«Наш» – одна из крупнейших торговых сетей Северной Осетии. Компания работает с 2013 года и управляет 14 супермаркетами во Владикавказе в формате магазин у дома. Средняя площадь торговых точек – 200–350 кв. м, ассортимент – от 9000 до 15 000 SKU. Помимо этого, компания более 30 лет занимается оптовыми поставками различных товаров, сотрудничая с мелким и средним бизнесом на территории Северной Осетии, Ингушетии и Кабардино-Балкарии.
Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Казбек Цаликов, «Наш»: «Как только количество магазинов перевалит за двадцать, усилим работу фабрики-кухни»
Сооснователь небольшой торговой сети из Владикавказа «Наш» Казбек Цаликов рассказал команде #ЭкспедицииRetail 2025, как ритейлеру удалось построить бизнес в период интенсивной экспансии федеральных игроков, что дает преимущество в конкуренции на локальном рынке, как действовать в условиях падающей рентабельности и как будет развиваться его фабрика-кухня и категория готовой еды.
Фото: Retail.ru
– С чего начинался ваш бизнес?
– Как и многие другие ритейлеры, мы начинали бизнес с оптовой торговли. Причем, у нас была довольно узкая специализация – мороженое. Мы одними из первых еще в 1993 году вышли на рынок с импортным мороженым. Ниша была совершенно свободна, поэтому мы могли развиваться на собственные средства. Нам удалось отстроиться от конкурентов, создав инфраструктуру и выстроив логистические цепочки.
Но мороженое – это сезонный товар. Решили, что в межсезонье и зимой нужно также чем-то заниматься, и начали вводить в матрицу другие товары. Хотелось сделать то, что наши конкуренты не смогли бы повторить быстро, поэтому мы занялись категориями товаров с короткими сроками годности. Поставки такой продукции требуют экспертизы и вложений.
– Как сейчас изменилось это направление в вашем бизнесе?
– Как поставщики мы работаем в трех республиках – Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Ингушетии. В пик сезонных продаж на маршруты выходят более 70 грузовиков, доставляющих товары в радиусе 200 километров. Сейчас у нас насчитывается порядка 3 тысяч клиентов, которым мы поставляем около 10 000 SKU во всех температурных режимах.
– Сейчас рынок старается выбирать варианты работы по прямым контрактам. Как считаете, ваше оптовое направление в конце концов себя изживет?
– Лет двадцать назад я решил, что этому бизнесу осталось жить еще лет десять. Но, как ни странно, с тех пор мы каждый год только прибавляем в объемах. Думаю, что это связано с особенностями ритейла на Кавказе. Пенетрация крупных федеральных сетей здесь не так велика, и тут по-прежнему очень много маленьких торговых точек. У жителей есть недвижимость, где они открывают магазинчики, ставят не очень высокие цены и успешно конкурируют.
Кроме того, если вернуться к нашей основной специализации – мороженому, то этот рынок не консолидируется на 100% нигде. Есть сезонная торговля, когда количество точек резко увеличивается, и кто-то должен их обслуживать. Так что наша компания будет востребована даже в том случае, если весь рынок займут глобальные сети.
– Как много сотрудников работает в оптовом направлении?
– К сожалению, очень много – более 600 человек. Этот бизнес на данный момент очень трудно автоматизировать так, чтобы сократить количество персонала. Мы физически везем товар в торговые точки и физически там его выдаем. А в маленьких магазинчиках приходится еще и заносить его внутрь, потому что кроме нас сделать это некому. Каждый экипаж – это два человека, ведь один с такими объемами попросту не справится.
И у нас большая команда торговых представителей, которые принимают заявки. Каждый продвигает определенный набор продуктов. Часто в одну торговую точку ходит несколько наших торговых представителей: человек, который продает мороженое, не может так же хорошо продавать кисломолочную продукцию. Это размывает фокус. Поэтому нам приходится держать большой штат, чтобы оказывать профессиональный сервис нашим партнерам и помогать им выстраивать торговлю.
– Но за тридцать лет некоторые процессы наверняка получилось автоматизировать?
– Конечно, в блокнот ручкой данные теперь никто не вносит, все заказы принимаются в единой системе. У каждого торгового представителя также обычно с собой есть планшет для презентаций, поскольку количество SKU в его категории может доходить до тысячи. Конечно, все они работают «под колпаком» GPS. Также мы пробуем подключать искусственный интеллект, чтобы анализировать эффективность работы торговых представителей.
Фото: Марова Наталья / Retail.ru
– Когда вы решили развивать собственную сеть?
– Торговая сеть появилась в 2013 году: мы тогда выкупили два магазина. Сейчас их уже 14, все они работают в формате супермаркета. В ближайшее время планируем открыть еще два. Сейчас розничный бизнес составляет порядка 20% в структуре доходов нашей компании.
– Почему выбрали именно такое название?
– «Наш» переводится с осетинского как «тыква». Но республика многонациональна, поэтому мы вышли из ситуации так: название мы пишем на русском, однако имеем в виду осетинское слово «тыква». И на логотипе сети она тоже есть. Сейчас, кстати, мы обновляем логотип, цветовую гамму, и два новых магазина будут открыты в новом оформлении.
– Как вы оценивали ситуацию на рынке в момент открытия сети?
