на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Юрий Семенов, «Дикси»: «2025 год стал для нас рекордным по многим ключевым показателям»
В 2025 году сеть «Дикси» открыла 360 новых магазинов и реконструировала 420, работала над бизнес-процессами и программой лояльности, запустила собственную линейку готовой еды, развивала кофе-поинты и СТМ и не только. О том, как ритейлер адаптируется под новые вызовы рынка, меняющиеся предпочтения потребителей и борется за повышение эффективности, Юрий Семенов, генеральный директор «Дикси», рассказал на конференции «Потребительский рынок России: итоги 2025 и вызовы 2026».
Фото: Retail.ru
– Сколько сейчас магазинов у торговой сети и сколько из них уже работают в новом концепте, который вы начали развивать около двух лет назад?
– Сейчас в сети «Дикси» 2700 магазинов. Мы продолжаем увеличивать их количество и планируем в следующем году преодолеть планку в 3 тысячи точек. Новый концепт по-прежнему очень нравится потребителям. В этом году появилось уже более 700 магазинов в новом концепте. В целом, к концу 2025 года мы обновим примерно 70% всех торговых точек, а к 2027 году – всю сеть.
– Каким был 2025 год для «Дикси»?
– 2025 год стал для нас рекордным по многим ключевым показателям, в том числе по количеству новых магазинов. Мы открыли более 360 торговых точек, включая дарксторы, магазины малого формата и у дома. Параллельно мы реконструировали 420 магазинов, инвестируя в это значительные ресурсы, чтобы улучшать сервис для покупателей. Это отразилось на всех бизнес-показателях: плотности выручки с квадратного метра, like-for-like продажах и общей эффективности.
Однако год был непростым. На нас, как и на всю отрасль, повлияли два основных фактора: холодное лето, снизившее продажи сезонных категорий, и снижение покупательской способности во второй половине года на фоне общего замедления экономики. Добавился и внутренний фактор: мы вышли на высокие показатели в прошлом году, который был очень успешным, и в сравнении с ним некоторые показатели не сильно впечатляют. Поэтому можно сказать, что наш рост продолжился, но не такими высокими темпами, как ранее, что не помешало нам достичь основных поставленных целей. Мы всегда строим планы, глядя на динамику минимум трех предыдущих лет, учитывая макроэкономические показатели, такие как инфляция, и внутреннюю аналитику. При составлении бюджета на следующий год обычно закладываются все негативные факторы, что изначально формирует не самый оптимистичный сценарий. Задача менеджмента – найти точки роста, которые позволят обойти эти негативные факторы и расти быстрее рынка. В этом и заключается суть формирования и последующего выполнения бюджета.
– Изменился ли ваш покупатель с развитием нового концепта? Пришли ли новые клиенты?
– Мы исходим из того, что мы адаптируемся под покупателя, а не наоборот. Это ключевая внутренняя задача для всех департаментов. Портрет и привычки покупателя меняются независимо от наших действий. Изменилось не только потребительское поведение, но и само потребление. Например, раньше побеждал тот, кто предлагал минимальную цену за условные 2 тысячи калорий. Сейчас способов удовлетворить эту потребность стало множество. У современного покупателя около семи разных форматов магазинов: онлайн, у дома, гипермаркет, супермаркет и др. Выбор происходит, исходя из конкретной миссии: перекусить, купить продукты на ужин или к празднику и другие. Наш фокус – на лучшем закрытии миссий «здесь и сейчас» и «на неделю». Покупатель стал менее привязан к брендам, у него есть широкий выбор каналов потребления. Он ценит скорость, качество по адекватной цене и заботу о его времени. Мы выстроили магазин так, чтобы все, что нужно, можно было купить за 7–10 минут, прежде всего через кассы самообслуживания, минимизируя взаимодействие с продавцом.
Фото: «Дикси»
Фото: «Дикси»
Покупатели разных поколений имеют разные паттерны. Молодежь часто сначала узнает о доставке, а потом уже об офлайн-магазине. Они любят пробовать новое, и мы подстраиваем ассортимент под новые вкусы и тренды, делая акцент на готовых или быстрых решениях. При этом старшее поколение также позитивно принимает новинки. Таким образом, умение работать с молодежью повышает привлекательность магазина и для других возрастов.
Мы подстроились под эти изменения: стали предлагать бесшовный опыт между онлайном и офлайном (одинаковые цены и баллы лояльности). Более 50% покупателей используют приложение программы лояльности прямо в магазине не только для списания баллов, но и для изучения акций и новинок. Грань между каналами стирается.
Кроме того, около 60% посетителей покупают готовую еду, что свидетельствует о высоком проникновении этого сегмента в корзину и подтверждает правильность нашего курса.
– Сейчас «Дикси» в основном развивается в Московском регионе. Это стратегическое видение или вы планируете вернуться в другие регионы?
80% наших магазинов сосредоточено в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Мы считаем, что потенциал для роста в текущих регионах есть еще на год-два. Однако в дальнейшем вопрос выхода в новые регионы станет актуальным. Мы уже понимаем потенциальные направления и логистическую модель, но детали пока оставим в секрете.
– За два года существования нового концепта появилось ли желание что-либо в нем изменить?
– Мы постоянно адаптируемся к новым рыночным реалиям. Сейчас многие игроки на рынке магазинов у дома предлагают схожий набор услуг: готовую еду, выпечку, кофе. Наша фокусировка смещается с количества на качество и глубину проработки каждой услуги.
Например, возьмем кофе. Пару лет назад магазин продавал в среднем 12–15 чашек в день. Мы поставили амбициозную цель – 40 чашек в день. К концу 2025 года мы выходим на этот показатель и, вероятно, превысим его. Добились мы этого не просто увеличением количества кофемашин, а тотальным контролем процессов на всех этапах: от закупки зеленого зерна и собственной обжарки до точных настроек оборудования и обслуживания. Понимая потребности и вкусовой опыт покупателя, а также динамичное развитие индустрии, мы тестируем различные модификации кофемашин, способных ответить на современный запрос. Для нас это точка дифференциации и инструмент для увеличения трафика. То же самое с готовой едой. Мы ушли от простого заполнения полок к созданию собственной торговой марки (СТМ) и полному контролю цепочки – от рецептуры до доставки в магазин. Таким образом, основные отличия теперь заключаются не в наборе услуг, а в глубине их детализации и качестве. Мы постоянно задаем себе вопрос: «Чем мы лучше?», – и, найдя ответ, масштабируем это преимущество.
Фото: «Дикси»
– Расскажите подробнее о СТМ в сегменте готовой еды. Это пилотный проект? Каковы его масштабы?
– Это направление мы запустили недавно, поэтому ассортимент пока невелик – около 25 SKU под собственным брендом. Мы планируем наращивать долю СТМ, но не ставим задачи полностью заменить ими готовую еду от брендов. Есть продукты, которые покупатель уже полюбил, и мы не хотим лишать его этого выбора. Наша цель – добавить на полку собственные уникальные позиции, которые смогут конкурировать с рыночными лидерами по качеству.
– Что меняется в ассортименте? Какие категории пришлось сократить, а какие – увеличить?
– Разрабатывая новый концепт, мы понимали необходимость увеличивать долю свежих и ультрасвежих продуктов (фреш и ультрафреш), что соответствует запросу покупателя. В результате доля категории нон-фуд начала сокращаться, а фреш – расти. Часть категорий нон-фуд закономерно перетекает в онлайн-канал, причем не только к конкурентам, но и в наш собственный онлайн-сегмент. Освободившееся в магазине пространство мы используем более эффективно, увеличивая долю востребованных категорий. Яркий пример – категория готовой еды. Мы начинали с одного холодильника, затем добавили второй, а сейчас в некоторых локациях понимаем, что может быть недостаточно и четырех. Это существенно меняет конфигурацию торгового зала. Свежая выпечка также занимает значительное пространство и требует отдельного персонала. Однако, когда покупатели благодарят за эти сервисы, становится очевидно, что мы на правильном пути. В целом, за два года количество холодильников в магазинах глобально увеличилось из-за роста доли свежих продуктов, требующих специальных условий хранения.
