Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 6738
Поделиться
Ритейл прощается с брендом "Патэрсон"
Кризис и готовящиеся изменения в торговом законодательстве продолжают "обустраивать" российское розничное пространство. Крупнейшие розничные сети страны становятся еще крупнее, при этом игроков на рынке ритейла становится все меньше. Надо спешить. После вступления в силу поправок в закон о торговле, которыми снижается порог доминирования, раскидывать сети будет труднее.
X5 Retail Group успела. Во вторник одна из крупнейших российских розничный сетей объявила, что покупает сеть "Патэрсон". Сумма сделки составила $189,5 млн, при этом X5 Retail Group принимает на себя долговые обязательства ритейлера. Долг "Патэрсона" составляет $85 млн. X5 Retail полностью оплатит покупку денежными средствами и намерена финансировать сделку из собственных денежных потоков. Компания планирует закрыть сделку до середины декабря. Продавцом "Патэрсона" выступает холдинговая компания CorpInvest Inc.
В результате сделки общее количество супермаркетов под управлением X5 увеличится приблизительно на 25%. "Патэрсон" - сеть из 82 магазинов, расположенных в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Казани, а также в ряде городов европейской части России и на Урале. X5 планирует интегрировать 52 магазина "Патэрсон" в формат "супермаркет", ребрендировав их в "Перекресток", а остальные 30 магазинов небольшого размера - в формат "дискаунтер" под брендом "Пятерочка". Процесс интеграции компания обещает уже в первой половине 2010 года.
А могли и не успеть. Как говорил главный исполнительный директор X5 Лев Хасис, "если будет принят закон о торговле и мы до конца года не сможем провести сделку, мы не проведем ее никогда". Объявляя о сделке X5 Retail сообщила, что заручилась всеми необходимыми одобрениями и согласованиями, включая разрешение
ФАС
, не обремененное дополнительными требованиями.
Ходатайство X5 Retail Group о покупке сети магазинов "Патэрсон" было одобрено Федеральной антимонопольной службой еще в октябре. На тот момент действовало и будет действовать до 1 января 2010 года законодательная норма, в соответствии с которой порог доминирования торговых сетей определяется в 35%.
Как заявлял глава ФАС Игорь Артемьев в октябре после одобрения сделки, "если доля Х5 меньше, чем 35%, мы не должны препятствовать". По его словам, из-за того, что общий товарооборот по Санкт-Петербургу увеличился, доля этой компании на данном рынке упала ниже 35% и составила 30,9%. "Сети магазинов "Патэрсон" как раз вошли в эти (оставшиеся до 35%) 5%", - заявил глава ФАС.
Отметим, что в новом варианте закона, регулирующего торговую деятельность, наращивать торговые мускулы будет труднее. Проект закона о торговле предусматривает запрет на открытие новых торговых точек ритейлерами, чья доля на локальном рынке превышает 25%. Данное ограничение, по предложению правительства РФ, должно вступить в силу с 1 января 2010 года для торговых сетей, доля которых превышает 25% в границах субъекта РФ, и с 1 июля 2010 года - для торговых сетей, имеющих такую долю в границах городского округа или муниципального района, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. А посему желающим расширить свою деятельность надо торопиться до введения в действие новых поправок.
На прошлой неделе сменились акционеры у еще одной розничной сети. ФАС одобрила сделку по покупке сети "Мосмарт" Сбербанком и фондом Bacarella. Член совета директоров "Мосмарта" Виталий Подольский подтвердил "Интерфаксу", что одобренные ФАС сделки - часть процесса по приобретению контрольной доли в ритейлере фондом Bacarella Евгения Новицкого и "Сбербанк-капиталом". "Одобрение ФАС означает, что сделка близка к закрытию", - пояснил он.
Как сообщалось, в июне этого года Bacarella и Сбербанк договорились о приобретении 10% и 51% "Мосмарта" у его основателей. Банк получил акции в рамках реструктуризации долгов сети.
Группа "Мосмарт" создана в 2003 году. Из примерно 80 магазинов, входивших в сеть в начале прошлого года, сейчас осталось 23 торговых объекта в 16 регионах РФ, преимущественно - гипермаркеты.
По бизнес-плану нового менеджмента сети, в 2010 году выручка "Мосмарта" на существующей базе (23 магазина) должна быть на уровне 20 млрд рублей, выход на прибыль планируется во второй половине 2010 года, положительная EBITDA - уже в этом году.
Но если кто-то пытается адаптироваться к российским законам и кризисным реалиям, то некоторые опустили руки. Французская Carrefour, крупнейший в Европе ритейлер приняла решение продать свой бизнес в РФ.
"Решение продать бизнес в России и уйти с рынка обусловлено отсутствием достаточных перспектив органического роста и возможностей для поглощений в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что позволило бы Carrefour занять лидирующие позиции в РФ", - говорилось в сообщении компании.
Первый гипермаркет в России Carrefour открыла в июне 2009 года в Москве, вложив 8 млн евро, а в сентябре запустила второй объект - гипермаркет в Краснодаре стоимостью 7,8 млн евро. До конца 2009 года ритейлер панировал открыть магазин в Липецке.
Carrefour был одним из претендентов на покупку петербургской сети гипермаркетов "Лента", однако из-за кризиса ее акционеры свернули переговоры с инвесторами, а позднее - продали 35,4% акций фондам "ВТБ Капитал" и TPG Capital. Кроме того, в этом году французская компания вела переговоры о приобретении доли основного акционера сети супермаркетов "Седьмой континент" Александра Занадворова, однако сделка не состоялась.
Не смог закрепиться на российском рынке и еще один крупнейший мировой ритейлер - американская Wal-Mart. Сперва из-за кризиса сорвалась сделка по покупке все той же "Ленты", а потом в мечтах остались и планы зайти на российский розничный рынок через "Копейку". Впрочем, в свое время "Копейка" оказалась крепким орешком и для X5 Retail.
IFX.RU
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/4e3/dlev0455kgnsgk9mgc81dyhsic3oktm5/anonsAndrei_-Gerasimchuk-_1_.jpg)
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?