Реклама на retail.ru

Декоративное изображение
Мы в соцсетях
Декоративное изображение
277

Поделиться

Цифровой сомелье для роста продаж: как маркетплейс авторского вина использует искусственный интеллект

Летом 2024 года маркетплейс Vino.ru запустил цифрового сомелье с применением YandexGPT. Сейчас бот генерирует примерно 10% всех переходов на маркетплейс, а каждая итерация обновлений дает буст продаж почти на 30%. В этой статье Дарья Орлова, руководитель проекта Vino.ru, делится деталями запуска, результатами и тем, как они повлияли на бизнес.

Как работает цифровой сомелье

Дарья Орлова, Vino.ru

Маркетплейс авторского вина Vino.ru – это площадка для продажи и продвижения российских виноделов. Проект работает по формату click & collect в сегменте алкогольной продукции российского производства с фокусом на бутиковые хозяйства, выпускающие лимитированный продукт.

Vino.ru часто тестирует новые маркетинговые инструменты, включая ИИ-технологии. Летом 2024 года компания запустила телеграм-бот, который помогает выбирать вино из каталога маркетплейса. Бот «Винтеллект» создан на базе дообученной модели семейства YandexGPT, работает бесплатно и подбирает вино под настроение, повод и предпочтения.

Например, цифровой сомелье может ответить на вопрос «какое вино выбрать к ужину?» или «что подарить начальнику?». Он выдает три предложения по вину, подробный комментарий нейросети, объясняющий выбор, и затем направляет пользователя на сайт, где можно оформить заказ.

«Винтеллект» привязан к каталогу маркетплейса и предлагает вина только от малых производителей – самого уязвимого сегмента отрасли, тем самым увеличивая продажи и потребительский интерес в этой категории.

Буст конверсии и продаж: какие результаты получает бизнес

До своего запуска летом 2024 года проект несколько месяцев тренировался у лучших сомелье страны. Группой специалистов, которые занимались оцифровыванием знаний, руководила Светлана Ломсадзе – одна из самых известных сомелье в России и эксперт Vino.ru.

Сейчас сервис не только увеличивает число переходов на маркетплейс, но и повышает вероятность покупки за счет персонализированных рекомендаций.

Так, одна из маркетинговых рассылок, под которую создавались два принципиально разных скрипта, наглядно показала, что адаптированные сообщения бота под предыдущие запросы пользователей генерируют конверсию в 1,7 раза выше, чем сообщения из общего посева.

Учитывая то, что бот работает на базе каталога с редкими российскими винами, – помимо его основной опции, именно просвещение пользователей в области отечественного виноделия стало, судя по отзывам, важнейшей функцией.

Какие результаты генерирует цифровой сомелье:

  • Переходы на сайт. Сейчас примерно 10% всех переходов на маркетплейс происходит через бот.

  • Среднее время на сайте. Пользователи, перешедшие через «Винтеллект», проводят на сайте более двух минут, что говорит о высокой заинтересованности.

  • Динамика использования. В среднем в день сервисом пользуются 153 человека, которые совершают 221 переход в каталог. Это показывает, что каждый пользователь в среднем совершает 1,5 перехода за день, что показывает высокую вовлеченность.

  • За весь период работы бот привлек почти 8 тысяч новых уникальных пользователей. В среднем это порядка ~181 нового пользователя в неделю, однако распределение новых регистраций было крайне неравномерным.

  • За все время работы telegram-бота им воспользовались почти 14 тысяч раз.

  • Мужчины и женщины пользуются сервисом почти в равной пропорции: 60% пользователей – мужчины, 40% – женщины.

Необычные и популярные запросы пользователей

Наибольшая активность пользователей в боте наблюдалась в праздничные периоды, что свидетельствует о повышенном интересе к функциональности бота во время ключевых календарных дат.

Особенно ярко выражены три пиковых периода, совпадающих с крупными праздниками:

  • С 1 по 8 марта (неделя 8 Марта) количество запросов увеличилось почти на 400% по сравнению со средней недельной активностью – это один из самых резких скачков за весь период наблюдения.

  • С 16 по 23 февраля (неделя 23 Февраля) количество обращений выросло на 166% от базового уровня.

  • Аналогичная тенденция наблюдалась и в предновогодний период: количество обращений выросло на 210% от базового уровня.

Эти данные указывают на высокую чувствительность пользовательской активности к сезонным событиям и праздникам.

Необычные запросы заняли 6% общего числа обращений. Например, это были запросы: «вино для просмотра фильма», «вино на день рождения кота» и не только.

Будущее проекта: рост в продажах до 30% после каждого обновления и апдейты ИИ-сомелье

Теперь задача цифрового сомелье – развиваться и постоянно совершенствовать свои навыки. Если на старте бот мог только рекомендовать продукт по самым простым запросам, то со временем стал разбираться в ценовых диапазонах, больше понимать нюансы разных вин в одной категории, например, крепость или сортовой состав.

Каждая итерация обновлений показывает рост в продажах до 30%: релевантные ответы увеличивают не только конверсию среди новых пользователей, но и частоту запросов от зарегистрированных.

В планах по развитию продукта – интегрировать цифрового сомелье с ресторанным ПО и сделать из него помощника-сомелье для официантов и администраторов в ресторане, чтобы, ориентируясь на винную карту ресторанов и меню, рекомендовать клиентам вина к наиболее подходящим блюдам и пожеланиям. 

Чтобы обучить ИИ-сомелье, было проведено несколько интервью с шеф-сомелье Светланой Ломсадзе и с помощью простых GPT-моделей создан обучающий Dataset, на основании которого уже проводили обучение основной рекомендательной модели. Команда оцифровала как основные навыки и знания сомелье о винах, так и типовые: базовые сочетания вин с блюдами и продуктами.

В следующих версиях будут учитываться предыдущие запросы и покупки клиентов, чтобы персонифицировать предложения «Винтеллекта». Так как бот работает в проекте – участнике группы «Абрау-Дюрсо», возможно, в будущем его база знаний расширится информацией о ресторанах, отелях и других бизнес-юнитах компании.

Retail.ru

Интервью
Декоративное изображение

Тихон Смыков, Inventive Retail Group: «Рано или поздно нас ждет такое потрясение, как возврат всех ушедших брендов»

Компания полностью перестроила бизнес, но пока еще не достигла пиковых показателей 2021 года. Каковы сложности и приоритеты?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами