Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Россия заболевает стагфляцией
Макроэкономическая статистика конца 2008 года дает все основания полагать, что проблема стагфляции в России, о которой предупреждали экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (см. “Ъ” от 19 января), становится реальностью. В экономической теории стагфляцией считается положение экономики, при котором спад в промышленности и сокращение ВВП сопровождается ростом потребительских цен и безработицы. Классическими же причинами ее возникновения являются поддержание высоких цен монополий в период циклического падения экономики и антициклическая политика правительства, которое стремится заменить рыночный спрос вливаниями бюджетных средств. Термин «стагфляция» родился в Великобритании в 1965 году. В США периодом стагфляции считаются 1970– годы, когда темпы роста потребительских цен достигали почти 15%, безработица — 9%, а экономика трижды оказывалась в рецессии.
Судя по данным декабря 2008 года, положение российской экономики похоже на классический пример стагфляции. В декабре инфляция хоть и замедлялась, но составляла 0,7%, ВВП сократился на 0,7%, а темпы роста безработицы увеличились до 26,1%. С началом 2008 года ситуация не изменилась. Согласно опубликованным вчера данным Росстата, с 1 по 26 января 2008 года потребительские цены выросли на 2% (ровно столько Минэкономики прогнозировало на весь январь), а по итогу месяца Росстат рассчитывает на рост инфляции в 2,4% (2,3% в январе 2007 года). Основной причиной ускоренной инфляции в январе является рост тарифов госмонополий. Экономисты не рассчитывают на восстановление экономического роста вплоть до IV квартала 2009 года и прогнозируют, что в ближайшей перспективе экономику РФ ожидают массовые увольнения (см. “Ъ” от 27 января). Похоже, на стагфляцию в 2009 году сознательно закладываются и в правительстве, прогнозируя падение ВВП в 2009 году на 0,3% и инфляцию в 13% (см. “Ъ” от 20 января), оправдывая бюджетную экспансию, призванную затушить кризис деньгами.
Впрочем, стагфляция, как предупреждают экономисты и опыт других стран, страшна тем, что макроэкономический фон для осуществления инвестиций становится максимально неблагоприятным. Экономика падает, цены растут, риски увеличиваются: в такой ситуации просчитать стоимость инвестпроекта становится крайне сложно. В такой ситуации попытки государства запустить экономику за счет массированных вливаний бюджетных денег могут не увенчаться успехом, создав лишь условия для ускоренного роста денежной массы и еще большего разгона инфляции.
Алексей Шаповалов, КоммерсантЪ
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/4e3/dlev0455kgnsgk9mgc81dyhsic3oktm5/anonsAndrei_-Gerasimchuk-_1_.jpg)
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?