Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Рынок мебели: стагнация офлайна, рекордсмены маркетплейсов, стратегии игроков по спасению прибыли
Мебельный рынок последние два года переживает трансформацию. Продажи мебели на маркетплейсах растут, а трафик в офлайн-магазинах падает. Из-за высоких кредитных ставок далеко не все потребители могут позволить себе крупные покупки, но продолжают вкладываться в сравнительно доступный домашний комфорт. В ответ на эти вызовы игроки развивают эмоциональный маркетинг, персонализируют предложение, в том числе используя искусственный интеллект, переходят на контрактное производство и концентрируются на аналитике продаж разных площадок. Об этом говорили представители компаний «Аскона», «Шатура», «Мебель Импэкс», Lazurit, Sellmonitor на онлайн-конференции «Мебель в ритейле: тренды, вызовы и новые возможности».
Что продается на маркетплейсах
Пять скрытых дыр в прибыли: как маркетплейс съедает маржу
Как «Аскона» создает новый клиентский опыт в точках продаж и увеличивает LTV клиента
«Шатура» находит баланс между серийным и индивидуальным производством
СТМ: как «Мебель Импэкс» перестраивает производство под запрос ритейлеров
Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom
Что продается на маркетплейсах
Евгения Козлова, руководитель партнерского направления Sellmonitor
«Мебельная категория демонстрирует разнонаправленные тренды. В целом, цены выросли, но спрос на разные категории мебели распределяется неравномерно. Как показали продажи I полугодия 2025 года на Wildberries, категориями-рекордсменами стали:
-
мягкая мебель, удвоившая выручку на фоне роста средней цены (+91,38% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года);
-
кровати, где рост цены на 159% позволил выручке вырасти более чем в 20 раз;
-
столы, показавшие самую большую динамику цены – + 482%.
Стулья выросли слабее остальных категорий: цена – на 44%, заказы – на 52%, а выручка – на 119%.
Корпусная мебель (шкафы, стеллажи, полки) также продемонстрировали рост, пусть и не такой драматичный: цена повысилась на 33%, количество заказов – на 64%, выручка – на 117%.
Во всех категориях отмечается рост средних цен, что указывает на инфляционную динамику, а также на смещение спроса в сторону более качественных решений, готовность покупателей платить больше за функциональность.
На WB в августе 2025 года доля топ-3 категорий составляла 75% совокупной выручки:
-
доля корпусной мебели и мебели для хранения составила 35% от общей выручки категории,
-
мебели для сна – 25%,
-
мебели малых форм – 15%.
При этом мягкая и садовая мебель представлены на WB совсем в небольшом количестве – примерно 5 и 6% (соответственно).
На Ozon структура категорий более сбалансирована и диверсифицирована: на топ-3 приходится 59% общей выручки категории. Большую долю составляет мебель для хранения – 24%, мебель для спальни и комплектующие занимают 23%, компьютерная и офисная мебель – 12%. Доля выручки мягкой и садовой мебели – 17%, а также есть категория «другое», занимающая целые 14% совокупной выручки, чего на WB практически нет.
На WB и Ozon драйверами категории являются корпусная мебель и мебель для сна. Категория столов уже перегрета и почти насыщена.
Ozon лидирует по ассортименту мебели: 3,164 млн карточек товаров в 2025 году против 1,97 млн – на WB.
Один самый стабильный игрок на WB остается в топе продаж последние несколько лет, а на Ozon в топ продавцов входят уже три бренда. Предложение на Ozon эластичнее, чем на WB, доля новых брендов в топовых категориях составляет 40%, что дает селлерам больше возможностей для развития.
Для выхода на WB рекомендуется делать более функциональные и компактные решения (хранение, малые формы, офис), а для Ozon важнее иметь широкий ассортимент с акцентом на мягкую и садовую мебель».
