Декоративное изображение
272

Замедление роста франчайзинговых сетей: в РФ зафиксирован спад выручки у 50% крупнейших игроков рынка

Рынок франчайзинга в продуктовом ритейле столкнулся со значительным замедлением темпов роста в первом полугодии 2025 года. Аналитики объяснили эту тенденцию общим снижением потребительского спроса и усиливающейся конкуренцией со стороны агрессивно развивающейся сети «Около» (X5 Group), пишет Forbes.

Eakrin Rasadonyindee/Shutterstock/Fotodom

Eakrin Rasadonyindee/Shutterstock/Fotodom

Согласно исследованию Infoline, за отчетный период пять из десяти ведущих франчайзинговых сетей продемонстрировали снижение выручки в сравнении с аналогичным периодом 2024 года. Еще четыре ритейлера показали положительную динамику, однако их темпы роста существенно сократились.

Наибольшее падение выручки было зафиксировано у уральской сети «Жизньмарт» — на 33,7%, до 4,3 млрд рублей. Компания была вынуждена закрыть более 30 торговых точек. 

Среди других сетей, показавших отрицательную динамику:

  • «Домашкино»: выручка снизилась на 6,6%, до 11,2 млрд руб.
  • «Калина-малина»: выручка упала на 3,7%, до 4,27 млрд руб.
  • «Спар» и «Первым делом» (проект «Дикси»): выручка сократилась на 2,5%, до 6,8 и 6,2 млрд руб. соответственно.

Лидером по абсолютному показателю выручки стала сеть «Авокадо» (дистрибутор «Сладкая жизнь»), заработавшая 40,3 млрд руб., что на 16,5% больше, чем годом ранее. Однако и здесь темпы роста замедлились: в первом полугодии 2024 года они были почти на 9 процентных пунктов выше. Кроме того, сеть сократила количество открытий: 107 новых магазинов против 142 годом ранее.

Замедление также затронуло сеть «Фасоль» (Metro), чей прирост выручки сократился почти на 10 п. п. — до 6,5% (30,59 млрд руб.). Более медленными, чем ранее, темпами наращивали выручку «Малинка» (3,8 млрд руб.) и «Корзинка» (1,92 млрд руб.).

В противовес общей тенденции, сеть «Около» (X5 Group) продемонстрировала взрывной рост: ее выручка в первом полугодии 2025 года достигла 22 млрд руб., что в 17,6 раза превышает показатель годичной давности. По оценкам аналитиков, на октябрь в России работало около 3250 магазинов сети. Эксперты отметили, что именно активность «Около» стала одним из ключевых факторов давления на рынок. 

Оборот рынка франчайзинга достиг 3,72 трлн рублей благодаря регионам

X5 открыла распределительный центр для франшизы «Около» в столичном регионе

Интервью
Декоративное изображение

Михаил Ситеев, «Гулливер»: «Мы готовы вставать с «Магнитом» дверь в дверь и понимаем, что выиграем»

Ульяновская сеть делает ставку на развитие супермаркетов и готовой еды, не боясь конкуренции с федералами.

Декоративное изображение
Декоративное изображение