Декоративное изображение
678

Поделиться

ФАС: взаимодействие поставщиков с традиционной розницей принципиально отличается от сотрудничества маркетплейсов с контрагентами

Об этом заместитель руководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев рассказал на «Неделе российского ритейла».

VAKS-Stock Agency/Shutterstock/Fotodom

VAKS-Stock Agency/Shutterstock/Fotodom

Источник рыночной власти торговых сетей над поставщиками — монетизация ими ограниченного полочного пространства. Маркетплейсы же монетизируют оказание различных услуг, связанных с реализацией продавцами товаров конечным потребителям. Соответственно, проблемы, возникающие при сотрудничестве маркетплейсов с контрагентами, существенно отличаются от сложностей во взаимодействии торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров, для решения которых в 2009 году был принят закон о торговле. Они требуют решения в отдельном федеральном законе.

По мнению ФАС России, этот закон должен обеспечить прозрачность правил работы партнеров маркетплейсов, комиссий и алгоритмов ранжирования товаров продавцов. При этом важно избегать чрезмерной регламентации деятельности маркетплейсов: вводимое регулирование не должно препятствовать дальнейшему развитию отрасли. Принятие закона, направленного на комплексное решение ключевых проблем взаимодействия участников отрасли, способно оказать позитивное влияние на развитие электронной торговли в нашей стране.

Замглавы ФАС России рассказал об изменениях в законе о торговле, направленных на повышение эффективности его применения. В 2025 году был сокращен до 4 рабочих дней предельный срок оплаты продовольственных товаров со сроком годности 5 и менее дней при заключении договора поставки в электронной форме, отменена выплата поставщиками вознаграждения сетям за реализацию куриных яиц и сливочного масла, пресечена практика применения торговыми сетями штрафов за отказ поставлять несогласованные поставщиками объемы товаров. Все эти меры направлены на снижение транслируемых в оптово-отпускных ценах издержек поставщиков, и, как следствие, повышение доступности продовольственных товаров для граждан.

Спикер также коснулся вопроса ценового саморегулирования на социально значимых товарных рынках. Практика показала себя как один из эффективных механизмов стабилизации цен, позволяющий избежать административного регулирования ценообразования. В настоящее время практика ответственного ценообразования представлена двумя ключевыми инструментами: добровольными обязательствами федеральных торговых сетей об ограничении наценок на отдельные позиции социально значимых товаров на уровне до 5–10% и соглашениями о стабилизации цен, заключаемыми в соответствии с постановлением правительства РФ № 662.

Добровольные обязательства соблюдают «Х5», «Магнит», «Ашан», «Атак», «Дикси», «Бристоль», «Азбука вкуса», «Магнолия». Большинство из них по предложению ФАС России расширило список товаров и товарных позиций, реализуемых с ограниченной наценкой. По итогам проведенной работы средний уровень наценок в 10 опрашиваемых федеральных торговых сетях по социально значимым товарам «первой цены» по состоянию на май 2025 года составил 5,2%.

Соглашения о стабилизации цен на товары по состоянию на май 2025 года действуют в 61 регионе с участием 13 802 хозяйствующих субъектов, в числе которых 198 производителей, 39 оптовых организаций, 13 454 организации торговли, 85 аптек и 26 АЗС. В регионах, где они действуют, наблюдается положительный эффект в сравнении динамики цен с соседними регионами, в которых они не заключались.

ФАС: «Ашан» и «Атак» продолжат сдерживать наценки на протяжении 2025 года

ФАС сообщила о создании маркетплейсами прозрачного механизма участия продавцов в акциях

Организация дистанционной торговли и поддержка в «1С»

Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Интервью
Декоративное изображение

Светлана Садовская, «Spar-Калининград»: «Раз в две недели мы приглашаем покупателей в новый для них магазин»

Об особенностях местного потребителя, трудностях логистики и векторах развития калининградской торговой сети.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами