Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
4885

Поделиться

Доступность недвижимости и кадров не дает поводов для оптимизма

Около половины представителей малого и среднего бизнеса в России ожидают ухудшения состояния своего бизнеса уже в ближайший месяц, следует из результатов январского мониторинга «Опоры России». Текущее положение дел как «плохое» и «очень плохое» оценили 28% компаний, остальные считают его нейтральным или позитивным. В ежемесячном режиме «Опора России» решила проводить опрос 300 компаний в 30 регионах в течение всего года.

Сравнивая оценки текущей ситуации и прогнозы компаний, можно уверенно констатировать, что уровень оптимизма у предпринимателей падает. Ожидания предпринимателей выглядят пессимистично: 48% компаний готовятся к ухудшению своих дел, четверть компаний предполагают, что кризис не повлияет на состояние их бизнеса в ближайший месяц, ждут улучшений 27% (см. график). Проанализировав результаты мониторинга, его авторы отмечают, что кризис на бизнес повлиял «неоднозначно». Среди позитивных изменений — доступность персонала (отметили 46% компаний), улучшение ситуации с подбором офисных помещений (40%). Среди негативных выделяется главным образом отсутствие финансовых средств. Так, 76% компаний заявили, что привлечь заемные финансовые средства стало сложнее, 87% указали на рост ставок по кредитам. В итоге 30% компаний практически не имеют доступа к заемному финансированию. Среди других трудностей — снижение спроса (отметило 63%), рост объема задолженностей со стороны покупателей продукции и услуг (43%), значительный рост цен на продукцию/услуги поставщиков (65%). Представители компаний также указали на рост активности рейдеров и «неформальных» платежей.

Предприниматели надеются, что мониторинг поможет лучше понять, как помочь малому и среднему бизнесу. По мнению президента «Опоры России» Сергея Борисова, государство ранее разрабатывало меры «в каком-то смысле вслепую», а надо «бить точно в цель». По мнению предпринимателей, наиболее действенными антикризисными мерами от правительства могли бы стать кредитование (указало 43%), налоговые «каникулы» (42%) и замораживание тарифов (37%). А пока компании разрабатывают свои антикризисные планы. 52% компаний заявили о планах сократить издержки, не связанные с расходами на зарплату. Часть компаний планирует проявить «гибкость»: изменить ассортимент (23%) либо переориентировать бизнес (17%). А такие «непопулярные» меры , как сокращение зарплат, персонала или снижение объемов выпуска, планируют 13%, 12% и 8% соответственно. И наконец, лишь 12% компаний планируют пойти на снижение цен.

Дарья Николаева, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»

Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами