Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Большинство компаний планируют бюджет не более чем на полгода
Финансистов придавило горизонтом планирования
Только 11% средних и крупных компаний России в январе 2009 года планируют существенные затраты в своем бюджете на срок больше года, средний горизонт планирования сократился с года до квартала с июля 2008 года, следует из январского опроса компании «Бейкер Тилли Русаудит». Столь резкие изменения не мешают 58% опрошенных компаний не менять стратегии развития, утвержденные до кризиса, 94% идут на прямое сокращение затрат, а 39% планово сокращают инвестиции.
Группа «Бейкер Тилли Русаудит» опубликовала данные исследования о структуре управления затрат в крупных и средних российских компаниях в январе 2009 года. Данные опроса около 100 компаний (64% респондентов — компании с оборотом выше $100 млн в год, 13% — выше $25 млн в год, группа содержит и производственные, и финансовые компании) сравниваются с июльским аналогичным исследованием группы. Наиболее важный вывод аналитиков: к началу 2009 года в большинстве компаний произошел настоящий «обвал горизонта планирования» без смены стратегии развития компаний. В июле 2009 года основные статьи оперативных расходов планировались в 49% компаний с горизонтом в один год (см. диаграмму). За полгода кризиса горизонт планирования у 43% респондентов сократился до срока 30– дней. Число компаний, менеджмент которых готов поддерживать долгосрочные (сроком более двух лет) планы практикой оперативного управления бюджетом компаний, снизилось с 19 до 3%. При этом, отмечают в «Бейкер Тилли», более половины опрошенных компаний заявляют о сохранении долгосрочных стратегий как основного приоритета. Лишь 6% опрошенных ставят целью выживание бизнеса компании. Напротив, 45% респондентов видят в происходящем возможность вытеснения конкурентов с рынка.
56% выборки «Бейкер Тилли Русаудит» формируют отчетность по стандартам МСФО, в том числе GAAP. Отчет не приводит сведений о наличии у опрошенных ОАО долгосрочных концепций развития, однако это является общепринятой практикой для компаний такого уровня. «Большинству компаний будет затруднительно следовать заявленной цели “развиваться в соответствии со стратегией”»,— констатируют аналитики, поясняя, что в 2009 году значительную часть корпоративных стратегий все же придется корректировать, хотя бы исходя из того, что 39% компаний заявили о намерении в ближайшее время планово сократить инвестиции (59% опрошенных при этом констатируют, что инвестиции сократятся и без их участия). При этом принятыми антикризисными мерами (наиболее популярные — прямое сокращение затрат и сокращение фондов оплаты труда, в основном за счет менеджеров среднего звена) удовлетворены на январь 2009 года 76% компаний. 12% недовольных результатом делали акцент на долгосрочные инструменты реагирования на кризис, поясняют аналитики.
Во многом большая часть реакции компаний на кризис, обваливший горизонт планирования, была вызвана неясностью прогнозов: до ноября 2008 года, за исключением кредитного кризиса, развивавшегося с августа, прогнозы не давали достаточных оснований предсказывать ни промышленный обвал в конце года (см. “Ъ” от 14 декабря 2008 года), ни девальвационный шок. При этом практика управления корпоративными финансами мало отличается от практики управления госфинансами: до декабря 2008 года правительство планировало лишь сокращение инвестрасходов бюджета на 15%, а пересмотр базовых показателей федерального бюджета Минфином и подготовка нового бюджетного прогноза Минэкономики реально начаты в январе 2009 года.
Дмитрий Бутрин, КоммерсантЪ
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/4e3/dlev0455kgnsgk9mgc81dyhsic3oktm5/anonsAndrei_-Gerasimchuk-_1_.jpg)
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?