E-commerce. Маркетплейсы
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Логистика в ритейле
Маркетинг и экономика торговли
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
11 июля 2022, 10:30 4754 просмотра

«Утконос»: как устроен автоматизированный склад онлайн-магазина

Онлайн-ритейлер автоматизировал фулфилмент-центр на юге Москвы. Это второй по величине склад компании и первый в стране подобный проект автоматизации в сегменте e-grocery. Retail.ru побывал там и рассказывает, как все устроено.

Фото: «Утконос Онлайн»

Фулфилмент-центр «Бутово» онлайн-магазина продуктов питания «Утконос» – это семь этажей мезонинного хранения товаров в шести температурных зонах. Реализовать проект автоматизации склада площадью 18 754 кв. м компании удалось за полтора года – причем в условиях пандемии коронавируса.

«Во время ковида мы увидели, что есть большая тенденция смены покупательского поведения в сторону онлайн, спрос значительно вырос, – рассказал операционный директор «Утконос Онлайн» Михаил Часовников. – На текущий момент этот склад обслуживает всю территорию Москвы и области вплоть до дальнего Подмосковья. Фулфилмент-центр «Бутово» работает на WMS-системе (Warehouse Management System) собственной разработки. Сейчас в ассортименте – порядка 75 000 SKU. Однако площадь позволяет разместить здесь до 150 000 уникальных наименований».

Фото: «Утконос Онлайн»

Еще одной целью проекта была победа над другим «отголоском» пандемии. В «Утконос Онлайн» хотели снизить зависимость от численности линейного персонала и его дефицита. Сейчас на складе «Бутово» работают около 900 человек. При этом пропускную способность склада удалось расширить до 15 600 заказов в сутки, тогда как раньше, до автоматизации, склад мог отгружать максимум до 7000 заказов. В пиковые периоды отсюда отгружают 10 000–12 000 заказов в сутки.

«Товар хранится на разных этажах, – поясняет Михаил Часовников. – Поскольку покупательская корзина у нас обычно широкая, то зачастую приходится начинать маршрут подбора товара на одном этаже и завершать на другом. Логика была следующая: нам нужно иметь много пространства для хранения с гибкой возможностью выстраивать разные маршруты обхода стеллажей и подбора товаров, чтобы при этом маршрут комплектовщика был как можно более коротким».

Фото: «Утконос Онлайн»

Фото: «Утконос Онлайн»

Возросшую скорость сборки обеспечивает конвейерно-сортировочная линия суммарной протяженностью 8,4 километра. По ней между этажами теперь перемещаются ящики для заказов двух размеров.

«Раньше комплектовщики перемещались по разным этажам, собирая заказ, – говорит Михаил Часовников. – Сейчас они остаются на одном этаже, передавая на другие этажи своим коллегам контейнеры для сборки. Также раньше собранные контейнеры нужно было вручную сортировать по разным маршрутам доставки. Сейчас эту задачу выполняет автоматический сортировщик. А готовый к отправке контейнер приезжает на конкретное место в зоне погрузки, которое уже зарезервировано под конкретный рейс с конкретным водителем. Система также подсказывает, как именно нужно расположить контейнеры, чтобы погрузка в машину происходила в правильном порядке».

Фото: «Утконос Онлайн»

Фото: «Утконос Онлайн»

Производительность сборки заказа после обновления склада может достигать 240 вложений в час, скорость сборки заказов сократилась до одного часа. В случае, если сотрудник не находит товар, он ставит в приложении специальный знак, так называемую «черную метку». В этом случае система может перенаправить его задание следующему комплектовщику с пометкой найти товар в другом месте. Если же после нескольких таких итераций выяснится, что товара нет на складе, соответствующее уведомление отправится покупателю. Однако таких случаев здесь стараются не допускать.

«У нас есть внутренние алгоритмы, которые пополняют сток на складе, – говорит Михаил Часовников. – Автоматизированная система делает прогноз спроса на конкретный отрезок времени. Мы знаем, какие категории товаров нам нужно поставить на склад. Поставки товаров приходят к нам в режиме 24/7».

Фото: «Утконос Онлайн»

Фото: «Утконос Онлайн»

После приемки товара несколько часов отводится на его размещение по зонам, затем с ним уже могут начинать работу комплектовщики.

«Мы стремимся к показателю комплектации заказа на 100%, – говорит Михаил Часовников. – Все, что заказывает клиент, мы должны привезти без замен и дополнительных звонков. Сейчас этот показатель находится на уровне 99,8%. То есть мы не находим только два товара из тысячи».

В сутки со склада в Бутово отправляется около 400–450 рейсов. Доставка заказов покупателю происходит в диапазоне с 6 часов утра до часа ночи.

«Половина заказов сейчас оформляется с доставкой на следующий день, – поясняет Михаил Часовников. – Зная это, мы начинаем их сборку заранее. По крайней мере, готовим ту часть заказа, которая не требует особого температурного режима хранения. Одна из задач склада – иметь максимально равномерную загрузку в течение дня. Потому, отталкиваясь от спроса, мы стараемся этот спрос максимально распределить».

Фото: «Утконос Онлайн»

Фото: «Утконос Онлайн»

Соблюдение стандартов качества при высокой скорости сборки требует от линейного персонала определенного уровня сноровки.

«Мы обучаем коллег в течение нескольких дней после приема на работу, – поясняет Михаил Часовников. – Не только рассказываем, как пользоваться терминалом сбора данных, но и стараемся дать им представление о наших покупателях, о работе склада в целом, чтобы у них сложилась полноценная картина о компании. Также у нас есть межвахтовое обучение: мы продолжаем тестировать сотрудников по вопросам, с которыми они сталкиваются во время работы. Могу сказать, что на максимальную производительность человек выходит примерно после двух вахт. И мы заинтересованы во внутреннем росте сотрудников. Карьерная лестница начинается с комплектовщика. Однако тем, кто проявил себя, мы предлагаем дополнительные программы для обучения и рассматриваем их на новые вакансии».

Фото: «Утконос Онлайн»

Фото: «Утконос Онлайн»

В компании отмечают: проводить подобную автоматизацию на других складах пока не планируют. Однако в числе основных задач «Утконос Онлайн» остается сокращение затрат и ускорение доставки. В идеале – выйти на показатель доставки от 2 до 2,5 часа по всей Москве.

Посмотрите видеорепортаж из фулфилмент-центра «Утконос Онлайн» в Бутово:

Людмила Клыженко, Retail.ru

Логотип Утконос Онлайн

Утконос Онлайн

Утконос ОНЛАЙН - один из крупнейших онлайн-магазинов на российском рынке e-grocery. Ком...

Подробнее о компании
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Яндекс.Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка

Онлайн-ритейлер автоматизировал фулфилмент-центр на юге Москвы. Это второй по величине склад компании и первый в стране подобный проект автоматизации в сегменте e-grocery. Retail.ru побывал там и рассказывает, как все устроено.

Фото: «Утконос Онлайн»

Фулфилмент-центр «Бутово» онлайн-магазина продуктов питания «Утконос» – это семь этажей мезонинного хранения товаров в шести температурных зонах. Реализовать проект автоматизации склада площадью 18 754 кв. м компании удалось за полтора года – причем в условиях пандемии коронавируса.

«Во время ковида мы увидели, что есть большая тенденция смены покупательского поведения в сторону онлайн, спрос значительно вырос, – рассказал операционный директор «Утконос Онлайн» Михаил Часовников. – На текущий момент этот склад обслуживает всю территорию Москвы и области вплоть до дальнего Подмосковья. Фулфилмент-центр «Бутово» работает на WMS-системе (Warehouse Management System) собственной разработки. Сейчас в ассортименте – порядка 75 000 SKU. Однако площадь позволяет разместить здесь до 150 000 уникальных наименований».

Фото: «Утконос Онлайн»

Еще одной целью проекта была победа над другим «отголоском» пандемии. В «Утконос Онлайн» хотели снизить зависимость от численности линейного персонала и его дефицита. Сейчас на складе «Бутово» работают около 900 человек. При этом пропускную способность склада удалось расширить до 15 600 заказов в сутки, тогда как раньше, до автоматизации, склад мог отгружать максимум до 7000 заказов. В пиковые периоды отсюда отгружают 10 000–12 000 заказов в сутки.

«Товар хранится на разных этажах, – поясняет Михаил Часовников. – Поскольку покупательская корзина у нас обычно широкая, то зачастую приходится начинать маршрут подбора товара на одном этаже и завершать на другом. Логика была следующая: нам нужно иметь много пространства для хранения с гибкой возможностью выстраивать разные маршруты обхода стеллажей и подбора товаров, чтобы при этом маршрут комплектовщика был как можно более коротким».

Фото: «Утконос Онлайн»

Фото: «Утконос Онлайн»

Возросшую скорость сборки обеспечивает конвейерно-сортировочная линия суммарной протяженностью 8,4 километра. По ней между этажами теперь перемещаются ящики для заказов двух размеров.

