Бизнес мнения
Законодательство в торговле
Зарубежный опыт торговли
Исследования и рейтинги
Категорийный менеджмент
Кризис. Точка бифуркации
Маркетинг и экономика торговли
Мерчендайзинг. Выкладка. Витрины
Открытия и закрытия магазинов
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Фастфуд. Фудкорты. Сетевые рестораны
Собственная торговая марка. IPLS. Контрактное производство
24 января 2013, 00:11 3047 просмотров

Хлеба к обеду в меру бери

ООН предложила покупателям относиться к пище бережнее
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) начала продвигать программу, ориентированную на бережное отношение потребителей к продуктам питания. Программа под названием «Думай-Ешь-Сохраняй; Оставляй меньше пищевых следов» направлена на то, чтобы потребители не выбрасывали продукты и не гнушались непрезентабельно выглядящими фруктами и овощами. Таким образом ФАО рассчитывает бороться с ростом цен на продовольственных рынках, возникающих в том числе и из-за неэкономного потребления.
Во второй половине XX века благодаря «зеленой революции» развитым странам удалось решить проблему нехватки продовольствия, да и в третьем мире ситуация с продуктами питания серьезно улучшилась. Массовый голод сохранился разве что в отдельных странах Африки. Новые технологии в земледелии позволили существенно нарастить объемы производства и сократить цены. К примеру, в 1990-е — первую половину 2000-х годов реальные цены на питание по всему миру стабильно падали даже несмотря на стремительный рост мирового населения.
Положение несколько ухудшилось во второй половине 2000-х, когда впервые начал обнаруживаться некоторый недостаток продуктов питания в мире. Почти одновременно с глобальным финансовым кризисом произошел и кризис продовольственный, выразившийся в скачке цен на многие продукты в полтора-два раза. Отчасти это было связано с качественным улучшением потребления в развивающихся странах, в течение десяти лет переживавших небывалый рост. В какой-то мере повлияли и необузданные спекуляции на сырьевых рынках. Острая фаза финансового кризиса на некоторое время вновь опустила цены на продукты, но потом они опять начали расти.
Так, в 2007 году сводный индекс продовольственных цен ФАО находился на уровне в 130 пунктов. В конце 2008 года он достиг 230 пунктов, а в последний год колебался около отметок в 200-220 пунктов. Такие показатели наглядно демонстрируют, что продовольствие в мире — все-таки ресурс ограниченный, и наращивать потребление до бесконечности невозможно, несмотря на технологический подъем.
В первую очередь удар приходится по наиболее бедным слоям населения, которые вынуждены тратить на питание большую долю своих доходов, чем средний класс и богатые. Но если в развитых странах худо-бедно проблема решается за счет различных социальных программ (типа американских фудстемпов — карточек на питание, используемых 50 миллионами американцев), то в развивающихся государствах людям остается надеяться только на себя.
Разумеется, «умные головы» в ООН стали задумываться, как можно ответить на этот вызов. Одним из выводов по итогам этих размышлений стало мнение о том, что продовольствие потребляется неэффективно и неэкономно. Проще говоря, значительная часть продуктов выбрасывается, оказавшись не съеденной.
В целом, по подсчетам британского Institution of Mechanical Engineers, от 30 до 50 процентов всех произведенных в мире продуктов питания выбрасывается за ненадобностью. Помимо экономических потерь, следуют и экологические — на производство уходит около 550 миллиардов кубометров воды в год. Вода же, как известно, в условиях продолжающегося экономического и демографического роста является стратегически важным ресурсом.
Проблема эта касается прежде всего богатых стран Северной Америки, Европы и Азии, где продовольствие в избытке. К примеру, в США и Канаде на долю потребителей приходится потеря продуктов в объеме 100 килограммов в год на человека. В Европе — 50 килограммов, в развитых странах Азии — 40 килограммов. В Латинской Америке эта цифра падает до 20 килограммов, а в Южной и Юго-Восточной Азии, а также Черной Африке — до 10 килограммов.
Люди покупают больше, чем им нужно, по массе причин — например, из-за различных программ ритейлеров, предлагающих более масштабные закупки в обмен на снижение цен. Еще одним фактором неэффективности является то, что многие продукты не имеют товарного вида. Речь прежде всего об овощах и фруктах уродливой и неэстетичной формы. Они либо игнорируются покупателями, либо вообще не попадают на прилавки.
Именно на них и направлена новая образовательно-рекламная программа ФАО, взывающая к бережливости и социальной ответственности. Представители ООН советуют потребителям составлять списки необходимых продуктов перед тем, как отправиться в магазин, избегать импульсивных покупок и не поддаваться на рекламу, заставляющую приобретать больше еды, чем нужно. Кроме того, людям рекомендуется не брезговать фруктами и овощами только из-за их неправильной формы. В конце концов, они содержат такую же массу питательных веществ, как и их привлекательные собратья.
Следует отметить, что задолго до появления рекомендаций ФАО в Европе и США возникло движение, которое в общем и целом разделяет эту идеологию. Так называемые фриганы добровольно отправляются на помойку в поисках только что выброшенной еды, вполне годной к употреблению. Таким образом, они питаются бесплатно (отсюда и их самоназвание) и одновременно протестуют против общества потребления. Движение уже включает в себя миллионы участников по всему миру, а значит, такие ценности могут быть принятыми на ура вовсе не только из-за бедности. В общем, предложение ФАО может попасть на благодатную почву.
Однако же стоит помнить, что выбрасывание продуктов потребителями — это меньшая часть айсберга продовольственных потерь. Даже в Европе и США на уровне ритейлеров и покупателей теряется лишь 40 процентов неиспользованных продуктов. Остальное же транжирится на прочих стадиях, начиная прямо с уборки урожая. В развивающихся странах картина еще более перекошена в сторону потерь производителей: на их долю приходится 80-90 процентов перевода пищи на отходы, а по общей массе потерь бедные государства вполне сопоставимы с богатыми. Там бессмысленно расходуется примерно миллиард тонн продовольствия в год, а суммарные потери составляют чуть более двух миллиардов тонн.
В общем, для подлинного смягчения нового продовольственного кризиса за счет бережливости ФАО следовало бы в первую очередь апеллировать к производителям. В конце концов, в отличие от потребителей, они могут сократить свои потери просто за счет внедрения новых технологий.
Дмитрий Мигунов, Лента.ру
Поделиться публикацией:
Актуально
Экосистема технологий позволяет управлять и оценить работу персонала, оптимизировать расположение то...
Сергей Поляков, Holding Finance Broker: «Прежде чем начать торговать с Индией, нужно оценить возможные риски»
409
Как вести бизнес в Индии? С чего начать? И каковы перспективы этого направления?
Мобильное приложение сети «Виктория» показывает результаты: больше лояльности, вовлеченности и продаж
275
Приложение установили более 300 тысяч человек.
Постное меню: мода на здоровье
418
Спрос, продажи и предложение обсуждают рестораторы и поставщики.
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Хлеба к обеду в меру бери
ООН предложила покупателям относиться к пище бережнее
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) начала продвигать программу, ориентированную на бережное отношение потребителей к продуктам питания. Программа под названием «Думай-Ешь-Сохраняй; Оставляй меньше пищевых следов» направлена на то, чтобы потребители не выбрасывали продукты и не гнушались непрезентабельно выглядящими фруктами и овощами. Таким образом ФАО рассчитывает бороться с ростом цен на продовольственных рынках, возникающих в том числе и из-за неэкономного потребления.
Во второй половине XX века благодаря «зеленой революции» развитым странам удалось решить проблему нехватки продовольствия, да и в третьем мире ситуация с продуктами питания серьезно улучшилась. Массовый голод сохранился разве что в отдельных странах Африки. Новые технологии в земледелии позволили существенно нарастить объемы производства и сократить цены. К примеру, в 1990-е — первую половину 2000-х годов реальные цены на питание по всему миру стабильно падали даже несмотря на стремительный рост мирового населения.
Положение несколько ухудшилось во второй половине 2000-х, когда впервые начал обнаруживаться некоторый недостаток продуктов питания в мире. Почти одновременно с глобальным финансовым кризисом произошел и кризис продовольственный, выразившийся в скачке цен на многие продукты в полтора-два раза. Отчасти это было связано с качественным улучшением потребления в развивающихся странах, в течение десяти лет переживавших небывалый рост. В какой-то мере повлияли и необузданные спекуляции на сырьевых рынках. Острая фаза финансового кризиса на некоторое время вновь опустила цены на продукты, но потом они опять начали расти.
Так, в 2007 году сводный индекс продовольственных цен ФАО находился на уровне в 130 пунктов. В конце 2008 года он достиг 230 пунктов, а в последний год колебался около отметок в 200-220 пунктов. Такие показатели наглядно демонстрируют, что продовольствие в мире — все-таки ресурс ограниченный, и наращивать потребление до бесконечности невозможно, несмотря на технологический подъем.
В первую очередь удар приходится по наиболее бедным слоям населения, которые вынуждены тратить на питание большую долю своих доходов, чем средний класс и богатые. Но если в развитых странах худо-бедно проблема решается за счет различных социальных программ (типа американских фудстемпов — карточек на питание, используемых 50 миллионами американцев), то в развивающихся государствах людям остается надеяться только на себя.
Разумеется, «умные головы» в ООН стали задумываться, как можно ответить на этот вызов. Одним из выводов по итогам этих размышлений стало мнение о том, что продовольствие потребляется неэффективно и неэкономно. Проще говоря, значительная часть продуктов выбрасывается, оказавшись не съеденной.
В целом, по подсчетам британского Institution of Mechanical Engineers, от 30 до 50 процентов всех произведенных в мире продуктов питания выбрасывается за ненадобностью. Помимо экономических потерь, следуют и экологические — на производство уходит около 550 миллиардов кубометров воды в год. Вода же, как известно, в условиях продолжающегося экономического и демографического роста является стратегически важным ресурсом.
Проблема эта касается прежде всего богатых стран Северной Америки, Европы и Азии, где продовольствие в избытке. К примеру, в США и Канаде на долю потребителей приходится потеря продуктов в объеме 100 килограммов в год на человека. В Европе — 50 килограммов, в развитых странах Азии — 40 килограммов. В Латинской Америке эта цифра падает до 20 килограммов, а в Южной и Юго-Восточной Азии, а также Черной Африке — до 10 килограммов.
Люди покупают больше, чем им нужно, по массе причин — например, из-за различных программ ритейлеров, предлагающих более масштабные закупки в обмен на снижение цен. Еще одним фактором неэффективности является то, что многие продукты не имеют товарного вида. Речь прежде всего об овощах и фруктах уродливой и неэстетичной формы. Они либо игнорируются покупателями, либо вообще не попадают на прилавки.
Именно на них и направлена новая образовательно-рекламная программа ФАО, взывающая к бережливости и социальной ответственности. Представители ООН советуют потребителям составлять списки необходимых продуктов перед тем, как отправиться в магазин, избегать импульсивных покупок и не поддаваться на рекламу, заставляющую приобретать больше еды, чем нужно. Кроме того, людям рекомендуется не брезговать фруктами и овощами только из-за их неправильной формы. В конце концов, они содержат такую же массу питательных веществ, как и их привлекательные собратья.
Следует отметить, что задолго до появления рекомендаций ФАО в Европе и США возникло движение, которое в общем и целом разделяет эту идеологию. Так называемые фриганы добровольно отправляются на помойку в поисках только что выброшенной еды, вполне годной к употреблению. Таким образом, они питаются бесплатно (отсюда и их самоназвание) и одновременно протестуют против общества потребления. Движение уже включает в себя миллионы участников по всему миру, а значит, такие ценности могут быть принятыми на ура вовсе не только из-за бедности. В общем, предложение ФАО может попасть на благодатную почву.
Однако же стоит помнить, что выбрасывание продуктов потребителями — это меньшая часть айсберга продовольственных потерь. Даже в Европе и США на уровне ритейлеров и покупателей теряется лишь 40 процентов неиспользованных продуктов. Остальное же транжирится на прочих стадиях, начиная прямо с уборки урожая. В развивающихся странах картина еще более перекошена в сторону потерь производителей: на их долю приходится 80-90 процентов перевода пищи на отходы, а по общей массе потерь бедные государства вполне сопоставимы с богатыми. Там бессмысленно расходуется примерно миллиард тонн продовольствия в год, а суммарные потери составляют чуть более двух миллиардов тонн.
В общем, для подлинного смягчения нового продовольственного кризиса за счет бережливости ФАО следовало бы в первую очередь апеллировать к производителям. В конце концов, в отличие от потребителей, они могут сократить свои потери просто за счет внедрения новых технологий.
Дмитрий Мигунов, Лента.ру
продовольственный кризис, оон, урожай, продукты питанияХлеба к обеду в меру бери
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/khleba-k-obedu-v-meru-beri/2013-01-24


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052