Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Предварительные итоги 2024 года: ожидания и прогнозы лидеров рынка
Хотя до конца 2024 года есть еще время, предварительные итоги можно уже обозначить, равно как и сделать определенные выводы и дать прогнозы. Ведущие российские ритейлеры на главной пленарной дискуссии выставки продуктов питания WorldFood Moscow – 2024 оценили текущую рыночную ситуацию.
FotograFFF/Shutterstock/Fotodom
Большинство крупных ритейлеров настроены весьма оптимистично. Так, по словам Алексея Григорьева, заместителя генерального директора – директора по корпоративной внешней политике «Metro Россия», ситуация в ритейле после потрясений 2022–2023 годов в целом стабилизировалась.
Жанна Гайдушняк Фото: WorldFood
Жанна Гайдушняк, директор департамента по закупкам и предложению «Свежие продукты» «Ашан Ритейл Россия», отмечает, что по результатам первых восьми месяцев 2024 года в сети наблюдают положительную динамику в товарообороте. Наибольший рост отмечен в формате супермаркет. Очень активно развиваются онлайн-торговля и направление дарксторов. В последнем рост достиг 73%. В сети продолжают работать с наполнением ассортиментной матрицы собственными торговыми марками, будет развиваться направление по «бесшовному» переходу между онлайн- и офлайн-каналами.
Что же касается принадлежащего сети бренда «Атак», то все его магазины будут переведены под единый бренд «Ашан».
Евгений Римский Фото: WorldFood
Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам компании «ВкусВилл», также уверен, что темпы роста в 2024 году будут выше, чем в 2023-м. «ВкусВилл» со второй половины 2023 года довольно активно возобновил открытие новых торговых точек (в 2022 году этот процесс был поставлен на паузу). Продолжится интеграция сети семейных ресторанов «Андерсон» в экосистему «ВкусВилл». Как отметил Евгений Римский, бренд «Андерсон», очень комплементарен бренду «ВкусВилл», поэтому в компании ожидают эффекта синергии, позволяющего сформировать новые покупательские ценности внутри магазинов.
Андрей Бодров, директор по инвестициям, стратегии и развитию бизнеса «Магнита», отмечает, что на рынке наблюдается явление trading up. То есть люди начинают потреблять более качественные, дорогие позиции. А также начинают смещать свои бюджеты в непродуктовые категории. Такая потребительская уверенность позволяет прогнозировать положительную динамику рынка как минимум до конца 2024 года.
Владислав Курбатов Фото: WorldFood
Основной же прогноз Владислава Курбатова, генерального директора «Пятёрочки», состоит в том, что возглавляемая им сеть по итогам 2024 года останется лидером рынка.
Как отмечает Владислав Курбатов, необычность текущего года состоит в том, что, с одной стороны, остается очень много вызовов, стоящих перед ритейлом, но с другой стороны – у людей явно появились деньги, что особенно заметно в регионах, благодаря чему происходит переключение массового потребления с низкого ценового сегмента в средний. Происходит своеобразная «пересборка» покупательской корзины, благодаря чему в сети растет средний чек.
Основным же вызовом рынка в следующем году будет дефицит человеческих ресурсов, которые становятся все более дорогими. На этот дефицит влияет также и ужесточение миграционной политики, что создаст проблемы с аутстафом персонала, которые могут затронуть не только ритейл, но и производителей. Характерно, что борьба будет разворачиваться и за линейный персонал, и за работников офиса, которые тоже становятся дороже для работодателя.
Долги и EBITDA
Юрий Семенов Фото: WorldFood
Для ритейлеров остается актуальным вопрос оптимального соотношения долга к EBITDA в компании. Например, в «Дикси», по словам генерального директора Юрия Семенова, это соотношение равно 0, но в стратегии компании закладывается возможность увеличения данного значения максимум до 0,8.
Андрей Бодров («Магнит») полагает, что данное соотношение сильно зависит от конъюнктуры рынка. В компании считают, что в «Магните» оно должно быть не больше 2. Ритейл, особенно продуктовый, – это не высокомаржинальный бизнес, поэтому управлять ликвидностью нужно достаточно аккуратно. Необходимо иметь довольно большой запас до приемлемых показателей. Поэтому в «Магните» реальное соотношение долга к EBITDA существенно ниже обозначенных предельных значений.
Если же говорить о приемлемом значении в среднем по отрасли, то оно колеблется в районе трех пунктов.
Трансформация продолжается?
Два с половиной года назад началась одна из самых глобальных трансформаций российского рынка – уход западных игроков, изменение логистики, переформатирование торговой полки. Закончился ли этот процесс?
Дмитрий Пачин Фото: WorldFood
Дмитрий Пачин, коммерческий директор «О'Кей», уверен, что процесс трансформации не закончится никогда, но его наиболее динамичная фаза, связанная с формированием новой продуктовой матрицы, продлится еще 3–5 лет в зависимости от товарной категории. Количество ушедших брендов и компаний пока превышает количество появившихся на рынке. Соответственно, хотя замещение ушедших и идет вполне успешно, о завершении этого процесса говорить преждевременно.
Антон Бахарев Фото: WorldFood
Антон Бахарев, коммерческий директор сети «Верный», фиксируя текущую стабильность полки, тем не менее согласен, что процесс трансформации продолжается. Формирование профиля полки – постоянная и ежедневная работа.
При том, что замещение ушедших брендов и производителей в целом состоялось, выпадающего ассортимента нет, но перед российским производством появились новые вызовы. Производители с трудом могут обеспечить необходимые ритейлерам объемы. И это сегодня проблема номер один. Поэтому многие позиции приходится импортировать.
Например, в категории фрукты и овощи. По словам Антона Бахарева, сеть с удовольствием закрывала бы свои потребности, например, российским томатом, если бы он был в наличии в том объеме, в котором необходим «Верному». Но его нет, поэтому приходится импортировать. Даже отечественными яблоками невозможно полностью закрыть потребности ритейла.
Преодолевая брендозависимость
Андрей Бодров Фото: WorldFood
Андрей Бодров («Магнит»), отмечает новые открывшиеся возможности в категориях, которые ранее рассматривались как исключительно брендозависимые. Причем это касается даже не столько продуктов питания, сколько категорий нон-фуд. Например, косметической продукции.
Евгений Римский («ВкусВилл»), рассказывает, что в сети осознали отсутствие брендозависимости довольно давно. И весь бизнес компании был построен на том, что необходимо создавать новые ценности для покупателей, а не развивать бренды. Поэтому для сети уход брендов практически не привел ни к какой ротации на полке, т.к. «нет брендов – нет проблем». Те тренды в потреблении, которые в компании видели и до 2022 года, продолжают развитие, и они не связаны с появлением или исчезновением брендов.
Например, долгосрочный тренд на готовые решения, на кулинарию. Последние четыре года данные категории растут высокими темпами и обладают потенциалом и для дальнейшего роста. Их развитие связано не с брендами, а скорее с возможностями производства давать достаточное количество качественной, безопасной и вкусной продукции.
Алексей Григорьев Фото: WorldFood
Алексей Григорьев («Metro Россия»), отмечает, что сеть за последние два года поменяла около 30 тыс. SKU в своем ассортименте из 60 тыс. имеющихся позиций. Смена практически половины ассортимента означает, что потребитель фактически оказался в новой реальности, но он, равно как и ритейлер, к ней адаптировался. Например, значительная клиентская группа компании – представители общепита. После первых изменений на полке они пытались самостоятельно получать то, что выпало из ассортимента Metro. Теперь большинство из них перестало этим заниматься, и они стали приобретать и предлагать в своих магазинах те продукты, которые Metro находит на российском рынке. И это можно рассматривать как значительный сдвиг в стереотипах потребительского поведения.
Можно сказать, что сформировалась новая культура потребления, основанная на новой ассортиментной и вкусовой палитре. Это та реальность, в которой сегодня существует российский ритейл, и она стабилизировалась.
Что же касается дальнейшей трансформации ассортимента и появления каких-либо новых продуктов – это процесс бесконечный. И он будет зависеть от предпочтений покупателей, которые так или иначе тоже постоянно меняются.
Retail.ru
Интервью
О новых трендах в обслуживании, снижении издержек и актуальности сервиса, персонале и маркетинге.