E-commerce. Маркетплейсы
Крупные мировые ритейлеры
Логистика в ритейле
Открытия и закрытия магазинов
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
22 октября 2020, 07:00 24904 просмотра

Как устроен мини-склад «Утконос онлайн»?

«Утконос онлайн», отвечая на вызовы пандемии, запустил фулфилмент-центр «Мосрентген» в мини-формате, чтобы ускорить доставку самых востребованных товаров. Получился по сути классический dark store , способный обеспечить доставку 6 тыс. заказов в сутки за 2 часа. Инвестиции в запуск составили около 100 млн руб. Как устроен и как работает новый мини-склад старейшего российского интернет-магазина – читайте в нашем репортаже.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

«Утконос онлайн» увеличивает складские мощности и трансформирует формат складов. В 2019 году открыт основной фулфилмент-центр «Север» в Солнечногорском районе МО общей площадью 50 тыс. кв. м с ассортиментом 43 тыс. товарных наименований. Планируется увеличить площадь этого склада примерно в 4 раза и расширить ассортимент до 150 тыс. артикулов. Еще один крупный склад – в «Бутово» – находится на реконструкции и будет запущен в ближайшее время. В конце октября 2020 года планируется открыть склад основного формата в Санкт-Петербурге с доставкой от двух часов. Крупные склады обеспечивают доставку широкого ассортимента, в том числе товаров non food, за 7–8 часов в день заказа или на следующий день. В 2020 году запущены два склада мини-формата с ассортиментом 10 тыс. наименований – в Kaleva Park и БЦ «Волковский» – для обеспечения экспресс-доставки.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

В мае 2020 года компания открыла фулфилмент-центр «Мосрентген» в новом для себя мини-формате на арендованных площадях в технопарке Kaleva Park. Как рассказала операционный директор компании «Утконос онлайн» Елена Образцова, план открыть второй склад уже был в перспективе, но экспоненциальный рост спроса ускорил запуск. ««По нашим оценкам, в период пандемии спрос на доставку товаров вырос в 3–4 раза, и мы поняли, что с одним складом на севере Москвы не сможем расширить логистические мощности», – говорит Елена Образцова. – В конце марта 2020 года было принято решение открыть еще один склад, но в мини-формате, не требующем капитальных вложений в строительные работы, и расположенный близко к Москве – либо внутри, либо непосредственно на МКАД, чтобы в короткие сроки организовать быструю доставку.

Договор аренды подписали  6 апреля, а уже 6 мая начались первые отгрузки, то есть операционная деятельность была развернута в рекордно короткие сроки».

Инвестиции в запуск составили более 100 млн руб. с НДС, основные финансовые вложения пошли на оборудование – холодильное и стеллажное.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

На «Мосрентген» выполняется полный цикл складских операций – приемка, размещение, хранение, компрессия, инвентаризация, работа со стоком, а также комплектация заказа, консолидация на отгрузку и непосредственно отгрузка.

Основная задача склада «Мосрентген» – ускорить доставку наиболее востребованного ассортимента. Сейчас ассортимент включает около 10 тыс. уникальных артикулов – самые популярные товары каждой категории, представленные на витрине «Утконос». В перспективе планируется расширить ассортимент до 20 тыс. Ближайший временной слот доставки – 2 часа. Потенциальная пропускная способность – порядка 6 тыс. заказов в сутки. В настоящее время все три склада компании отгружают более 8 тыс. заказов в сутки.

Склад автоматизирован на уровне управления процессами – используются сторонняя WMS и TMS собственной разработки. Как считает Елена Образцова, мини-складу нужны не роботизированные линии, а правильные операционные настройки ИТ-системы для эффективного управления.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Площадь помещения «Мосрентген» – около 15 тыс. кв. м. Сначала под склад, офисы и пандусы была арендована только часть – около 9 тыс. кв. м, но через месяц работы, увидев, что карантин продлен и высокий спрос по-прежнему сохраняется, было принято решение расшириться и занять модуль полностью.  

Из 15 тыс. кв. м зона склада занимает около 10 тыс. кв. м, офисы на втором уровне – 800 кв. м, вспомогательные помещения для персонала (раздевалки, санузлы, душевые, комнаты отдыха) – 800 кв. м, пандусные зоны, в которых происходит приемка и отгрузка товара, – 3,4 тыс. кв. м.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Склад разделен на две основные зоны – холодную и сухую. Холодная зона занимает примерно 35% площади. Склад не оборудован крупными холодильными камерами, так как было найдено более мобильное решение: для товаров, чувствительных к высокой температуре, – шоколад, мед, детское питание и т. п., оснащена «прохладная комната» площадью 500 кв. м, где поддерживается температурный режим +17–18°С.

Продукция фреш и ультрафреш хранится в холодильных и морозильных ларях и шкафах. Каждый холодильник имеет индивидуальную настройку температуры – можно вручную выставить нужные параметры под конкретные продукты – от +3 до -20­­°С.

Сохранение температурных режимов контролируется и поддерживается отделом контроля качества.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Сухая зона оснащена обычными стеллажами высотой 2 м. Поэтому в зале используются не погрузчики, а гидравлические и электрические тележки-рохли. «Палетные стеллажи не подходят е-commerce, так как неудобны для отбора и комплектации заказа, – рассказывает Елена Образцова. – Весь товар должен находиться в зоне доступа, чтобы его можно было подобрать с полки сразу в заказ. Получается, что зона хранения и зона пикинга – одна и та же, поэтому здесь нет лишних перемещений товара, что очень ускоряет и удешевляет процесс. У нас практически нет товара в запасе, небольшая глубина ассортимента и высокая оборачиваемость. По сути, это классический dark store ».

Сухая зона находится в процессе расширения, – будет установлен второй уровень хранения в виде полочного мезонина. Новые площади позволят увеличить ассортимент non food.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Комплектация заказов стартует каждые два часа, но планируется переход на ежечасный запуск. Комплектовщики оснащены терминалами сбора данных, интегрированными с WMS. Система выдает задание на подбор определенных товаров и пошагово, указывая каждый следующий адрес товара на полке, проводит его по оптимальному маршруту.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

На комплектовочный ролл установлено 6 ящиков желтого фирменного цвета с брендированными пакетами, в которые складываются товары. «Каждый ящик привязан к определенному заказу, – поясняет Елена Образцова. – Все, что будет лежать в ящике, – из одного заказа. Но на один заказ может приходиться несколько ящиков. Затем на сортировке система их объединит».

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Оборудована удобная отгрузочная зона. Примерно 85% товара приходит напрямую от поставщиков. На «Мосрентген» привозят свой товар 400 поставщиков. Остальные 15% товаров поступают из основного склада, как правило, это расфасованные весовые или закупленные заранее продукты. Как уточнила Елена Образцова, заранее и с большой глубиной, как правило, закупаются популярные быстрооборачиваемые категории – хозтовары, туалетная бумага, памперсы, вода.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Транспортный парк компании объединяет 650 собственных автомобилей, это небольшие фургоны-рефрижераторы. Машины не закреплены за определенным складом, а мобильно перемещаются. В пиковые сезоны, например, в декабре, привлекается наемный транспорт. Курьерская служба в компании – собственная.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Контроль качества на складе включает в себя проверку сертификатов, сопровождающих документов и сроков годности. Не принимаются товары с остаточным сроком годности меньше 30%.

В зоне для приемки фруктов и овощей установлены специальные стенды, на которых наглядно представлены стандарты внешнего вида для каждого продукта. Можно легко и быстро понять, как выглядит брак, какой процент налипшей грязи допустим и прочее. Даже если товар приходит на палетах, приемщики должны визуально осмотреть весь объем и выборочно проверить плоды на соответствие стандартам. По каждому виду товара определен свой процент обязательной выборки, по ФРОВ он максимальный, так как категория сильнее других подвержена порче. Фрукты или овощи выбираются произвольно из разных ящиков, выкладываются на стол и осматриваются приемщиками. Процент дефекта для этой категории – не более 4% от партии. Если брак выше – поставка разворачивается обратно. Фрукты и овощи принимаются ночью, так как основные отгрузки происходят рано утром.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Самые большие издержки склада – не списание товаров, это затраты на персонал – ФОТ, а также непрогнозируемые пики и спады спроса. Когда спрос резко растет, сотрудников не хватает, или наоборот, когда срываются ожидаемые заказы, возникает простой. «Тема корректного планирования персонала и прогнозирования объемов – самая материально емкая, – рассказывает Елена Образцова. – Затраты на персонал – самые большие. Важно корректно определить численность сотрудников и обеспечить их универсальность. Например, когда отгрузки нет и комплектовщики стоят, а на приемке не хватает людей, должна быть возможность перебросить персонал с одной операции на другую, чтобы он не простаивал».

В пандемию многие ритейлеры стали собирать заказы прямо из магазина, что очень ускоряет доставку. «Утконос» закрыл свою офлайн-сеть еще в 2013 году и не жалеет об этом, так как наращивает свои компетенции в онлайн-бизнесе. Но у компании есть небольшие магазины при складах (например, в «Бутово» магазин площадью 250 кв. м), где реализуется продукция, срок годности которой составляет примерно 30%. Эти магазины пользуются высоким спросом местных жителей.

Елена Образцова, операционный директор компании «Утконос онлайн»

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

«Спрос, выросший в пик пандемии, – это «предновогодний сезон», умноженный на два, который длился четыре месяца. Сейчас спрос спал, но остается высоким. Даже в самый спокойный месяц август LFL выручки составил около +60% . Люди привыкли покупать в онлайн-магазине, приросла аудитория новых пользователей. Планируем, что рост выручки «Утконос онлайн» по итогам 2020 года составит 70–80% к 2019 году. Наша основная задача – держать высокий сервис. Издержки на инфраструктуру очень большие, но тренд развития компании положительный, финансовые результаты улучшаются год от года, даже с учетом открытия новых складов».

Валерия Миронова, Retail.ru

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Как устроен мини-склад «Утконос онлайн»?

«Утконос онлайн», отвечая на вызовы пандемии, запустил фулфилмент-центр «Мосрентген» в мини-формате, чтобы ускорить доставку самых востребованных товаров. Получился по сути классический dark store , способный обеспечить доставку 6 тыс. заказов в сутки за 2 часа. Инвестиции в запуск составили около 100 млн руб. Как устроен и как работает новый мини-склад старейшего российского интернет-магазина – читайте в нашем репортаже.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

«Утконос онлайн» увеличивает складские мощности и трансформирует формат складов. В 2019 году открыт основной фулфилмент-центр «Север» в Солнечногорском районе МО общей площадью 50 тыс. кв. м с ассортиментом 43 тыс. товарных наименований. Планируется увеличить площадь этого склада примерно в 4 раза и расширить ассортимент до 150 тыс. артикулов. Еще один крупный склад – в «Бутово» – находится на реконструкции и будет запущен в ближайшее время. В конце октября 2020 года планируется открыть склад основного формата в Санкт-Петербурге с доставкой от двух часов. Крупные склады обеспечивают доставку широкого ассортимента, в том числе товаров non food, за 7–8 часов в день заказа или на следующий день. В 2020 году запущены два склада мини-формата с ассортиментом 10 тыс. наименований – в Kaleva Park и БЦ «Волковский» – для обеспечения экспресс-доставки.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

В мае 2020 года компания открыла фулфилмент-центр «Мосрентген» в новом для себя мини-формате на арендованных площадях в технопарке Kaleva Park. Как рассказала операционный директор компании «Утконос онлайн» Елена Образцова, план открыть второй склад уже был в перспективе, но экспоненциальный рост спроса ускорил запуск. ««По нашим оценкам, в период пандемии спрос на доставку товаров вырос в 3–4 раза, и мы поняли, что с одним складом на севере Москвы не сможем расширить логистические мощности», – говорит Елена Образцова. – В конце марта 2020 года было принято решение открыть еще один склад, но в мини-формате, не требующем капитальных вложений в строительные работы, и расположенный близко к Москве – либо внутри, либо непосредственно на МКАД, чтобы в короткие сроки организовать быструю доставку.

Договор аренды подписали  6 апреля, а уже 6 мая начались первые отгрузки, то есть операционная деятельность была развернута в рекордно короткие сроки».

Инвестиции в запуск составили более 100 млн руб. с НДС, основные финансовые вложения пошли на оборудование – холодильное и стеллажное.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

На «Мосрентген» выполняется полный цикл складских операций – приемка, размещение, хранение, компрессия, инвентаризация, работа со стоком, а также комплектация заказа, консолидация на отгрузку и непосредственно отгрузка.

Основная задача склада «Мосрентген» – ускорить доставку наиболее востребованного ассортимента. Сейчас ассортимент включает около 10 тыс. уникальных артикулов – самые популярные товары каждой категории, представленные на витрине «Утконос». В перспективе планируется расширить ассортимент до 20 тыс. Ближайший временной слот доставки – 2 часа. Потенциальная пропускная способность – порядка 6 тыс. заказов в сутки. В настоящее время все три склада компании отгружают более 8 тыс. заказов в сутки.

Склад автоматизирован на уровне управления процессами – используются сторонняя WMS и TMS собственной разработки. Как считает Елена Образцова, мини-складу нужны не роботизированные линии, а правильные операционные настройки ИТ-системы для эффективного управления.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Площадь помещения «Мосрентген» – около 15 тыс. кв. м. Сначала под склад, офисы и пандусы была арендована только часть – около 9 тыс. кв. м, но через месяц работы, увидев, что карантин продлен и высокий спрос по-прежнему сохраняется, было принято решение расшириться и занять модуль полностью.  

Из 15 тыс. кв. м зона склада занимает около 10 тыс. кв. м, офисы на втором уровне – 800 кв. м, вспомогательные помещения для персонала (раздевалки, санузлы, душевые, комнаты отдыха) – 800 кв. м, пандусные зоны, в которых происходит приемка и отгрузка товара, – 3,4 тыс. кв. м.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Склад разделен на две основные зоны – холодную и сухую. Холодная зона занимает примерно 35% площади. Склад не оборудован крупными холодильными камерами, так как было найдено более мобильное решение: для товаров, чувствительных к высокой температуре, – шоколад, мед, детское питание и т. п., оснащена «прохладная комната» площадью 500 кв. м, где поддерживается температурный режим +17–18°С.

Продукция фреш и ультрафреш хранится в холодильных и морозильных ларях и шкафах. Каждый холодильник имеет индивидуальную настройку температуры – можно вручную выставить нужные параметры под конкретные продукты – от +3 до -20­­°С.

Сохранение температурных режимов контролируется и поддерживается отделом контроля качества.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Сухая зона оснащена обычными стеллажами высотой 2 м. Поэтому в зале используются не погрузчики, а гидравлические и электрические тележки-рохли. «Палетные стеллажи не подходят е-commerce, так как неудобны для отбора и комплектации заказа, – рассказывает Елена Образцова. – Весь товар должен находиться в зоне доступа, чтобы его можно было подобрать с полки сразу в заказ. Получается, что зона хранения и зона пикинга – одна и та же, поэтому здесь нет лишних перемещений товара, что очень ускоряет и удешевляет процесс. У нас практически нет товара в запасе, небольшая глубина ассортимента и высокая оборачиваемость. По сути, это классический dark store ».

Сухая зона находится в процессе расширения, – будет установлен второй уровень хранения в виде полочного мезонина. Новые площади позволят увеличить ассортимент non food.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Комплектация заказов стартует каждые два часа, но планируется переход на ежечасный запуск. Комплектовщики оснащены терминалами сбора данных, интегрированными с WMS. Система выдает задание на подбор определенных товаров и пошагово, указывая каждый следующий адрес товара на полке, проводит его по оптимальному маршруту.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

На комплектовочный ролл установлено 6 ящиков желтого фирменного цвета с брендированными пакетами, в которые складываются товары. «Каждый ящик привязан к определенному заказу, – поясняет Елена Образцова. – Все, что будет лежать в ящике, – из одного заказа. Но на один заказ может приходиться несколько ящиков. Затем на сортировке система их объединит».

