E-commerce. Маркетплейсы
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Логистика в ритейле
Практика
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Автоматизация на 1С
15 февраля 2021, 00:07 11425 просмотров

«Умные» кассы в магазинах «ВкусВилл»

По итогам 2020 года сеть «ВкусВилл» вошла в топ-4 по доставке продуктов питания в России, увеличив долю онлайн-продаж с 1 до 25% товарооборота сети. Приложением, разработанным для магазина компанией «Автомакон», пользуется свыше 1 млн человек. С его помощью осуществляется около 80 000 доставок в день (данные на январь 2021 года). Какую роль в этом процессе играют «умные» кассы и как они связаны с экосистемой магазина, вы узнаете в этой статье. 

Фото: «Автомакон»

В связи с пандемией спрос на доставку продуктов на дом вырос стремительно и сеть «Вкусвилл» решила оперативно начать работать с онлайн-заказами и доставкой.  

Перед компанией «Автомакон», занимающейся автоматизацией и созданием ПО и оборудования для «ВкусВилл», встала задача интегрировать обработку и оформление заказов в экосистему магазина. Сделать это нужно было на базе существующего софтового решения и кассовых устройств, с учетом особенностей продуктовой сети – системы лояльности и прочих. 

В итоге работа кассы была скорректирована таким образом, что она стала самостоятельным терминалом по сборке, выдаче и фискализации, сохранив при этом основные функции. После доработок у аппарата появились возможности получения заказов, регистрации товаров для сборки, подтверждения завершения заказа и выдачи необходимых чеков. 

Архитектура кассового решения

Для реализации проекта «Автомакон» выбрал клиент-серверную архитектуру взаимодействия. С точки зрения развертывания решение представляет собой  десктопное приложение.

Фото: «Автомакон»

Преимущества решения:

1) Гибкая и оперативная корректировка внешней, видимой покупателем, части кассы, при сохранении логики внутренних программных решений.

Благодаря этому обновления получаются более легкими и появляется возможность реализации нескольких кастомных дизайнов интерфейсов. 

На практике это означает, что за несколько минут касса самообслуживания становится кассой с кассиром. То есть один кассовый аппарат имеет разные графические интерфейсы: с помощью конфигурации отображаемая часть при необходимости меняется. Это выгодно для ритейлера, так как позволяет сократить количество касс и совмещать несколько ключевых функций в одном аппарате.

2) Возможность подключения к оборудованию с разных «клиентов» при удаленном размещении кассового решения.

К примеру, курьерских устройств для проведения покупок. Работа с чеком при этом организуется следующим образом: 

  • Шаг 1: получение чека по месту нахождения серверной части.

  • Шаг 2: отправка чека покупателю через удаленные каналы связи.

Подобным образом удобно организовать небольшие кассовые фермы. 

3) Создание кроссплатформенного решения за счет использования набора технологий. Одна сторона технологий позволяет быть решению кроссплатформенным – взлетать и под Linux, и под Windows, а другая – не подвергаться лицензированию со стороны вендоров ОС и технологий. Все технологии свободно распространяемые.

4) Необходимая информация для работы аппарата офлайн находится на сервере кассы, во внутренней базе на PostgreSQL (данные о текущей смене, чеках за последний месяц и пр.).

5) Сведения о продажах в режиме реального времени передаются во «ВкусВилл» с помощью интеграционных потоков. Это позволяет отслеживать количество товаров в магазинах, показывать его покупателям и выводить данные о чеках. 

6) В виде коробочного решения кассовое ПО имеет базовую интеграцию с наиболее распространенными учетными системами, в частности, с «1С». За обработку полученных данных и за формирование данных к отправке отвечает бэк-офис кассового ПО. Он предоставляет API для интеграции сторонних графических интерфейсов.

Какие изменения были внесены в кассы?

Чтобы лучше разобраться в объеме и характере доработок, следует изучить путь заказа с момента оформления до его доставки покупателю.

Вот как это выглядит на схеме:

Фото: «Автомакон»

Шаг 1. Покупатель оформляет заказ 

Заказ оформляется через витрины: мобильное приложение или сайт «ВкусВилл» (также разработаны компанией «Автомакон»). Содержимое пользовательской корзины передается на отдельный сервер «ВкусВилла» и «раскладывается» в базе данных. Специально для нужд доставки были внесены изменения в ее структуру. 

Шаг 2. Терминал обслуживания со скрытым доступом

В момент перехода кассы в режим терминала обслуживания онлайн-заказов аппарат переключается на специально разработанный порядок отображения. В целях безопасности доступ в него скрыт от сторонних покупателей, это обеспечивает защиту заказа от внесения в него изменений, что актуально для аппаратов самообслуживания. Перейдя в этот режим, касса забирает информацию о заказах, направленных в конкретный магазин, с сервера и показывает их продавцу. Также аппарат определяет приоритет запросов, обновляет списки заказов и выводит сведения о них. 

Шаг 3. Чек с подсказками для сборщика

Чтобы оптимизировать работу сборщика, «умная» касса составляет список, опираясь на места выкладки товара в конкретном магазине и его количество на момент печати чека, что позволяет ритейлеру экономить время на сборке заказов и увеличить количество обрабатываемых запросов.

Шаг 4. Система прозрачного контроля и мотивации

Для завершения работы над заказом сборщик должен отсканировать на кассе штрихкод со сборочного чека. На этом этапе он может внести в заказ необходимые изменения, согласовав их с покупателем. Заключительное действие – скан бейджика работника. 

Данные о сборщике появляются во внутренней системе, что позволяет контролировать качество работы конкретного сотрудника, отслеживать количественные показатели, персонализировать обратную связь со стороны заказчика и настроить систему мотивации. 

Шаг 5. Самовывоз и доставка

После завершения сборки терминал меняет на сервере статус заказа на «готов». Далее существуют два варианта развития событий: 

  • при выборе «доставки» заказ переходит в работу курьерской службы;

  • при выборе «самовывоза» покупатель получает информацию посредством мобильного приложения «ВкусВилл» о возможности забрать покупку.

Пешие курьеры и таксисты видят заказы в системе на этапе сборки и имеют возможность забронировать их для себя. Такой подход позволяет работникам «собирать» заказы сразу из нескольких магазинов и доставлять их в соседние локации. Что актуально при доставке в отдаленные районы и населенные пункты. Это удобно и исполнителям, и ритейлерам, так как экономит время обеих сторон.

Шаг 6. Итоговый чек и оплата

Настраивая оплату, ритейлерам стоит учитывать некоторые особенности онлайн-заказов.

При оформлении покупки и выборе покупателем онлайн-оплаты, средства на карте должны блокироваться, но их списание нужно производить только после подтверждения финального чека. 

Почему это важно? Товары могут отсутствовать в магазине, срок их годности может подходить к концу или клиент может передумать и отказаться от части покупок. Все эти изменения сборщик согласовывает с покупателем, после чего происходит финализация итогового чека. При расхождении сумм между первоначально оформленной и итоговой покупками «умная» касса выдаст работнику предупреждение. Далее специалист должен указать причину изменения для каждой товарной позиции и уже после этого подтвердить результат. Именно тогда сборка заказа будет завершена. 

Кроме того, клиент не может заплатить офлайн при выборе доставки через сервисы доставки, что обусловлено спецификой взаиморасчетов агрегаторов.

Сложности на стороне разработки

Реализация кассового решения обманчиво кажется несложной задачей написания ПО и подгонки основной логики. Ритейлеру стоит помнить о следующих подводных камнях, связанных с автоматизацией процессов и внедрением «умного» оборудования в розничных магазинах.

Если говорить про «ВкусВилл»:

1. Принципы работы с компанией-разработчиком

Сотрудничество «ВкусВилл» с «Автомаконом» подразумевает гибкую модель взаимодействия на базе подхода Agile. При нем задачи могут быстро меняться по запросу заказчика и от идеи до ее внедрения проходит минимальное количество времени. 

2. Сложности разработки

На текущий момент во «ВкусВилле» используется разнообразное оборудование. Речь идет не только о производителях, но и о моделях, комплектации, объеме памяти, количестве ядер и пр. У каждого аппарата свои особенности, разнящиеся не только от магазина к магазину, но и от одного устройства к другому.

Чтобы запуститься на всем оборудовании «ВкусВилл», «Автомакон» разработал собственное универсальное ПО TealPos, позволяющее интегрировать его большинством аппаратов, используемых в торговой сети.

Применительно к любому ритейлеру:

1. Человеческий фактор

При переходе на собственную доставку важно учитывать ошибки со стороны сотрудников магазина и необходимость дополнительного контроля за качеством сборки заказов, так как это напрямую влияет на лояльность покупателей, чаще в негативном ключе. 

2. Сложности интеграции 

У сторонних систем для заказа продуктов и служб доставки существуют собственные требования, которым нужно соответствовать при настройке интеграции. Например, их системы не предполагают наличия копеек в чеке. Так что важно поставить разработчикам соответствующую задачу на «округление» сумм. 

3. Настройка бонусных карт

Для построения и развития доверительных отношений с покупателями важно помнить о тех привилегиях, которые доступны клиентам в розничных магазинах. Во «ВкусВилле» к ним относится возможность оплаты бонусами, которая была сохранена при настройке онлайн-заказов.

Расширение технологий

На данный момент компания «Автомакон» ведет разработки передовых технологий для ритейла. В ближайшее время планирует запустить кассы самообслуживания нового поколения. Они будут оснащены мультитач-скрином, 2D-сканером для считывания штрихкодов, 3D-камерой, стереодинамиками, а также микрофоном для работы голосовых помощников и звуковых приложений.

В конце 2020 года компания-разработчик «Автомакон» собрала первые собственные кассы самообслуживания, которые в скором времени планирует запустить в пилотный проект в ряде магазинов.

В сети «ВкусВилл» реализовано 3000 касс самообслуживания, более 400 классических касс и более 200 касс для микромаркетов. В прошлом году ритейлер открыл первый магазин в Амстердаме. На всем этом оборудовании стоит ПО «Автомакона». Бэк-офис магазина был реализован на «1С», как MVP, для русскоязычных сотрудников.

Retail.ru

Логотип ВкусВилл

ВкусВилл

ВкусВилл — бренд полезных продуктов для здорового питания, сеть магазинов и сервис бесплатной до...

Подробнее о компании
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
«Умные» кассы в магазинах «ВкусВилл»

По итогам 2020 года сеть «ВкусВилл» вошла в топ-4 по доставке продуктов питания в России, увеличив долю онлайн-продаж с 1 до 25% товарооборота сети. Приложением, разработанным для магазина компанией «Автомакон», пользуется свыше 1 млн человек. С его помощью осуществляется около 80 000 доставок в день (данные на январь 2021 года). Какую роль в этом процессе играют «умные» кассы и как они связаны с экосистемой магазина, вы узнаете в этой статье. 

Фото: «Автомакон»

В связи с пандемией спрос на доставку продуктов на дом вырос стремительно и сеть «Вкусвилл» решила оперативно начать работать с онлайн-заказами и доставкой.  

Перед компанией «Автомакон», занимающейся автоматизацией и созданием ПО и оборудования для «ВкусВилл», встала задача интегрировать обработку и оформление заказов в экосистему магазина. Сделать это нужно было на базе существующего софтового решения и кассовых устройств, с учетом особенностей продуктовой сети – системы лояльности и прочих. 

В итоге работа кассы была скорректирована таким образом, что она стала самостоятельным терминалом по сборке, выдаче и фискализации, сохранив при этом основные функции. После доработок у аппарата появились возможности получения заказов, регистрации товаров для сборки, подтверждения завершения заказа и выдачи необходимых чеков. 

Архитектура кассового решения

Для реализации проекта «Автомакон» выбрал клиент-серверную архитектуру взаимодействия. С точки зрения развертывания решение представляет собой  десктопное приложение.

Фото: «Автомакон»

Преимущества решения:

1) Гибкая и оперативная корректировка внешней, видимой покупателем, части кассы, при сохранении логики внутренних программных решений.

Благодаря этому обновления получаются более легкими и появляется возможность реализации нескольких кастомных дизайнов интерфейсов. 

На практике это означает, что за несколько минут касса самообслуживания становится кассой с кассиром. То есть один кассовый аппарат имеет разные графические интерфейсы: с помощью конфигурации отображаемая часть при необходимости меняется. Это выгодно для ритейлера, так как позволяет сократить количество касс и совмещать несколько ключевых функций в одном аппарате.

2) Возможность подключения к оборудованию с разных «клиентов» при удаленном размещении кассового решения.

К примеру, курьерских устройств для проведения покупок. Работа с чеком при этом организуется следующим образом: 

  • Шаг 1: получение чека по месту нахождения серверной части.

  • Шаг 2: отправка чека покупателю через удаленные каналы связи.

Подобным образом удобно организовать небольшие кассовые фермы. 

3) Создание кроссплатформенного решения за счет использования набора технологий. Одна сторона технологий позволяет быть решению кроссплатформенным – взлетать и под Linux, и под Windows, а другая – не подвергаться лицензированию со стороны вендоров ОС и технологий. Все технологии свободно распространяемые.

4) Необходимая информация для работы аппарата офлайн находится на сервере кассы, во внутренней базе на PostgreSQL (данные о текущей смене, чеках за последний месяц и пр.).

5) Сведения о продажах в режиме реального времени передаются во «ВкусВилл» с помощью интеграционных потоков. Это позволяет отслеживать количество товаров в магазинах, показывать его покупателям и выводить данные о чеках. 

6) В виде коробочного решения кассовое ПО имеет базовую интеграцию с наиболее распространенными учетными системами, в частности, с «1С». За обработку полученных данных и за формирование данных к отправке отвечает бэк-офис кассового ПО. Он предоставляет API для интеграции сторонних графических интерфейсов.

Какие изменения были внесены в кассы?

Чтобы лучше разобраться в объеме и характере доработок, следует изучить путь заказа с момента оформления до его доставки покупателю.

Вот как это выглядит на схеме:

Фото: «Автомакон»

Шаг 1. Покупатель оформляет заказ 

Заказ оформляется через витрины: мобильное приложение или сайт «ВкусВилл» (также разработаны компанией «Автомакон»). Содержимое пользовательской корзины передается на отдельный сервер «ВкусВилла» и «раскладывается» в базе данных. Специально для нужд доставки были внесены изменения в ее структуру. 

Шаг 2. Терминал обслуживания со скрытым доступом

В момент перехода кассы в режим терминала обслуживания онлайн-заказов аппарат переключается на специально разработанный порядок отображения. В целях безопасности доступ в него скрыт от сторонних покупателей, это обеспечивает защиту заказа от внесения в него изменений, что актуально для аппаратов самообслуживания. Перейдя в этот режим, касса забирает информацию о заказах, направленных в конкретный магазин, с сервера и показывает их продавцу. Также аппарат определяет приоритет запросов, обновляет списки заказов и выводит сведения о них. 

Шаг 3. Чек с подсказками для сборщика

Чтобы оптимизировать работу сборщика, «умная» касса составляет список, опираясь на места выкладки товара в конкретном магазине и его количество на момент печати чека, что позволяет ритейлеру экономить время на сборке заказов и увеличить количество обрабатываемых запросов.

Шаг 4. Система прозрачного контроля и мотивации

Для завершения работы над заказом сборщик должен отсканировать на кассе штрихкод со сборочного чека. На этом этапе он может внести в заказ необходимые изменения, согласовав их с покупателем. Заключительное действие – скан бейджика работника. 

Данные о сборщике появляются во внутренней системе, что позволяет контролировать качество работы конкретного сотрудника, отслеживать количественные показатели, персонализировать обратную связь со стороны заказчика и настроить систему мотивации. 

Шаг 5. Самовывоз и доставка

После завершения сборки терминал меняет на сервере статус заказа на «готов». Далее существуют два варианта развития событий: 

  • при выборе «доставки» заказ переходит в работу курьерской службы;

  • при выборе «самовывоза» покупатель получает информацию посредством мобильного приложения «ВкусВилл» о возможности забрать покупку.

Пешие курьеры и таксисты видят заказы в системе на этапе сборки и имеют возможность забронировать их для себя. Такой подход позволяет работникам «собирать» заказы сразу из нескольких магазинов и доставлять их в соседние локации. Что актуально при доставке в отдаленные районы и населенные пункты. Это удобно и исполнителям, и ритейлерам, так как экономит время обеих сторон.

