Исследования и рейтинги
Открытия и закрытия магазинов
FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
18 февраля 2014, 00:00 15335 просмотров

Обзор отрасли розничной торговли продовольственными товарами в РФ

Отрасль розничной торговли продовольственными товарами в РФ стабильно демонстрирует впечатляющие темпы роста. Так, с 2004 по 2012 год оборот сектора увеличился почти в 4 раза и в 2012 году составил 10 трлн руб. Уже за 11 месяцев 2013 года объем рынка превысил аналогичный показатель за весь 2012 год, и это свидетельствует о сохранении стабильных темпов роста сектора. При этом прирост оборота ритейла с 2004 года превысил аналогичный показатель по ВВП.

График №1 Оборот розничной торговли продовольственными товарами (трлн руб.)

График №1 Оборот розничной торговли продовольственными товарами (трлн руб.)

График №2 Темпы прироста ВВП и оборота розничной торговли продовольственными товарами

График №2 Темпы прироста ВВП и оборота розничной торговли продовольственными товарами

В расчете на душу населения оборот сектора также демонстрирует высокие темпы роста. Это говорит о том, что увеличение продаж ритейлеров происходит не за счет прироста населения, а за счет увеличения потребления в расчете на человека. Столь быстрое развитие отрасли привлекает большое количество новых компаний и инвесторов. С 2008 года количество организаций розничной торговли продовольственными товарами выросло на 45% до 59,7 тыс. в 2012 году.

График №3 Оборот розничной торговли продовольственными товарами в расчете на душу населения (тыс. руб.)

График №3 Оборот розничной торговли продовольственными товарами в расчете на душу населения (тыс. руб.) 

 

График №4 Количество организаций розничной торговли продовольственными товарами (тыс.)

График №4 Количество организаций розничной торговли продовольственными товарами (тыс.) 

 

График №5 Оборот розничной торговли продовольственными товарами в Европе в 2012 году ($ млрд)

График №5 Оборот розничной торговли продовольственными товарами в Европе в 2012 году ($ млрд) 

 

График №6 Количество гипермаркетов и супермаркетов (>2 500 кв. м) на 1 млн чел.

График №6 Количество гипермаркетов и супермаркетов (>2 500 кв. м) на 1 млн чел.

Высокие темпы роста сектора позволили РФ стать одним из крупнейших рынков розничной торговли продовольственными товарами в Европе. При этом, учитывая, что сектор все еще показывает значительные темпы роста, уже в 2014 году РФ может стать самым крупным рынком в Европе. Безусловно, спрос на российском рынке насыщается, и темпы его роста замедляются, однако, по сравнению с развитыми странами, в РФ существует еще значительный потенциал для развития. В Европе на 1 млн жителей приходится 14 гипермаркетов и супермаркетов, а в России этот показатель равен 4. Таким образом, многие форматы магазинов розничной торговли в РФ еще недостаточно представлены, и ожидается еще больший рост популярности гипермаркетов и супермаркетов, особенно в отдаленных регионах России, где конкуренция ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

Таблица №1 Основные участники рынка

 

Выручка, млрд. руб. (1H 2013)

Изм. г/г

Чистая прибыль, млрд. руб. (1H 2013)

Изм. г/г

Чистая рентабель-­ ность

X5 Retail Group

276

+6,7%

4,6

+2,7%

1,7%

«Магнит»

272,8

+31,4%

14,5

+39,7%

5,3%

«Окей»

64,7

+20%

1,6

+6%

2,5%

«Лента»

62,1

+26,5%

2,5

+4,2%

4%

«Дикси»

87,4

+23,4%

0,7

+40%

0,8%

Среди крупнейших российских ритейлеров особо следует выделить сети «Магнит» и «Лента». Обе компании ориентированы на развитие в регионах, где насыщенность рынка ниже, а конкуренция слабее. «Лента» развивает сеть на Северо-Западне, Сибири, Урале и усиливает присутствие в Центральном регионе. Большинство магазинов сети «Магнит» расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском Федеральных округах. Второе преимущество этих сетей – привлекательный формат магазинов, целевой аудиторией которых является население с доходом средним и ниже среднего. Такая стратегия позволяет ритейлерам демонстрировать впечатляющие темпы роста и высокую рентабельность.

Инвесторы уже дали оценку успехам компании «Магнит», акции которой котируются на Московской и Лондонской биржах. Так, котировки ритейлера на Московской бирже подскочили более чем на 80% с начала 2013 года. Рыночная стоимость «Ленты» будет определена уже в скором времени, когда компания проведет IPO на Лондонской бирже (LSE). Однако, скорее всего, акции будут размещены с дисконтом к бумагам «Магнита», чтобы привлечь больший спрос. Мы ожидаем, что IPO «Ленты» будет очень успешным, учитывая темпы роста бизнеса ритейлера и многообещающие перспективы на будущее.

Мадина Абаева, аналитик QB Finance Investment Company

Логотип «Дикси» «Дикси»

«Дикси» — российская компания, владеющая крупной продовольственной розничной сетью. Головная структура группы — Акционерное общество «Дикси Групп». Главный офис — в Москве. Компания «Юнилэнд» (прежнее наименование группы компаний «Дикси») образована в 1993 году. У истоков компании, которая, в основном, занималась оптовой торговлей, стоял российский пре...

Подробнее о компании

Логотип «Магнит» «Магнит»

«Магнит» — одна из ведущих розничных сетей по торговле продуктами питания в России, лидер по количеству магазинов и географии их размещения. Ежедневно торговые точки компании посещают почти 12 миллионов человек. «Магнит» имеет 25-летнюю историю, сеть основана 5 марта 1994 г. в Краснодаре. По данным на 30 июня 2019 года, «Магнит» насчитывал 19 884 торговые точки разных форматов&n...

Подробнее о компании
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Власти и бизнес обсудили новую стратегию развития ...
366
Knight Frank: ставки на стрит-ритейл снизились, за...
346
Пензенская сеть ищет новые способы борьбы за покуп...
905
Почему ТЦ «Мега» становятся похожи на модную галер...
2114
Как сделать аккаунт компании источником трафика?
2261
Региональный ритейлер укрепляется на рынке благода...
2786

График №1 Оборот розничной торговли продовольственными товарами (трлн руб.)

График №1 Оборот розничной торговли продовольственными товарами (трлн руб.)

График №2 Темпы прироста ВВП и оборота розничной торговли продовольственными товарами

График №2 Темпы прироста ВВП и оборота розничной торговли продовольственными товарами

В расчете на душу населения оборот сектора также демонстрирует высокие темпы роста. Это говорит о том, что увеличение продаж ритейлеров происходит не за счет прироста населения, а за счет увеличения потребления в расчете на человека. Столь быстрое развитие отрасли привлекает большое количество новых компаний и инвесторов. С 2008 года количество организаций розничной торговли продовольственными товарами выросло на 45% до 59,7 тыс. в 2012 году.

График №3 Оборот розничной торговли продовольственными товарами в расчете на душу населения (тыс. руб.)

График №3 Оборот розничной торговли продовольственными товарами в расчете на душу населения (тыс. руб.) 

 

График №4 Количество организаций розничной торговли продовольственными товарами (тыс.)

График №4 Количество организаций розничной торговли продовольственными товарами (тыс.) 

 

График №5 Оборот розничной торговли продовольственными товарами в Европе в 2012 году ($ млрд)

График №5 Оборот розничной торговли продовольственными товарами в Европе в 2012 году ($ млрд) 

 

График №6 Количество гипермаркетов и супермаркетов (>2 500 кв. м) на 1 млн чел.

График №6 Количество гипермаркетов и супермаркетов (>2 500 кв. м) на 1 млн чел.

Высокие темпы роста сектора позволили РФ стать одним из крупнейших рынков розничной торговли продовольственными товарами в Европе. При этом, учитывая, что сектор все еще показывает значительные темпы роста, уже в 2014 году РФ может стать самым крупным рынком в Европе. Безусловно, спрос на российском рынке насыщается, и темпы его роста замедляются, однако, по сравнению с развитыми странами, в РФ существует еще значительный потенциал для развития. В Европе на 1 млн жителей приходится 14 гипермаркетов и супермаркетов, а в России этот показатель равен 4. Таким образом, многие форматы магазинов розничной торговли в РФ еще недостаточно представлены, и ожидается еще больший рост популярности гипермаркетов и супермаркетов, особенно в отдаленных регионах России, где конкуренция ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

Таблица №1 Основные участники рынка

 

Выручка, млрд. руб. (1H 2013)

Изм. г/г

Чистая прибыль, млрд. руб. (1H 2013)

Изм. г/г

Чистая рентабель-­ ность

X5 Retail Group

276

+6,7%

4,6

+2,7%

1,7%

«Магнит»

272,8

+31,4%

14,5

+39,7%

5,3%

«Окей»

64,7

+20%

1,6

+6%

2,5%

«Лента»

62,1

+26,5%

2,5

+4,2%

4%

«Дикси»

87,4

+23,4%

0,7

+40%

0,8%

Среди крупнейших российских ритейлеров особо следует выделить сети «Магнит» и «Лента». Обе компании ориентированы на развитие в регионах, где насыщенность рынка ниже, а конкуренция слабее. «Лента» развивает сеть на Северо-Западне, Сибири, Урале и усиливает присутствие в Центральном регионе. Большинство магазинов сети «Магнит» расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском Федеральных округах. Второе преимущество этих сетей – привлекательный формат магазинов, целевой аудиторией которых является население с доходом средним и ниже среднего. Такая стратегия позволяет ритейлерам демонстрировать впечатляющие темпы роста и высокую рентабельность.

Инвесторы уже дали оценку успехам компании «Магнит», акции которой котируются на Московской и Лондонской биржах. Так, котировки ритейлера на Московской бирже подскочили более чем на 80% с начала 2013 года. Рыночная стоимость «Ленты» будет определена уже в скором времени, когда компания проведет IPO на Лондонской бирже (LSE). Однако, скорее всего, акции будут размещены с дисконтом к бумагам «Магнита», чтобы привлечь больший спрос. Мы ожидаем, что IPO «Ленты» будет очень успешным, учитывая темпы роста бизнеса ритейлера и многообещающие перспективы на будущее.

Мадина Абаева, аналитик QB Finance Investment Company

Обзор отрасли розничной торговли продовольственными товарами в РФлента, магнит, о'кей, x5 retail group, дикси, ввп, рост оборота
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Обзор отрасли розничной торговли продовольственными товарами в РФ
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/obzor-otrasli-roznichnoy-torgovli-prodovolstvennymi-tovarami-v-rf/2019-12-07

  1. Купили ли вы что-нибудь в «Черную пятницу»?


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052