Зонтичный бренд Global Village появился у «Пятёрочки» в 2008 году. Под ним продаются свежие и переработанные овощи и фрукты, крупы и другие продукты. Сегодня в портфеле бренда 354 позиции, 54 SKU – это свежие овощи и зелень. Доля Global Village и саб-линейки Global Village Selection в обороте всей сети в рублях составляет 3,7%.
Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Спа-условия для коктейльных томатов
Современные теплицы похожи на декорации фильмов о космических путешествиях и на спа-салоны одновременно. Здесь гигантские растения растут из кубиков минеральной ваты, и их овевают струи приятного свежего воздуха, хотя «за бортом» нестерпимый степной зной. Retail.ru побывал в одном из трех российских тепличных комплексов пятого поколения, принадлежащем компании «Кедр», в Астраханской области. Предприятие было запущено в 2022 году, и сейчас в нем выращиваются круглые среднеплодные, коктейльные и томаты черри для марки Global Village. Комплекс площадью 10 га в год поставляет порядка 7,5 тысячи тонн томатов в магазины сети «Пятёрочка» почти по всей стране. В этой статье расскажем, что интересного мы увидели в теплицах «Кедра».
Фото: Агеенкова Анастасия / Retail.ru
Тепличный комплекс «Кедр» в Астраханской области – одно их трех сельскохозяйственных предприятий в Российской Федерации, на которых применяются технологии пятого поколения по выращиванию овощей в закрытом грунте. Строительство комплекса началось в 2017 году, но из-за внешних факторов запустить предприятие удалось только в 2023 году. Сейчас каждую неделю отсюда уезжает в магазины около 200 тонн овощей.
В тепличном комплексе «Кедр» площадью 10 га работают 230 человек.
«Растения не стрессуют», или В чем отличия теплиц пятого поколения
После жаркого астраханского лета заходить внутрь теплиц… очень приятно. Здесь царят свежесть, легкая прохлада, струи увлажненного воздуха создают ощущение прибрежного курорта. В теплицах «Кедра» развернуты автоматизированная система управления микроклиматом Priva Connext и инновационная тепличная система Ultra Clima. Они позволяют корректировать влажность, содержание СО2 в воздухе и температуру в теплице с точностью до 1 градуса.
-
Круглый год здесь примерно 25 градусов по Цельсию.
-
Система кондиционирования может сделать воздух в теплице на 10 градусов прохладнее, чем на улице.
-
Система обогрева в комплексе – это более 200 км труб отопления.
-
Система досветки помогает продлить световой день в зимнее время.
-
Также теплицы оснащены энергосберегающими и затеняющими экранами зашторивания.
Весь этот арсенал необходим, чтобы любой растущей здесь культуре в любое время года обеспечить оптимальные условия для максимальной урожайности. Технологии предыдущих поколений не позволяли добиться такой климатической стабильности. Отсутствие стрессов позволяет повысить урожайность как минимум на 20% по сравнению с теплицами четвертого поколения.
Под каждое растение по воздушным рукавам (на фото снизу) подается воздух определенной температуры и влажности, с определенным содержанием СО2. Томаты будто парят в воздухе над этими рукавами. Фото: «Пятёрочка»
В центр управления собирается вся информация о работе системы. Оператор следит за тем, чтобы не возникало нештатных ситуаций, но работу теплицы полностью регулирует автоматика: контролирует температуру, влажность, состав воздуха, при необходимости включая забор воздуха, охлаждение или подогрев, лампы досветки, полив, насосы и прочие системы.
Фото: Агеенкова Анастасия / Retail.ru
Фото: Агеенкова Анастасия / Retail.ru
18 июля – старт нового сезона и начало новой жизни
Жизнь 228 тысяч растущих тут томатов начинается в рассадном отделении. Просторный зал размером почти с футбольное поле (0,6 га) заполнен длинными столами. В период посева, который в «Кедре» в этом году стартовал 18 июля, столы заполняют пенопластовые кассеты, в каждой из которых 240 цилиндрических ячеек из минеральной ваты. На каждую такую ватную «пробочку» кладется по зернышку будущего томата, сверху – удобрения (вермикулит). Два дня посевом занимаются 16–17 сотрудников. Этот короткий период в комплексе называют «самым веселым временем»: сотрудники разных отделов с энтузиазмом приходят в рассадный цех, чтобы поучаствовать в закладке будущего урожая – это приятно и радостно.
Фото: Агеенкова Анастасия / Retail.ru
Заполненные семенами кассеты устанавливаются на стеллажи и отправляются в камеру проращивания с температурой 28 градусов и определенной влажностью. Примерно через 5 дней появляются всходы, через 10–12 дней маленькое растение пикируют – на тех же столах в рассадном зале их пересаживают в блоки с субстратом и начинают поливать по методике прилив-отлив: вода наливается на стол, напитывает кубики из минеральной ваты, лишнее выливается. К 25-му дню вся рассада полностью готова к высадке в теплицу, куда ее отправляют в этих же блоках и устанавливают в лотки. К корню каждого растения подводится трубка индивидуального полива, по которой поступает питательный раствор.
Фото: Агеенкова Анастасия / Retail.ru
Через 90 дней после посева саженцы томатов дадут первый урожай – примерно в середине октября.
Тепличные томаты растут 30 см каждую неделю в течение всего срока жизни и за год достигают длины 20–27 метров в зависимости от сорта. Плоды вырастают на новых верхних ветках, поэтому, чтобы за такими «лианами» было легко ухаживать, подвязанные на крючках томаты все время немного приспускают и укладывают вдоль рядов. К концу сезона теплицы похожи на джунгли: каждый ряд томатов обвит плотным мотком толстых томатных стволов.
Фото: «Пятёрочка»
Питательные составы для полива и подкормки растений автоматически смешиваются в емкостях растворного узла по рецепту главного агронома. Есть здесь и емкости для обратного дренажа, в которые собирается 30–40% жидкости, которую не впитали растения, – это дает существенную экономию. Полив в комплексе также производится автоматически. Причем система сама рассчитывает норму полива. Для этого два томата «растут» на специальных весах, которые постоянно измеряют увлажненность ватных кубов с растениями.
Воду тепличный комплекс «Кедр» берет из Волги, проводит водоподготовку, очистку, в том числе ультрафиолетом, после чего вода становится пригодной не только для полива, но и для питья.
Фото: Агеенкова Анастасия / Retail.ru
Для защиты растений используются как биологические методы (биозащита, опыление шмелями), так и совместимые химические средства. Это позволяет минимизировать использование пестицидов и сохранить природную чистоту плодов.
В таких боксах, как на фото выше, живут семьи шмелей (без матки), которые занимаются опылением томатов. Пока шмели кормят приплод, они опыляют растения, потом приплод вырастает и улетает, и шмели перестают приносить пользу. Поэтому каждую неделю в тепличный комплекс заселяется 30 новых шмелиных семей.
За день сбора в комплексе собирают 60–70 тонн томатов. Фото: Агеенкова Анастасия / Retail.ru
Передовые автоматические технологии не отменяют необходимости ручного ухода за растениями. Каждую неделю сотрудники обрезают все растения в тепличном комплексе (чтобы у томатов оставался только один ствол и соки не уходили в листья). Еще одна задача – нормировка, после которой на кистях остается в зависимости от гибрида определенное количество плодов. Это позволяет добиться нужного калибра.
Фото: Агеенкова Анастасия / Retail.ru
Плоды собирают через день вручную. Прямо в теплицах сборщики сортируют томаты: для ритейла нужна степень спелости № 4, когда помидорки только начинают краснеть (на фото выше агроном показывает томат нужной степени). Это важно, потому что такой плод более крепок и сможет перенести транспортировку без повреждений. Внутри томат уже спелый, а пока доедет до полки магазина – станет красным и снаружи.
«В каждый день сбора мы даем сборщикам инструкции, плоды какой степени зрелости нам нужны. Для поставки в более близкие регионы томаты срываются более спелыми, чем при поставке в более отдаленные регионы. В Ростов томаты поедут уже красными, в Екатеринбург – бежевыми, если надо в Новосибирск – то только-только томат «тронулся» – сразу в путь и краснеет уже в дороге. Чтобы продукт попал на полку таким, как нужно, очень важен точный расчет и контроль за технологиями на каждом этапе», – рассказал Элах Боршигов, первый заместитель генерального директора тепличного комплекса «Кедр».
Фото: Агеенкова Анастасия / Retail.ru
Фото: Агеенкова Анастасия / Retail.ru
В теплых помещениях собранные томаты начинают быстро созревать, поэтому их фасуют в камере с температурой 16–18 градусов. Если готовым томатам нужно дождаться отправки, то они хранятся в камере с температурой 8–12 градусов, а транспортируются при температуре 12 градусов.
Фото: Агеенкова Анастасия / Retail.ru
Какие сорта нужны ритейлу?
Овощи и фрукты есть в каждом третьем чеке покупателя продуктового магазина и, по данным «Ромир», на них приходится 52% от суммы такой покупки. Томаты – один из лидеров овощной полки: они приносят сети «Пятёрочка» 35% продаж в категории овощей. При этом треть помидоров ритейлер реализует под СТМ.
Покупатели любят томаты в целом, и их интерес к сортам разных калибров, цветов и формы постоянно растет. И хотя «Пятёрочка» – это магазины у дома и сеть выделят полку только под базовый ассортимент томатов, сегодня в понятие «базы» уже входят и среднеплодные томаты, и коктейльные, и черри разных форм и цвета. Коктейльные томаты – еще один тренд на овощной полке. Они крупнее черри, но похожи по вкусу, красиво выглядят и удобны для приготовления салатов.
«Коктейльные томаты мы ввели в производство, напрямую спросив у «Пятёрочки», какой томат нужен сети, – говорит Элах Боршигов. – Нам сказали, что нужен маленький, красный внутри и снаружи, с определенными вкусовыми качествами, плотной текстурой. Мы стали искать подходящие сорта в каталогах селекционных компаний, встретились вместе с представителями «Пятёрочки» на селекционных мероприятиях, провели дегустации и взяли сорт в производство».
Собственные торговые марки сегодня стали для ритейлеров важным инструментом привлечения покупателей и отстройки от конкурентов, поэтому сети активно рассказывают покупателям об СТМ, создавая в сознании потребителя прочные связи между своим брендом и собственной маркой. Например, на новой упаковке СТМ «Пятёрочки» появился значок «Качество и выгода от “Пятёрочки”». Фото: Агеенкова Анастасия / Retail.ru
В теплицах «Кедра» можно выращивать не только томаты, здесь отлично растут и другие овощи. Но сейчас комплекс сосредоточен на выращивании томатов по федеральному контракту с «Пятёрочкой».
«Федеральный контракт предполагает фиксацию объемов и цены на год вперед. Цены на овощном рынке очень волатильны и зависят от множества разных факторов – погоды, экспорта, импорта и других. А контракт позволяет фиксировать цены, планировать объемы производства и норму доходности, тестировать новые сорта и технологии», – говорит Элах Боршигов.
В будущем «Кедр» рассчитывает перейти на стратегическое партнерство с ритейлером с заключением контракта на трехлетний срок. Такой вариант сотрудничества позволит более серьезно подходить к сортоиспытанию и выращиванию гибридов специально под заказ сети, а также планировать развитие предприятия и расширение мощностей.
Анастасия Агеенкова, Retail.ru

Про вызовы, с которыми столкнулся ритейлер, окупаемость доставки, экспансию и франшизу.