Теперь государство «скребет по сусекам» и усиливает государственный сектор. Вспомнило об алкогольном рынке и усиливает «Росспиртпром»; наверняка, реформирует ФГУП «СПИ». Теперь дело дошло и до потребкооперации.
Не первый раз приходит в голову мысль, что на протяжении следующих 10 лет главенствующим принципом развития в России будет соперничество частного и государственного начал с постепенной победой государственного или государственно— частного (так точнее).
Государство вспомнило о том, что потребкооперация или Центросоюз России объединяет свыше 50 тыс. магазинов во всех регионах страны, почти 7 тыс. столовых, 8,4 тыс. цехов по производству продуктов питания, 6,7 тыс. приемно-заготовительных пунктов и около 30 тыс. пунктов бытового обслуживания. Совокупный оборот всех организаций Центросоюза в 2008 году составил 203,3 млрд руб., причем 70% этой суммы пришлось на магазины. Активы принадлежат свыше 4,8 млн пайщиков. Когда –то да и сегодня вся сельская торговля принадлежала кооперации. А в сельской местности все-таки и сегодня (статистика утверждает) живет около 40% населения.
Российская система потребительских кооперативов (Центросоюз) с помощью Сбербанка и АФК «Система» намерена создать крупнейшую сеть розничных магазинов. В Центросоюзе полагают, что оборот потенциальной сети может достигать 141 млрд руб. Только непонятно— почему может, если он уже в 2008 г. достиг 142 млрд руб. (70% от 203 млрд).
Несмотря на то, что участники рынка розничной торговли скептичны в оценках жизнеспособности проекта, так как кооперация объединяет небольшие магазины из маленьких городов, у них нет единых распределительных центров и политики ведения бизнеса, «ЦИФРРА» как раз считает этот проект очень перспективным. Лишь бы убрали из него политическую подоплеку, не поручили им заниматься активистам — политикам и т.д. Как это было в одном из близких к Москве регионов, в котором год назад провозгласили вослед словам руководителей Госдумы и Совета Федерации о необходимости госмонополии розничной алкогольной торговли начало соответствующего проекта в области (хотели, ничего не понимая в торговле, создать сеть алкогольных государственных магазинов под эгидой администрации области— где он нынче этот проект…). А кооперативный проект может быть экономически выгодным, но, прежде всего, этот проект — социален. Хотим возрождать село – надо дать людям, живущим там, хотя бы видимость того, что о них помнят. Существующий сегодня ритейл не будет заниматься развитием сельской торговли— невыгодно. Дело копеечное. Денег там у населения мало, возить товары далеко и т.д.
Так что можно только приветствовать создание Центросоюзом сети под единым брендом КООП. Хотя поставщикам «Хеннесси» да и любой легальной водки вряд ли стоит беспокоиться по этому поводу, их продукция там востребована не будет. Доходов этой части населения хватит только на «социальный водочный проект» России – нелегальную водку по 50 руб. в лчушем случае. Так что этот проект будет еще и фактически безалкогольным, поскольку село в ближайший год уже откажется и от нелегальной водки в пользу самогона.