Шаг 6. Итоговый чек и оплата

Настраивая оплату, ритейлерам стоит учитывать некоторые особенности онлайн-заказов.

При оформлении покупки и выборе покупателем онлайн-оплаты, средства на карте должны блокироваться, но их списание нужно производить только после подтверждения финального чека. 

Почему это важно? Товары могут отсутствовать в магазине, срок их годности может подходить к концу или клиент может передумать и отказаться от части покупок. Все эти изменения сборщик согласовывает с покупателем, после чего происходит финализация итогового чека. При расхождении сумм между первоначально оформленной и итоговой покупками «умная» касса выдаст работнику предупреждение. Далее специалист должен указать причину изменения для каждой товарной позиции и уже после этого подтвердить результат. Именно тогда сборка заказа будет завершена. 

Кроме того, клиент не может заплатить офлайн при выборе доставки через сервисы доставки, что обусловлено спецификой взаиморасчетов агрегаторов.

Сложности на стороне разработки

Реализация кассового решения обманчиво кажется несложной задачей написания ПО и подгонки основной логики. Ритейлеру стоит помнить о следующих подводных камнях, связанных с автоматизацией процессов и внедрением «умного» оборудования в розничных магазинах.

Если говорить про «ВкусВилл»:

1. Принципы работы с компанией-разработчиком

Сотрудничество «ВкусВилл» с «Автомаконом» подразумевает гибкую модель взаимодействия на базе подхода Agile. При нем задачи могут быстро меняться по запросу заказчика и от идеи до ее внедрения проходит минимальное количество времени. 

2. Сложности разработки

На текущий момент во «ВкусВилле» используется разнообразное оборудование. Речь идет не только о производителях, но и о моделях, комплектации, объеме памяти, количестве ядер и пр. У каждого аппарата свои особенности, разнящиеся не только от магазина к магазину, но и от одного устройства к другому.

Чтобы запуститься на всем оборудовании «ВкусВилл», «Автомакон» разработал собственное универсальное ПО TealPos, позволяющее интегрировать его большинством аппаратов, используемых в торговой сети.

Применительно к любому ритейлеру:

1. Человеческий фактор

При переходе на собственную доставку важно учитывать ошибки со стороны сотрудников магазина и необходимость дополнительного контроля за качеством сборки заказов, так как это напрямую влияет на лояльность покупателей, чаще в негативном ключе. 

2. Сложности интеграции 

У сторонних систем для заказа продуктов и служб доставки существуют собственные требования, которым нужно соответствовать при настройке интеграции. Например, их системы не предполагают наличия копеек в чеке. Так что важно поставить разработчикам соответствующую задачу на «округление» сумм. 

3. Настройка бонусных карт

Для построения и развития доверительных отношений с покупателями важно помнить о тех привилегиях, которые доступны клиентам в розничных магазинах. Во «ВкусВилле» к ним относится возможность оплаты бонусами, которая была сохранена при настройке онлайн-заказов.

Расширение технологий

На данный момент компания «Автомакон» ведет разработки передовых технологий для ритейла. В ближайшее время планирует запустить кассы самообслуживания нового поколения. Они будут оснащены мультитач-скрином, 2D-сканером для считывания штрихкодов, 3D-камерой, стереодинамиками, а также микрофоном для работы голосовых помощников и звуковых приложений.

В конце 2020 года компания-разработчик «Автомакон» собрала первые собственные кассы самообслуживания, которые в скором времени планирует запустить в пилотный проект в ряде магазинов.

В сети «ВкусВилл» реализовано 3000 касс самообслуживания, более 400 классических касс и более 200 касс для микромаркетов. В прошлом году ритейлер открыл первый магазин в Амстердаме. На всем этом оборудовании стоит ПО «Автомакона». Бэк-офис магазина был реализован на «1С», как MVP, для русскоязычных сотрудников.

Retail.ru

ВкусВилл, Автомакон, IT, касса, ПО, доставка, 1С«Умные» кассы в магазинах «ВкусВилл»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/cases/umnye-kassy-v-magazinakh-vkusvill/2022-09-26


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052