Декоративное изображение
15 094

Поделиться

Марья Дей, Ozon СНГ: «Импорт уже не параллельный, а единственный и безальтернативный»

Подразделение Ozon СНГ развивает канал обмена товарами со странами ближнего зарубежья и налаживает параллельный импорт. Несмотря на потерю иностранных инвестиций, маркетплейс сохраняет заявленные ранее планы роста оборота на 80% в 2022 году. Об этом рассказала директор Ozon СНГ Марья Дей в ходе эфира «Академии ритейла».

Фото: Retail.ru

Наш основной бизнес – маркетплейс и трансграничные потоки – только одна из зон развития. Амбиции роста маркетплейса есть, но сейчас изменяется парадигма мышления. От всепроникающего роста Ozon начинает осмысленно переходить к эффективности, закрывает неприбыльные проекты. Тем не менее мы не снимаем с себя заявленные обещания нарастить оборот на 70–80% в 2022 году и движемся в соответствии с этими целями. Когда возможности роста в России закончатся, сможем развиваться за границей.

Параллельный импорт – это наша новая реальность, горизонт изменения которой не прощупывается. Правильнее сказать, что это уже не параллельный, а единственный и безальтернативный импорт. На маркетплейсе появились товары параллельного импорта, пока это только электроника – компьютеры и комплектующие для компьютеров.

Специальными маркерами мы их не отмечаем. У нас нет конкретной цели по увеличению доли параллельного импорта, потому что неясно, как дальше будет развиваться геополитическая ситуация. Но, по нашим оценкам, многие страны заинтересованы в работе на российском рынке, бизнес остается вне политики и не хочет терять вложенные инвестиции.  

Логистические цепочки параллельного импорта выстроены по классической схеме поставок через дистрибьютора, селлера или вендора, которые будут скупать европейский товар и привозить в Россию. Хотя говорить о европейских товарах уже смешно, все производственные площадки размещены не в Европе, а в Азии.

Поставщики физически могут находиться в СНГ, Китае или Турции, место не принципиально, главное каким-либо путем – пароходом, самолетом, по железной дороге или автотранспортом – привезти товары. Насколько эффективны эти цепочки, сейчас тоже не важно: если они есть – уже хорошо, потому что в России многие товары закончились. Конечно, длинная логистика влияет на цену, но другого выхода пока нет: мы не можем так быстро построить эффективные цепочки. Для нас сейчас основной вопрос при поставке – подделка или нет. И мы в этом смысле себя страховали со всех сторон, по любому из запросов должны быть предоставлены документы, сертификаты всех соответствий. Если они не предоставляются, товар блокируется на витрине.

Действует схема продажи Fulfillment by Seller – товар пересекает границу как посылка, поступает на склад Ozon. Когда приходит заказ, сотрудники склада сами собирают товары, упаковывают и передают заказ службе доставки. В ближайшее время реализуем Fulfillment by Ozon – схему для кроссбординговых размещений. Товар будет привозиться в Россию селлером, логистические услуги возьмет на себя Ozon.  

У логиста должно быть суперкачество – адаптивность, способность быстро придумать эффективную цепочку. Пока мы находимся в блокаде мировых брендов, учимся лучше и быстрее строить цепочку между поставщиками, вендорами, дистрибьюторами. Когда научимся, достигнем точки невозврата к тому, что было до этого.

Все время возникают какие-нибудь новые осложнения, приходится искать решение проблемы. Например, на территории Казахстана с 1 января 2022 года заработал так называемый Google tax – 12% налог на любую продажу с иностранной площадки. Этот налог кто-то должен взять на себя – либо покупатель, либо маркетплейс. Более того, с 1 июля такой же налог будет введен на территории Беларуси и будет составлять уже 20%. Что делать? Придется локализоваться, становиться белорусским юрлицом и полностью замыкать все потоки на Беларусь, иначе для покупателя ценник окажется неподъемным.

Сейчас наша основная задача – ограничить рост цены, найти инструменты и адаптироваться, поэтому физическое расширение в СНГ – открытие новых ПВЗ, строительство распределительных центров – пока не планируем, хватает существующей инфраструктуры.

Продолжим развивать собственные бренды, рассматриваем запуск СТМ в различных товарных категориях, в первую очередь проблемных, где из-за санкций возник дефицит или выросли цены. Уже продаются продукты питания, в том числе вода, кофе, снеки и лимонады, еда и телевизоры Hartens, которые производятся в России. Ассортимент СТМ вместе с готовой едой составляет более 170 наименований.  

Рост мирового e-commerce замедлился, но будет продолжаться. По ожиданиям аналитиков, хотя я не представляю, как они прогнозируют в ситуации неопределенности, в ближайшие годы рынок дорастет до $7 трлн. Пока мировой объем составляет около $3 трлн.

Но для России правильный запуск кроcсбординга будет означать очередной мегарост. Тем более мы примерно в три раза отстаем от лидеров – Кореи, Китая, Великобритании, где доля e-commerce составляет 30–35%. Есть куда расти, и дел много.

E-commerce – это продавец времени, поэтому я верю в его успешное развитие, несмотря на кризисы. Гипермаркеты начали стагнировать, потому что людям жалко времени на поездку, поиск парковки, хождение по торговому залу, стояние в очередях. Человек может сесть в парке и заказать все то же самое. Все российские игроки пытались завоевать кошелек покупателя и не думали об эффективности. Теперь этот тренд изменится.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами