Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Госдума приняла закон о регулировании маркетплейсов: что изменится для бизнеса и покупателей
Госдума окончательно одобрила закон о платформенной экономике (также известный как «закон о маркетплейсах»), который вступит в силу 1 октября 2026 года — раньше первоначально запланированного срока.
metamorworks/Shutterstock/Fotodom
Документ вводит новые правила для цифровых площадок, продавцов и покупателей, направленные на борьбу с мошенничеством, контрафактом и недобросовестной конкуренцией.
Основные нововведения:
-
Обязательная проверка продавцов — маркетплейсы должны будут проверять их через госреестры и систему идентификации на «Госуслугах».
-
Упрощённый возврат товаров — покупатели получат техническую возможность напрямую связываться с поставщиками для решения проблем с некачественной продукцией.
-
Запрет на манипуляции с поисковой выдачей — если пользователь выбрал сортировку по определённому критерию, платформа не сможет искусственно менять порядок товаров.
-
Регулирование скидок — маркетплейсы должны уведомлять продавцов о предстоящих акциях за их счёт не менее чем за 5 рабочих дней. Бизнес сможет отказаться от участия в таких скидках.
-
Равный доступ для всех продавцов — площадки обязаны публиковать прозрачные правила без дискриминационных условий.
-
Обмен данными с налоговой — операторы платформ должны будут предоставлять информацию о продавцах в ФНС.
-
Досудебное урегулирование споров — вводится механизм разрешения конфликтов между пользователями и маркетплейсами до обращения в суд.
Надежда Школкина, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, назвала закон «первой ласточкой» в регулировании цифровой экономики. Однако, как отметил Станислав Богданов, председатель президиума АКОРТ, документ не решает всех проблем отрасли. Он сообщил, что стремительное развитие технологий уже не позволяет разделять ритейл и платформенную экономику. Электронная коммерция и маркетплейсы — неотъемлемая часть настоящего и будущего торговли. Однако нельзя во имя развития игнорировать проблемы и риски торговой отрасли, которые законопроект «О платформенной экономике» пока полностью не устраняет. В первую очередь, это риски роста монополизации рынка и оборота контрафактных товаров.
Остается актуальным вопрос всестороннего контроля за качеством и происхождением товаров, предлагаемых через цифровые платформы. По экспертным оценкам, более половины контрафакта сегодня продают через интернет, проблема критична для категорий с высоким риском: от пищевых добавок и детских товаров до сложных технических устройств. Например, доля продаж контрафактной электроники на маркетплейсах по итогам 2024 года составляет от 21 до 54% в зависимости от категории. Независимо от способов хранения и доставки товара потребитель должен быть застрахован от покупки подделок, а государство не может продолжать терять сотни миллиардов рублей из-за «серого импорта». Возлагаемых на платформы обязанностей в сфере этих задач сегодня недостаточно.
Ещё одной серьёзной проблемой остаётся монополизация рынка и агрессивный демпинг со стороны крупных платформ, который ставит под удар малый бизнес и отечественных производителей. Китай уже ввёл запрет на принудительное занижение цен, и России также необходимо защитить рынок от подобных «хищнических» практик.
Особую озабоченность вызывает сфера онлайн-продаж продуктов питания, которая в 2024 году заняла 16,7% всего рынка электронной коммерции. При этом для неё до сих пор не установлены такие же жёсткие регламенты, как для традиционных торговых сетей, что создаёт пробелы в регулировании продовольственной безопасности.
«Вопрос регулирования отношений на цифровых платформах напрямую связан с защитой интересов прав потребителей и продавцов, и поэтому крайне чувствителен для общества. Среди насущных задач — обеспечить равенство условий для всех участников платформы вне зависимости от поведения пользователей или используемых устройств, не допустить недобросовестного использования алгоритмов в интересах отдельных продавцов и в ущерб потребителям, манипулирования условиями договоров, повысить прозрачность алгоритмических решений и снизить риски искусственного ограничения доступа к товарам и услугам. Нам всем нужен цивилизованный, безопасный рынок, участники которого действуют в соответствии с должной финансовой и налоговой дисциплиной, а конкуренцию выигрывает тот, кто действительно оказался эффективнее. Важно, что после принятия закона о платформенной экономике усилия по гармонизации и регулированию отношений в сферах, которые она затрагивает, продолжатся. Правительство, парламентарии и бизнес договорились, что эта работа не потеряет интенсивность», — прокомментировал Богданов.
Правительство РФ может ограничить использование иностранных коммуникационных сервисов
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Производитель элегантной одежды для женщин из Ульяновска делает ставку на развитие собственной розницы и высокий уровень сервиса.