Крупные мировые ритейлеры
Логистика в ритейле
Марка. Бренд
Практика
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
15 июня 2022, 11:20 17318 просмотров

Как устроена логистика «ВкусВилла»?

«Вкусвилл» – это более 1300 магазинов и 120 дарксторов в 62 городах России от Мурманска до Сочи и Уфы. Все они обеспечиваются свежей продукцией из трех распределительных центров, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге. Как устроена логистика компании, 75% ассортимента которой – это продукты с коротким сроком годности? Retail.ru выяснил, посетив новый РЦ «Домодедово», запущенный компанией в июне 2022 года.

Фото: «ВкусВилл»

До 2017 года «ВкусВилл» развивался только в Московской области, и в компании верили, что бизнес-модель нельзя масштабировать в регионы из-за четкой привязки к РЦ, ведь большая часть ассортимента компании – это продукты со сроком годности до 10 суток, свежие продукты каждый день приезжают в магазины, и более 60% товаров продается в день поставки. О том, почему ситуация изменилась, во «ВкусВилл» есть интересная корпоративная история.

Однажды в 2017 году на встрече корпоративного книжного клуба в компании обсуждали книгу Нассима Талеба «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса». Пока обсуждали – поняли, что «ВкусВилл» надо срочно выходить в регионы, такое ограничение в развитии компании ни к чему. Прямо на том же заседании книжного клуба сформировалась команда, которая дала обещание расширить географию (профессиональные цели во «ВкусВилле» называют обещаниями). Сначала региональные магазины открылись в таких близлежащих городах как Тула, Тверь, Владимир, Ярославль. Сегодня магазины «Вкусвилл» работают в 62 российских городах.

В такие города как Краснодар и Екатеринбург транспорт из РЦ едет действительно долго, поэтому какая-то часть продукции – со сроком годности менее 48 часов – туда не доставляется.

В логистической инфраструктуре «ВкусВилла» сегодня три распределительных центра: новый РЦ «Домодедово» площадью 109 тыс. кв. м и РЦ «Вёшки» площадью 108 тыс. кв. м в Московской области, РЦ «Шушары» площадью 57 тыс. кв. м в Санкт-Петербурге. Именно с них осуществляется снабжение всех 1300+ магазинов и 120+ дарксторов компании в столицах и еще 60 городах страны.

РЦ «ВкусВилл» работают 365 дней в году, с одним выходным – с 17 часов 31 декабря до 17 часов 1 января. Во все остальные дни с самого утра начинается приемка свежих продуктов (75% ассортимента сети – это фреш), комплектовка поставок для магазинов, распределение товаров. Каждый день каждый магазин сети начинает с приемки свежих товаров и их расстановки на полки.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

У «ВкусВилл» централизованная логистика. В течение дня с 8 утра до 22–23 часов поставщики доставляют свою продукцию на РЦ. В «Домодедово» ежедневно приезжает порядка 600 машин. Скорость оборачиваемости товарных запасов на РЦ «Вкусвилл» – менее 3 дней, на складах остаются только товары длительного срока хранения. Продукция с коротким сроком годности как правило в тот же день отправляется в магазины.

«У нас нет жестких временных интервалов для поставщиков, но есть требование, например, осуществить поставку овощей и фруктов с 8 до 16 часов. Очередей как-то удается избегать. Мы против жестких интервалов, так как их часто не удается выдерживать, планы сдвигаются, и сама суть такого планирования теряется», – говорит руководитель управления складской логистики Алексей Фарафонов.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

При поступлении на любой РЦ весь товар проверяется командой технологов, которые контролируют температуру при доставке, внешний вид, органолептические показатели, отсутствие посторонних предметов при транспортировке и прочее. Только после их одобрения продукция передается складу и идет ее распределение. Контроль качества и безопасности продукции каждой партии проводит собственная лицензированная микробиологическая лаборатория «ВкусВилла», открытая в 2020 году на распределительном центре «Вешки»‎.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

Специальная программа собственной разработки «ВкусВилл» «Блок заказов» в режиме реального времени получает информацию об остатках в магазинах и в соответствии с этими данными и прогнозами продаж, сформированными на основе многолетней статистики, формирует рекомендации по поставкам в каждый конкретный магазин.

На РЦ для каждого магазина в течение дня собирается поставка. В самые дальние регионы (Ростов, Краснодар, Сочи) машины из РЦ «Домодедово» отправляются в 19–20 часов, в остальные регионы – уходят до 22 часов. С 01 часу ночи до 5 утра отправляется транспорт, доставляющий продукты в московские магазины, потому что свежий товар должен быть доставлен не позднее 8 часов.

Своего автопарка у ритейлера нет, продукты в магазины развозят транспортные компании. В московском регионе в 99% случаев одна машина доставляет продукцию в два магазина. Каждую ночь с РЦ «Домодедово» уходит порядка 550 грузовиков. Если в обычный магазин в среднем доставляется 6–7 паллет продукции, то дарксторы требуют большего объема товара. В них с РЦ осуществляется несколько поставок начиная с 22 часов до 03 утра, чтобы персонал дарксторов мог планомерно принимать и обрабатывать поставки.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

Онлайн-продажи и сеть дарксторов «ВкусВилл» стал активно развивать в 2020 году. До этого ритейлер был сфокусирован на развитии офлайн-сети, и хотя несколько раз пытался запустить онлайн-продажи, не считал это направление перспективным. По итогам одного из пилотов основатель Андрей Кривенко даже как-то сказал, что «ВкусВилл» никогда не будет заниматься онлайном.

Но в начале 2020 года сеть предприняла еще одну попытку и запустила специальное мобильное приложение и платную экспресс-доставку. Услуга приносила до 1000 заказов в день, когда началась пандемия и спрос на доставку еды вырос многократно. Вопрос о развитии сервиса отпал сам собой. В конце 2020 года «ВкусВилл» выполнял уже 75 тысяч онлайн-заказов ежедневно, а в апреле 2021 года перешагнул рубеж в 100 тысяч. Сейчас компания ежедневно доставляет более 180 тысяч онлайн-заказов. Доля онлайна в обороте компании превысила 36%. Сегодня ритейлер параллельно развивает два направления – открывает традиционные магазины и дарксторы, которых уже более 120, в них комплектуется более 75% онлайн-заказов.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

Дарксторы расширили возможности продаж. Если площадь физических магазинов «ВкусВилл» от 150 до 300 кв. м, то дарксторы занимают 800–2000 кв. м, в них представлен весь ассортимент продукции под собственным брендом – более 7700 SKU, а также дополнительный ассортимент – продукция категории « Супермаркет » (под другими брендами), лекарства, партнерские товары, а также запустился проект «темных кухонь» (дарккитчен), который позволяет доставлять покупателям свежую горячую еду.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

Мультитемпературный склад «Домодедово» обладает разными зонами хранения: стандартная зона для долгосрока и штучных товаров, которые не требуют особых условий, зона глубокой заморозки (-24) и зона по обработке овощей и фруктов (+6+8). Есть отдельная камера для бананов с особым температурным режимом и отдельная камера для ягод.

Переезд на новый РЦ «Домодедово» «ВкусВилл» осуществил в один день: 10 июня поставки в магазины отправились со старого РЦ, а утром 11 июня грузы начали принимать и отправлять уже на новом складе.

РЦ «Кавказский», который верой и правдой служил сети 9 лет, стал маловат, да и возможностей у нового современного РЦ «Домодедово», построенного специально под требования «ВкусВилл», значительно больше.

«В старом РЦ высота потолков – 4 м, в новом –12 м, шаг колонн в старом – 6 на 6, в новом – 12 на 24. Это совсем другие возможности. Ширина дебаркадеров у нас теперь увеличилась с 6 м до 20 м. РЦ работает в очень высоком темпе. В старом складе у нас зона заморозки находилась на цокольном этаже, а лифты – это всегда фактор риска. Если мы в логистическом процессе находим возможность что-то ускорить хотя бы на полчаса, то считаем это большим успехом. В «Домодедово» больше места, больше товара можно выставить в зону отгрузки, а значит отгрузка будет осуществляться скорее», – поясняет Алексей Фарафонов.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

Еще недавно «ВкусВилл» планировал внедрять на новом РЦ и роботизированные складские системы, но пока ввиду понятных причин эти планы пришлось отложить.

В целом же «ВкусВилл» постоянно совершенствует логистические процессы: в компании автоматизирован процесс взаимодействия с поставщиками логистических услуг, внедрена «умная» маршрутизация грузовой доставки, используется коллаборативное бизнес-планирование с автоматизированным решением – BI «ВкусВилл» («Панель показателей цепи поставок ВкусВилл»). Для построения оптимальных цепочек компания создала «Карту поставщиков», где отмечены производственные и складские объекты поставщиков, места производства и обработки каждой ассортиментной позиции. В соответствии с этими данными «ВкусВилл» эффективно моделирует цепочки поставок товаров – наименьшие по расстоянию/lead time, стоимости и более эффективные по покрытию потребности и сервису.

Анастасия Агеенкова, Retail.ru

Логотип ВкусВилл

ВкусВилл

ВкусВилл — бренд полезных продуктов для здорового питания, сеть магазинов и сервис бесплатной до...

