Реклама на retail.ru

Декоративное изображение
Мы в соцсетях
Декоративное изображение
422

Увеличение НДС до 22%, снижение порога выручки для «упрощенки»: реакция и ожидания бизнеса

В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта о повышении НДС до 22% и изменении порога доходов для перевода с «упрощенки» на уплату НДС. После принятия закона страну ожидает масштабная реформа, требующая от каждого бизнеса перестройки финансовой модели. Скорее всего, новые правила ударят по ритейлу, общепиту, малым производителям. Животрепещущие вопросы – как на бизнесе отразится повышение ставки, какие меры помогут нивелировать новые затраты и будут ли повышены цены для конечного покупателя – прокомментировали наши эксперты, представители ассоциации «Союзмолоко», компаний INFOLine, Biznesinalogi, Digniori, «Здрасте», «Точка Банк», Metro, Fullhousedesign. 

Ничего хорошего российский бизнес не получит

Иван Федяков, генеральный директор аналитической компании INFOLine

1.jpg

Фото: INFOLine

«Повышение ставки НДС негативно повлияет на российский бизнес. Очевидно, что увеличение фискальной нагрузки не может влиять позитивно ни на какую экономическую ситуацию. Будет снижаться конкурентоспособность российских предприятий, так как более высокие процентные ставки по налогам увеличат себестоимость производства продукции.

Для малого и среднего бизнеса более ощутимым уроном станет снижение порога по обязательствам перехода на уплату НДС с 60 млн рублей до 10 млн рублей в течение трех лет, с 2026 по 2028 год, а за эту величину дохода перевалили уже 90% малых предприятий. По бизнес-активности нанесен мощнейший удар, который будет приводить к негативным последствиям.

Рост налогов не всегда приводит к росту собираемости налогов. Бизнес будет активно либо сокращать свой бизнес из-за потери экономической эффективности, либо уходить в «серую» или «черную» зону.

Сейчас кривая Лаффера находится примерно на пике, и, думаю, после повышений в 2026 году государство получит снижение собираемости налогов, по крайней мере с малого и среднего бизнеса. Крупный бизнес находится под жестким колпаком и будет вынужден исправно платить, но там снижение произойдет из-за ухудшения общей экономической ситуации.

Кривая Лаффера – графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Высокие налоги означают высокий уровень регулирования экономики.

Ожидается повышение цен для конечного покупателя. Предприятия заложат повышенный налог в себестоимость продуктов и услуг, что, в конечном счете, повысит отпускные и конечные цены. Более того, флуктуация налогов позволит в некоторых случаях сделать повышение цены выше, чем на 2%. Поэтому мы, безусловно, ожидаем роста цен, причем выше, чем повышение НДС.

Сократится ли сегмент малого бизнеса? Да, сократится. Но не фатально. Бизнес, особенно малый, мегаадаптивен. Конечно, часть бизнеса уйдет в «серую» или «черную» зону, тут практика российских предпринимателей богатая, они умеют это делать. Многие перейдут на оплату наличными, бартерные схемы, будут пытаться «не засвечивать» существенную часть своих доходов.

Если говорить о выживании предприятий, работающих исключительно на внутреннем рынке, то так как они окажутся в равных условиях, существенного перераспределения рыночных сил не произойдет. Большинство предприятий продолжат свою работу.

Но если говорить о потенциале работы на экспорт, то российскому бизнесу будет гораздо сложнее выходить на новые рынки, какие-то рынки придется покинуть – просто из-за потери эффективности и конкурентоспособности российского бизнеса.

А ведь фактор цены и себестоимости во многих случаях является определяющим для экспортной номенклатуры российских товаров.

Корреляция между величиной НДС и благополучием стран не очевидна. Да, НДС в Финляндии, Швеции, Норвегии – высокий, и благополучие населения достаточно высокое, но в Арабских Эмиратах НДС составляет всего 5%, а уровень благополучия не ниже, чем в странах Скандинавии.

