DIY. Товары для дома. Мебель
E-commerce. Маркетплейсы
Крупные мировые ритейлеры
Бизнес мнения
Кризис. Точка бифуркации
2 июня 2022, 14:00 20373 просмотра

DIY & Household: ситуация на рынке в мае 2022 года

Острый период марта-апреля миновал, но турбулентность не закончилась – рынок ожидают структурные изменения в логистике, ассортименте и динамике продаж. О том, что сейчас происходит в секторе, рассказали представители сетей Hoff, «Домовой», маркетплейсов «ВсеИнструменты.ру», «Яндекс Маркет» и Gdematerial.ru на форуме DIY & Household Retail 2022.

Фото: Sergey Ryzhov/shutterstock

Фото: Sergey Ryzhov/shutterstock

«Пересматриваем ассортимент и уходим из высокого и среднего плюс сегмента в низкий и средний минус»

Андрей Плукчи, генеральный директор сети магазинов товаров для дома «Домовой»:

Фото: BBCG

Андрей Плукчи_Домовой

Андрей Плукчи_Домовой

«Первый квартал 2022 года, с одной стороны, стал вызовом, а с другой – дал прирост по четырем основным категориям: зоотовары (+39%), посуда (+37%), текстиль (+33%), товары для сада и дачи (+23%).

Мы пересматриваем ассортимент и уходим из высокого и среднего плюс сегмента в низкий и средний минус. Покупатели хотят получать стабильно высокое качество, но за меньшие деньги. Это основная точка приложения наших усилий сегодня.

«Домовой» поставляет товары из 25 стран, но в связи с мартовскими событиями мы практически потеряли все маршруты доставки через Европу. Идет глобальная перестройка логистики. Товары пытаются ввести напрямую из Китая и Азии по железной дороге через Казахстан и г. Владивосток. Но пропускная способность ж/д транспорта ограничена. В третьем квартале 2022 года ожидаем выхода китайских и турецких ритейлеров на российский рынок.

Источник: «Домовой»

Источник: «Домовой»

Важный момент для нас как для арендаторов – вакантные площади в ТЦ и арендные ставки. Многие бренды закрылись, но торговую площадь не освободили. Все думают, что они вот-вот уедут, и считают это место вакантным. Но по факту арендатор никуда не ушел. Будем говорить откровенно, бренды под тем или иным соусом останутся на тех же местах или передадут активы другим компаниям для ведения бизнеса. В четвертом квартале 2022 года из 2170 торговых точек (2,7 млн кв. м) на рынке освободится 1/10 часть в лучшем случае.

Но уже сейчас мы видим снижение трафика в ТЦ. Особенно остро это чувствуется в регионах, где якорные арендаторы стояли на самых топовых позициях первых и вторых этажей, а сейчас закрылись.

Мы отправляем запросы собственникам крупных ТЦ о снижении арендных ставок, но получаем отказы. Вернемся к вопросу аренды в IV квартале, когда компании окончательно освободят места.

В ближайшие 2–3 года экономическая ситуация кардинально не изменится: покупатели будут экономить, а мы оценивать возможный отложенный спрос».

Источник: «Домовой»
Плукчи Андрей_page-0004
Источник: «Домовой»

«Рынок мебели падает, и в ближайшее время роста спроса ожидать не приходится»

Максим Генке, управляющий директор Hoff:

Фото: BBCG

Максим Генке_ Hoff

Максим Генке_ Hoff

«В апреле-мае мы наблюдаем сокращение производства мебели. ИКЕА закрыла три объекта, полностью обнулились несколько производств. Другие предприятия пока не страдают от снижения объема заказов, но позитива нет.

Важный индикатор падения рынка мебели – снижение цен на ДСП. Две недели назад цена на нее снизилась на 20% впервые с 2020 года. Производители ДСП – те, кто находится в начале производственной цепи, – начали снижать цены, чтобы сохранить производство и долю рынка.

В марте продажи мебели росли быстрее, чем товаров для дома. Так люди спасали деньги от обесценивания. В апреле был некий «хвост», а в мае произошел спад, началась борьба за покупателя.

Понятно, что доля продаж базового сегмента будет сохраняться, а сегмента выше среднего снижаться из-за сокращения доходов населения.

Что касается ассортимента, то после закрытия магазинов ИКЕА мы приросли в тех категориях, где компания была сильна, – посуда и текстиль. Сейчас эффект сходит на нет. Развиваем категории шкафов купе и кухонь, усилили конструкторские наработки, а не маркетинг. Видим спрос на качественную малогабаритную мебель для небольших квартир.

Логистические цепочки на рынке мебели стабильны: ДСП и поролон производятся в России, фурнитура поставляется из Китая. Самый большой тренд сегодня – отказ от контейнерной перевозки и переход на ж/д транспорт. Другой тренд – повышение значимости сроков поставки. Скорость влияет на решение о покупке, поэтому компании расширяют склады в России. Мы делаем то же самое.

В начале года Hoff открыл два магазина в Новосибирске, и больше открытий в 2022 году не планируем по понятным причинам. В онлайн-канале идет планомерная спокойная работа: улучшаем клиентский опыт, упрощаем поиск и подбор товара.

Сегодня мы анализируем все виды расходов, чтобы быть готовыми к снижению рынка. Вряд ли стоит ожидать повышения спроса на мебель в ближайшей перспективе».

«Клиенты пока не готовы переходить на товары низкого ценового сегмента»

Валентин Фахрутдинов, генеральный директор онлайн-гипермаркета «ВсеИнструменты.ру»:

Фото: BBCG

Валентин Фахрутдинов_Всеинструменты

Валентин Фахрутдинов_Всеинструменты

«Мы входим в топ-3 российских DIY-ритейлеров, наш оборот по итогу 2021 года составил 55 млрд рублей, каждый год мы растем на 40–70%. В целом мы чувствуем себя хорошо, базовый рост порядка 50%, как и планировали на 2022 год.

С рынка ушли около 1% наших американских и европейских поставщиков. Часть компаний остается и уже перераспределила логистические цепочки: будут поставлять товар через Китай, а не через Европу. По ряду поставщиков будет работать параллельный импорт. Остальные пока не определились, заняли выжидательную позицию и открыто не говорят о своих планах.

Возможно, потому, что у них большие склады в России и запас товарных остатков на 4–5 месяцев. А товарные остатки – это основной драйвер выручки компаний сегодня.

Пиковый рост спроса в b2c сегменте мы увидели в марте. В категориях строительных материалов, электрики, сантехники он достигал 150–200% год к году. Также в марте выросли высокочековые категории и товары: клиенты предвидели повышение цен и стали делать более дорогие покупки. Сейчас спрос выровнялся и снизился. Если говорить про b2b клиента, то никаких существенных всплесков, как в b2c , не было, там другая стратегия покупки.

По опыту первого квартала 2022 года мы поняли, что нельзя забывать про клиентский сервис. Конкуренты переклеивали ценники, отменяли заказы или повышали цены в моменте уже после их подтверждения. Стремление нажиться ведет к потере клиентской базы: покупатель такие истории запоминает и не возвращается за повторной покупкой.

В целом люди пока не готовы переходить на товары более низкого ценового сегмента. На стройке сложно работать перфоратором, который через полдня сломается. Поэтому они выбирают качественный инструмент, который прослужит долго.

Изменения на DIY рынке мы увидим в конце третьего квартала 2022 года, там точно будет понятно, какие бренды уйдут, а какие останутся. После этого, скорее всего, покупатель будет чаще выбирать товары сегмента средний минус и низкоценовой. Но пока перераспределения спроса мы не чувствуем».

«На российском рынке не осталось инвестиционных возможностей для стартапов и молодых компаний. Мы переносим свой бизнес в Казахстан»

Алим Удербеков, генеральный директор Gdematerial.ru:

Фото: BBCG

Алим Удельбеков_Gdematerial.ru_ фото из интернета

Алим Удельбеков_Gdematerial.ru_ фото из интернета

«Наша компания занимается доставкой DIY-товаров от разных поставщиков одним заказом. Работаем в Москве и регионах уже пять лет.

Изменения на рынке чувствуем сильнее крупных игроков, поэтому остановили развитие проекта и оптимизируем расходы. Также сократили складские площади и товарные запасы, потому что оборотные средства – это тоже деньги, которые сейчас нельзя замораживать.

Мы начали продавать товары за криптовалюту. Увидели спрос во время скачков курсов, когда в обменных пунктах пропали наличные деньги. Но пока рано говорить, что продажа за крипту – это тренд.

В 2022 году мы запустили новый проект: помогаем закупать товары в Казахстане и продавать их в России. У нас выросло количество заявок, поскольку партнеры ищут возможность заместить те бренды, которые планируют уйти с рынка или уже ушли. С одной стороны, это перспективная история, спрос есть, но с другой – такие игроки, как Ozon, тоже стали пользоваться коридорами из Казахстана и других стран.

Россия в DIY-секторе одна из самых развитых, особенно в онлайн-канале. С уходом многих инвесторов с рынка мы остались один на один с крупными игроками без возможности получить инвестиции для развития. А любой стартап требует вложений, если ты хочешь быть значимым игроком. Поэтому в России, по сути, не осталось вариантов для молодых компаний.

Но есть перспектива развиваться в новых странах, более инвестиционно привлекательных, например, в Казахстане и Узбекистане. В четвертом квартале 2021 года мы вышли в Казахстан и совместно с «Каспием» запустили в Алма-Ате доставку материалов для b2c и b2b клиентов. В этом году планируем запуститься в Астане и, возможно, в Ташкенте. Призываю всех рассматривать в том числе такие варианты для развития.

Одно из вытекающих отсюда решений – продажа бизнеса в России или передача его в доверительное управление. Верю, что все поменяется и будет по-другому, но сейчас важно оценивать ситуацию трезво».

«Онлайн-продажи категории DIY растут, а мы расширяем ассортимент и добавляем сервисы для b2c клиентов»

Андрей Воронин, руководитель направления CEHAC/DIY/Auto «Яндекс.Маркет»:

Фото: BBCG

Андрей Воронин_Яндекс

Андрей Воронин_Яндекс

«Мы считаем, что в 2022 году доля онлайн-продаж в DIY-категории вырастет с 21 до 36% год к году. При этом на маркетплейсы будет приходится порядка 50% онлайн-продаж. Сам рынок тоже вырастет, в частности в силу повышения цен, нас ждет «рынок продавца».

Покупатели богаче не стали, а товары подорожали. На нашей площадке рост среднего чека в апреле составил порядка 20%. Мы понимаем, что люди сейчас либо выбирают низкоценовой товар, либо хотят разбить платеж на части. Для этого мы используем сервис финансирования сделки «Яндекс Сплит», который работает по принципу «покупай сейчас, плати потом». Недавно мы вместе увеличили срок рассрочки с 2 до 6 месяцев.

Источник: «Яндекс Маркет»

Источник: Аналитика рынка «Яндекс Маркет».

В первом квартале 2022 года продажи ключевых DIY и Household категорий выросли более чем на 200% в натуральном и денежном выражении. Самая большая доля в сегменте у брендов Makita, Bosh, Electrolux. Причем рынок Household растет быстрее, чем DIY. Доставить товары для дома проще, чем стройматериалы.

В целом ассортимент маркетплейсов в сегменте расширяется, селлеры и бренды продолжают выходить на площадки и активно развивать этот канал. Мы в «Яндекс.Маркет» понимаем, что рынок большой, полки бесконечные и чем больше у нас продавцов, тем выше конкуренция, а значит, товар для потребителя становится доступнее. Для b2c покупателя это еще и удобно: можно купить товары поштучно в одном месте и добавить нужные услуги в заказ.

В 2022 году планируем развивать наши веб-сервисы, например, онлайн-консультации, и глубже проникать в категории, уже есть планы по развитию направления».

Источник: «Яндекс Маркет»

Источник: «Яндекс Маркет»

Яна Морозова, Retail.ru

Материал создан по следам мероприятия DIY & Household Retail 2022

Логотип ВсеИнструменты.ру

ВсеИнструменты.ру

«Всеинструменты.ру» созданы в 2006 г. студентами МФТИ Кузнецовым, Александром Гольцовы...

Подробнее о компании
Логотип Hoff

Hoff

Hoff расшифровывается как "Home of furnishing", что в дословном переводе означает "До...

Подробнее о компании
Логотип Домовой

Домовой

Сеть «Домовой» — одна из крупнейших сетей супермаркетов в Санкт-Петербурге и ...

Подробнее о компании
Логотип Яндекс Маркет

Яндекс Маркет

Группа компаний «Яндекс.Маркет» — совместное предприятие «Сбербанка России» и компании...

Подробнее о компании
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
DIY & Household: ситуация на рынке в мае 2022 года

Острый период марта-апреля миновал, но турбулентность не закончилась – рынок ожидают структурные изменения в логистике, ассортименте и динамике продаж. О том, что сейчас происходит в секторе, рассказали представители сетей Hoff, «Домовой», маркетплейсов «ВсеИнструменты.ру», «Яндекс Маркет» и Gdematerial.ru на форуме DIY & Household Retail 2022.

Фото: Sergey Ryzhov/shutterstock

Фото: Sergey Ryzhov/shutterstock

«Пересматриваем ассортимент и уходим из высокого и среднего плюс сегмента в низкий и средний минус»

Андрей Плукчи, генеральный директор сети магазинов товаров для дома «Домовой»:

Фото: BBCG

Андрей Плукчи_Домовой

Андрей Плукчи_Домовой

«Первый квартал 2022 года, с одной стороны, стал вызовом, а с другой – дал прирост по четырем основным категориям: зоотовары (+39%), посуда (+37%), текстиль (+33%), товары для сада и дачи (+23%).

Мы пересматриваем ассортимент и уходим из высокого и среднего плюс сегмента в низкий и средний минус. Покупатели хотят получать стабильно высокое качество, но за меньшие деньги. Это основная точка приложения наших усилий сегодня.

«Домовой» поставляет товары из 25 стран, но в связи с мартовскими событиями мы практически потеряли все маршруты доставки через Европу. Идет глобальная перестройка логистики. Товары пытаются ввести напрямую из Китая и Азии по железной дороге через Казахстан и г. Владивосток. Но пропускная способность ж/д транспорта ограничена. В третьем квартале 2022 года ожидаем выхода китайских и турецких ритейлеров на российский рынок.

Источник: «Домовой»

Источник: «Домовой»

Важный момент для нас как для арендаторов – вакантные площади в ТЦ и арендные ставки. Многие бренды закрылись, но торговую площадь не освободили. Все думают, что они вот-вот уедут, и считают это место вакантным. Но по факту арендатор никуда не ушел. Будем говорить откровенно, бренды под тем или иным соусом останутся на тех же местах или передадут активы другим компаниям для ведения бизнеса. В четвертом квартале 2022 года из 2170 торговых точек (2,7 млн кв. м) на рынке освободится 1/10 часть в лучшем случае.

Но уже сейчас мы видим снижение трафика в ТЦ. Особенно остро это чувствуется в регионах, где якорные арендаторы стояли на самых топовых позициях первых и вторых этажей, а сейчас закрылись.

Мы отправляем запросы собственникам крупных ТЦ о снижении арендных ставок, но получаем отказы. Вернемся к вопросу аренды в IV квартале, когда компании окончательно освободят места.

В ближайшие 2–3 года экономическая ситуация кардинально не изменится: покупатели будут экономить, а мы оценивать возможный отложенный спрос».

Источник: «Домовой»
Плукчи Андрей_page-0004
Источник: «Домовой»

«Рынок мебели падает, и в ближайшее время роста спроса ожидать не приходится»

Максим Генке, управляющий директор Hoff:

Фото: BBCG

Максим Генке_ Hoff

Максим Генке_ Hoff

«В апреле-мае мы наблюдаем сокращение производства мебели. ИКЕА закрыла три объекта, полностью обнулились несколько производств. Другие предприятия пока не страдают от снижения объема заказов, но позитива нет.

Важный индикатор падения рынка мебели – снижение цен на ДСП. Две недели назад цена на нее снизилась на 20% впервые с 2020 года. Производители ДСП – те, кто находится в начале производственной цепи, – начали снижать цены, чтобы сохранить производство и долю рынка.

В марте продажи мебели росли быстрее, чем товаров для дома. Так люди спасали деньги от обесценивания. В апреле был некий «хвост», а в мае произошел спад, началась борьба за покупателя.

Понятно, что доля продаж базового сегмента будет сохраняться, а сегмента выше среднего снижаться из-за сокращения доходов населения.

Что касается ассортимента, то после закрытия магазинов ИКЕА мы приросли в тех категориях, где компания была сильна, – посуда и текстиль. Сейчас эффект сходит на нет. Развиваем категории шкафов купе и кухонь, усилили конструкторские наработки, а не маркетинг. Видим спрос на качественную малогабаритную мебель для небольших квартир.

Логистические цепочки на рынке мебели стабильны: ДСП и поролон производятся в России, фурнитура поставляется из Китая. Самый большой тренд сегодня – отказ от контейнерной перевозки и переход на ж/д транспорт. Другой тренд – повышение значимости сроков поставки. Скорость влияет на решение о покупке, поэтому компании расширяют склады в России. Мы делаем то же самое.

В начале года Hoff открыл два магазина в Новосибирске, и больше открытий в 2022 году не планируем по понятным причинам. В онлайн-канале идет планомерная спокойная работа: улучшаем клиентский опыт, упрощаем поиск и подбор товара.

Сегодня мы анализируем все виды расходов, чтобы быть готовыми к снижению рынка. Вряд ли стоит ожидать повышения спроса на мебель в ближайшей перспективе».

«Клиенты пока не готовы переходить на товары низкого ценового сегмента»

Валентин Фахрутдинов, генеральный директор онлайн-гипермаркета «ВсеИнструменты.ру»:

Фото: BBCG

Валентин Фахрутдинов_Всеинструменты

Валентин Фахрутдинов_Всеинструменты

«Мы входим в топ-3 российских DIY-ритейлеров, наш оборот по итогу 2021 года составил 55 млрд рублей, каждый год мы растем на 40–70%. В целом мы чувствуем себя хорошо, базовый рост порядка 50%, как и планировали на 2022 год.

С рынка ушли около 1% наших американских и европейских поставщиков. Часть компаний остается и уже перераспределила логистические цепочки: будут поставлять товар через Китай, а не через Европу. По ряду поставщиков будет работать параллельный импорт. Остальные пока не определились, заняли выжидательную позицию и открыто не говорят о своих планах.

Возможно, потому, что у них большие склады в России и запас товарных остатков на 4–5 месяцев. А товарные остатки – это основной драйвер выручки компаний сегодня.

Пиковый рост спроса в b2c сегменте мы увидели в марте. В категориях строительных материалов, электрики, сантехники он достигал 150–200% год к году. Также в марте выросли высокочековые категории и товары: клиенты предвидели повышение цен и стали делать более дорогие покупки. Сейчас спрос выровнялся и снизился. Если говорить про b2b клиента, то никаких существенных всплесков, как в b2c , не было, там другая стратегия покупки.

По опыту первого квартала 2022 года мы поняли, что нельзя забывать про клиентский сервис. Конкуренты переклеивали ценники, отменяли заказы или повышали цены в моменте уже после их подтверждения. Стремление нажиться ведет к потере клиентской базы: покупатель такие истории запоминает и не возвращается за повторной покупкой.

В целом люди пока не готовы переходить на товары более низкого ценового сегмента. На стройке сложно работать перфоратором, который через полдня сломается. Поэтому они выбирают качественный инструмент, который прослужит долго.

Изменения на DIY рынке мы увидим в конце третьего квартала 2022 года, там точно будет понятно, какие бренды уйдут, а какие останутся. После этого, скорее всего, покупатель будет чаще выбирать товары сегмента средний минус и низкоценовой. Но пока перераспределения спроса мы не чувствуем».

«На российском рынке не осталось инвестиционных возможностей для стартапов и молодых компаний. Мы переносим свой бизнес в Казахстан»

Алим Удербеков, генеральный директор Gdematerial.ru:

Фото: BBCG

Алим Удельбеков_Gdematerial.ru_ фото из интернета

Алим Удельбеков_Gdematerial.ru_ фото из интернета

«Наша компания занимается доставкой DIY-товаров от разных поставщиков одним заказом. Работаем в Москве и регионах уже пять лет.

Изменения на рынке чувствуем сильнее крупных игроков, поэтому остановили развитие проекта и оптимизируем расходы. Также сократили складские площади и товарные запасы, потому что оборотные средства – это тоже деньги, которые сейчас нельзя замораживать.

Мы начали продавать товары за криптовалюту. Увидели спрос во время скачков курсов, когда в обменных пунктах пропали наличные деньги. Но пока рано говорить, что продажа за крипту – это тренд.

В 2022 году мы запустили новый проект: помогаем закупать товары в Казахстане и продавать их в России. У нас выросло количество заявок, поскольку партнеры ищут возможность заместить те бренды, которые планируют уйти с рынка или уже ушли. С одной стороны, это перспективная история, спрос есть, но с другой – такие игроки, как Ozon, тоже стали пользоваться коридорами из Казахстана и других стран.

Россия в DIY-секторе одна из самых развитых, особенно в онлайн-канале. С уходом многих инвесторов с рынка мы остались один на один с крупными игроками без возможности получить инвестиции для развития. А любой стартап требует вложений, если ты хочешь быть значимым игроком. Поэтому в России, по сути, не осталось вариантов для молодых компаний.

Но есть перспектива развиваться в новых странах, более инвестиционно привлекательных, например, в Казахстане и Узбекистане. В четвертом квартале 2021 года мы вышли в Казахстан и совместно с «Каспием» запустили в Алма-Ате доставку материалов для b2c и b2b клиентов. В этом году планируем запуститься в Астане и, возможно, в Ташкенте. Призываю всех рассматривать в том числе такие варианты для развития.

Одно из вытекающих отсюда решений – продажа бизнеса в России или передача его в доверительное управление. Верю, что все поменяется и будет по-другому, но сейчас важно оценивать ситуацию трезво».

«Онлайн-продажи категории DIY растут, а мы расширяем ассортимент и добавляем сервисы для b2c клиентов»

Андрей Воронин, руководитель направления CEHAC/DIY/Auto «Яндекс.Маркет»:

Фото: BBCG

Андрей Воронин_Яндекс

Андрей Воронин_Яндекс

«Мы считаем, что в 2022 году доля онлайн-продаж в DIY-категории вырастет с 21 до 36% год к году. При этом на маркетплейсы будет приходится порядка 50% онлайн-продаж. Сам рынок тоже вырастет, в частности в силу повышения цен, нас ждет «рынок продавца».

Покупатели богаче не стали, а товары подорожали. На нашей площадке рост среднего чека в апреле составил порядка 20%. Мы понимаем, что люди сейчас либо выбирают низкоценовой товар, либо хотят разбить платеж на части. Для этого мы используем сервис финансирования сделки «Яндекс Сплит», который работает по принципу «покупай сейчас, плати потом». Недавно мы вместе увеличили срок рассрочки с 2 до 6 месяцев.

Источник: «Яндекс Маркет»

Источник: Аналитика рынка «Яндекс Маркет».

В первом квартале 2022 года продажи ключевых DIY и Household категорий выросли более чем на 200% в натуральном и денежном выражении. Самая большая доля в сегменте у брендов Makita, Bosh, Electrolux. Причем рынок Household растет быстрее, чем DIY. Доставить товары для дома проще, чем стройматериалы.

В целом ассортимент маркетплейсов в сегменте расширяется, селлеры и бренды продолжают выходить на площадки и активно развивать этот канал. Мы в «Яндекс.Маркет» понимаем, что рынок большой, полки бесконечные и чем больше у нас продавцов, тем выше конкуренция, а значит, товар для потребителя становится доступнее. Для b2c покупателя это еще и удобно: можно купить товары поштучно в одном месте и добавить нужные услуги в заказ.

В 2022 году планируем развивать наши веб-сервисы, например, онлайн-консультации, и глубже проникать в категории, уже есть планы по развитию направления».

Источник: «Яндекс Маркет»

Источник: «Яндекс Маркет»

Яна Морозова, Retail.ru

bbcg, diy, household, hoff, домовой, всеинструменты, яндекс маркетDIY & Household: ситуация на рынке в мае 2022 года
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/diy-household-situatsiya-na-rynke-v-mae-2022-goda/2023-11-22


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052