Подробнее о компании
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Как устроена логистика «ВкусВилла»?

«Вкусвилл» – это более 1300 магазинов и 120 дарксторов в 62 городах России от Мурманска до Сочи и Уфы. Все они обеспечиваются свежей продукцией из трех распределительных центров, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге. Как устроена логистика компании, 75% ассортимента которой – это продукты с коротким сроком годности? Retail.ru выяснил, посетив новый РЦ «Домодедово», запущенный компанией в июне 2022 года.

Фото: «ВкусВилл»

До 2017 года «ВкусВилл» развивался только в Московской области, и в компании верили, что бизнес-модель нельзя масштабировать в регионы из-за четкой привязки к РЦ, ведь большая часть ассортимента компании – это продукты со сроком годности до 10 суток, свежие продукты каждый день приезжают в магазины, и более 60% товаров продается в день поставки. О том, почему ситуация изменилась, во «ВкусВилл» есть интересная корпоративная история.

Однажды в 2017 году на встрече корпоративного книжного клуба в компании обсуждали книгу Нассима Талеба «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса». Пока обсуждали – поняли, что «ВкусВилл» надо срочно выходить в регионы, такое ограничение в развитии компании ни к чему. Прямо на том же заседании книжного клуба сформировалась команда, которая дала обещание расширить географию (профессиональные цели во «ВкусВилле» называют обещаниями). Сначала региональные магазины открылись в таких близлежащих городах как Тула, Тверь, Владимир, Ярославль. Сегодня магазины «Вкусвилл» работают в 62 российских городах.

В такие города как Краснодар и Екатеринбург транспорт из РЦ едет действительно долго, поэтому какая-то часть продукции – со сроком годности менее 48 часов – туда не доставляется.

В логистической инфраструктуре «ВкусВилла» сегодня три распределительных центра: новый РЦ «Домодедово» площадью 109 тыс. кв. м и РЦ «Вёшки» площадью 108 тыс. кв. м в Московской области, РЦ «Шушары» площадью 57 тыс. кв. м в Санкт-Петербурге. Именно с них осуществляется снабжение всех 1300+ магазинов и 120+ дарксторов компании в столицах и еще 60 городах страны.

РЦ «ВкусВилл» работают 365 дней в году, с одним выходным – с 17 часов 31 декабря до 17 часов 1 января. Во все остальные дни с самого утра начинается приемка свежих продуктов (75% ассортимента сети – это фреш), комплектовка поставок для магазинов, распределение товаров. Каждый день каждый магазин сети начинает с приемки свежих товаров и их расстановки на полки.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

У «ВкусВилл» централизованная логистика. В течение дня с 8 утра до 22–23 часов поставщики доставляют свою продукцию на РЦ. В «Домодедово» ежедневно приезжает порядка 600 машин. Скорость оборачиваемости товарных запасов на РЦ «Вкусвилл» – менее 3 дней, на складах остаются только товары длительного срока хранения. Продукция с коротким сроком годности как правило в тот же день отправляется в магазины.

«У нас нет жестких временных интервалов для поставщиков, но есть требование, например, осуществить поставку овощей и фруктов с 8 до 16 часов. Очередей как-то удается избегать. Мы против жестких интервалов, так как их часто не удается выдерживать, планы сдвигаются, и сама суть такого планирования теряется», – говорит руководитель управления складской логистики Алексей Фарафонов.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

При поступлении на любой РЦ весь товар проверяется командой технологов, которые контролируют температуру при доставке, внешний вид, органолептические показатели, отсутствие посторонних предметов при транспортировке и прочее. Только после их одобрения продукция передается складу и идет ее распределение. Контроль качества и безопасности продукции каждой партии проводит собственная лицензированная микробиологическая лаборатория «ВкусВилла», открытая в 2020 году на распределительном центре «Вешки»‎.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

Специальная программа собственной разработки «ВкусВилл» «Блок заказов» в режиме реального времени получает информацию об остатках в магазинах и в соответствии с этими данными и прогнозами продаж, сформированными на основе многолетней статистики, формирует рекомендации по поставкам в каждый конкретный магазин.

На РЦ для каждого магазина в течение дня собирается поставка. В самые дальние регионы (Ростов, Краснодар, Сочи) машины из РЦ «Домодедово» отправляются в 19–20 часов, в остальные регионы – уходят до 22 часов. С 01 часу ночи до 5 утра отправляется транспорт, доставляющий продукты в московские магазины, потому что свежий товар должен быть доставлен не позднее 8 часов.