Напомню, что в США налог на добавленную стоимость вообще отсутствует, и это не делает счастливыми или менее счастливым жителей, но делает более эффективным работающий в стране бизнес.

Но сейчас рынки западных стран для российской экономики потеряны, поэтому стоит обратить внимание на наших непосредственных соседей. С 2026 года в Казахстане, являющемся достаточно активным экономическим партнером для Российской Федерации, НДС тоже будет повышен до 16%. Казахстан находится внутри Таможенного союза, это позволит ему производить продукцию, доначислять на нее не 22%, а только 16% и продавать на территории России.

Таким образом многие предприятия из Казахстана смогут увеличивать сбыт на российском рынке и вытеснять с него российских производителей, которые будут платить более высокую ставку НДС.

Ничего хорошего от повышения налогов российский бизнес не получит».

Об изменениях налогового законодательства с 2026 года читайте в статье:
Статья
Налоговая реформа – 2026: повышение НДС, отказ от льгот по страховым взносам и пересмотр условий применения УСН и ПСН

Фото: Elnur/Shutterstock/Fotodom

Фото: Elnur/Shutterstock/Fotodom

Повышение цен станет основным сценарием адаптации

Евгения Мемрук, глава Союза бухгалтеров и налоговых консультантов, основатель компании Biznesinalogi

«Результаты проведенного компанией Biznesinalogi опроса 2000 бухгалтеров, работающих с малым бизнесом, показывают, что повышение цен является основным сценарием адаптации для большинства компаний. Из опрошенных предпринимателей 64% рассматривают этот шаг как ключевой способ компенсации будущей налоговой нагрузки. Из них 33% планируют остаться на старых режимах и напрямую переложить рост расходов на клиентов, остальные 31% перейдут на новый налоговый режим и тоже поднимут цены на свои товары и услуги. Только 11% компаний готовы временно пожертвовать собственной прибылью, чтобы сохранить конечные цены неизменными.

Наши расчеты показывают, что для сохранения текущего уровня дохода владельца бизнеса после реформы розничные цены придется поднимать на 20–30%. Однако в условиях высокой конкуренции такая мера сопряжена с высоким риском потери клиентов.

Прогнозы того, насколько сократится сегмент малого и среднего бизнеса, давать рано, но настрой в бизнес-среде достаточно негативный. Уже сейчас многие предприниматели открыто говорят о планируемом закрытии бизнеса. В нашем опросе 12% респондентов, представляющих в основном микробизнес, сообщили, что могут полностью прекратить свою деятельность после вступления реформы в силу.

Можно предположить, что вместо роста и развития владельцы магазинов будут сознательно сжимать операции, отказываясь от рекламы, новых товаров и крупных заказов, лишь бы не перевалить через новый лимит. Главными последствиями реформы, скорее всего, станут не только прямое сокращение числа игроков, но и стагнация, уход в теневой сектор и постепенное вытеснение малых предприятий с рынка. Это создает риск монополизации розницы сетевыми компаниями, которые выигрывают за счет масштаба и работы с «входным» НДС.

Ужесточение налогового законодательства не искоренит практику дробления бизнеса, а скорее сместит ее в сегмент малых предприятий с более низкими оборотами.

Уже наблюдается лавинообразный рост запросов от предпринимателей на эту тему, когда их доход приближается к 10 млн рублей. Это также не будет способствовать созданию здоровой бизнес-среды.

Что нужно сделать малым предпринимателям, чтобы выжить в усложнившихся условиях?

Первым и самым важным шагом является анализ финансовой модели, возможно, с привлечением профессионального консультанта-бухгалтера. Необходимо трезво оценить свой бизнес, просчитать все возможные сценарии – переход на УСН «Доходы», УСН «Доходы минус расходы» или АУСН – со всеми нюансами.

Параллельно стоит провести ревизию цепочки поставщиков, оценить, какие из них являются плательщиками НДС и выдают надлежащие документы, так как от этого напрямую зависит выбор налогового режима.

Следует начать внедрение электронного документооборота. Важно оценить кадровые потребности и заложить в бюджет расходы на бухгалтерское сопровождение, поскольку вести учет самостоятельно будет крайне сложно».

НДС в России и других странах: несколько фактов для сравнения

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Сначала ставка была установлена на уровне 28%, но в 1993 году снижена до 20%, затем еще снижена в 2004 году – до 18%. С 2019 года ставка составляла уже 20%, с 2026 года она поднимется на 2 пп.

Размер НДС в некоторых странах: Австралия – 10%, Бразилия – 17%, Великобритания – 20%, Венгрия – 27%, Германия – 19%, Израиль – 18%, Иран – 9%, Испания – 21%, Италия – 22%, Китай – 13%, Норвегия – 25%, ОАЭ – 5%, США – налог с продаж, не более 15%, Финляндия – 25,5%, Южная Корея – 10%, Япония – налог с продаж 10%.

Рынок готов к повышению налоговой ставки

Арсений Дрожалин, СЕО строительной компании Digniori Arts

Фото: Digniori Arts

Фото: Digniori Arts

«Не считаю, что влияние повышения ставки будет критическим для нашего бизнеса. К сожалению, произойдет повышение цен на материалы и услуги. Но рынок к этому готов. Наша компания будет вынуждена поднять цены на свои услуги. Других мер сохранения бизнеса, кроме как повышать стоимость для конечного потребителя, я не вижу. Сами будем больше работать с поставщиками, использующими НДС, и искать среди них подрядчиков.

Конечно, для бизнесов, работающих с небольшой рентабельностью, повышение НДС на 2% – существенно. Думаю, сегмент среднего и малого бизнеса в ближайшее время сократится процентов на 15%. Но не только из-за повышения НДС. Мой прогноз, в принципе, связан с тяжелой ситуацией. Покупательский спрос много месяцев подряд падает, и бизнес вынужден закрываться.

Чтобы выживать в сложившихся условиях, малым предпринимателям нужно искать способы снижения себестоимости, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Внедрять по возможности технологии автоматизации, искусственный интеллект, отказаться от части прибыли и оптимизировать расходы, может быть, переехать в офис попроще, убрать или сократить непрямые расходы. Это очевидные меры, но без них никак не обойтись».

Правила ужесточатся – пересчитаем экономику

Гнел Амирян, генеральный директор сети кофеен «Здрасте»

Фото: «Здрасте»

Фото: «Здрасте»

«Компания «Здрасте» проходила через разные нововведения, адаптировалась к изменениям и сюрпризам времени. К вопросу повышения налогов подходим с холодной головой и ориентируемся на финальные поправки. Поэтому сейчас работаем в привычном режиме и продолжаем развивать сеть.

В 2025 году при введении ставки НДС для ИП общепиту дали льготу, и мы этой льготой пользуемся. У нас есть уверенность, что при возможном повышении ставки НДС подход останется таким же и общепит также получит освобождение. Если все-таки условия изменятся и правила станут более жесткими, пересчитаем экономику.

Придется корректировать цены, и это будет делать весь рынок. Подойдем к этому очень аккуратно: просчитаем каждый процент по каждой локации и заложим в финальную цену для гостей только реальное влияние повышения налога.

Для малых проектов, «ноунейм-форматов», компаний, не развивающихся в сетевой модели, 2026 год может стать очень тяжелым. Высока вероятность большого количества закрытий в общепите, включая кофейни, появившиеся на волне тренда «открой свою кофейню». Таким форматам будет крайне трудно переложить рост издержек на гостя, потому что конечная цена получится слишком высокой. Придется либо закрываться, либо работать на минимальной чистой прибыли. Поэтому для малого и среднего бизнеса впереди действительно сложный период. Кофейни «Здрасте» вышли на уровень большой сети с ежегодной выручкой во много миллиардов рублей, для нас ситуация управляемая, но рынок в целом ждет серьезное испытание.

