Декоративное изображение
203

В 2025 году продуктовые ритейлеры открыли на 30% меньше новых магазинов

В уходящем 2025 году продуктовые сети начали сокращать не только число торговых объектов, но и среднюю площадь новых точек, пишет «Ъ» со ссылкой на данные Infoline.

NIKS ADS/Shutterstock/Fotodom

NIKS ADS/Shutterstock/Fotodom 

В 2025 году крупнейшие продуктовые сети России замедлили темпы экспансии: за 9 месяцев в стране было открыто около 5 300 новых точек — на 30% меньше, чем годом ранее. Совокупный прирост торговых площадей у топ-200 ритейлеров снизился почти на 10%, что стало рекордным показателем за последние годы.

В период с января по сентябрь сильнее всего динамика открытия новых торговых площадей снизилась у сети «Красное & белое» — на 73,3%, до 53 700 кв. м. Следом идут «Ярче» (на 39,98%, до 30 880 кв. м), «Магнит» — на 23,83%, до 341 330 кв. м и Fix Price (на 18,04%, до 79 930 кв. м).

По словам аналитиков, одной из причин подобного снижения экспансии стало падение покупательской активности и рост издержек. Дело в том, что российские потребители стали существенно экономнее, трафик ослаб, а расходы на строительство и оборудование выросли. В таких условиях сети сокращают площади магазинов, а фокус смещается в сторону формата «у дома» и франчайзинговых точек.

На фоне сдержанного спроса вырос сегмент дискаунтеров — за 9 месяцев 2025 года прирост площадей сети «Находка» увеличился в 3,4 раза год к году, до 47,4 тыс. кв.м, сети «Доброцена» — в 6,3 раза, до 53,2 тыс. кв.м, а сетей «Победа» и «Народный амбар» — совокупно на 47,6%, до 39,4 тыс. кв.м.

Кроме того, как отметили эксперты, в настоящее время российский рынок переживает очередную трансформацию: ритейлеры закрывают неэффективные объекты, развивают омниканальные продажи и готовятся к консолидации через сделки M&A и франшизы.

Еда в минусе: пищепром России впервые за 15 лет сократил выпуск

Рынок готовой еды в России вырос на 32% за девять месяцев 2025 года

INFOLine: пять ведущих трендов в пищевой промышленности 2025–2026 годов

Интервью
Декоративное изображение

Казбек Цаликов, «Наш»: «Как только количество магазинов перевалит за двадцать, усилим работу фабрики-кухни»

Ритейлер из Владикавказа управляет 14 магазинами и активно развивает направление готовой еды и кафе.

Декоративное изображение
Декоративное изображение