Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Как устроен первый распределительный центр «Пятёрочки» на Дальнем Востоке
Федеральные продуктовые сети активно осваивают Дальний Восток. И, чтобы решить самую главную проблему работы в удаленном регионе России – доставку продуктов, – ритейлеры открывают собственные распределительные центры (РЦ). Процесс этот непростой и небыстрый: за три года сеть «Пятёрочка» открыла в регионе более 500 магазинов, а первый РЦ запустила только в минувшем октябре. О том, как выглядит логистический объект компании, какие перемены ждут поставщиков и покупателей с его появлением и насколько изменится развитие сети в Дальневосточном регионе, – читайте в нашем фоторепортаже с открытия объекта.
Развитие «Пятёрочки» на Дальнем Востоке началось в 2022 году после заключения соглашения о сотрудничестве между Х5 и «Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики». Сейчас магазины сети работают на территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской области и Еврейской автономной области. «Пятёрочка» стала первым федеральным ритейлером, который открыл здесь свои магазины и за три года увеличил долю на розничном рынке региона до 8%.
«Две трети наших магазинов, расположенных на Дальнем Востоке, находятся в Хабаровском крае, – отметил Владислав Курбатов, управляющий директор торговой сети «Пятёрочка». – Логистически Хабаровск также располагается выгоднее, чем, например, Владивосток: отсюда ближе возить товары в Биробиджан, Благовещенск и Комсомольск-на-Амуре».
Фото: Ольга Крыкова, Retail.ru
РЦ в селе Ракитное Хабаровского края стал первым мультитемпературным логистическим центром на Дальнем Востоке. Комплекс общей площадью 50 тыс. кв. м включает уникальные для региона объекты: цех газации бананов, площадку частичной переработки вторичного сырья и сервис логистического оператора 5Post.
Фото: Ольга Крыкова, Retail.ru
Сухая зона комплекса вмещает 45 тыс. палет. Все стеллажи – фронтальные. На первом этаже расположены ряды отбора, с которых сотрудники забирают товар. На втором – ячейки для хранения. Полы – монолитные, антипылевые.
Фото: Ольга Крыкова, Retail.ru
Фото: Ольга Крыкова, Retail.ru
Склад сквозной: с одной стороны поступает товар от поставщиков, с другой – уходят укомплектованные для отгрузки в магазины автомобили. В зоне экспедиции и приемки насчитывается в общей сложности 74 доковых ворот. Бесперебойную работу РЦ обеспечивают порядка 400 сотрудников и 45 единиц техники.
Фото: Ольга Крыкова, Retail.ru
В ближайшее время ритейлер планирует загрузить РЦ на 65–70% от его мощности. В перспективе он сможет обслуживать до 650 магазинов – эта цифра вдвое больше, чем уже открыла сеть на Дальнем Востоке.
В X5 отмечают, что распределительный центр с точки зрения устройства склада, ширины проходов и прочих технических моментов отвечает всем последним стандартам компании. Ритейлер активно тестирует роботов на РЦ Москвы, Екатеринбурга и Самары – при необходимости эти технологии будет возможно внедрить и в этом комплексе максимально быстро.
Фото: «Пятёрочка»
Запуск РЦ в одном из самых удаленных регионов страны – мощный логистический рывок для компании: до этого ближайший распределительный центр сети находился в Красноярске. На Дальнем Востоке склады приходилось арендовать, и они уже не справлялись с требуемыми объемами поставок. Новый РЦ сможет обслуживать 75 тыс. тонн продукции в месяц.
Камера дозревания. Фото: Ольга Крыкова, Retail.ru
Появление РЦ в этом регионе будет также способствовать росту поставок продуктов из стран Юго-Восточной Азии. Например, сюда удобнее поставлять бананы из Вьетнама, а не из Эквадора. Кроме этого, комплекс включает собственную камеру газации для хранения больших объемов таких фруктов. До его постройки бананы возили небольшими партиями из Новосибирска.
«Бананы традиционно поставляются зелеными, – рассказал Антон Безрядин, исполнительный директор территории «Дальний Восток» торговой сети «Пятёрочка». – Далее происходит их газация, которая длится от 4 до 8 дней в зависимости от качества и сорта. Сначала их нагревают, затем помещают в камеру с газом, потом 3–4 дня бананы остывают в камере. У бананов есть несколько степеней зрелости. Обычно из камеры выходит “четверка”: это желтый банан с легкой зеленью. Срок хранения бананов после газации обычно составляет четырнадцать дней».
Проверка качества поступивших овощей. Фото: Ольга Крыкова, Retail.ru
В РЦ есть также мультитемпературные камеры для хранения овощей, сыра, колбас и прочей продукции категории фреш, что открывает возможность поставок таких товаров даже в отдаленные магазины. Например, в некоторые точки сети ритейлер не успевал привозить готовую еду или свежий хлеб. Новый РЦ с собственным транспортом позволит поставлять скоропортящуюся продукцию в те магазины, до которых раньше не удавалось «дотянуться».
«Люди в отдаленных поселках смогут покупать те же товары, которые есть, например, в наших магазинах в Хабаровске. И это даст нам возможность открывать магазины там, где их пока не было ровно потому, что с точки зрения логистики поставки туда в прежних условиях были невозможны», – пояснил Владислав Курбатов.
Фото: Ольга Крыкова, Retail.ru
Кроме того, мощности нового РЦ помогут с централизацией поставщиков. До его появления многие локальные партнеры делали поставки в магазины напрямую. Однако работать с логистическим плечом длиной 500 км были готовы не все. Сейчас эта проблема решилась: поставщики смогут доставлять товар в РЦ, а оттуда транспорт ритейлера будет развозить его по точкам сети.
Фото: «Пятёрочка»
Снижение операционных издержек – одна из ключевых задач запуска центра. Экономия на доставке отразится и на ценах для потребителей.
«Когда мы заходили на Дальний Восток, мы в принципе рассматривали этот регион как инвестиционный, – подчеркнул Владислав Курбатов. – Мы инвестировали в цены, и с точки зрения экономики данный проект для нас пока не очень прибыльный. Мы хотели открыть РЦ в том числе для того, чтобы сбалансировать стоимость логистики. Это позволит нам не повышать цены для конечного потребителя».
Фото: «Пятёрочка»
Параллельно X5 собирается построить еще один распределительный центр во Владивостоке. Его планируется ввести в эксплуатацию в 2027 году с расчетом на то, что он снимет часть нагрузки с РЦ в Хабаровске.
Пока компания планирует развиваться в текущих регионах, однако не исключает, что в ближайшие годы могут запуститься магазины, открытые по франчайзинговой модели, на Сахалине и в Магадане.
Retail.ru

Бренд-шеф сети ресторанов рассказал о кухне, конкуренции, рынке и развитии заведений.