались более подготовленными в плане полного пересмотра перечня процедур, связанных с клиентским опытом.

  • Увеличение интернет-продаж

В тех сегментах и странах, где сам сектор интернет-торговли не был так развит, как, например, в Китае или Южной Корее, – в странах Персидского залива или в консервативной Японии – был произведен пересмотр как со стороны потребителей, так и со стороны рынка и предложений услуг, связанных с интернет-продажами. Кроме этого, «повзрослела» аудитория интернет-продаж – прежде всего за счет подключения старших возрастных категорий, которые до пандемии были консервативны в отношении интернет-торговли.

  • Роботизация

Общий тренд на роботизацию в рассматриваемом регионе был заложен давно. Однако еще в прошлом 2019 году исследования показывали, что за трендом роботизации подчас скрывается желание ритейлеров и инвесторов продемонстрировать технологии будущего без возможности применить их прямо сейчас – ввиду экономической нецелесообразности. Так, подчас в Китае открывались магазины без продавцов, создавались яркие PR-истории и репортажи, а затем магазины закрывались, вытесняемые традиционным ритейлом.

Однако в период пандемии роботизация как способ решения логистических и иных задач, связанных с торговлей, вновь вышла на передний план, отложив на потом вопрос об экономической целесообразности. Пилотные решения роботизации Южной Кореи и Китая вновь актуальны для масштабирования во всем мире, если докажут свою надежность.

  • Доставка решает все

Доставка становится ключевым фактором успешности и выживаемости розничного бизнеса во всех рассматриваемых странах. В связи с чем наблюдается системный рост спроса на курьеров и, как следствие, кадровый недостаток. Трендом-следствием явилась «уберизация» курьерской услуги, как в переносном смысле (когда курьерские услуги предоставлял персонал, изначально связанный с другими обязанностями), так и в прямом – для компании UBER это стало большим подспорьем для налаживания нового вида сервиса по всему миру.

  • Продажи через стрим

Роль продавца в восточном мире трудно переоценить: умение подать преимущество своего товара всегда было прерогативой хорошего продавца, этим, в частности, и объяснялось скептическое отношение к онлайн-торговле в арабском мире. Введенные в Китае в широкое использование еще до пандемии продажи через стримы блогеров – как модель торговли – набирают популярность в других регионах. Китай при этом до сих является лидером в этом сегменте, так как в других странах модель не приобрела еще достаточной популярности  

  • Потребление еды дома

Для западных потребителей покупка продуктов для приготовления пищи является естественным делом, и подчас им трудно поверить, что большинство покупок еды, совершаемых азиатским потребителем, – это полуфабрикаты или продукты, которые требуют минимальных затрат для употребления в пищу. В Азии всегда было принято питаться вне дома. Для этого была масса причин, но в первую очередь – экономическая обоснованность: питаться в ресторане было не только быстрее, но и дешевле. И поэтому приготовление полного цикла рациона в домашних условиях небольших азиатских кухонь явилось довольно серьезным вызовом для азиатского рынка.

  • Свежесть продуктов как конкурентное преимущество

Тенденция на экологичность и свежесть продуктов была выявлена еще до пандемии, а в карантинный период прибавились противовирусные меры. В арабских магазинах появляются гидропонные фермы, корейские интернет-ритейлеры имеют прямые договоры с фермерами – тренд на быстроту доставки свежевыращенных продуктов в условиях нового ритейла будет только расти.

  • Новые сервисы для поддержания продаж

Еще одной причиной падения спроса во время карантина было ограничение на физическое посещение магазинов. Очень часто это конвертировалось в покупку прямо на месте, и для поддержания спроса многие ритейлеры стали запускать новые сервисы, которые не были так актуальны в предыдущий период (например – онлайн-примерка в южнокорейском кейсе, адаптация приложений для пожилых в Китае).

  • Торговля без продавцов

Вендинговые автоматы широко распространены в странах Азии. Магазины без продавцов, как уже было отмечено, были запущены в пилотном режиме еще до пандемии, и с учетом общей обеспокоенности относительно эпидемиологической обстановки стоит ожидать развития новых решений в этих секторах.

  • Китай как законодатель трендов

Как известно, новый ритейл родился в Китае, в этом смысле вполне логично ожидать лидерской роли этого рынка в плане тех трендов, которые, стартовав изначально в Китае, могут перекинуться на другие рынки. Некоторые из таких трендов, например, «групповые покупки», всегда считались наиболее удобными для азиатских покупателей, которые всегда легче кооперируются между собой, нежели потребители в Европе. Однако обстоятельства эпидемиологической обстановки могут изменить и поведение потребительских групп.

Новый ритейл по всему миру переживает второе рождение – вынужденная необходимость применения новых технологий в торговле позволяет справиться с вызовами пандемии COVID-19. Несмотря на региональные особенности тренд на глобализацию процессов торговли усиливается, и российским ритейлерам и стартапам стоит присматриваться к передовому опыту стран Азии и Востока.

Авторы обзора о ритейле на Ближнем востоке

Руководитель проекта Денис Передерин, аналитика: Артем Попов, Александра Егорова, Марк Ермаков, Шерхан Уктамов.

Денис Передерин (руководитель).png
Артём Попов (БВ).png
Александра Егорова (БВ).png
Марк Ермаков (БВ).png
Шерхан Уктамов (БВ).png

Retail.ru

Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram  и  Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Alexandr Bogdanov, Urban tiger и Solo-U рассуждают...
791
«Кантата», «Окраина», «Хлебная мануфактура», «Сырн...
1912
О карьере внутри компании, гибких графиках, п...
1915
Как сделать инкассацию наличной выручки быстрой, п...
1892
Ритейлер нарастил продажи, повысил рентабельность ...
674
КФ «Хлебный Спас» начала отказываться от пластиков...
1206
Рекомендуем посетить

Пандемия заставила ритейл стремительно меняться. Те страны, куда COVID-19 пришел раньше, в первую очередь столкнулись с изменениями в поведении покупателей и почувствовали новые тренды. Студенты Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ подготовили аналитический обзор влияния COVID-19 на ритейл. Его ценность в том, что работа написана «по горячим следам» событий, которые еще не закончились и продолжают влиять на рынок. Одним из заказчиков этого исследования выступила сеть «Азбука вкуса». Исследование публикуется в четырех статьях, посвященных Южной Корее, Японии, Китаю, Ближнему Востоку. В этой части также выделяются общие для стран Азии и Ближнего Востока тренды нового ритейла.

Фото: RetailME

Курьер Talabat забирает заказ в магазине. Фото: RetailME

1. Падение ВВП

Согласно прогнозам МВФ, экономический кризис приведет к сокращению ВВП в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман) в 2020 г. на 3,9% по сравнению с показателями 2019 г.

2. Статистика по продажам и каналам продаж

В странах Персидского залива еще до пандемии COVID-19 был достаточно развит сегмент покупки продуктов питания онлайн. Введение карантина и переход на самоизоляцию только подстегнули переход на цифровые каналы покупок в большинстве стран.

Полученный потребителями опыт приведет к росту использования онлайн-сегмента после пандемии COVID-19, его доля среди каналов продаж, согласно исследованию,  вырастет на 4–10% (см. рис. 1) в соотношении с показателями до распространения вируса. Характерно, что обратная картина наблюдается в тех странах, в которых еще до пандемии на онлайн-сегмент приходилось больше 50% продаж, – Бахрейне и Омане. В данных странах покупка продуктов, не выходя из дома, наоборот, уменьшилась, тренд на сокращение онлайн-продаж сохранится и после COVID-19.

Источник: Nielsen

Рисунок 1. Число потребителей, покупающих продукты питания онлайн. Источник: Nielsen

Успеху онлайн-сегмента в странах Персидского залива способствуют представленность в нем 14 игроков (по состоянию на 2019 г.), и, как следствие, высокая конкуренция. В регионе действуют 2 ритейл-сети, выдающие в офлайн-магазинах онлайн-заказы, 5 ритейл-сетей, доставляющих онлайн-заказы со складов до клиента, и 7 сервисов, доставляющих клиенту заказ из выбранного им магазина. Последняя модель позволяет сократить срок доставки продуктов до 30 минут. Клиент с помощью мобильного приложения составляет заказ на доставку продуктов из выбранного им магазина, а курьер собирает заказ и доставляет его.

По результатам опросов Choueiri Group, проведенных в Саудовской Аравии,  потребители выбирают онлайн-каналы при приобретении молочных продуктов (69% от числа опрошенных), фруктов и овощей (67%), хлеба (62%).

3. Тренды

  • Чтобы не зависеть от цепочек поставок и продемонстрировать качество своих продуктов, ритейл-гигант Carrefour (французская компания розничной торговли, оператор одноименной розничной сети) организует в магазинах гидропонные фермы, на которых выращивает зелень, микрогрины прямо в залах (фото), сообщает Hospitality News.

Фото: Hospitality News

Гидропонные фермы в Carrefour. Фото: Hospitality News
  • Доверие к онлайн-сегменту потребителей премиум-сегмента на примере ОАЭ выросло. По опросам Kearney, 57% населения стали покупать продукты чаще, и 48% сохранят потребительское поведение, сформированное во время пандемии, после ее окончания. Главными критериями для покупки продуктов в ОАЭ являются их качество и доступность (см. рис. 2).

Источник: Kearney

Рисунок 2. Критерии покупки товаров повседневного спроса (ОАЭ). Источник: Kearney
  • Для увеличения мощностей доставки таксисты UBER начали работать в качестве курьеров (фото).

 Фото: Horelier

Курьер Uber Eats отдает заказ покупателю. Фото: Horelier

Общие тренды нового ритейла в странах Азии и Ближнего Востока

Обзор изменений, происходящих в розничной торговле Южной Кореи, Японии, Китая, Ближнего Востока, позволяет сделать выводы об общих тенденциях в регионах в период распространения COVID-19.

В 2020 году ритейл меняется очень быстро, и многие технологии, которые воспринимались как футуристичные проекты, неожиданно стали востребованы уже сегодня. Экосистемы ритейла стран Азии и Востока оказались готовы к этим изменениям в разной степени. Нельзя не отметить ряд общих факторов, на фоне которых происходят трансформационные процессы.

  • Падение доходов населения

Этот фактор имеет общемировой характер, и он относится ко всем потребительским группам населения рассматриваемых стран, включая и обеспеченные слои покупателей. Общая мировая экономическая ситуация повлияла как на китайских обеспеченных торговцев, чьи доходы напрямую связаны с покупательской способностью, так и на арабский мир, связанный с ценами на нефть, спрос на которую в период пандемии упал.

  • Переосмысление нужности покупок

Привычки потребителей, считающиеся прежде незыблемыми, изменились. Структура спроса на многие товарные группы изменилась.

  • Падение спроса на некоторые категории (одежда, мебель, украшения, автопром)

Эти категории имели важное значение в азиатском мире – ведь они служили своеобразным маркером социального успеха. Рост потребления многих из этих товарных групп объяснялся растущими доходами населения и желанием обозначить свой социальный статус. Важным условием для этого является демонстрация этих товаров другим людям, что в условиях карантинных мер оказалось затруднительно и, как следствие, отразилось на их спросе.

  • Изменение структуры цен – повышение цен на продукты

Рынок отреагировал на изменение структуры спроса понижением цен на многие невостребованные товары и повышением цен на отдельные продукты. По всем исследуемым странам наблюдались повышения розничных цен в продуктовом секторе.  

Обзор также позволяет выделить ряд тенденций в изменении технологий розничной торговли, которые проявляются во многих странах.

  • Тренд бесконтактности

Бесконтактность – это новое условие безопасности, которое подчеркивает соответствие ритейлера новым мерам и заключается в комплексном подходе ко всему пользовательскому опыту – от офлайн-покупок до логистических процедур. Для России эти меры также стали обычной практикой, однако игроки азиатских рынков (КНР, Японии, Ю. Кореи) оказались более подготовленными опыту эпидемиологических вспышек в прошлом.

  • Изменение Customer Journey Map

Новые условия торговли продиктовали новые правила к подходу формирования «пользовательского пути» ( customer journey ), равно как и всего клиентского пути. Наиболее гибкие подходы сформированы в Китае, где в условиях более жесткого карантина ритейлеры оказались более подготовленными в плане полного пересмотра перечня процедур, связанных с клиентским опытом.

  • Увеличение интернет-продаж

В тех сегментах и странах, где сам сектор интернет-торговли не был так развит, как, например, в Китае или Южной Корее, – в странах Персидского залива или в консервативной Японии – был произведен пересмотр как со стороны потребителей, так и со стороны рынка и предложений услуг, связанных с интернет-продажами. Кроме этого, «повзрослела» аудитория интернет-продаж – прежде всего за счет подключения старших возрастных категорий, которые до пандемии были консервативны в отношении интернет-торговли.

  • Роботизация

Общий тренд на роботизацию в рассматриваемом регионе был заложен давно. Однако еще в прошлом 2019 году исследования показывали, что за трендом роботизации подчас скрывается желание ритейлеров и инвесторов продемонстрировать технологии будущего без возможности применить их прямо сейчас – ввиду экономической нецелесообразности. Так, подчас в Китае открывались магазины без продавцов, создавались яркие PR-истории и репортажи, а затем магазины закрывались, вытесняемые традиционным ритейлом.