Пять скрытых дыр в прибыли: как маркетплейс съедает маржу
Оксана Смагина, руководитель департамента по работе с маркетплейсами мебельной фабрики Lazurit
«Основной продукт фабрики Lazurit – крупногабаритная и сверхкрупногабаритная мебель. Продаем чаще всего через розницу, но также на трех основных маркетплейсах: Озон, WB и «Яндекс Маркет».
Проблема в том, что KPI многих участников экосистемы – маркетплейсов, агентств по продвижению, фулфилментов, аналитических сервисов – зависит не от прибыли производителя, а от роста GMV. Соответственно, оборот может расти год к году, но до прибыли деньги не доходят, утекая в пять основных «дыр» – рекламу, логистику, хранение, возвраты, ФОТ. Это как раз то, на чем зарабатывают маркетплейсы,
Реклама. Слепое продвижение – когда показатели сводятся только к доле расходов от общих заказов (ДРР). Стоит контролировать не только долю рекламных расходов от заказов, но также и выкуп от продаж, представленных в отчете комиссионера. Допустим, в месяц на рекламу потратили 500 тыс. рублей. В личном кабинете маркетплейса заказов на 5 млн рублей, следовательно, ДРР = 500/5 = 10%. Но у нас в среднем 80% выкупа. Тогда 5 млн умножить на 80% = 4 млн. Таким образом, настоящий ДРР = 500/4 = 12,5%. Затем мы получили отчеты комиссионера, где продаж не на 4 млн, а на 3,2 млн, за вычетом скидки постоянного покупателя; в итоге получаем реальный ДРР в 15,62%, что на 50% больше заявленного первоначально.
Стоит взять на контроль стоимость привлечения заказа (мы с командой делаем это каждый понедельник в динамике – общие расходы делим на количество заказов по каждой из площадок). Показы-клики, корзины и конверсии.
Помимо этого держим на контроле расходы на рекламу по каждому SKU. Такая точечная аналитика подсвечивает, какой товар действительно прибыльный, а какой проедает бюджет.
Аналитика помогает тестировать гипотезы, а затем отбирать самые успешные и внедрять их.
Логистику нужно контролировать, даже если эту услугу предоставляют маркетплейсы. Еженедельно проводим ревизию габаритов карточки. Ведь завышенные габариты ведут к повышению стоимости логистики.
Пишем претензии, если товар находится в пути больше четырех недель. Можно попросить искусственный интеллект написать правильно оформленную юридическую претензию. Грамотно оформленная претензия – это половина успеха. Важно также мониторить выгодные ставки на доставку, в нашем случае – размещать заявку за 10–14 дней до отгрузки.
Если работать с водителями – индивидуальными предпринимателями напрямую, минуя транспортные компании, то экономия может составить, как в нашем случае, до 30%.
Еще важно ежемесячно проверять отчеты о расходах комиссионеров – там бывают ошибки. Также необходимо правильно мотивировать менеджера по поставкам. У нашего менеджера мотивация привязана к валовой прибыли по следующей формуле: выручка минус себестоимость минус расходы по отчетам комиссионеров минус все расходы на доставку в этом месяце (с нашего РЦ до склада маркетплейса). Таким образом, менеджер максимально заинтересован в выгодных ставках для нас.
Следующая большая дыра – слепое хранение, когда у вас очень низкая оборачиваемость на региональных складах. Маркетплейсы мотивируют продавцов отгружать больше на региональные склады, но потом продавцам приходят огромные счета за хранение. Здесь начинается зона ответственности менеджеров по продажам и поставкам. Мы делаем поставки на основе нашего анализа продаж и сезонности, а не на потребностях маркетплейсов.
Также у нас есть жесткое правило: если товар не продается за две недели на региональном складе – цена снижается до минимума для распродажи.
Чтобы сократить возвраты, рекомендую не экономить на упаковке. Намного дороже вам будет вернуть покупателя и репутацию компании.
Основная проблема фонда оплаты труда – когда KPI команды привязан только к росту выручки, что приводит к игнорированию маржи. Общее правило работы с маркетплейсами такое: ставим цели, подбираем команду, даем ей задачи, полномочия, мотивацию и зарабатываем».
Как «Аскона» создает новый клиентский опыт в точках продаж и увеличивает LTV клиента
Владимир Корчагов, исполнительный директор розничного бизнеса ГК «Аскона» Россия и СНГ
«“Аскона” – вертикально интегрированный производитель и ритейлер ортопедических матрацев и товаров для сна. Имеет более 900 фирменных магазинов по России, СНГ и Европе.
Развиваем эмоциональный маркетинг, внедряя разные сервисы как в офлайне, так и в других точках контакта.
Например, пользуется популярностью сервис-напоминание о том, что нужно перевернуть матрас. Клиенты воспринимают его как душевное, заботливое отношение бренда.
Другой наш сервис – гарантия комфорта, или, как наши клиенты его называют, гарантия возврата. Матрас, который понравился клиенту в магазине, может не приносить ту же радость в домашних условиях. Поэтому его можно сдать обратно. В течение 90 дней мы либо вернем деньги, либо заменим на аналогичный, который будет больше подходить клиенту. Это помогает снять риски с клиента при выборе, убрать страх «что, если я выберу дорогой продукт, а он мне не подойдет?».
Фото: Ascona
Еще один сервис – утилизация. По просьбе клиента забираем старый диван или кровать и утилизируем.
Сервис sleep room в магазине. Это создание всех условий для сна: температуры, атмосферы, положения спального места и так далее с помощью голосового помощника Алисы.
Софт по подбору матраса и подушки с помощью искусственного интеллекта. Программа использует физические параметры клиента и подбирает идеальные для конкретного человека варианты. Таким образом выбор сужается, что облегчает клиенту принятие решения.
Все это дает не только эмоции клиента в процессе, но также постпродажный эффект, когда об опыте хочется рассказать друзьям и знакомым.
Также мы диверсифицируем наше предложение, предлагая решения под ключ в собственной дизайн-студии.
Еще один флагманский сервис – виртуальная расстановка мебели в помещении реального размера. Покупателю не нужно ходить с линейкой, вымерять пространство, он уже попадает в комнату с расставленной в натуральную величину мебелью. Похожий сервис действует и в сегменте кухни. На вертикальную поверхность проецируется выбранная кухня, удобство расположения параметров которой можно протестировать».
«Шатура» находит баланс между серийным и индивидуальным производством
Игорь Подстольный, директор по развитию бизнеса МК «Шатура»
«На протяжении всех своих 64 лет существования компания «Шатура» придерживалась стратегии серийного производства, но за последние годы ситуация на рынке сильно изменилась. Маркетплейсы занимают около 20% всех продаж мебели и продолжают расти. Офлайн-розница стагнирует: в 2025 году трафик в мебельных офлайн-магазинах упал на 25% по сравнению с 2024 годом. Ключевым остается тренд на персонализацию продукта и продаж – растут запросы на уникальный дизайн, индивидуальные дизайн-проекты, параметрическую мебель.
В ответ на эти вызовы «Шатура» каждый год тратит 500 млн рублей на модернизацию оборудования. Персонализируем подход к продукции – от производства до продаж.
Разработали две основные коллекции для премиального и демократичного сегментов, (спальные комплекты по 600 и 150 тыс. рублей соответственно). Протестировали эти коллекции в собственной рознице, вывели на плановую эффективность и стали предлагать нашим франчайзи. Стратегия «Шатуры» как розничного игрока строится на поиске баланса между двумя подходами – индивидуальным и серийным.
Фото: МК «Шатура»
Фото: МК «Шатура»
Развиваем четыре формата магазинов: галерея мебели, представляющая собой экспозицию готовых решений (350–450 кв. м), студия дизайна, ориентированная на мебель под заказ (80–120 кв. м), салон мебели, где экспозиция постоянно обновляется с учетом актуальных коллекций (150–300 кв. м) и студия кухни (80–120 кв. м). Предлагаем дизайн не хуже итальянского, с гарантиями сервиса, возможностью поменять что-то и подстроить под себя по многим параметрам. Меняем стратегию продвижения, делая акцент на таргетированную рекламу, продвижение в соцсетях, с приглашением звезд и блогеров. Развиваем корпоративные продажи и работу с застройщиками».
