Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Прибыльный и быстроразвивающийся
Розница концентрируется на convenience store
Формат convenience store хорошо развит на Западе, но мало представлен в России. Сейчас многие игроки на розничном рынке считают, что на данный момент такая концепция магазина наиболее востребована покупателем и выгодна владельцу бизнеса.
У жителей мегаполисов остается все меньше времени на посещение магазинов – чем ближе к дому, тем быстрее и удобнее ходить за покупками. Считается, что в такой универсам покупатель может зайти чуть ли в тапочках за батоном хлеба и колбасой на завтрак. На Западе в convenience store, как правило, имеются кафе, банкоматы, химчистки, парикмахерские и прочие сопутствующие услуги. Российские операторы на сегодняшний день приходят к такому же пониманию формата.
Итак, что подразумевают ритейлеры под качественным сервисом рядом с домом?
«Перекресток экспресс»
На конец 2013 года было открыто 189 магазинов «Перекресток Экспресс». В этом году в планах компании запустить как минимум еще 90. Магазины размещаются в арендованных помещениях, площадью 50-400 кв. м. В компании признаются, что находить нужные помещения непросто, часто приходится работать с нестандартными площадками. Но даже на маленьком и сложном пространстве можно грамотно расставить оборудование, сделать аккуратную и красивую выкладку, обеспечить качественный сервис.
Эффективность магазина напрямую зависит от ассортимента. Специально для этого формата было разработано 10 базовых ассортиментных «корзин», которые, как матрешка, входят одна в другую. Ассортимент корректируется в зависимости от площади и местоположения точки от 1500 до 3000 SKU.
«Среди наших форматов у «Перекрестка экспресс» самые высокие цены, – рассказывает Ольга Никитина, заместитель генерального директора ООО «Экспресс Ритейл». Для привлечения покупателей мы используем новые для нас подходы: большой выбор продуктов food to go, зона приема пищи или кафе-пекарня, кофе-машина. Дополнительный сервис, например интернет-продажа билетов, оплата услуг, выдача интернет заказов магазина e5.ru».
В компании отмечают возросший интерес покупателя к готовой продукции. Ее покупают и работники бизнес-центров для обедов и перекусов, и жители спальных районов, у которых все меньше времени остается на приготовление еды дома. «Для обеспечения магазинов продукцией собственного производства мы решили не изобретать велосипед, а использовать логистику, подсмотренную у Carrefour. Мы открыли производства на базе нескольких магазинов и оттуда развозим готовую продукцию в другие», – сообщает Ольга Никитина.
Особое направление – ассортимент свежей продукции большой выбор фруктов, овощей, молочных продуктов, охлажденного мяса. Под фреш разработана специальное оборудование и особая выкладка. Средний чек магазинов – 254,3 руб.
«Азбука Вкуса»
В похожем формате собирается открывать магазины компания «Азбука Вкуса». Ритейлер объявил о запуске нового формата буквально на прошлой неделе. Новые магазины будут работать под брендом «AB Daily». В Москве, Московской области и Санкт-Петербурге планируется открыть около 150 точек за пять лет на торговых площадках 150-350 кв. м. Первый магазин откроется уже весной в бизнес-центре «Белая площадь» в Москве. Второй – на Ленинском проспекте. Ассортимент – 3,5 тыс. SKU. Оператор сделает акцент на продуктах питания и готовых обедах. Также торговая точка предлагает свежую выпечку и кофе, приготовленное бариста. «Люди хотят покупать вкусные и полезные для здоровья продукты питания и не тратить время на их поиск. Именно эту задачу мы и поможем решить, открывая магазины в новом формате», – говорит Владимир Садовин, генеральный директор «Азбуки Вкуса».
Магазины будут располагаться в жилых домах и офисных центрах. Предполагаемый средний чек 350 руб.
Дискаунтеры
С развитием розницы, у покупателя появляется выбор, в какой магазин пойти. Имея рядом с домом дискаунтер и магазин с более высокими ценами, но и большим ассортиментом и качественным сервисом, покупатель задумается, которому из них отдать предпочтение. Компании-дискаунтеры начинают понимать, что на сегодняшнем рынке нельзя конкурировать только ценой и начинают двигаться в сторону улучшения сервиса. В «Дикси» всерьез озаботились качеством обслуживания. Сеть недавно обновила систему оценки персонала, теперь она включает оценку качества обслуживания покупателей. «Всего разработано порядка десяти параметров. Один из них, очень важный, – улыбка», – говорит Илья Якубсон, президент ГК «Дикси». В сети «Верный», чтобы привлечь покупателей, озаботились расширением категории фреш.
