Исследования и рейтинги
Кризис. Точка бифуркации
Логистика в ритейле
Практика
Логистика
15 февраля 2023, 10:10 25072 просмотра

Импорт из Европы: что изменили санкции и как будет в 2023-м?

По статистике Евростата, импорт товаров из Европы за январь–ноябрь 2022 года снизился на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В большей степени это затронуло подсанкционные товары. В категории потребительских товаров снижение намного меньше, а по многим позициям импорт остался на уровне предыдущего года. Одновременно с этим наблюдается невиданный рост поставок из стран ЕС в Казахстан, Азербайджан, Республику Беларусь, ОАЭ, Турцию, а также синхронный рост импорта из этих стран в Россию.

Фото: Ann Rodchua/shutterstock

Фото: StunningArt/shutterstock

Статистика Евростата по импорту из ЕС

Таможенная служба РФ с февраля 2022 года не публикует в открытом доступе данные по импорту и экспорту в РФ. Однако Евростат работает в штатном режиме, и его статистика по международной торговле Евросоюза наводит на определенные размышления. Так, за период с февраля по ноябрь 2022 года поставки товаров из Европы уменьшились от 7,3 до 5,4 млрд евро (36% к ноябрю 2021 года).

За этот же период импорт из ЕС в Турцию вырос на 26%, в ОАЭ на 17%, а в страны бывшего СНГ – такие, как Азербайджан, Белоруссия, Узбекистан, Армения, он увеличился в десятки раз. Например, импорт в Казахстан увеличился на 100%, с 0,5 млрд евро в феврале до 1,2 млрд в ноябре 2022 года. Интересны и товарные позиции резко возросшего товаропотока. Так, в Казахстан поступают смартфоны и ноутбуки из Чехии (в 2021 году первые не импортировались совсем, а по вторым рост поставок составил 280%), а поставки автомобилей с пробегом из Литвы в РБ за 2022 год увеличились на 215%.

Вместе с тем значительно увеличился поток товаров, поступающих в Россию из сопредельных стран, а также тех, которые не присоединились к санкциям Евросоюза, – из Сербии, Венгрии, ОАЭ, Турции.

Так, по данным Бюро национальной статистики Казахстана, в 2022 году по сравнению с 2021 годом импорт смартфонов в Россию увеличился более чем в 300 раз, контроллеров, процессоров, электронных накопителей и другой высокотехнологичной продукции – более чем в 100 раз. Импорт товаров из Турции в Россию увеличился на 55% за январь–ноябрь 2022 года. По данным Ассамблеи турецких экспортеров на начало 2023 года, РФ и ФРГ стали ведущими импортерами Турции, при этом основную долю в поставках занимает продукция химической промышленности, машины, оборудование, кожаные изделия.  

Источник: Евростат

Импорт товаров из Европы в РФ и другие страны в 2022 году по данным Евростата (в млн евро).

Структура импорта из Европы

Если рассматривать прямой товаропоток из ЕС в Россию, можно заметить две тенденции, ярко проявившиеся в 2022 году.

  • Значительные месячные колебания в поступлении импорта. Они связаны, вероятно, как с периодичностью введения очередного санкционного пакета ЕС, так и с неопределенностью вступления в силу конкретных санкций. Так, действуют послабления в отношении ранее заключенных контрактов, а также на товаропоток влияют ограничения по стоимости товаров, что смазывает общую картину.

  • Существенные различия в уровне падения поставок по различным группам товаров. В наибольшей степени снизился поток европейских товаров, попавших под санкции: машины, оборудование, приборы, техника, необработанные материалы. В то же время продукты, товары легкой промышленности (одежда, обувь) и другие практически поставляются в тех же объемах, что в 2021 году, а импорт некоторых товарных групп даже увеличился.

 Источник: Евростат

Ввоз из Европы в Россию продуктов питания, напитков и табачных изделий в 2022 году (млн евро). 

Источник: Евростат

Из статистики Евростата следует очевидный вывод. То, что близкие территориально к России страны станут основными поставщиками подсанкционных товаров, было предсказуемо. При этом в транзите товаров через эти страны на территорию РФ задействованы как местные компании, так и иностранные, переехавшие из России, а также российский бизнес. По данным казахского Бюро национальной статистики на 1 января 2023 года, число иностранных компаний в стране увеличилось на 45%, а, в частности, количество российских компаний выросло в 1,9 раза в сравнении с началом 2021 года.

Таким образом, неподсанкционные, по большей части потребительские товары по-прежнему поступают из ЕС практически без ограничения. Более того, по данным РИА, отдельные страны – члены ЕС увеличили товарооборот с Россией, в том числе импорт: Греция и Болгария более чем на 200%, Австрия и Чехия – на 80%. В числе активно поддерживающих торговлю с РФ также Италия, Словения, Венгрия, Бельгия, Кипр. 

Как доставляют товары из ЕС в Россию?

Помимо того что импорт отдельных товаров из ЕС запрещен санкциями, Евросоюз осложнил доставку грузов из Европы в Россию. Из-за запрета на передвижение российского автотранспорта по территории ЕС, ухода иностранных морских перевозчиков, ограничений в портах Балтики, изменились пути поставок. Логистические компании в течение 2022 года оперативно перестраивались, искали и разрабатывали новые маршруты.

До кризиса подавляющая часть грузоперевозок из Европы в РФ осуществлялась автомобильным транспортом. Ранее доминирующее северо-западное направление доставки грузов из Европы через Польшу, Белоруссию, Финляндию утратило свои ключевые функции. Тем не менее, через РБ и северо-западные границы РФ грузы по-прежнему перевозятся – «в два плеча», с перегрузкой товаров на российский автотранспорт. Часть грузов по-прежнему перевозится по железной дороге контейнерными поездами из Германии, Италии, Бельгии, Польши через Белоруссию.

Большая часть товаропотока из Европы перенаправляется по южным маршрутам: автотранспортом через Сербию, Казахстан, Азербайджан, Армению, Грузию. Место логистического хаба вместо Финляндии сейчас фактически заняла Турция. Через ее территорию доступны прямые автомобильные перевозки, а также мультимодальные с использованием железной дороги, морского и автомобильного транспорта.

Источник: ЕАБР

Источник: ЕАБР

Из Турции можно доставлять грузы морским транспортом, в том числе паромом, в порты Черного и Азовского морей (Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Тамань), а далее автотранспортом перевозить по территории РФ. Большое значение приобретает Каспийское море. Открытая по нему в рамках развития МТК «Север-Юг» контейнерная линия в прошедшем году увеличила грузопоток в четыре раза.

Расставит ли «невидимая рука рынка» все по своим местам?

В этом не приходится сомневаться, считает гендиректор группы компаний «Арт Деливери» Рамиль Сулейманов: «Мы работаем на рынке логистических услуг давно и переживали разные временные трудности. Наша компания перевозит много грузов из Европы, преимущественно для фэшн-рынка. Это одежда и обувь, аксессуары, разные товары легкой промышленности. Мы сохранили связи с производителями из Германии, Италии, Польши и многих других стран ЕС. Они не хотят отказываться от российского рынка, ломать годами работающие цепи поставок.

Текущий, 2023 год мы начали очень активно. За период с 9 по 31 января мы отгрузили на 30% поставок больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, привозим товары за 3–4 дня.

Полный цикл с выдачей составляет 4–5 дней. Грузы доставляем автомобильным спецтранспортом через Белоруссию. Благодаря высокой скорости грузоперевозок мы много работаем по прямым поставкам, как под свой контракт, так и клиента. Прямые поставки выгодны продавцам, нет затрат на хранение, ниже таможенные затраты. Мы со своей стороны обеспечиваем быструю и надежную доставку товаров в Россию.

После резкого падения поставок из Европы в апреле–мае второй и третий кварталы 2022 года показали постепенный, но стабильный рост. В ноябре он даже ускорился, товаров привезли на 18% больше, чем в октябре. В 2023 году следует ожидать дальнейшего роста импорта из Европы, так как при прочих равных условиях логистический рынок уже прошел самую сложную фазу адаптации к работе в условиях санкций».

Статья подготовлена компанией «Арт Деливери» для Retail.ru

Логотип Арт Деливери

Арт Деливери

Группа компаний ART Delivery – международный логистический 3PL и 4PL оператор, основанный экспертами...

Подробнее о компании
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Импорт из Европы: что изменили санкции и как будет в 2023-м?

По статистике Евростата, импорт товаров из Европы за январь–ноябрь 2022 года снизился на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В большей степени это затронуло подсанкционные товары. В категории потребительских товаров снижение намного меньше, а по многим позициям импорт остался на уровне предыдущего года. Одновременно с этим наблюдается невиданный рост поставок из стран ЕС в Казахстан, Азербайджан, Республику Беларусь, ОАЭ, Турцию, а также синхронный рост импорта из этих стран в Россию.

Фото: Ann Rodchua/shutterstock

Фото: StunningArt/shutterstock

Статистика Евростата по импорту из ЕС

Таможенная служба РФ с февраля 2022 года не публикует в открытом доступе данные по импорту и экспорту в РФ. Однако Евростат работает в штатном режиме, и его статистика по международной торговле Евросоюза наводит на определенные размышления. Так, за период с февраля по ноябрь 2022 года поставки товаров из Европы уменьшились от 7,3 до 5,4 млрд евро (36% к ноябрю 2021 года).

За этот же период импорт из ЕС в Турцию вырос на 26%, в ОАЭ на 17%, а в страны бывшего СНГ – такие, как Азербайджан, Белоруссия, Узбекистан, Армения, он увеличился в десятки раз. Например, импорт в Казахстан увеличился на 100%, с 0,5 млрд евро в феврале до 1,2 млрд в ноябре 2022 года. Интересны и товарные позиции резко возросшего товаропотока. Так, в Казахстан поступают смартфоны и ноутбуки из Чехии (в 2021 году первые не импортировались совсем, а по вторым рост поставок составил 280%), а поставки автомобилей с пробегом из Литвы в РБ за 2022 год увеличились на 215%.

Вместе с тем значительно увеличился поток товаров, поступающих в Россию из сопредельных стран, а также тех, которые не присоединились к санкциям Евросоюза, – из Сербии, Венгрии, ОАЭ, Турции.

Так, по данным Бюро национальной статистики Казахстана, в 2022 году по сравнению с 2021 годом импорт смартфонов в Россию увеличился более чем в 300 раз, контроллеров, процессоров, электронных накопителей и другой высокотехнологичной продукции – более чем в 100 раз. Импорт товаров из Турции в Россию увеличился на 55% за январь–ноябрь 2022 года. По данным Ассамблеи турецких экспортеров на начало 2023 года, РФ и ФРГ стали ведущими импортерами Турции, при этом основную долю в поставках занимает продукция химической промышленности, машины, оборудование, кожаные изделия.  

Источник: Евростат

Импорт товаров из Европы в РФ и другие страны в 2022 году по данным Евростата (в млн евро).

Структура импорта из Европы

Если рассматривать прямой товаропоток из ЕС в Россию, можно заметить две тенденции, ярко проявившиеся в 2022 году.

  • Значительные месячные колебания в поступлении импорта. Они связаны, вероятно, как с периодичностью введения очередного санкционного пакета ЕС, так и с неопределенностью вступления в силу конкретных санкций. Так, действуют послабления в отношении ранее заключенных контрактов, а также на товаропоток влияют ограничения по стоимости товаров, что смазывает общую картину.

  • Существенные различия в уровне падения поставок по различным группам товаров. В наибольшей степени снизился поток европейских товаров, попавших под санкции: машины, оборудование, приборы, техника, необработанные материалы. В то же время продукты, товары легкой промышленности (одежда, обувь) и другие практически поставляются в тех же объемах, что в 2021 году, а импорт некоторых товарных групп даже увеличился.

 Источник: Евростат

Ввоз из Европы в Россию продуктов питания, напитков и табачных изделий в 2022 году (млн евро). 

Источник: Евростат

Из статистики Евростата следует очевидный вывод. То, что близкие территориально к России страны станут основными поставщиками подсанкционных товаров, было предсказуемо. При этом в транзите товаров через эти страны на территорию РФ задействованы как местные компании, так и иностранные, переехавшие из России, а также российский бизнес. По данным казахского Бюро национальной статистики на 1 января 2023 года, число иностранных компаний в стране увеличилось на 45%, а, в частности, количество российских компаний выросло в 1,9 раза в сравнении с началом 2021 года.

Таким образом, неподсанкционные, по большей части потребительские товары по-прежнему поступают из ЕС практически без ограничения. Более того, по данным РИА, отдельные страны – члены ЕС увеличили товарооборот с Россией, в том числе импорт: Греция и Болгария более чем на 200%, Австрия и Чехия – на 80%. В числе активно поддерживающих торговлю с РФ также Италия, Словения, Венгрия, Бельгия, Кипр. 

Как доставляют товары из ЕС в Россию?

Помимо того что импорт отдельных товаров из ЕС запрещен санкциями, Евросоюз осложнил доставку грузов из Европы в Россию. Из-за запрета на передвижение российского автотранспорта по территории ЕС, ухода иностранных морских перевозчиков, ограничений в портах Балтики, изменились пути поставок. Логистические компании в течение 2022 года оперативно перестраивались, искали и разрабатывали новые маршруты.

До кризиса подавляющая часть грузоперевозок из Европы в РФ осуществлялась автомобильным транспортом. Ранее доминирующее северо-западное направление доставки грузов из Европы через Польшу, Белоруссию, Финляндию утратило свои ключевые функции. Тем не менее, через РБ и северо-западные границы РФ грузы по-прежнему перевозятся – «в два плеча», с перегрузкой товаров на российский автотранспорт. Часть грузов по-прежнему перевозится по железной дороге контейнерными поездами из Германии, Италии, Бельгии, Польши через Белоруссию.

Большая часть товаропотока из Европы перенаправляется по южным маршрутам: автотранспортом через Сербию, Казахстан, Азербайджан, Армению, Грузию. Место логистического хаба вместо Финляндии сейчас фактически заняла Турция. Через ее территорию доступны прямые автомобильные перевозки, а также мультимодальные с использованием железной дороги, морского и автомобильного транспорта.

Источник: ЕАБР

Источник: ЕАБР

Из Турции можно доставлять грузы морским транспортом, в том числе паромом, в порты Черного и Азовского морей (Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Тамань), а далее автотранспортом перевозить по территории РФ. Большое значение приобретает Каспийское море. Открытая по нему в рамках развития МТК «Север-Юг» контейнерная линия в прошедшем году увеличила грузопоток в четыре раза.

Расставит ли «невидимая рука рынка» все по своим местам?

В этом не приходится сомневаться, считает гендиректор группы компаний «Арт Деливери» Рамиль Сулейманов: «Мы работаем на рынке логистических услуг давно и переживали разные временные трудности. Наша компания перевозит много грузов из Европы, преимущественно для фэшн-рынка. Это одежда и обувь, аксессуары, разные товары легкой промышленности. Мы сохранили связи с производителями из Германии, Италии, Польши и многих других стран ЕС. Они не хотят отказываться от российского рынка, ломать годами работающие цепи поставок.

Текущий, 2023 год мы начали очень активно. За период с 9 по 31 января мы отгрузили на 30% поставок больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, привозим товары за 3–4 дня.

Полный цикл с выдачей составляет 4–5 дней. Грузы доставляем автомобильным спецтранспортом через Белоруссию. Благодаря высокой скорости грузоперевозок мы много работаем по прямым поставкам, как под свой контракт, так и клиента. Прямые поставки выгодны продавцам, нет затрат на хранение, ниже таможенные затраты. Мы со своей стороны обеспечиваем быструю и надежную доставку товаров в Россию.

После резкого падения поставок из Европы в апреле–мае второй и третий кварталы 2022 года показали постепенный, но стабильный рост. В ноябре он даже ускорился, товаров привезли на 18% больше, чем в октябре. В 2023 году следует ожидать дальнейшего роста импорта из Европы, так как при прочих равных условиях логистический рынок уже прошел самую сложную фазу адаптации к работе в условиях санкций».

Статья подготовлена компанией «Арт Деливери» для Retail.ru

логистика, импорт, санкции, грузоперевозки, арт деливери, евростат, исследованиеИмпорт из Европы: что изменили санкции и как будет в 2023-м?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/import-iz-evropy-chto-izmenili-sanktsii-i-kak-budet-v-2023-m/2023-02-20


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052