СТМ: как «Мебель Импэкс» перестраивает производство под запрос ритейлеров
Григорий Юсков, коммерческий директор фабрики «Мебель Импэкс»
«Ниша фабрики «Мебель Импэкс» – сопутствующий мебельный ассортимент – например кресла, пуфы, комоды, журнальные столики. Традиционно фабрика работала только через дистрибьюторов и дилеров. Дистрибьютор покупает у нас продукцию крупным оптом, привозит к себе в регион на склад и далее реализует дилерам. Дилеры, как правило, – это мебельные магазины или магазины товаров для дома. Но потом ситуация изменилась, рынок подтолкнул нас к необходимости производить СТМ ритейлеров. Партнер-ритейлер заказывает у нас продукцию под своим брендом, и мы помогаем адаптировать продукт под его целевую аудиторию, делаем мебель эксклюзивной, выводя таким образом клиента из прямой конкуренции с другими сетями. При этом у заказчика, потому что именно он продолжает нести репутационные риски, остается прямое влияние на качество производства и ценообразование.
Почему сотрудничество с ритейлерами выгодно фабрике?
-
Во-первых, это постоянный клиент, который не пропадет и не подведет. Вы точно знаете, сколько нужно сделать продукции, ваши станки загружены равномерно. Следовательно, можно спокойно планировать, сколько сырья нужно, как его лучше доставить, как лучше распорядиться ресурсами с учетом сезонных изменений.
-
Во-вторых, оптимизация маркетинговых и бытовых затрат. Фабрике не нужно тратить ресурсы на продвижение продукции, это делает партнер.
-
В-третьих, развитие экспертизы и повышение эффективности. Работа с крупными заказами обязывает и помогает стандартизировать процессы, выработать регламенты. Заказчик делится своими технологическими стандартами, и такая коллаборация помогает развивать культуру производства. Например, к нам каждый квартал приезжает один из заказчиков с аудитом, мы показываем производство, проходим чек-лист, получаем замечания, которые затем устраняем. И очевидно, что устраняем недостатки для всей продукции завода.
-
Важный пункт – получение рыночного инсайта. Обычно сети ведут разного рода аналитику и обладают массивами данных о клиентах. Фабрика получает от ритейлеров информацию о продажах и трендах, с помощью которой может дальше планировать развитие линеек продуктов.
Производство СТМ – это действительно стратегический инструмент роста для любой современной фабрики.
Маркетинговые выгоды: привлечение новой аудитории благодаря тому, что в ассортименте появляются продукты, которые сам ритейлер не производит и не закупает.
Фото: «Мебель Импэкс»
Есть практические трудности выпуска СТМ. Нужно четкое планирование, штрафы и недопродажи вследствие неудачного планирования очень серьезные.
Неуправляемость – продукт по факту принадлежит заказчику, и мы им не управляем. Вот реальный кейс – мы разработали премиальный продукт, который партнер решил протестировать и выложил на маркетплейсы. Там маркетплейс сделал скидку, и получилось, что этот премиум-продукт стал дешевле для конечного покупателя, чем наш оригинальный эконом-продукт. Нелогичный перекос рынка. Также и сама разработка продукта: менеджеры со стороны сети не всегда понимают производственные особенности площадки, а нам как производителю сложно вносить улучшения в продукт, потому что все стороны боятся глубоких изменений, вследствие которых возможна потеря потребительских качеств. При работе с СТМ важно верно распределять мощности, не стремиться сильно удешевлять продукт и качественно работать с продающим контентом (рекламой)».
Посмотрите видеозапись онлайн-конференции «Мебель в ритейле: тренды, вызовы и новые возможности»
Retail.ru

О том, как сеть гипермаркетов оптимизирует бизнес-процессы и ассортимент.