Однако в период пандемии роботизация как способ решения логистических и иных задач, связанных с торговлей, вновь вышла на передний план, отложив на потом вопрос об экономической целесообразности. Пилотные решения роботизации Южной Кореи и Китая вновь актуальны для масштабирования во всем мире, если докажут свою надежность.

  • Доставка решает все

Доставка становится ключевым фактором успешности и выживаемости розничного бизнеса во всех рассматриваемых странах. В связи с чем наблюдается системный рост спроса на курьеров и, как следствие, кадровый недостаток. Трендом-следствием явилась «уберизация» курьерской услуги, как в переносном смысле (когда курьерские услуги предоставлял персонал, изначально связанный с другими обязанностями), так и в прямом – для компании UBER это стало большим подспорьем для налаживания нового вида сервиса по всему миру.

  • Продажи через стрим

Роль продавца в восточном мире трудно переоценить: умение подать преимущество своего товара всегда было прерогативой хорошего продавца, этим, в частности, и объяснялось скептическое отношение к онлайн-торговле в арабском мире. Введенные в Китае в широкое использование еще до пандемии продажи через стримы блогеров – как модель торговли – набирают популярность в других регионах. Китай при этом до сих является лидером в этом сегменте, так как в других странах модель не приобрела еще достаточной популярности  

  • Потребление еды дома

Для западных потребителей покупка продуктов для приготовления пищи является естественным делом, и подчас им трудно поверить, что большинство покупок еды, совершаемых азиатским потребителем, – это полуфабрикаты или продукты, которые требуют минимальных затрат для употребления в пищу. В Азии всегда было принято питаться вне дома. Для этого была масса причин, но в первую очередь – экономическая обоснованность: питаться в ресторане было не только быстрее, но и дешевле. И поэтому приготовление полного цикла рациона в домашних условиях небольших азиатских кухонь явилось довольно серьезным вызовом для азиатского рынка.

  • Свежесть продуктов как конкурентное преимущество

Тенденция на экологичность и свежесть продуктов была выявлена еще до пандемии, а в карантинный период прибавились противовирусные меры. В арабских магазинах появляются гидропонные фермы, корейские интернет-ритейлеры имеют прямые договоры с фермерами – тренд на быстроту доставки свежевыращенных продуктов в условиях нового ритейла будет только расти.

  • Новые сервисы для поддержания продаж

Еще одной причиной падения спроса во время карантина было ограничение на физическое посещение магазинов. Очень часто это конвертировалось в покупку прямо на месте, и для поддержания спроса многие ритейлеры стали запускать новые сервисы, которые не были так актуальны в предыдущий период (например – онлайн-примерка в южнокорейском кейсе, адаптация приложений для пожилых в Китае).

  • Торговля без продавцов

Вендинговые автоматы широко распространены в странах Азии. Магазины без продавцов, как уже было отмечено, были запущены в пилотном режиме еще до пандемии, и с учетом общей обеспокоенности относительно эпидемиологической обстановки стоит ожидать развития новых решений в этих секторах.

  • Китай как законодатель трендов

Как известно, новый ритейл родился в Китае, в этом смысле вполне логично ожидать лидерской роли этого рынка в плане тех трендов, которые, стартовав изначально в Китае, могут перекинуться на другие рынки. Некоторые из таких трендов, например, «групповые покупки», всегда считались наиболее удобными для азиатских покупателей, которые всегда легче кооперируются между собой, нежели потребители в Европе. Однако обстоятельства эпидемиологической обстановки могут изменить и поведение потребительских групп.

Новый ритейл по всему миру переживает второе рождение – вынужденная необходимость применения новых технологий в торговле позволяет справиться с вызовами пандемии COVID-19. Несмотря на региональные особенности тренд на глобализацию процессов торговли усиливается, и российским ритейлерам и стартапам стоит присматриваться к передовому опыту стран Азии и Востока.

Авторы обзора о ритейле на Ближнем востоке

Руководитель проекта Денис Передерин, аналитика: Артем Попов, Александра Егорова, Марк Ермаков, Шерхан Уктамов.

Денис Передерин (руководитель).png
Артём Попов (БВ).png
Александра Егорова (БВ).png
Марк Ермаков (БВ).png
Шерхан Уктамов (БВ).png

Retail.ru

Ритейл во время COVID-19: Ближний Восток и общие тренды
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Ритейл во время COVID-19: Ближний Восток и общие тренды
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/riteyl-vo-vremya-covid-19-blizhniy-vostok-i-obshchie-trendy/2021-10-18


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052