Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Игорь Шехтерман: рост потребления в рознице достиг минимума и продолжает сокращаться
По данным Х5, потребительская активность на розничном рынке РФ продолжает сокращаться, в августе был достигнут абсолютный минимум роста потребления — динамика составила всего 5%. Такие оценки привел генеральный директор Х5 Игорь Шехтерман в рамках Ежегодной конференции для партнеров Х5 Dialog 2025.
monticello/Shutterstock/Fotodom
«Мы видим охлаждение экономики, на горизонте ближайших двух лет ситуация будет оставаться примерно такой же, рынок с точки зрения потребителя будет достаточно сложным. ВВП по итогам первого полугодия 2025 года снизился до 1,1%, при этом уровень просрочки по кредитам физических лиц достиг максимума 2021 года — 4,7%», — отметил он.
Данные тенденции способствуют росту экономии среди потребителей. По оценкам Х5, 79% покупателей сегодня стремятся экономить, при этом более 30% снижают траты в одной категории ради их увеличения в других и ради сервиса. Цена становится ключевым фактором.
Игорь Шехтерман также отметил рост тренда к «локальному патриотизму» — по его оценкам, 47% потребителей сегодня обращают внимание на место производства продукта и отдают предпочтение местным товарам.
В продовольственной рознице магазины становятся компактнее и рационализируют ассортимент. Если в 2017 году средняя площадь магазина составляла 400 кв. м, то в 2024 году — уже 310 кв. м, а к 2030 году данный показатель, по прогнозам Х5, снизится до 250 кв. м. Остается только необходимый ассортимент.
Важной тенденцией является продолжение роста спроса на готовую еду и внимания к пищевой безопасности: 48% потребителей покупают готовую еду навынос более 1 раза в месяц. В онлайн-доставке усиливается конкуренция за скорость, но миграционная политика может переломить тренд.
Также растет спрос на персонализацию предложения — по оценкам Х5, 48% потребителей делают выбор в пользу продукта из-за персонализированной рекламы. Покупатель предпочитает получать персональные коммуникации и скидки, персональные продукты. В связи с этим массовое промо достигает точки насыщения — доля продаж промо сократилась на 7 п.п. до 24% год к году.
Игорь Шехтерман выделил еще несколько актуальных тенденций продовольственной розницы. Искусственный интеллект и роботизация становятся частью рутинных процессов ритейлеров — 28% работников периодически используют ИИ. Растет популярность ритейл-медиа — динамика данного рынка по итогам 2024 года составила +60% год к году.
Юлия Синицына, Retail.ru
Х5 запустила пилот по подтверждению возраста через MAX в магазинах «Пятёрочка» и «Перекрёсток»

Юлия Брицко, Moscow Food: «Между доставкой обычной еды и блюд для фуршета огромная разница»
Как спасти праздник, раздобыть 2000 пирожков к утру и чем угостить деловых партнеров – рассказывает гуру столичного кейтеринга.