Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
5529

Поделиться

Китай продолжает искать пути повышения потребительского спроса среди своих граждан

 Правительство ввело в дейст­вие систему субсидий сельскому населению на покупку бытовой электроники и мобильных телефонов, рассчитанную на четыре года. С этого понедельника фермеры могут приобрести некоторые наименования указанных товаров с 13-процентной скидкой. Реализация программы, которая обойдется китайской казне в 920 млрд юаней (134 млрд долл.), даст не только экономический, но и политический эффект.

В список льготных товаров попали, в частности, стиральные машины, цена которых начинается от 2000 юаней (295 долл.), холодильники от 2500 юаней (368 долл.), мобильные телефоны от 1000 юаней (145 долл.). По оценкам китайского правительства, программа позволит увеличить продажу бытовой электроники в пять раз, до 480 млн единиц за два года.

В отличие от США и Европы Китаю в целом удалось избежать падения потребительского спроса. В октябре розничные продажи в Поднебесной выросли на 22% по отношению к аналогичному периоду 2007 года. Ситуацию также должны значительно улучшить различные меры правительства по поддержке строительства жилья, энергетики и социальной сферы на 586 млрд долл. Однако в отдельных секторах не все гладко, в частности, продажи бытовой электроники за девять месяцев этого года упали на 10%, что грозит сворачиванием небольших производств и увольнениями десятков тысяч рабочих.

Самая большая проблема, однако, заключается в том, что даже сохранение нынешнего уровня внутреннего потребления не сможет компенсировать замедление темпов роста экспорта, за счет которого Китай активно развивался последние годы. Темпы роста ВВП КНР за девять месяцев 2008 года составили 9% (по итогам 2007 года — 11,9%). При этом, по прогнозам, китайская экономика в следующем году может замедлиться до 7—8%.

В производственном секторе ситуация ухудшается прямо на глазах. Количество новых заказов в промышленности в ноябре резко сократилось. Как сообщает агентство Bloomberg, один из важных индексов для китайских производителей Purchasing Managers’ Index в ноябре упал до 38,8 пункта с 44,6 в октябре. Власти КНР во всем винят глобальный финансовый кризис, который душит национального производителя. Об этом, в частности, в минувшие выходные заявил председатель КНР Ху Цзиньтао. Однако современное китайское общество уже не то, что было пару десятилетий назад. В своих экономических проблемах местный обыватель скорее всего будет винить несостоятельность руководства Коммунистической партии Китая, нежели происки акул капитализма с Уолл-стрит. В связи с этим нынешние меры по стимулированию спроса окажут не только положительный экономический, но и пропагандистский эффект.

«Несмотря на рост в 9% по итогам третьего квартала, власти Китая крайне опасаются серьезного замедления экономики. Они будут предпринимать меры по стимулированию внутреннего потребления, чтобы избежать негативного эффекта от снижения экспорта, — сказала РБК daily экономист Окс­фордского университета Линда Юэ. — Субсидии фермерам в виде значительных скидок на приобретение различных товаров — это попытка увеличить потребление в сельских регионах, где все еще остается значительный потенциал роста спроса». По словам г-жи Юэ, уделяя повышенное внимание сельскому населению, правительство подтверждает свою готовность оказывать помощь людям с низкими доходами.

ВЛАДИМИР ПАВЛОВ, РБК 

Интервью

Декоративное изображение

Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»

Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами