Что может измениться на мебельном рынке Московского региона благодаря этим двум трендам?
Мебельный ритейл напрямую привязан к вновь приобретенным квартирам – основная часть мебели покупается после ремонта или реконструкции и при переезде. Наиболее частыми местами покупки мебели являются специализированные мебельные центры, отдельно стоящие или находящиеся внутри крупных моллов. В Москве насчитывается около 0,65 млн кв. м площадей, занимаемых специализированным мебельным ритейлом, включая крупные мебельные магазины, гипермаркеты и мебельные торговые центры. В мебельном сегменте Москвы сегодня лидируют «Три кита» и «Гранд» как специализированные мебельные объекты, и в совокупности с ИКЕА они занимают 50% рынка. Ставки аренды в мебельных центрах Москвы составляют в среднем от 650 до 1 500 дол./кв. м в год и 300-400 дол. для крупных мебельных супермаркетов площадью от 2 000 кв. м.На сегодняшний день самое активное строительствонового жильяведется на территориях, находящихся за МКАД, в новой Москве и в ближайшем Подмосковье. Наибольшее количество нового жилья в течение 2015-2017 гг. планируется сдать в южном и юго-западном направлении, в том числе на территории новой Москвы. Следовательно, в ближайшее время производители и продавцы мебели ожидают в этой части города заметный всплеск спроса.
По данным группы компаний NAIBecar, наиболее активными потребителями являются женщины (67%) в возрасте от 30 до 50 лет, которые покупают мебель не чаще одного раза в 3 года (40%) или 5 лет (20%). Средний чек на покупку составляет, по разным данным, от 20 000 до 40 000 руб.
«Несмотря на активное жилое строительство, в ближайшие годы мы ожидаем, что расходы на мебель в среднем на человека не будут существенно увеличиваться и останутся на уровне в 3-4 раза меньше, чем в Европе», – комментирует Маргарита Трофимова, директор департамента консалтинга и оценки NAIBecar в Москве.
Другой серьезной тенденцией мебельного ритейла является готовность покупателя приобретать мебель через интернет или, как минимум, для начала выбирать ее на мебельных сайтах. Аудитория посетителей интернет магазинов, в том числе мебельных, увеличилась на 24% за последние два года. По данным Центра стратегических исследований Enter Vision, индекс среднего количества поисковых запросов товаров категории мебель составляет 333 в месяц в среднем по России. Это, конечно, меньше, чем запросы в категории товаров для дома (628), но даже больше чем в довольно популярной для интернета категории бытовая техника (309). Рост количества поисковых запросов в категории мебель, по мнению экспертов, составил 21% за 2013 год.
Игроки мебельного рынка, видя такую динамику, постепенно начинают выходить в онлайн. Например, в ИКЕА, учитывая тенденцию рынка к онлайн покупкам, в июле 2013 года в тестовом режиме запустили услугу «Покупки из дома». Пока она работает только на территории города Омска и ближайших к нему городов (около 20). «В 2016 году мы планируем запустить онлайн продажи в других городах России. Концепция ИКЕА построена на демонстрации всех наших товаров покупателям: в наших магазинах каждый может полежать на кровати, почувствовать фактуру тканей, а также посмотреть на уже готовые интерьеры, подобранные нами специально для типовых российских квартир. Но зачастую, не у всех есть возможность ознакомиться с товарами вживую», – рассказала руководитель отдела корпоративных коммуникаций группы компаний ИКЕА в России Мария Тихонова.
Если прогнозы аналитиков подтвердятся и мебельный рынок активизируется в ближайшие годы за счет владельцев новостроек, то задача удовлетворения растущего покупательского спроса на мебель в онлайн также становится актуальной. Московский покупатель, как известно, все больше ищет для себя комфортные условия покупки и экономию времени. Кроме того, судя по темпам развития интернет-торговли в России в целом, мебельным ритейлерам выходить в онлайн необходимо уже сейчас.
Ирина Баскакова, специально для Retail.ru