на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Выручка экспресс-доставки в России выросла на 60% до 470 млрд рублей
Российский рынок экспресс-доставки продемонстрировал в 2024 году значительный рост выручки, который, однако, сопровождался серьезным увеличением убыточности, пишут «Ведомости».

muse studio/Shutterstock/Fotodom
Согласно данным бухгалтерской отчетности топ-50 компаний сегмента, их совокупный доход достиг 470 млрд рублей, что на 60% больше, чем в предыдущем году. По сравнению с 2020 годом рост и вовсе стал почти десятикратным.
Такой впечатляющий рост выручки был обеспечен за счет переориентации населения на онлайн-покупки и стремительного развития электронной коммерции. За последние четыре года количество курьерских доставок в стране выросло с 513 млн до 751 млн отправлений. Две трети этого объема традиционно пришлось на заказы из интернет-магазинов.
Крупнейшим игроком рынка остается экосистема «Яндекса» с его сервисами доставки. Их общая выручка по РСБУ превысила 252 млрд рублей, показав рост 58% за год. Однако финансовые результаты этих подразделений оказались отрицательными, составив убыток в 6 млрд рублей. На втором месте по объемам выручки расположилась компания СДЭК, которая нарастила ее до 42 млрд рублей. Также в числе лидеров отмечаются «СберЛогистика» и курьерские службы крупных маркетплейсов.
Парадокс рынка заключается в том, что при колоссальных оборотах курьерская деятельность оказалась глубоко убыточной. По данным Росстата, убыточность по отрасли в целом в 2024 году достигла 11% выручки. В Москве этот показатель и вовсе взлетел до 36%. Эксперты объясняют это агрессивными ценовыми промо-акциями, масштабными инвестициями в инфраструктуру, а также резким ростом расходов на оплату труда курьеров, связь и аренду транспорта.
На этом фоне компании были вынуждены сдерживать рост заработных плат сотрудников. Если в 2022 году доход курьера был чуть выше среднероссийского, то в 2024-м он уже отстает от него на четверть.
В перспективе темпы роста рынка ожидаемо замедлятся из-за его постепенного насыщения. Ожидается, что акцент для участников отрасли сместится с агрессивной экспансии на повышение операционной эффективности, улучшение качества сервиса и удержание текущих позиций.
Во II квартале fashion-сегмент стал одним из лидеров по росту стоимости целевого действия в перформанс-рекламе

Артем Мочалов, KDV: «Мы не людей сокращаем, а функции оптимизируем»
Повышение производительности – с чего начать, как работать с узкими местами и где скрываются резервы эффективности?