– Какие тренды в работе с поставщиками проявились за последние два года?
– Кардинальных изменений в пуле поставщиков нет: крупные федеральные игроки остаются с нами, закрывая большую часть потребностей. Мы также продолжаем работать с локальными поставщиками по ключевым категориям, таким как хлеб и молочная продукция, где доминируют местные производители, особенно в регионах вроде Санкт-Петербурга и Ленобласти, где есть сильные любимые бренды. Главное изменение – скорость. Рынок меняется быстро, и мы научились принимать и реализовывать решения оперативно. Например, срок от принятия решения о поставке нового товара с поставщиком до его появления на полке теперь может занимать не более двух недель. Раньше этот процесс растягивался на месяцы, а для новых контрактов сейчас он занимает около месяца.
Для крупного ритейлера ввод нового товара – сложный процесс, требующий изменений в цепочке поставок, на складе и в магазинах. Мы подошли к этому гибко: наладили быструю связку между коммерцией, логистикой и операциями.
Второе важное изменение – открытость. Мы отошли от парадигмы, где главная задача закупщика – получить лучшую цену. Сейчас мы выстраиваем логику ассортимента, отталкиваясь от покупателя, и нам выгодно делиться с поставщиком данными. Мы показываем им статистику продаж, вместе анализируем ее и ищем решения. Это стратегия win-win и открытости. Поставщики, в свою очередь, часто делятся с нами информацией о трендах у конкурентов, что делает сотрудничество более продуктивным.
– Насколько вы готовы рискнуть, взяв на полку непроверенный, но интересный трендовый товар?
– Мы готовы рисковать, и это часть нашей корпоративной культуры. Наша скорость вывода новинок на полку – одно из ключевых конкурентных преимуществ, которым мы гордимся. Бывали случаи, когда мы опережали рынок. Например, около трех лет назад, заметив за рубежом тренд на молочные продукты с высоким содержанием белка, мы быстро ввели такие позиции. Тогда они не пошли, и мы их вывели. Сейчас же такие товары есть в ассортименте всех ритейлеров, в том числе и у нас. Мы опередили время, но, возможно, ошиблись, не проявив достаточно терпения. Покупателю нужно было дать время, чтобы осознать новую потребность. Этот опыт научил нас сочетать скорость с выдержкой.
– Меняется ли баланс между локальными и федеральными поставщиками в вашем портфеле? Работаете ли вы с кем-то эксклюзивно?
– Изменения касаются в первую очередь нашего подхода к собственным торговым маркам. Запуская продукты под СТМ, мы стремимся не просто скопировать существующие позиции, а добавить ценность. Например, наша известная молочная линейка «Хуторок» производится примерно 10–12 разными поставщиками, как локальными, так и федеральными. Наш подход к выбору СТМ также меняется. Появляются товары, нацеленные на новое поколение, – яркие, смелые, с нестандартными вкусовыми сочетаниями.
– Как развивается направление промоакций? Меняется ли подход?
– «Дикси» исторически был силен в промоакциях. Сейчас мы видим изменение баланса: доля промо сокращается, а доля товаров с фиксированной низкой ценой (EDLP) растет. Однако это происходит не во всех категориях.
В ключевых для покупателя категориях, таких как свежие продукты (фреш и ультрафреш), мы будем держать цену чуть ниже рыночной, потому что это наше конкурентное преимущество. Есть категории, где покупатель исторически привык совершать покупки по акциям, – это, например, бытовая химия, кофе, шоколад. Сейчас мы движемся к гибридной модели, находя оптимальный баланс между EDLP и промо внутри каждой категории и даже внутри товарных подкатегорий. Промоакции никуда не исчезнут по нескольким причинам: конкурентная среда, необходимость привлечения покупателя, распродажи остатков и др. Кроме того, промо – это инструмент анализа ценовой эластичности. Снижая цену на промо, мы понимаем, при каком уровне покупатель готов совершать покупку в нужном нам объеме. Найдя эту точку, мы можем зафиксировать ее как постоянную низкую цену (EDLP). Также промо остается самым эффективным способом презентовать покупателю новинку.