Малым предпринимателям стоит внимательно изучить все существующие льготы, потому что многие из них сохранят свое действие и в следующем году.

Очень важно тщательно подходить к расходам и контролю, держать операционное управление в порядке. И самое главное – работать с продуктом. Это ключевой фактор. Дополнительный путь тоже существует: сделать ребрендинг и войти во франчайзинговую сеть сильного бренда. Это тоже способ сохранить бизнес и продолжить рост в новых условиях».

Крутиться, пока есть силы

Мария Иванова-Сорокина, соучредитель проектно-строительной компании Fullhousedesign

Фото: Fullhousedesign

Фото: Fullhousedesign

«Повышение ставки НДС плохо отразится на бизнесе. Российский бизнес и так еле живой. Просто потому, что люди не тратят деньги. Все вокруг экономят. Даже миллионеры и миллиардеры. Им выгоднее положить свои капиталы на депозит под 30% годовых, чем потратить деньги на дело, купить что-то нужное, а тем более позволить себе излишества. Повышение НДС только усугубит эту ситуацию. Потребительская активность, а значит, возможность бизнеса зарабатывать, сократится еще больше.

Повышение цен – логичная, казалось бы, стратегия. Но на деле она не всегда срабатывает. Новые клиенты не приходят. Приходят старые и еще больше ломают экономику бизнеса, потому что просят скидки – те самые 25–30%, чтобы нивелировать рост НДС.

Сегмент малого и среднего бизнеса из-за таких мер скоро вообще вымрет. Когда я слышу очередное заявление ЦБ о том, что ключевую ставку снижают на 1%, ничего кроме жуткого раздражения у меня это не вызывает. Это слишком малые меры. Теперь мы работаем в 8 раз больше, а получаем в 8 раз меньше. И прибавьте к этому кучу новых тяжелых для бизнеса законов: есть разговоры о том, что патенты для творческих людей к 2030 году отменят, самозанятость тоже обнулят. Получается, что всем дали понять, что можно нормально работать, а потом снова всех посадят на подросший НДС? Люди при такой политике начнут массово уезжать на Восток, как раньше уезжали на Запад. И государство лишится и рабочих рук, и светлых голов. Запас прочности у людей уже на исходе.

Малым предпринимателям, чтобы выжить в усложнившихся условиях остается просто работать. Больше, больше и больше. Искать клиентов. Крутиться, пока есть силы».

Увеличение себестоимости продукции неизбежно

Алексей Воронин, директор аналитического департамента Национального союза производителей молока («Союзмолоко»)

Фото: «Союзмолоко»

Фото: «Союзмолоко»

«В связи с планируемым повышением ставки НДС до 22% «Союзмолоко» проводит всесторонний анализ потенциальных последствий для производителей молочной продукции. Отрасль уже имеет льготную ставку НДС в 10% на социально значимые молочные продукты, что является важной мерой поддержки. Однако повышение НДС до 22% приведет к росту стоимости оборудования, сырьевых компонентов и материальных ресурсов. Это неизбежно повлечет увеличение себестоимости продукции.

Для нивелирования последствий повышения НДС рассматриваются различные меры, включая возможность компенсации части затрат через механизм возмещения НДС из бюджета для плательщиков налога.

Однако даже при таком сценарии влияние на себестоимость сохранится, что создаст дополнительное давление на рентабельность производителей.

Рост себестоимости производства в условиях сохранения льготной ставки на готовую молочную продукцию может привести к определенному ценовому давлению, однако масштабы такого роста будут ограничены действием льготной ставки и конкурентной средой на рынке.

Особую озабоченность вызывает потенциальное влияние на сегмент малого и среднего бизнеса, который может столкнуться с дополнительной нагрузкой. Точные оценки масштабов возможного сокращения сегмента требуют дополнительного анализа, однако очевидно, что малые производители будут наиболее уязвимы к росту издержек.

«Союзмолоко» продолжает мониторинг ситуации и готовит предложения по мерам поддержки, направленным на сохранение стабильности молочной отрасли в новых условиях».

Адаптироваться постепенно

Даниил Смирнов, лидер сервиса «Онлайн-бухгалтерия» от «Точка Банка»

Фото: «Онлайн-бухгалтерия»

Фото: «Онлайн-бухгалтерия»

«Предпринимателям в ближайшие годы предстоит поэтапно адаптироваться к новым правилам, и, чтобы пройти этот путь как можно мягче, следует заранее подготовиться: определить оптимальную ставку НДС, систему налогообложения и пересмотреть ценовую политику; предупредить контрагентов, партнеров и подрядчиков о выбранной НДС-стратегии; возможно, перезаключить договоры; настроить кассовое оборудование и правильно указать ставки НДС в карточках товаров на маркетплейсах.

В настоящее время приоритет банка – помочь малому бизнесу пройти адаптацию без стресса и дополнительных расходов. Когда появились новости о возможных изменениях, наш банк оперативно собрал рабочую группу, доработал функционал учета НДС для предпринимателей на УСН, предложил обновленные тарифы на особых условиях.

Если изменения в тарифах будут, банк заранее проинформирует об этом клиентов, чтобы у них было достаточно времени на планирование. Нам важно сохранить предсказуемость стоимости продуктов для бизнеса.

Пока рано говорить о масштабах возможного сокращения сегмента МСБ. Сложно оценить долю тех, кто решит прекратить деятельность и при этом не найдет варианты сохранить маржинальность или подобрать альтернативу по налоговой нагрузке системе налогообложения. Вероятнее, часть компаний пересмотрит формат работы, перейдет на другие режимы, наладит бухучет через автоматизацию или с помощью опытного бухгалтера и постарается продолжить работу в новых условиях».

Ольга Паршина, операционный директор Metro

Фото: Metro

Фото: Metro

«Изменение системы налогообложения, стартовавшее в 2025 году, стало важным этапом трансформации для малого розничного бизнеса по всей стране. Для оптовой компании Metro, где более половины продаж приходится на предприятия МСП, включая независимую розницу и представителей HoReCa, очевидно, насколько новые правила влияют на устойчивость их работы.

Сегодня многие предприниматели вынуждены пересматривать свои бизнес‑модели – временно приостанавливать деятельность, чтобы уложиться в лимиты выручки, искать новые форматы или сдавать помещения в аренду.

Следствием этих изменений, вероятно, станет повышение цен на товары и услуги у предприятий МСП в стремлении сохранить доходность. Однако в условиях жесткой конкуренции с федеральным ритейлом этот шаг не всегда может стать эффективным решением. В Metro мы стремимся формировать предложение для независимой розницы так, чтобы поддерживать конкурентный уровень цен и при этом предлагать ассортимент, способный выгодно отличать партнеров от других игроков рынка.

Понимая текущие вызовы, Metro развивает экосистему сервисов для малого бизнеса – от финансовых и кредитных инструментов до образовательных программ. Для франчайзи сети магазинов у дома «Фасоль» регулярно проводятся семинары, посвященные актуальным изменениям в законодательстве и вопросам оптимизации бизнес‑процессов. Такая работа помогает предпринимателям сохранять устойчивость и адаптироваться к новой экономической реальности».

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью
Декоративное изображение

Владислав Курбатов, «Пятёрочка»: «Будем повышать операционную эффективность, чтобы инвестировать в цены и зарплаты»

Об экспансии сети и франчайзинге, падении покупательской способности, технологиях и будущем формата.

Декоративное изображение
Декоративное изображение