DIY, товары для дома, мебель
Retail
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Лояльность в ритейле
Маркетинг и экономика торговли
Открытия и закрытия магазинов
Создание атмосферы магазина
31 октября 2019, 13:00 2133 просмотра

Эксперимент Alibaba на мебельном рынке Китая

Китай хорошо известен российским и западным покупателям как мировая мастерская мебели. В 2017 году общая стоимость экспорта китайской мебели за рубеж составила $50 млрд. Однако мало кто знаком с особенностями китайского розничного рынка товаров для дома, который развивается семимильными шагами. В этой статье мы расскажем немного о лидерах этого сегмента – Red Star Macalline, Beijing Easyhome, IKEA – и о новом формате магазина мебели и  товаров для дома, который — пока осторожно, но вполне успешно — развивает Alibaba. 

Home Times от Alibaba — умный DIY

Специфика рынка

Если производственный бум мебели в Китае, направленный в первую очередь на экспорт, пришелся на 2000-ые годы, то розничная торговля в этом сегменте внутри страны начала бурное развитие уже ближе к 2010 г.

Бум спроса китайских покупателей на мебель был непосредственно связан с урбанизацией, резким ростом городского населения и его доходов. В середине 2000-ых гг. в стране формируется средний класс, а квартира перестает быть недосягаемой роскошью. А вместе с собственным жильем приходят и новые расходы, в том числе на его обустройство. На этой благодатной почве китайский мебельный ритейл трансформируется во многомиллиардную индустрию.

С 2010 г. рынок мебельной розницы в Китае в среднем ежегодно растет на 7%. В 2019 г., по оценке экспертов, выручка мебельных магазинов в Поднебесной достигнет $33,5 млрд, а в последующие пять лет будет ежегодно расти на 10%. Стоит отметить, что Китай также является абсолютным мировым лидером по количеству домохозяйств — в стране их насчитывается больше 450 млн.

Крупные игроки

Мебельный ритейл в Китае крайне неоднороден — за ключевые позиции на рынке борются национальные и иностранные компании. В последние годы верх в этой борьбе одерживают местные сети, заимствуя современные форматы у европейских мебельных ритейлеров и повышая качество производимой продукции.

Home Times от Alibaba — умный DIY

Red Star Macalline

Сейчас первенство на китайском рынке мебели и товаров для дома принадлежит двум компаниям — Red Star Macalline и Beijing Easyhome. 

Сеть мебельных магазинов Red Star Macalline, основанная в 1986 г., управляет в Китае 308 торговыми центрами и 359 франчайзинговыми магазинами. В последние годы компания демонстрирует значительный рост выручки — в 2018 г. ритейлер заработал $2,09 млрд, на 29,9% больше, чем годом ранее.

За прошедший год Red Star Macalline построила 52 новых торговых центра. Практически все торговые точки ритейлера располагаются в пригородах китайских мегаполисов. В 199 городах работают франчайзинговые магазины Red Star Macalline общей площадью более 20 млн кв. м.

Red Star Macalline

Beijing Easyhome

Beijing Easyhome, в отличие от своего главного конкурента Red Star Macalline, диверсифицирует бизнес и ассортимент: в магазинах сети продается не только мебель и DIY, но также бытовая техника и стройматериалы. Компания владеет заводами по производству строительных материалов, а также сдает в аренду объекты недвижимости.

Beijing Easyhome управляет 350 торговыми центрами в Китае и планирует к 2022 г. увеличить их число до 600. Хотя в 2017 г. выручка компании сократилась на 22% — именно тогда Beijing Easyhome по финансовым результатам и числу магазинов уступил Red Star Macalline, в 2019 г. компания смогла вернуться к росту, увеличив доходы за первую половину года на 8,9% до $591 млн.

IKEA

IKEA

Для всемирно известного мебельного ритейлера Китай является пятым по величине рынком. Кроме того, КНР — единственный рынок за пределами Швеции с полной цепочкой поставок IKEA. В настоящее время ритейлер управляет в Поднебесной сетью из 27 гипермаркетов, трех распределительных центров и семи центров доставки. А осенью 2018 г. IKEA запустила интернет-магазин, обслуживающий 227 китайских городов.

IKEA является главным конкурентам китайских компаний на национальном мебельном рынке. Хотя она значительно отстает от Red Star Macalline и Beijing Easyhome по количеству магазинов, но популярность европейского бренда среди китайских покупателей, высокое качество товаров и возможности в реализации новых форматов делают из IKEA сильного игрока.

IKEA дебютировала на китайском рынке еще в 1998 г., открыв свой первый магазин в Шанхае, но активно расти начала только в 2013 г.. Летом 2019 г. компания сообщила о планах инвестировать в розничную сеть в Китае рекордные 10 млрд юаней ($1,41 млрд).

Hema Fresh

Hema Fresh

Home Times от Alibaba

В 2017 г. Alibaba открыл в Ханчжоу свой первый мебельный магазин Home Times. Для китайского онлайн-ритейлера Home Times стал вторым проектом по реализации концепции «новой розничной торговли» основателя компании Ма Юня, которая заключается в слиянии офлайн-, онлайн-ритейла и логистики. Первым таким проектом от Alibaba является сеть ультрасвежих продуктовых магазинов Hema Fresh

Hema Fresh и Home Times сильно отличаются масштабами. Если летом 2019 г. в Китае уже насчитывалось 150 отделений Hema Fresh (и сеть продолжает стремительно разрастаться), то Home Times расширяется довольно медленно, хотя и пользуется большой популярностью. Сейчас в Китае менее 20 магазинов Home Times. Это связано с тем, что Alibaba использует свою небольшую сеть товаров для дома в качестве поля для экспериментов. Заметим, что Hema Fresh также играла подобную роль в компании до 2018 г.

Если при помощи Hema Fresh Alibaba завоевывает китайский продовольственный рынок, уже составляя серьезную конкуренцию крупным игрокам food-ритейла, то на рынке товаров для дома Alibaba осторожен — ритейлер учится у своих главных конкурентов.

В 2018 г. Alibaba приобрел 15% акций мебельного гиганта Beijing Easyhome, а в 2019 г. — 10% акций Red Star Macalline и заявил о планах изнутри изучить опыт и бизнес-модели этих компаний, чтобы развивать собственную сеть. Но отнюдь не для того, чтобы конкурировать. Просто Home Times — это магазины особенного формата.

Home Times

Почти «беспилотник»

Отделения Home Times несколько отличаются друг от друга масштабами и ассортиментом, но в среднем площадь магазина варьируется от 500 до 1000 кв. м. Рассмотрим особенности формата на примере первого и флагманского Home Times в Ханчжоу, который с момента открытия ежедневно посещают от 1500 до 3000 человек.

В ассортименте Home Times 20 тыс. наименований товаров для дома, мебели, кухонных принадлежностей, бытовой электроники, канцтоваров и т. д. На товары для дома и мебель приходится 70% ассортимента, на бытовую технику — 30%.

Виртуализация товаров

На каждом товаре покупатель может найти электронный ценник с QR-кодом, отсканировав который можно получить полную информацию о свойствах продукта и сравнить цены с похожими товарами на электронной площадке Taobao (китайская версия AliExpress) или TMall. Отсканировав QR-код, покупатель может также сразу купить понравившийся ему товар через систему электронных платежей Alipay, привязанную к аккаунту Alibaba.

Еще клиенты могут сразу оформить заказ выбранного товара на дом, что особенно актуально при выборе габаритной мебели. Каталог магазинов доступен в приложении всегда — перед выходом из дома покупатель может отложить в режиме онлайн товар в Home Times. А если этого товара нет в магазине (но он есть в каталоге TMall), компания обещает в течение дня пополнить ассортимент офлайн-точки.

Благодаря возможности оплаты товара, не отходя от полки, и отсутствию касс Home Times несет обладает чертами беспилотных магазинов, хотя там есть персонал, объясняющий покупателям принцип работы магазина. 

Виртуализация товаров

Программируемый ассортимент

К подбору ассортимента Home Times тоже подходит с умом. Благодаря небольшим размерам магазина компания может себе позволить внимательно отслеживать и анализировать предпочтения покупателей, основываясь на данных о покупках и отсканированных через приложения товарах. Так, пользующиеся популярностью и чаще всего сканируемые бренды и товары вытесняют с полок Home Times плохо реализуемые позиции.

Более 80% ассортимента магазина состоит из товаров, представленных на TMall, из-за чего компания может быстро обновлять ассортимент, исходя в том числе из предпочтений онлайн-покупателей. По заявлению представителей Alibaba, такая система сокращает время, необходимое для поставок товаров до одного дня, в то время как ассортимент традиционных мебельных ритейлеров меняется раз в 10—15 дней.

 Программируемый ассортимент

Возможности персонализации

Home Times оборудован комнатами виртуальной реальности с интерактивными экранами, где собраны сотни шаблонов гостиных, спален, кухонь, ванн и т. д. Клиент может выбрать понравившийся ему стиль комнаты и, просканировав QR-код на экране, узнать стоимость всех составляющих интерьера. Покупатель также может сам сочетать на интерактивном экране разные шаблоны и стили и рассчитывать итоговую стоимость интерьера.

Интерфейс прост в использовании и позволяет одновременно просматривать план и трехмерное изображение комнаты. Клиент может перемещать камеру внутри комнаты, чтобы внимательно рассмотреть интерьер, в режиме реального времени менять мебель, обои, перекрашивать стены и потолки. Этот инструмент, позволяющий персонализировать любые элементы декора, предназначен для тех, кто хочет увидеть результат перед перепланировкой.

Возможности персонализации

Прока что Home Times совсем не пытается противостоять лидерам китайского мебельного ритейла Easyhome и Red Star Macalline. Компактные магазины, занимающие как минимум 1/50 площади традиционных мебельных гипермаркетов, с избранным ассортиментом представляют собой мини-формат магазина для дома. Но при этом площадь магазинов позволяет Alibaba эффективно интегрировать в магазин новейшие технологии и следить за динамикой потребительских предпочтений. Как знать, как онлайн-гигант будет развивать их в будущем?

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Результаты нейромаркетингового исследования ролико...
837
Актуальные тренды в упаковке и выкладке.
925
Как успешно конкурировать с федералами, сократить ...
2479
Как поставлять фермерские продукты в «Перекре...
2748
Как перенести преимущества онлайн-торговли в офлай...
2389
Как «Лента», «Эссен», «Евроопт» взращивали лояльно...
537

Китай хорошо известен российским и западным покупателям как мировая мастерская мебели. В 2017 году общая стоимость экспорта китайской мебели за рубеж составила $50 млрд. Однако мало кто знаком с особенностями китайского розничного рынка товаров для дома, который развивается семимильными шагами. В этой статье мы расскажем немного о лидерах этого сегмента – Red Star Macalline, Beijing Easyhome, IKEA – и о новом формате магазина мебели и  товаров для дома, который — пока осторожно, но вполне успешно — развивает Alibaba. 

Home Times от Alibaba — умный DIY

Специфика рынка

Если производственный бум мебели в Китае, направленный в первую очередь на экспорт, пришелся на 2000-ые годы, то розничная торговля в этом сегменте внутри страны начала бурное развитие уже ближе к 2010 г.

Бум спроса китайских покупателей на мебель был непосредственно связан с урбанизацией, резким ростом городского населения и его доходов. В середине 2000-ых гг. в стране формируется средний класс, а квартира перестает быть недосягаемой роскошью. А вместе с собственным жильем приходят и новые расходы, в том числе на его обустройство. На этой благодатной почве китайский мебельный ритейл трансформируется во многомиллиардную индустрию.

С 2010 г. рынок мебельной розницы в Китае в среднем ежегодно растет на 7%. В 2019 г., по оценке экспертов, выручка мебельных магазинов в Поднебесной достигнет $33,5 млрд, а в последующие пять лет будет ежегодно расти на 10%. Стоит отметить, что Китай также является абсолютным мировым лидером по количеству домохозяйств — в стране их насчитывается больше 450 млн.

Крупные игроки

Мебельный ритейл в Китае крайне неоднороден — за ключевые позиции на рынке борются национальные и иностранные компании. В последние годы верх в этой борьбе одерживают местные сети, заимствуя современные форматы у европейских мебельных ритейлеров и повышая качество производимой продукции.

Home Times от Alibaba — умный DIY

Red Star Macalline

Сейчас первенство на китайском рынке мебели и товаров для дома принадлежит двум компаниям — Red Star Macalline и Beijing Easyhome. 

Сеть мебельных магазинов Red Star Macalline, основанная в 1986 г., управляет в Китае 308 торговыми центрами и 359 франчайзинговыми магазинами. В последние годы компания демонстрирует значительный рост выручки — в 2018 г. ритейлер заработал $2,09 млрд, на 29,9% больше, чем годом ранее.

За прошедший год Red Star Macalline построила 52 новых торговых центра. Практически все торговые точки ритейлера располагаются в пригородах китайских мегаполисов. В 199 городах работают франчайзинговые магазины Red Star Macalline общей площадью более 20 млн кв. м.

Red Star Macalline

Beijing Easyhome

Beijing Easyhome, в отличие от своего главного конкурента Red Star Macalline, диверсифицирует бизнес и ассортимент: в магазинах сети продается не только мебель и DIY, но также бытовая техника и стройматериалы. Компания владеет заводами по производству строительных материалов, а также сдает в аренду объекты недвижимости.

Beijing Easyhome управляет 350 торговыми центрами в Китае и планирует к 2022 г. увеличить их число до 600. Хотя в 2017 г. выручка компании сократилась на 22% — именно тогда Beijing Easyhome по финансовым результатам и числу магазинов уступил Red Star Macalline, в 2019 г. компания смогла вернуться к росту, увеличив доходы за первую половину года на 8,9% до $591 млн.

IKEA

IKEA

Для всемирно известного мебельного ритейлера Китай является пятым по величине рынком. Кроме того, КНР — единственный рынок за пределами Швеции с полной цепочкой поставок IKEA. В настоящее время ритейлер управляет в Поднебесной сетью из 27 гипермаркетов, трех распределительных центров и семи центров доставки. А осенью 2018 г. IKEA запустила интернет-магазин, обслуживающий 227 китайских городов.

IKEA является главным конкурентам китайских компаний на национальном мебельном рынке. Хотя она значительно отстает от Red Star Macalline и Beijing Easyhome по количеству магазинов, но популярность европейского бренда среди китайских покупателей, высокое качество товаров и возможности в реализации новых форматов делают из IKEA сильного игрока.

IKEA дебютировала на китайском рынке еще в 1998 г., открыв свой первый магазин в Шанхае, но активно расти начала только в 2013 г.. Летом 2019 г. компания сообщила о планах инвестировать в розничную сеть в Китае рекордные 10 млрд юаней ($1,41 млрд).

Hema Fresh

Hema Fresh

Home Times от Alibaba

В 2017 г. Alibaba открыл в Ханчжоу свой первый мебельный магазин Home Times. Для китайского онлайн-ритейлера Home Times стал вторым проектом по реализации концепции «новой розничной торговли» основателя компании Ма Юня, которая заключается в слиянии офлайн-, онлайн-ритейла и логистики. Первым таким проектом от Alibaba является сеть ультрасвежих продуктовых магазинов Hema Fresh

Hema Fresh и Home Times сильно отличаются масштабами. Если летом 2019 г. в Китае уже насчитывалось 150 отделений Hema Fresh (и сеть продолжает стремительно разрастаться), то Home Times расширяется довольно медленно, хотя и пользуется большой популярностью. Сейчас в Китае менее 20 магазинов Home Times. Это связано с тем, что Alibaba использует свою небольшую сеть товаров для дома в качестве поля для экспериментов. Заметим, что Hema Fresh также играла подобную роль в компании до 2018 г.

Если при помощи Hema Fresh Alibaba завоевывает китайский продовольственный рынок, уже составляя серьезную конкуренцию крупным игрокам food-ритейла, то на рынке товаров для дома Alibaba осторожен — ритейлер учится у своих главных конкурентов.

В 2018 г. Alibaba приобрел 15% акций мебельного гиганта Beijing Easyhome, а в 2019 г. — 10% акций Red Star Macalline и заявил о планах изнутри изучить опыт и бизнес-модели этих компаний, чтобы развивать собственную сеть. Но отнюдь не для того, чтобы конкурировать. Просто Home Times — это магазины особенного формата.