Фото: «Дикси»
– Ваша программа лояльности работает давно. Как она трансформировалась? Сколько в ней участников и каковы задачи на 2026 год?
– «Дикси» много лет назад запустил современную цифровую программу лояльности без пластиковых карт, что мне всегда очень нравилось. Однако в 2022 году доля покупателей, совершавших покупки с ее использованием, составляла менее 40%. Мы поставили задачу увеличить их количество. К настоящему моменту план выполнен: в декабре 2025 года мы преодолели планку в 70% для покупателей, использующих программу, и продолжаем расти. При этом мы не стремимся к 100%, так как всегда есть покупатели, для которых это неудобно (например, туристы). Мы планируем расти до 80%, постепенно перенося все промопредложения в цифровой формат и делая их персональными. Но для всех остальных мы сохраним возможность получать выгоду и без приложения.
Что изменилось в программе? Мы сделали акцент на персональных предложениях, которые работают эффективнее массовых. Также мы научились использовать программу для возврата покупателей, предлагая им персональные скидки на ранее купленные товары. Главная задача на будущее – научиться проводить качественную аналитику того огромного массива данных, который у нас есть, и трансформировать его в точные и конкретные решения для каждого конкретного человека.
– Какие технологические решения внедряются в сети, о которых стоит рассказать?
– Мы сфокусированы на максимальной автоматизации и упрощении процессов в магазинах. Один из ключевых проектов – создание единого диспетчера задач для директора магазина. Это приложение или рабочая станция, куда стекаются все задачи из головного офиса, заменяя множество чатов и ручных поручений. Система призвана помочь руководителю, а не заменить его. Мы, обладая данными, можем подсказывать магазину, когда ожидается пик покупателей и нужно открыть больше касс, когда придет товар и потребуются люди на разгрузку, когда есть «окна» для выкладки. Также в систему интегрирован инструмент, который указывает сотрудникам на проблемные зоны: например, товар, который не продается из-за отсутствия на полке или ценника.
Это позволяет консолидировать все задачи в одном месте, контролировать нагрузку на персонал и уходить от хаоса в коммуникациях. Пилот проекта уже начат, в следующем году планируем его масштабирование.
– Какие вызовы вы считаете ключевыми для вашей команды в 2026 году?
– Наша главная цель – не сбавлять темпы. У нас есть амбициозная пятилетняя стратегия роста при сохранении эффективности. 2025 год стал для нас «прыжком» после наладки операционной деятельности в 2023–2024 годах. В 2026-м мы продолжим рост: будем переводить магазины в новый концепт, открывать новые точки и фокусироваться на эффективности во всех функциях (логистика, операции, коммерция). Особое внимание уделим развитию дополнительных сервисов (готовая еда, выпечка, кофе), работе с СТМ и скорости ротации ассортимента. Также важным фокусом остается персонал: мы хотим максимально упростить его жизнь за счет автоматизации и убрать рутинные операции.
Говоря о ключевых вызовах наступающего 2026 года, стоит отметить несколько взаимосвязанных факторов. Прежде всего, ожидается более сложная макроэкономическая ситуация: прогнозируется замедление инфляции, а это создает свои сложности для роста. Еще одним объективным вызовом остается дефицит персонала, что вынуждает нас ускорять автоматизацию процессов и выстраивать качественную работу с аутсорс-сотрудниками, доля которых будет неизбежно расти. Конкуренция обостряется и в сфере аренды: все сети продолжают активно развиваться, что ведет к росту ставок даже на второстепенных улицах и иногда заставляет отказываться от привлекательных локаций из-за потери экономической эффективности. Наконец, сохраняется серьезное конкурентное давление со стороны других форматов, в частности, отток покупателей наблюдается в сторону дискаунтеров и e-commerce, что оказывает дополнительное влияние на наши операционные показатели. Однако эти вызовы нас не пугают. Это лишь задачи, для решения которых нам нужно найти правильные инструменты.
Retail.ru

Юрий Семенов, «Дикси»: «2025 год стал для нас рекордным по многим ключевым показателям»
Как сеть трансформирует бизнес-процессы, программу лояльности, какие новые сервисы и категории развивает.