МТС, «МегаФон» и «Вымпелком» обменялись клиентами
Завоевывать рынок мобильной коммерции, который уже по итогам этого года может достичь 30 млрд руб., «большая тройка» решила совместными усилиями. МТС, «МегаФон» и «Вымпелком» объединяют базы своих партнеров, а новых абонентов, оплачивающих услуги со счета мобильного телефона, будут подключать сообща.
Соглашение предполагает, что сервисы «Легкий платеж» МТС, «Мобильные платежи» «МегаФона», а также «Мобильный платеж» и Ruru «Вымпелкома» объединят базы контрагентов. То есть если, к примеру, возможность оплаты услуг доступа в интернет «Акадо» существовала только в сервисе МТС, теперь она будет и у «МегаФона» с «Вымпелкомом». Будущие договоры с партнерами-поставщиками будут подписываться не от одного, а сразу от имени трех операторов. Кроме того, на витринах сервисов МТС, «МегаФона» и «Вымпелкома» появятся ссылки друг на друга.
Сейчас пользователи этих сервисов могут оплачивать с мобильного счета в общей сложности 5 тыс. товаров и услуг. Соглашение позволит довести эту цифру до 10 тыс. в течение ближайших лет, а оборот рынка мобильной коммерции – увеличить в два раза к концу 2012 года, ожидают представители операторов. Они рассчитывают, что в перспективе мобильная коммерция составит конкуренцию моментальным платежам (терминалы, интернет-кошельки). Следующим шагом должно стать создание единого сервиса мобильных платежей, допускает топ-менеджер одного из крупнейших российских банков, знакомый с планами «большой тройки».
По российскому законодательству лимит одного платежа – 15 тыс. руб. По оценке партнера ACM-Consulting Оксаны Панкратовой, по итогам 2011 года рынок мобильной коммерции составил около 14 млрд руб., что примерно в три раза больше показателя 2010 года. По итогам 2012 года она прогнозирует, что объем рынка увеличится как минимум вдвое. Для сравнения, общая выручка «тройки» в России за девять месяцев прошлого года – более 600 млрд руб.
Госпожа Панкратова не раскрывает распределение долей между операторами, отмечая лишь, что крупнейший игрок – «Вымпелком», далее следуют МТС и «МегаФон». «Привлечение партнеров – достаточно сложный и долгий процесс, объединение усилий позволит операторам увеличить объем рынка, но в то же время выравняет их позиции»,– считает Оксана Панкратова.
МТС, «МегаФон» и «Вымпелком» начали развивать сервисы мобильной коммерции несколько лет назад. Сейчас наибольшей популярностью пользуется оплата услуг связи (телефония, доступ в интернет, платное телевидение), утверждают представители «большой тройки». У Оксаны Панкратовой другие данные: более половины всех платежей с мобильного счета – денежные переводы. Кроме того, популярны платежи по партнерским программам (в первую очередь услуги в социальных сетях), интернет-магазинам, услуги связи, рассказала она.
Председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким считает, что мобильные платежи составят конкуренцию электронным платежным системам, а также банкам, но на рынок моментальных платежей инициатива «большой тройки» не повлияет. «Платежи наличными и безналичный расчет не пересекаются»,– объясняет он. Однако один из участников рынка моментальных платежей допускает, что мобильная коммерция сможет перетянуть часть клиентов терминалов, но не в ближайшие годы. «Мобильные платежи воспринимаются как безналичный расчет, а более 80% платежей в России все-таки производятся за наличные»,– указывает собеседник “Ъ”.
По словам Бориса Кима, объем рынка электронных денег в 2011 году прогнозировался на уровне 140 млрд руб., тогда как рынок моментальных платежей мог вырасти до 850 млрд руб. в 2011 году.
Анна Балашова, Владислав Новый, ИД «Коммерсантъ»