Западный опыт:
Tesco, Великобритания
Во многих странах небольшие магазины у дома с действующим кафе, предлагающие категорию food to go и продукты быстрого приготовления, категорию фреш, а также набор различных бытовых услуг, являются самым распространенным и популярным среди покупателей форматом.
«Мы вовремя увидели тенденцию, что у людей мало времени, чтобы посещать гипермаркеты и запустили «Tesco Еxpress», то есть магазин Tesco в миниатюре. Эти магазины оказались наиболее прибыльным и быстроразвивающимся форматом. Сейчас у нас тысячи этих «Tesco Еxpress», – рассказал Тэрри Лихи, бывший CEO британской сети супермаркетов Tesco. – А чтобы людям было интересно покупать у нас, мы сделали часть продуктов дешевле, чем в дискаунтерах. Кроме того, в наших магазинах мы стараемся запускать экспресс-кафе. И покупателям это нравится. А у нас есть возможность развивать собственные продукты и товары».
Żabka Polska, Польша
На некоторых рынках, например польском, розница четко сконцентрирована на мелком формате. По словам Джулио Дуарте, вице-президента польской сети Żabka Polska, convenience store – это основной формат, в котором отоваривается покупатель. На польском рынке более 80 тыс. магазинов, и это в основном маленькие семейные магазины. Сеть Żabka Polska, хотя занимает всего 4% рынка, является лидером, охватывая всю страну (всего 3600 магазинов). Средняя площадь магазина 65 кв. м, ассортимент – 1800 SKU. «Чтобы быть успешными нужно быть очень-очень близко к клиенту. Время гипермаркетов – 90-е годы, давно прошло. Чтобы выдерживать конкуренцию на розничном рынке, необходимо использовать инновации – без них смерть. Мы в своих магазинах открываем кафе, чтобы покупатель мог не только совершить покупки, но и перекусить или купить готовую еду с собой».
Сеть планирует открыть еще 5600 магазинов к 2017 году и достичь оборота 3 млрд дол. Кроме того, заметив возрастающий интерес покупателей к продукции фреш, собственники начали открывать специализированные магазины – FreshMarket, торгующие только свежей продукцией. Такие магазины открываются в основном в спальных районах. Первый магазин открылся в 2009 году, сейчас в Польше работают 600 точек. FreshMarket открываются на площадях 150-300 кв. м, имеют ассортимент 4 тыс SKU. Акцент делается на региональных товарах.
The Fresh Market, США
The Fresh Market специализируется на продаже товара категории фреш. В США сеть существует 32 года. На территории страны функционируют 150 магазинов площадью 250 кв. м. Сеть планирует открыть еще 350 точек. «Взаимоотношения между покупателем и сотрудником должны быть такими же теплыми и доброжелательными, как в семье», – делится основным секретом успеха Мэтт Аргано, старший вице-президент по персоналу The Fresh Market, США. Он отмечает в США такую тенденцию, что люди за одно посещение магазина стали меньше покупать: «Раньше приходили и набирали тележку на неделю, сейчас берут меньше, но приходят чаще, отдавая предпочтение свежей продукции». Кроме того, многие покупатели заказывают продукты по интернету с доставкой на дом. Спрос на категорию фреш неуклонно растет, в магазинах у дома (таких, как «7-12») около 20% ассортимента составляет свежая продукция.
Практически все сети, работающие в формате convenience store, делают ставку на хорошо сформированный ассортимент, предлагают фреш, оборудуют кафе и дополнительные услуги. И все это на минимальной площади и в непосредственной близости от покупателя. Ритейлеры признаются, что в мегаполисах именно этот формат на данный момент развивается быстрее всего и приносит наибольший доход.
Ольга Крыкова, Retail.ru
По материалам бизнес-саммита Food & Drogerie Retail Russia 2014
Интервью
О новых трендах в обслуживании, снижении издержек и актуальности сервиса, персонале и маркетинге.