Своего автопарка у ритейлера нет, продукты в магазины развозят транспортные компании. В московском регионе в 99% случаев одна машина доставляет продукцию в два магазина. Каждую ночь с РЦ «Домодедово» уходит порядка 550 грузовиков. Если в обычный магазин в среднем доставляется 6–7 паллет продукции, то дарксторы требуют большего объема товара. В них с РЦ осуществляется несколько поставок начиная с 22 часов до 03 утра, чтобы персонал дарксторов мог планомерно принимать и обрабатывать поставки.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

Онлайн-продажи и сеть дарксторов «ВкусВилл» стал активно развивать в 2020 году. До этого ритейлер был сфокусирован на развитии офлайн-сети, и хотя несколько раз пытался запустить онлайн-продажи, не считал это направление перспективным. По итогам одного из пилотов основатель Андрей Кривенко даже как-то сказал, что «ВкусВилл» никогда не будет заниматься онлайном.

Но в начале 2020 года сеть предприняла еще одну попытку и запустила специальное мобильное приложение и платную экспресс-доставку. Услуга приносила до 1000 заказов в день, когда началась пандемия и спрос на доставку еды вырос многократно. Вопрос о развитии сервиса отпал сам собой. В конце 2020 года «ВкусВилл» выполнял уже 75 тысяч онлайн-заказов ежедневно, а в апреле 2021 года перешагнул рубеж в 100 тысяч. Сейчас компания ежедневно доставляет более 180 тысяч онлайн-заказов. Доля онлайна в обороте компании превысила 36%. Сегодня ритейлер параллельно развивает два направления – открывает традиционные магазины и дарксторы, которых уже более 120, в них комплектуется более 75% онлайн-заказов.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

Дарксторы расширили возможности продаж. Если площадь физических магазинов «ВкусВилл» от 150 до 300 кв. м, то дарксторы занимают 800–2000 кв. м, в них представлен весь ассортимент продукции под собственным брендом – более 7700 SKU, а также дополнительный ассортимент – продукция категории « Супермаркет » (под другими брендами), лекарства, партнерские товары, а также запустился проект «темных кухонь» (дарккитчен), который позволяет доставлять покупателям свежую горячую еду.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

Мультитемпературный склад «Домодедово» обладает разными зонами хранения: стандартная зона для долгосрока и штучных товаров, которые не требуют особых условий, зона глубокой заморозки (-24) и зона по обработке овощей и фруктов (+6+8). Есть отдельная камера для бананов с особым температурным режимом и отдельная камера для ягод.

Переезд на новый РЦ «Домодедово» «ВкусВилл» осуществил в один день: 10 июня поставки в магазины отправились со старого РЦ, а утром 11 июня грузы начали принимать и отправлять уже на новом складе.

РЦ «Кавказский», который верой и правдой служил сети 9 лет, стал маловат, да и возможностей у нового современного РЦ «Домодедово», построенного специально под требования «ВкусВилл», значительно больше.

«В старом РЦ высота потолков – 4 м, в новом –12 м, шаг колонн в старом – 6 на 6, в новом – 12 на 24. Это совсем другие возможности. Ширина дебаркадеров у нас теперь увеличилась с 6 м до 20 м. РЦ работает в очень высоком темпе. В старом складе у нас зона заморозки находилась на цокольном этаже, а лифты – это всегда фактор риска. Если мы в логистическом процессе находим возможность что-то ускорить хотя бы на полчаса, то считаем это большим успехом. В «Домодедово» больше места, больше товара можно выставить в зону отгрузки, а значит отгрузка будет осуществляться скорее», – поясняет Алексей Фарафонов.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

Еще недавно «ВкусВилл» планировал внедрять на новом РЦ и роботизированные складские системы, но пока ввиду понятных причин эти планы пришлось отложить.

В целом же «ВкусВилл» постоянно совершенствует логистические процессы: в компании автоматизирован процесс взаимодействия с поставщиками логистических услуг, внедрена «умная» маршрутизация грузовой доставки, используется коллаборативное бизнес-планирование с автоматизированным решением – BI «ВкусВилл» («Панель показателей цепи поставок ВкусВилл»). Для построения оптимальных цепочек компания создала «Карту поставщиков», где отмечены производственные и складские объекты поставщиков, места производства и обработки каждой ассортиментной позиции. В соответствии с этими данными «ВкусВилл» эффективно моделирует цепочки поставок товаров – наименьшие по расстоянию/lead time, стоимости и более эффективные по покрытию потребности и сервису.

Анастасия Агеенкова, Retail.ru

Вкусвилл, логистика, РЦ, поставки, даркстор, фреш, транспортКак устроена логистика «ВкусВилла»?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/photoreports/kak-ustroena-logistika-vkusvilla-/2022-06-29


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052