«Раньше комплектовщики перемещались по разным этажам, собирая заказ, – говорит Михаил Часовников. – Сейчас они остаются на одном этаже, передавая на другие этажи своим коллегам контейнеры для сборки. Также раньше собранные контейнеры нужно было вручную сортировать по разным маршрутам доставки. Сейчас эту задачу выполняет автоматический сортировщик. А готовый к отправке контейнер приезжает на конкретное место в зоне погрузки, которое уже зарезервировано под конкретный рейс с конкретным водителем. Система также подсказывает, как именно нужно расположить контейнеры, чтобы погрузка в машину происходила в правильном порядке».

Фото: «Утконос Онлайн»

Фото: «Утконос Онлайн»

Производительность сборки заказа после обновления склада может достигать 240 вложений в час, скорость сборки заказов сократилась до одного часа. В случае, если сотрудник не находит товар, он ставит в приложении специальный знак, так называемую «черную метку». В этом случае система может перенаправить его задание следующему комплектовщику с пометкой найти товар в другом месте. Если же после нескольких таких итераций выяснится, что товара нет на складе, соответствующее уведомление отправится покупателю. Однако таких случаев здесь стараются не допускать.

«У нас есть внутренние алгоритмы, которые пополняют сток на складе, – говорит Михаил Часовников. – Автоматизированная система делает прогноз спроса на конкретный отрезок времени. Мы знаем, какие категории товаров нам нужно поставить на склад. Поставки товаров приходят к нам в режиме 24/7».

Фото: «Утконос Онлайн»

Фото: «Утконос Онлайн»

После приемки товара несколько часов отводится на его размещение по зонам, затем с ним уже могут начинать работу комплектовщики.

«Мы стремимся к показателю комплектации заказа на 100%, – говорит Михаил Часовников. – Все, что заказывает клиент, мы должны привезти без замен и дополнительных звонков. Сейчас этот показатель находится на уровне 99,8%. То есть мы не находим только два товара из тысячи».

В сутки со склада в Бутово отправляется около 400–450 рейсов. Доставка заказов покупателю происходит в диапазоне с 6 часов утра до часа ночи.

«Половина заказов сейчас оформляется с доставкой на следующий день, – поясняет Михаил Часовников. – Зная это, мы начинаем их сборку заранее. По крайней мере, готовим ту часть заказа, которая не требует особого температурного режима хранения. Одна из задач склада – иметь максимально равномерную загрузку в течение дня. Потому, отталкиваясь от спроса, мы стараемся этот спрос максимально распределить».

Фото: «Утконос Онлайн»

Фото: «Утконос Онлайн»

Соблюдение стандартов качества при высокой скорости сборки требует от линейного персонала определенного уровня сноровки.

«Мы обучаем коллег в течение нескольких дней после приема на работу, – поясняет Михаил Часовников. – Не только рассказываем, как пользоваться терминалом сбора данных, но и стараемся дать им представление о наших покупателях, о работе склада в целом, чтобы у них сложилась полноценная картина о компании. Также у нас есть межвахтовое обучение: мы продолжаем тестировать сотрудников по вопросам, с которыми они сталкиваются во время работы. Могу сказать, что на максимальную производительность человек выходит примерно после двух вахт. И мы заинтересованы во внутреннем росте сотрудников. Карьерная лестница начинается с комплектовщика. Однако тем, кто проявил себя, мы предлагаем дополнительные программы для обучения и рассматриваем их на новые вакансии».

Фото: «Утконос Онлайн»

Фото: «Утконос Онлайн»

В компании отмечают: проводить подобную автоматизацию на других складах пока не планируют. Однако в числе основных задач «Утконос Онлайн» остается сокращение затрат и ускорение доставки. В идеале – выйти на показатель доставки от 2 до 2,5 часа по всей Москве.

Посмотрите видеорепортаж из фулфилмент-центра «Утконос Онлайн» в Бутово:

Людмила Клыженко, Retail.ru

«Утконос»: как устроен автоматизированный склад онлайн-магазина
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
«Утконос»: как устроен автоматизированный склад онлайн-магазина
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/photoreports/utkonos-kak-ustroen-avtomatizirovannyy-sklad-onlayn-magazina/2022-08-14

10:00

#ЭкспедицияRetail 2022 от Урала до Дальнего Востока в Красноярске!

Источник: shutterstock

Источник: shutterstock

Участники Экспедиции посетят торговую сеть «Слата»!

Неделю назад стало известно, что Х5 договорилась о стратегическом альянсе с «Красным Яром» и «Слатой» 

И на портале Retail.ru вышло эксклюзивное интервью Вячеслав Заяц, «Слата»: «Мы не собирались продавать компанию, но предложенная сделка стала интересна»

Почитайте статью «Как развивать собственное производство в новых реалиях?», в которой опытом делятся руководители СП сетей «Магнит», «Самбери», «Лента», «Слата», «Командор», «Красный яр», «Караван» и «Афина».




public-4028a98f6b2d809a016b646957040052