Декоративное изображение
713

Поделиться

Госдума приняла закон о регулировании маркетплейсов: что изменится для бизнеса и покупателей

Госдума окончательно одобрила закон о платформенной экономике (также известный как «закон о маркетплейсах»), который вступит в силу 1 октября 2026 года — раньше первоначально запланированного срока.

metamorworks/Shutterstock/Fotodom

metamorworks/Shutterstock/Fotodom

Документ вводит новые правила для цифровых площадок, продавцов и покупателей, направленные на борьбу с мошенничеством, контрафактом и недобросовестной конкуренцией.

Основные нововведения:

  • Обязательная проверка продавцов — маркетплейсы должны будут проверять их через госреестры и систему идентификации на «Госуслугах».

  • Упрощённый возврат товаров — покупатели получат техническую возможность напрямую связываться с поставщиками для решения проблем с некачественной продукцией.

  • Запрет на манипуляции с поисковой выдачей — если пользователь выбрал сортировку по определённому критерию, платформа не сможет искусственно менять порядок товаров.

  • Регулирование скидок — маркетплейсы должны уведомлять продавцов о предстоящих акциях за их счёт не менее чем за 5 рабочих дней. Бизнес сможет отказаться от участия в таких скидках.

  • Равный доступ для всех продавцов — площадки обязаны публиковать прозрачные правила без дискриминационных условий.

  • Обмен данными с налоговой — операторы платформ должны будут предоставлять информацию о продавцах в ФНС.

  • Досудебное урегулирование споров — вводится механизм разрешения конфликтов между пользователями и маркетплейсами до обращения в суд.

Надежда Школкина, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, назвала закон «первой ласточкой» в регулировании цифровой экономики. Однако, как отметил Станислав Богданов, председатель президиума АКОРТ, документ не решает всех проблем отрасли. Он сообщил, что стремительное развитие технологий уже не позволяет разделять ритейл и платформенную экономику. Электронная коммерция и маркетплейсы — неотъемлемая часть настоящего и будущего торговли. Однако нельзя во имя развития игнорировать проблемы и риски торговой отрасли, которые законопроект «О платформенной экономике» пока полностью не устраняет. В первую очередь, это риски роста монополизации рынка и оборота контрафактных товаров.

Остается актуальным вопрос всестороннего контроля за качеством и происхождением товаров, предлагаемых через цифровые платформы. По экспертным оценкам, более половины контрафакта сегодня продают через интернет, проблема критична для категорий с высоким риском: от пищевых добавок и детских товаров до сложных технических устройств. Например, доля продаж контрафактной электроники на маркетплейсах по итогам 2024 года составляет от 21 до 54% в зависимости от категории. Независимо от способов хранения и доставки товара потребитель должен быть застрахован от покупки подделок, а государство не может продолжать терять сотни миллиардов рублей из-за «серого импорта». Возлагаемых на платформы обязанностей в сфере этих задач сегодня недостаточно.

Ещё одной серьёзной проблемой остаётся монополизация рынка и агрессивный демпинг со стороны крупных платформ, который ставит под удар малый бизнес и отечественных производителей. Китай уже ввёл запрет на принудительное занижение цен, и России также необходимо защитить рынок от подобных «хищнических» практик.

Особую озабоченность вызывает сфера онлайн-продаж продуктов питания, которая в 2024 году заняла 16,7% всего рынка электронной коммерции. При этом для неё до сих пор не установлены такие же жёсткие регламенты, как для традиционных торговых сетей, что создаёт пробелы в регулировании продовольственной безопасности.

«Вопрос регулирования отношений на цифровых платформах напрямую связан с защитой интересов прав потребителей и продавцов, и поэтому крайне чувствителен для общества. Среди насущных задач — обеспечить равенство условий для всех участников платформы вне зависимости от поведения пользователей или используемых устройств, не допустить недобросовестного использования алгоритмов в интересах отдельных продавцов и в ущерб потребителям, манипулирования условиями договоров, повысить прозрачность алгоритмических решений и снизить риски искусственного ограничения доступа к товарам и услугам. Нам всем нужен цивилизованный, безопасный рынок, участники которого действуют в соответствии с должной финансовой и налоговой дисциплиной, а конкуренцию выигрывает тот, кто действительно оказался эффективнее. Важно, что после принятия закона о платформенной экономике усилия по гармонизации и регулированию отношений в сферах, которые она затрагивает, продолжатся. Правительство, парламентарии и бизнес договорились, что эта работа не потеряет интенсивность», — прокомментировал Богданов.

Правительство РФ может ограничить использование иностранных коммуникационных сервисов

Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Интервью
Декоративное изображение

Леонид Сергеев, аэропорт Пулково: «Глядя на цифры продаж, которых мы уже достигли, я не понимаю, где наш предел»

Магазины на территории Пулково достигли выручки до 1 млн руб. с квадратного метра в месяц.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами