Кстати, волна проверок Роспотребнадзора повысила интерес покупателей к сети. «На практике мы получили большой всплеск покупательской активности, – рассказывает Артем Соловьев. – Причем, пришло много новых покупателей. Это люди, которые раньше не знали про существование «Светофора», а теперь решили заехать посмотреть, как тут все на самом деле, и стали нашими покупателями. Было очень много слов поддержки».
Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Светофор»: что стоит за ценой?
«Светофор» – один из первых жестких дискаунтеров России, символ формата, нередко упоминаемый аналитиками, консалтерами и конкурентами в негативном контексте. Да что там – в контексте кто только не ругал «Светофор» и за оснащение, и за ассортимент, да и за саму концепцию. Retail.ru посетил один из магазинов сети вместе с топ-менеджером компании и рассказывает, как там все устроено.
Фото: Retail.ru
Холдинг «Инвест стандарт» объединяет 16 юридических лиц, управляющих 2700 магазинами «Светофор» в разных регионах. В их числе – компания «Торгсервис 50», под управлением которой находятся 72 магазина в Московской области и Рязани.
Фото: Retail.ru
Магазин в деревне Новая Солнечногорского района открыт в 2022 году недалеко от Пятницкого шоссе. Как рассказал Артем Соловьев, директор компании «Торгсервис 50», при выборе помещения основными критериями являются: площадь не менее 800–1100 кв. м, удобный подъезд, достаточное количество парковочных мест, соответствие технического оснащения помещения всем нормативам безопасности. «Перед подписанием договора обсуждаем с собственником помещения, что еще ему нужно доделать для того, чтобы помещение стало безопасным, светлым и удобным, – говорит Артем Соловьев. – Затем просчитываем риски, составляем бюджеты, запускаемся в тестовом режиме и смотрим, как идут продажи. Магазин в деревне Новая – это как раз один из ярких примеров удачной локации. Численность населения деревни небольшая, но магазин находится на трафике, здесь построен целый комплекс технических зданий и оборудована просторная парковка».
Сеть магазинов под управлением «Торгсервис 50» автоматизирована на платформе «1С:Предприятие».
Фото: Retail.ru
Площадь магазина в деревне Новая – 900 кв. м, режим работы – с 9 до 20 часов, штат сотрудников – 10–11 человек, ассортимент – 800–900 SKU.
«Особенность ассортимента именно этого магазина обусловлена местоположением – на трассе, – рассказывает Артем Соловьев. – Здесь много дачников, поэтому представлены товары для сада и огорода, базовые продукты долгого хранения – макароны, крупы, а также большое количество прохладительных напитков – вода, морс, лимонад, квас. В целом матрицу составляем так, чтобы не было ничего лишнего, присутствовал только хорошо продаваемый товар, при этом делаем ставку на эконом-сегмент. Обязательно в ассортименте будут бытовая химия, посуда, товары для животных, напитки, снеки, консервы, кондитерские изделия длительного срока хранения».
Фото: Retail.ru
Входная зона – минималистичная, но стандартная для ритейла: здесь стоят тележки для покупателей и выложены сезонные товары. Сейчас это рассада и садовый инвентарь, недорогая садовая мебель, в июле появятся товары для школы, в декабре – новогодние украшения.
В торговом зале нет привычной для ритейла навигации, отделов, указателей, вывесок. Зонирование тоже условное. По периметру зала установлены стеллажи с непродовольственными товарами, в центре зала палеты образуют несколько торговых рядов. При этом проходы сделаны широкими, чтобы удобно было разъезжаться двум покупательским тележкам.
Фото: Retail.ru
«При зонировании наша основная цель – соблюсти правила товарного соседства, – поясняет Артем Соловьев. – Вначале идут непродуктовые товары, потом – продукты, в отдельной охлаждаемой комнате – молоко, мясо и рыба. Всю бытовую химию ставим обычно вдоль стен, чтобы она не соприкасалась с продуктами».
В ассортименте нет свежего хлеба, что непривычно для современной розницы, которая во всех форматах старается предложить свежевыпеченный хлеб.
Фото: Retail.ru
Пол – бетонный, без привычной плитки, так как в первую очередь должен выдерживать нагрузку от стеллажей и движения штабелера, не менее 3 тонн.
Уборка в магазине производится силами штатных сотрудников (в штате есть две уборщицы) с помощью клининговой машины.
Фото: Retail.ru
Ценовой принцип – самое дешевое предложение на рынке. «Светофор» старается держать ценовую дельту, в том числе и с крупнейшими маркетплейсами. По словам спикера, это удается за счет того, что сеть работает напрямую с производителями, минуя дистрибьюторов; непрерывно находится в поиске новых поставщиков и самых выгодных ценовых предложений (мониторятся даже акции конкурентов). Сотрудничает в том числе с небольшими региональными компаниями, с которыми не готовы сотрудничать другие ритейлеры.
Фото: Retail.ru
«Светофор» не производит и не планирует запускать СТМ, чтобы не тратить средства на контрактное производство. Работает с наценкой не более 15%.
В сети нет программы лояльности. «Все системы лояльности работают за счет наценки ритейлера, который сначала увеличивает свою наценку, а потом делает скидку за лояльность, – поясняет Артем Соловьев. – Мы так делать не можем, потому что у нас и так самая минимальная цена и минимальные наценки».
Регулярно проводятся скидочные акции для покупателей. Например, три десятка куриных яиц – по 99,9 рубля.
Фото: Retail.ru
Мониторинг поставщиков, товаров и цен проводят федеральные категорийные менеджеры. Они анализируют продажи, выводят непродающиеся товары, вводят востребованные категории. Также магазин может предложить категорийным менеджерам ввести товар, которым интересуются его покупатели. Например, в летний сезон, по запросу покупателей, расширено предложение крышек для консервации.
Для получения обратной связи от покупателей каждый магазин сети ведет свою страницу в соцсетях. Сотрудники магазина общаются с покупателями в торговом зале.
В целом контроль качества продуктов осуществляется регулярно – образцы разных товарных групп, выборочно, отправляются на экспертизу, плюс проверяющие органы берут образцы по своему усмотрению.
Кроме долгосрочного партнерства практикуются спонтанные поставки, если поставщик готов предложить сети интересную цену на определенный объем своего товара.
«Мы рассматриваем его предложение, сравниваем цену с другими поставщиками. Если цена ниже, чем у его конкурентов при сопоставимом качестве, заводим на полку, – рассказывает Артем Соловьев. – Например, мы закупаем сливу у постоянного поставщика по 100 рублей, и тут на нас выходит другой поставщик, которого мы даже не знаем, и предлагает сливу по 85 рублей. Конечно, сначала сравним качество, проведем дегустацию, и если эта слива не хуже первой, выберем цену. Выбирая между поставщиком, с которым мы давно работаем, и новым, мы пойдем к тому, у кого лучше цена».
Фото: Retail.ru
Несколько палет занимают товары для животных. Так как это высоко востребованная и динамично растущая категория, в ассортименте представлено несколько ценовых сегментов, не только эконом, но и средний, есть разные наполнители для туалетов, влажный и сухой корм, большие и маленькие упаковки.
«Следим за качеством, все образцы кормов отдаем на экспертизу в Россельхознадзор, за пять лет не было ни одной жалобы на наши корма», – рассказывает Артем Соловьев.
Фото: Retail.ru
Фото: Retail.ru
В торговом зале оборудована холодильная комната площадью 72 кв. м, где поддерживается температура на уровне +3–5ºC. Здесь представлены продукты категории фреш – охлажденное мясо, колбасы, мясные деликатесы, в том числе халяль, сыры, молочные продукты, копченая рыба.
«У нас прямые поставки охлажденной свинины, – поясняет Артем Соловьев. – Сотрудничаем с проверенными производителями из Твери и Белгорода, делающими акцент на качество, при этом берем большой объем, поэтому цена на свинину у нас всегда самая выгодная».
В категории молочных продуктов представлен небольшой ассортимент, только самые базовые и востребованные позиции. «Не ставим на полку несколько десятков видов йогурта, как это делают обычные магазины у дома, а выбираем несколько самых вкусных йогуртов среди самых бюджетных, – поясняет Артем Соловьев. – Вкус важен, потому что невкусные продукты брать просто не будут. Тут очень важна золотая середина».
Фото: Retail.ru
Зона свежих фруктов и овощей появилась в «Светофоре» примерно три года назад. «Когда в ассортимент ввели группу фруктов и овощей, наши покупатели были приятно удивлены, – рассказывает Артем Соловьев. – Теперь зона ФРОВ – самая оживленная. Здесь всегда есть сезонные предложения. Например, сейчас хорошо продается черешня. Разница в цене по сравнению с другими ритейлерами составляет 50–70 процентов, и каждый день мы наблюдаем, как покупатели набирают черешню большими пакетами. Есть базовые овощи – помидоры и огурцы, есть экзотика, например, манго, апельсины».
В зоне алкоголя тоже представлены самые базовые позиции, в основном это крепкий алкоголь и отечественное вино, ассортимент зависит от магазина и составляет 8–16 SKU.
Зона консервации тоже является заметной частью магазина, в ней представлены рыбная, мясная, овощная и фруктовая консервация, причем, в ценовых сегментах есть варианты – от самых недорогих позиций типа бычка в томате до тушеного тунца.
Фото: Retail.ru
В кассовой зоне установлены два ларя с мороженым. «Наши поставщики мороженого говорят нам, что в «Светофоре» они зарабатывают больше, чем в других каналах продаж, – рассказывает Артем Соловьев. – В нашей сети представлено всего лишь 2–3 производителя мороженого, ассортимент не раздут, выбраны самые ходовые позиции, и поэтому количество продаваемого мороженого именно их брендов у нас гораздо больше, чем в аналогичных сетях. В день магазин продает 150–200 штук мороженого одного вида, а это еще не сезон».
Фото: Retail.ru
В зале работают две традиционные кассы, и есть третья запасная, установка КСО не планируется. На кассе покупателям предлагаются небрендированные пакеты.
В 2025 году компания «Торгсервис 50» намерена продолжить рост сети и планирует открывать новые магазины. Количество открытий будет зависеть от наличия подходящих площадей.
Валерия Миронова, Retail.ru

Дона Ромашова, «Яндекс Лавка»: «В 2024 году рост продаж СТМ в «Яндекс Лавке» составил 150%»
Как онлайн-ритейлер развивает собственные марки в разных продуктовых категориях и ценовых сегментах.