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Оборудована удобная отгрузочная зона. Примерно 85% товара приходит напрямую от поставщиков. На «Мосрентген» привозят свой товар 400 поставщиков. Остальные 15% товаров поступают из основного склада, как правило, это расфасованные весовые или закупленные заранее продукты. Как уточнила Елена Образцова, заранее и с большой глубиной, как правило, закупаются популярные быстрооборачиваемые категории – хозтовары, туалетная бумага, памперсы, вода.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Транспортный парк компании объединяет 650 собственных автомобилей, это небольшие фургоны-рефрижераторы. Машины не закреплены за определенным складом, а мобильно перемещаются. В пиковые сезоны, например, в декабре, привлекается наемный транспорт. Курьерская служба в компании – собственная.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Контроль качества на складе включает в себя проверку сертификатов, сопровождающих документов и сроков годности. Не принимаются товары с остаточным сроком годности меньше 30%.

В зоне для приемки фруктов и овощей установлены специальные стенды, на которых наглядно представлены стандарты внешнего вида для каждого продукта. Можно легко и быстро понять, как выглядит брак, какой процент налипшей грязи допустим и прочее. Даже если товар приходит на палетах, приемщики должны визуально осмотреть весь объем и выборочно проверить плоды на соответствие стандартам. По каждому виду товара определен свой процент обязательной выборки, по ФРОВ он максимальный, так как категория сильнее других подвержена порче. Фрукты или овощи выбираются произвольно из разных ящиков, выкладываются на стол и осматриваются приемщиками. Процент дефекта для этой категории – не более 4% от партии. Если брак выше – поставка разворачивается обратно. Фрукты и овощи принимаются ночью, так как основные отгрузки происходят рано утром.

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

Самые большие издержки склада – не списание товаров, это затраты на персонал – ФОТ, а также непрогнозируемые пики и спады спроса. Когда спрос резко растет, сотрудников не хватает, или наоборот, когда срываются ожидаемые заказы, возникает простой. «Тема корректного планирования персонала и прогнозирования объемов – самая материально емкая, – рассказывает Елена Образцова. – Затраты на персонал – самые большие. Важно корректно определить численность сотрудников и обеспечить их универсальность. Например, когда отгрузки нет и комплектовщики стоят, а на приемке не хватает людей, должна быть возможность перебросить персонал с одной операции на другую, чтобы он не простаивал».

В пандемию многие ритейлеры стали собирать заказы прямо из магазина, что очень ускоряет доставку. «Утконос» закрыл свою офлайн-сеть еще в 2013 году и не жалеет об этом, так как наращивает свои компетенции в онлайн-бизнесе. Но у компании есть небольшие магазины при складах (например, в «Бутово» магазин площадью 250 кв. м), где реализуется продукция, срок годности которой составляет примерно 30%. Эти магазины пользуются высоким спросом местных жителей.

Елена Образцова, операционный директор компании «Утконос онлайн»

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

«Спрос, выросший в пик пандемии, – это «предновогодний сезон», умноженный на два, который длился четыре месяца. Сейчас спрос спал, но остается высоким. Даже в самый спокойный месяц август LFL выручки составил около +60% . Люди привыкли покупать в онлайн-магазине, приросла аудитория новых пользователей. Планируем, что рост выручки «Утконос онлайн» по итогам 2020 года составит 70–80% к 2019 году. Наша основная задача – держать высокий сервис. Издержки на инфраструктуру очень большие, но тренд развития компании положительный, финансовые результаты улучшаются год от года, даже с учетом открытия новых складов».

Валерия Миронова, Retail.ru

Фото: Андрей Ильин / Retail.ru

утконос, онлайн-магазин, e-grocery, фулмилмент, экспресс-доставка, dark storeКак устроен мини-склад «Утконос онлайн»?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/photoreports/utkonos-onlayn-mini-sklad-dlya-ekspress-dostavki-/2020-11-11


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052