Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»
Московскому бренду «Шоколадница» в 2024 году исполнилось 60 лет, но от исторического остались только название и несколько позиций в меню. Сегодня сеть занимается диджитализацией и развитием новых форматов. При этом растет количество заведений, хотя открытие новых розничных точек в настоящей ситуации – это вызов для каждого бизнеса, – считает директор по развитию сети Евгений Прохоров. Открытие кафе обходится очень дорого, выгоднее просто положить деньги на депозит, но «Шоколадница» стремится оставаться доступной для своего гостя.
Фото: «Шоколадница»
– Начнем с истории. Первое кафе «Шоколадница» открылось в 1964 году недалеко от парка Горького, получается, что бренду уже 60 лет – редкое долголетие для общепита нашей страны! Осталось ли что-то от прежней концепции? Или это просто знаковое место, которое ничего общего с настоящей сетью уже не имеет?
– Первое кафе на углу у станции метро «Октябрьская» продолжало работать все эти годы, с тех пор в меню остались горячий шоколад и блинчики с начинкой из шоколада, изюма и орехов. В 2000-е годы собственники занялись реконцепцией и развитием сети, «Шоколадница» была переделана в соответствии с современными трендами. Кстати, в честь 60-летия мы реконструировали кафе, придав ему черты исторического облика, ввели в меню блюда тех лет, например, куры жареные, язык под хреном, из напитков – кофе со сгущенкой, советское шампанское.
– Как со временем трансформировалась концепция в зависимости от рынка?
– За эти годы «Шоколадница» из кафе с закусками и десертами трансформировалась в полноценное ресторанное заведение, в меню которого есть горячие блюда на завтрак, обед и ужин.
В продажах довольно заметна доля алкоголя, так как большинство наших заведений имеет лицензию. Понятно, что мы не ресторан высокой кухни, у нас нет для этого площадей и технических возможностей, но мы обеспечиваем стабильное качество, и в этом помогает наличие централизованного производства. Каждое утро блюда высокой степени готовности поступают на точки, где доготавливаются и подогреваются.
Все эти годы сеть активно росла, и сейчас на рынке нет подобных ресторанных сетей со средним чеком в 1000 рублей, посадкой и официантами, имеющих больше 50 заведений. Это либо меньшее количество точек, либо рестораны с более высоким чеком, либо – формат самообслуживания: фастфуд, фасткэжуал и прочее.
– Вы сказали, что ваш средний чек 1000 рублей, – почему такой низкий?
– Сеть развивает три формата – кофе с собой, где средний чек составляет примерно 350 рублей, доставка, со средним чеком 1,5 тыс. рублей, и зал – 1–1,2 тыс. рублей, с небольшими колебаниями в зависимости от сезона.
Фото: «Шоколадница»
– В 2020 году сети пришлось закрыть половину заведений. Как это решение повлияло на дальнейшую работу?
– Мы закрыли не половину, а меньше 40 объектов, но это тоже заметное количество для сети. Действительно, это был трудный год. В пандемию наши кофейни были просто закрыты и работали только на доставку. При этом шла очень плотная работа по оптимизации аренды – приходилось либо договариваться с арендодателем, либо закрываться. Позволить себе работать только на аренду мы не можем. Там, где нам арендодатели не пошли навстречу, пришлось закрываться, хотя там были кафе с историческим наследием, в хороших локациях, но иначе их косты пришлось бы переложить на другие заведения и гостей сети.
– Какая схема роста для вас приоритетна – собственные или франчайзинговые заведения?
– Структура управления за последние годы изменилась: до пандемии большинство регионов было в собственном управлении, потом мы целенаправленно продали франчайзи все региональные заведения, кроме тех, что расположены в Сочи и Краснодаре. Как показала практика, люди на местах больше вовлечены в процесс, чем наемные менеджеры, и большинство заведений после передачи во франшизу улучшило результаты. При том что каждые пять лет заведения требуют реконструкции, а это серьезные затраты. В настоящее время в сети 200 собственных кафе, франчайзинговых – порядка 80.
– Как организовано централизованное производство?
– У нас две площадки: фабрика-кухня по производству готовой еды площадью около 4 тыс. кв. м, которой уже 15 лет, и цех по обжарке кофе площадью 1 тыс. кв. м. Собственная обжарка очень важна для тех, кто занимается спешиалти-зерном премиального сегмента, потому что это требует особого оборудования. Объем производства цеха – порядка 100 тыс. кг зерна в месяц, примерно 50% из этого идет на собственные потребности, остальное – в канал b2b.
– Сколько времени вы уже занимаетесь развитием b2b-канала и что включает это направление?
– Исторически «Шоколадница» на этот сегмент не смотрела, хотя, на мой взгляд, всегда имела такую возможность. Направление b2b начали развивать три года назад, поставляем кофейное зерно и готовую еду.
Занимаемся обжаркой, разработали ассортимент, включающий порядка 15 позиций, год назад запустили собственный бренд «Фабрика кофе» для заведений HoReCa и ритейла.
Объем продаж кофе в зерне составляет в среднем 40 тонн в месяц, за первое полугодие 2024 года продано 200 тонн.
Кофейное зерно – сложный товар, завязанный на курсе валют, биржевом предложении, поэтому мы не можем на длительный период фиксировать цену и работаем только с гибкими клиентами, на коротких шагах, учитывая свои риски.
Фабрика-кухня исторически была нацелена на собственную сеть, но два года назад решили, что блюда кофеен могут продаваться и в других каналах. Вторым решением было продавать их в более низком ценовом сегменте, потому что с ценами кафе стоять на полке в ритейле неконкурентно. Развели ассортимент, уменьшили граммовку, наполненность блюда, чтобы дать цены, приемлемые в ритейле. В настоящее время фабрика на 40% загружена объемом b2b. В объеме бизнеса канал b2b приближается к 20%.
– В какие розничные сети вы поставляете готовую еду?
– Начну с того, что история поставок готовой еды тоже началась в пандемию, мы были одной из компаний общепита, которые сотрудничали с Минздравом, кормили врачей в течение полутора лет. И за этот период полностью переориентировали производство с полуфабрикатов на готовые блюда, отработали ассортимент и сертифицировали все эти позиции.
Следующим этапом было сотрудничество со «ВкусВиллом», для которого начали делать несколько позиций. Это была школа, потому что у «ВкусВилла» на каждую позицию есть по 3–4 поставщика, и если что-то не так, тебя быстро убирают из ассортимента.
Дальше стали работать с «Самокатом». Особенность этого проекта в том, что на нас легла логистика до адреса. Во время пилота попробовали доставлять на 60 объектов, в настоящее время делаем адресную доставку более чем на 800 адресов ежедневно.
Сейчас у нас порядка 40 розничных заказчиков, от крупных – в том числе в этом году мы начали сотрудничать «Яндекс Лавкой» – до минимаркетов и «умных» холодильников. Ассортимент – порядка 30 позиций, это фреш со сроком годности 3–5 суток.
При этом постоянно идет ротация блюд, выбираются самые ходовые позиции, разрабатываются новые предложения.
Фото: «Шоколадница»
– Расскажите о вашем проекте диджитализации кафе. Что подразумевается под этим понятием и какие задачи вы ставите при диджитализации?
– Есть диджитализация внешняя, для клиентов в кафе, и внутренняя, для сотрудников. Хотя мы и не IT-компания, все разработки и внедрения стараемся делать сами, потому что на рынке нет подходящих нам коробочных продуктов.
Сделали свою информационную систему, в которой происходит сквозное обновление меню и цены по всем каналам продаж. Также наш гость может любым способом – через мобильное приложение, сайт, терминал в кафе – заказать, дозаказать и оплатить свой заказ онлайн. Терминалы в виде планшетов на столах установлены примерно в 70% наших объектов, и гость может все делать через планшет, даже не общаясь с официантом.
Плюс в 2024 году запустили QR-меню, это тоже полностью своя разработка. Гость может по QR-коду зайти на сайт, сделать и оплатить заказ через свой телефон. В заведениях, где стоят терминалы, заказы через них составляют 30–40%, а оплата через терминал или QR-код составляет около 70–80%.
В качестве эксперимента хотим установить большие терминалы, такие как у «Вкусно – и точка», «Бургер кинг». На трафике это работает очень эффективно.
Также у нас есть мобильное приложение для официантов, которое разрабатывалось полностью под нас, так как коробочные решения не учитывали специфику заведения. Наши сотрудники, принимая заказ, записывают его не в блокнот, а на своем телефоне в приложении. Заказ сразу поступает в систему, его видят повара и начинают сборку. Что касается будущего, мы пока в начале погружения в технологии искусственного интеллекта, big data – считаем, что их надо использовать рационально.
– С какими результатами в продажах сеть «Шоколадница» заканчивает 2024 год?
– В первом полугодии был заметный прирост и в кофейнях, и в b2b-канале, причем росли продажи и зерна, и готовой еды. Во втором полугодии прогнозируем прирост на 12–15% по отношению к первому полугодию. Динамика кофеен осталась примерно на уровне 2023 года, но продолжается бурный рост b2b.
Доставка подорожала, поэтому в онлайн-канале произошло снижение количества чеков примерно на 10%, были даже периоды со спадом до 20%, но при этом сам чек существенно вырос.
– Какими будут основные направления развития сети в ближайшие годы?
– Сеть продолжит расти, возможны точечные закрытия, но при этом будем стараться держать баланс в плюсе. Москва быстро расширяется, открываются новые станции метро, и наша задача – успевать за этим ростом и оставаться на трафике близко к нашему гостю. Интересный сегмент для развития – новые жилые комплексы Москвы, в которых мы уже открыли несколько кофеен. Сейчас в новых жилых комплексах стараются встать почти все игроки, идет борьба за трафик. У тех, кто встал первым, сначала происходит рост продаж, а потом заведений становится все больше, и трафик размывается. В целом, ЖК – интересный сегмент, но пока неизвестно, как будет вести себя потребитель – ездить в центр или ходить в заведения рядом с домом. Думаю, в течение нескольких лет произойдет коррекция состава игроков в ЖК.
Но открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого бизнеса. Все дорого. При этом можно просто положить деньги на депозит под 20%. Это будет выгоднее, чем открывать кафе, потому что в HoReCa мало кто имеет рентабельность на уровне 20%. Но мы хотим оставаться доступными нашему гостю.
В регионах продолжим развиваться по схеме партнерского бизнеса. Наши партнеры довольно глубоко погружены в процессы, и это не случайные люди, потому что кафе требует довольно больших инвестиций. Открытия в регионах будут продолжаться.
При этом смотрим на другие форматы, у нас есть виртуальные бренды – EazzyPizza, Eazzy wok, домашняя кулинария «Пока горячее», которые работают в формате дарккитчен. Эти бренды выходят в офлайн, один объект уже открылся для посещения гостей, и наш новый вызов – отработать этот формат, чтобы он стал прибыльным, имел понятную экономику, и дальше предлагать его как франшизу.
И в 2024 году запустились четыре объекта формата ToGo под брендом «Кофе хауз». Мы остались владельцами этого бренда, но поменяли все – от цветовой гаммы до айдентики, и передали как мастер-франшизу другому предприятию. Рассчитываем открыть 5–7 своих объектов, а дальше формат «кофе с собой» развивать только по франшизе. Вот так мы диверсифицируемся со всех сторон, чтобы эффективно развиваться дальше.
Валерия Миронова, Retail.ru

За 10 лет работы «Дрогери Союз» утроил количество участников, создал портфель из 24 СТМ и др.