10 октября 2012, 00:04 1956 просмотров

Авторынок тормозит с бюджетом

Продажи недорогих моделей падают все быстрее

Рост российского автомобильного рынка продолжает замедляться – до 10% в сентябре. В первую очередь это происходит из-за ухудшения продаж бюджетных моделей. В сентябре впервые возникли проблемы даже у самой продаваемой в России иномарки Hyundai Solaris. Дилеры признают, что «кризис никуда и не исчезал», но подчеркивают, что снижение происходит в основном по старым моделям. По мнению аналитиков, начало осени оказалось одним из самых слабых для отрасли за последнее время и к концу года рост рынка будет уже ниже 10%.

Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей в России в сентябре. Они выросли на 10%, до 259,5 тыс. машин. Продажи большинства популярных брендов продолжили замедляться. Например, у Ford они увеличились всего на 2%, у Nissan – на 9%, у Renault – на 16%. При этом некоторые бренды и вовсе показали отрицательную динамику. Например, продажи Suzuki упали на 23%, Daewoo – на 17%, Hyundai – на 1%. Снижение продаж в России вновь показал и лидер рынка АвтоВАЗ, которому в августе удалось остановить падение. Продажи завода в сентябре снизились на 1%, до 50,1 тыс. машин.

Причиной замедления роста рынка во многом стало продолжающее падение продаж бюджетных моделей. Оно началось еще в конце прошлого года и усилилось к весне. В прошлом месяце продажи Renault Logan упали на 47%, Sandero – на 26%, Daewoo Matiz – на 23%, Nexia – на 13%, Chevrolet Lacetti – на 12%. Продажи самой продаваемой иномарки в России Hyundai Solaris тоже впервые показали падение – на 4%, до 9 тыс. машин. Традиционно после завершения государственной программы утилизации снижение происходит и почти по всему модельному ряду АвтоВАЗа. Например, продажи Lada Kalina упали на 23%, а Priora – на 15%, 4Х4 – на 18%. Исключением стала лишь новая Lada Granta, продажи которой увеличились до 14 тыс. машин,– модель стала самым продаваемым автомобилем в России.

В самих автоконцернах снижение продаж бюджетных моделей объясняют исключительно производственными причинами. Например, в Renault сообщили “Ъ”, что падение Sandero связано «с технической остановкой завода в августе из-за отпусков персонала и расширения производственных мощностей». Падение продаж Logan в Renault традиционно объясняют перераспределением мощностей в пользу новых моделей. В Suzuki сообщили “Ъ”, что «спрос в сентябре оказался выше того объема, который могли предоставить производство и логистика, в частности, из-за изменения таможенных процедур в связи с введением утилизационного сбора». «В четвертом квартале мы планируем нарастить объемы продаж и удовлетворить отложенный спрос»,– заверили в компании.

Но дилеры считают, что «замедление спроса очевидно». «Кризис никуда и не исчезал, и процессы, происходящие в мировой экономике, не могут не отразиться и на российском авторынке: многие компании начинают более тщательно контролировать расходы, что сказывается на покупательной способности людей,– отмечает глава ГК “Фаворит Моторс” Владимир Попов.– К тому же ужесточаются условия кредитования, это сразу отражается на бюджетном сегменте рынка». Он добавляет, что на результаты сентября «традиционно оказал влияние и сезонный фактор, связанный с тем, что многие покупатели, вернувшись из отпусков, не готовы совершать крупные покупки». «При этом из статистики видно, что в основном снижение произошло по моделям, которые близки к завершению жизненного цикла, но модели, которые недавно были запущены в продажу, напротив, показывают хороший рост»,– отмечает господин Попов.

Аналитики настроены еще более пессимистично. «Начало осени оказалось одним из самых слабых для российского авторынка за последнее время»,– считает главный экономист «ВТБ Капитала» по России Максим Орешкин. Его коллега Владимир Беспалов добавляет, что «замедление на рынке кредитования на фоне общего снижения потребительского спроса очевидно, а это однозначно сказывается на автомобильном рынке». «Конечно, существует естественный процесс нормализации динамики роста продаж, но, скорее всего, к концу года ежемесячный рост рынка будет уже ниже 10%»,– добавляет аналитик. По мнению Михаила Пака из «Атона», «если в целом по году рынок вырастет на 9–10%, то уже это будет очень хорошим результатом». Аналитик отмечает, что «пока замедление роста рынка отражается в основном на бюджетных автомобилях и не заметно в премиальном сегменте, поскольку очереди на дорогие машины больше», но снижение продаж может коснуться и этого сегмента уже к ноябрю.

Егор Попов, ИД «Коммерсантъ»

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Авторынок тормозит с бюджетомавторынок, иномарки, бюджетные автомобили, продажи, дешевые автомобили