Home Times

Почти «беспилотник»

Отделения Home Times несколько отличаются друг от друга масштабами и ассортиментом, но в среднем площадь магазина варьируется от 500 до 1000 кв. м. Рассмотрим особенности формата на примере первого и флагманского Home Times в Ханчжоу, который с момента открытия ежедневно посещают от 1500 до 3000 человек.

В ассортименте Home Times 20 тыс. наименований товаров для дома, мебели, кухонных принадлежностей, бытовой электроники, канцтоваров и т. д. На товары для дома и мебель приходится 70% ассортимента, на бытовую технику — 30%.

Виртуализация товаров

На каждом товаре покупатель может найти электронный ценник с QR-кодом, отсканировав который можно получить полную информацию о свойствах продукта и сравнить цены с похожими товарами на электронной площадке Taobao (китайская версия AliExpress) или TMall. Отсканировав QR-код, покупатель может также сразу купить понравившийся ему товар через систему электронных платежей Alipay, привязанную к аккаунту Alibaba.

Еще клиенты могут сразу оформить заказ выбранного товара на дом, что особенно актуально при выборе габаритной мебели. Каталог магазинов доступен в приложении всегда — перед выходом из дома покупатель может отложить в режиме онлайн товар в Home Times. А если этого товара нет в магазине (но он есть в каталоге TMall), компания обещает в течение дня пополнить ассортимент офлайн-точки.

Благодаря возможности оплаты товара, не отходя от полки, и отсутствию касс Home Times несет обладает чертами беспилотных магазинов, хотя там есть персонал, объясняющий покупателям принцип работы магазина. 

Виртуализация товаров

Программируемый ассортимент

К подбору ассортимента Home Times тоже подходит с умом. Благодаря небольшим размерам магазина компания может себе позволить внимательно отслеживать и анализировать предпочтения покупателей, основываясь на данных о покупках и отсканированных через приложения товарах. Так, пользующиеся популярностью и чаще всего сканируемые бренды и товары вытесняют с полок Home Times плохо реализуемые позиции.

Более 80% ассортимента магазина состоит из товаров, представленных на TMall, из-за чего компания может быстро обновлять ассортимент, исходя в том числе из предпочтений онлайн-покупателей. По заявлению представителей Alibaba, такая система сокращает время, необходимое для поставок товаров до одного дня, в то время как ассортимент традиционных мебельных ритейлеров меняется раз в 10—15 дней.

 Программируемый ассортимент

Возможности персонализации

Home Times оборудован комнатами виртуальной реальности с интерактивными экранами, где собраны сотни шаблонов гостиных, спален, кухонь, ванн и т. д. Клиент может выбрать понравившийся ему стиль комнаты и, просканировав QR-код на экране, узнать стоимость всех составляющих интерьера. Покупатель также может сам сочетать на интерактивном экране разные шаблоны и стили и рассчитывать итоговую стоимость интерьера.

Интерфейс прост в использовании и позволяет одновременно просматривать план и трехмерное изображение комнаты. Клиент может перемещать камеру внутри комнаты, чтобы внимательно рассмотреть интерьер, в режиме реального времени менять мебель, обои, перекрашивать стены и потолки. Этот инструмент, позволяющий персонализировать любые элементы декора, предназначен для тех, кто хочет увидеть результат перед перепланировкой.

Возможности персонализации

Прока что Home Times совсем не пытается противостоять лидерам китайского мебельного ритейла Easyhome и Red Star Macalline. Компактные магазины, занимающие как минимум 1/50 площади традиционных мебельных гипермаркетов, с избранным ассортиментом представляют собой мини-формат магазина для дома. Но при этом площадь магазинов позволяет Alibaba эффективно интегрировать в магазин новейшие технологии и следить за динамикой потребительских предпочтений. Как знать, как онлайн-гигант будет развивать их в будущем?

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Эксперимент Alibaba на мебельном рынке КитаяHome Times, alibaba, ikea, мебельный рынок, diy, digital
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Эксперимент Alibaba на мебельном рынке Китая
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/eksperiment-alibaba-na-mebelnom-rynke-kitaya/2019-11-18


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052