– В 2013 году федеральные сети уже шагали по стране широким шагом, и у нас они тоже были. Решение развивать собственный ритейл было рискованным, однако мы все риски осознавали. Для примера: одна из наших точек стоит ровно напротив магазинов двух крупнейших российских сетей. И она – одна из самых успешных. Так что, считаю, мы нашли подход к покупателю и продолжаем работать в этом направлении. При этом наш оптовый бэкграунд позволяет нам отвечать конкурентам интересными акциями или внедрять тренды первыми.
Кроме того, в каждой национальной республике есть свои особенности, которые крупным ритейлерам учесть сложно или почти невозможно. Мы отстраиваемся за счет категорий, которых у них нет, либо они есть в очень секвестированном виде. Это кулинария, которая включает в том числе местные блюда. Это хлеб, который нравится покупателям. Мы покупаем овощи и фрукты прямо с рынка, и они у нас более свежие. Уделяем много внимания собственному производству: у нас представлено свыше 300 наименований различных готовых блюд. В одном из последних магазинов – который, кстати, у нас самый крупный по площади, порядка 700 кв. м – мы даже установили в торговом зале мангал. Мы все-таки живем на Кавказе, здесь очень любят мясо, приготовленное таким способом. Кроме того, у нас есть осетинские пироги со всеми начинками, которые только могут в них быть. И мы стараемся делать открытую кухню там, где это возможно: покупателям нравится наблюдать за процессами.
Посмотрите видеорепортаж из магазина «Наш»
– Что можете сказать о конкуренции с местными игроками?
– Я бы не сказал, что мы с ними конкурируем. Все серьезные местные игроки всегда имели торговые площади больше, чем у нас. Они нацелены на тех, кто совершает крупные покупки, приезжает за ними на машинах или на более премиальный сегмент покупателей. Мы всегда ориентировались на горожан, живущих поблизости. Так что жесткой конкуренции у нас нет, тем более что 100% местных ритейлеров являются нашими партнерами по оптовому бизнесу.
Фото: Марова Наталья / Retail.ru
Фото: Марова Наталья / Retail.ru
– Как устроено собственное производство в сети?
– Когда мы только начинали развивать сеть, собственное производство было в каждом супермаркете. Отдельно мы выделяли только кондитерку и пекарню. Когда магазинов стало семь, мы осознали, что нам необходимо создавать фабрику-кухню. Но сейчас мы считаем, что нужно оборудовать качественные кухни во всех локациях, где есть техническая возможность. Потому что покупатели ценят свежесть. Например, осетинские пироги и прочую выпечку мы сейчас выпекаем во всех магазинах. Людям такой вариант нравится больше, чем продукция, привезенная с фабрики-кухни.
Но вообще мы в любом случае сохраняем свежесть. Например, салаты заправляются на месте. Плюс доставку с фабрики-кухни мы делаем трижды в день. Это дорого с точки зрения логистики, но мы работаем для людей. Они требуют такого подхода, по-другому не получится.
– Сейчас очень многие ритейлеры сфокусированы на товарах СТМ. Планируете развивать это направление?
– Четырнадцать не самых крупных магазинов не позволят нам прямо сейчас создать серьезное производство. Но, конечно, в планах развитие СТМ есть. Скорее всего, начнем с того, что пока не представлено в крупных торговых сетях. Однако отмечу, что кулинария по своему существу – это тоже собственная торговая марка. У нас много товаров, которые покупатели ассоциируют с нашей сетью.
Фото: Марова Наталья / Retail.ru
– Но при этом вы развиваете эксклюзивную торговую марку в категории мороженого. Расскажите детальнее, как вы к этому пришли.
– Я уже сказал, что наш бизнес начинался с поставок мороженого, это наша специализация. И мы всегда старались сохранять в портфеле топ-7 самых крупных производителей мороженого. Те, кто занимается этой категорией, знают, насколько это дорогой бизнес. Электроэнергия растет в цене, автопарк постоянно требует обновления. Поэтому нужно сохранять маржинальность. Однако многие игроки не следят за перетоками. Бывает, что крупные федеральные сети подписываются на планы, которые не могут выполнить, и продукт расходится в разные стороны по неконтролируемым ценам.
Поэтому мы решили создать собственную торговую марку мороженого. Сейчас мы можем заполнить собственным мороженым двухметровый морозильный ларь. Туда помещается порядка 10–12 SKU. И мы продолжаем работу над рецептурой и вкусами, создаем как премиальные продукты, так и более доступные. Но не планируем полностью замещать крупных игроков, они также должны быть представлены в рознице.
– Еще один тренд – кафе прямо в магазине. Такой вариант рассматриваете?
– Последний проект мы уже сделали с мини-кафе. И следующие два тоже планируем делать с мини-кафе, причем каждый следующий проект будет больше походить именно на кафе, а не на столовую. Такой формат для нашей республики в новинку, люди здесь не привыкли покупать и есть еду прямо на месте. Но тренд еды вне дома нарастает, поэтому мы должны за ним успевать.
Вообще, мы следим за современными трендами и стараемся внедрять их по мере возможности. Например, в новых супермаркетах у нас точно появятся кассы самообслуживания. Возможно, поменяем часть касс и в остальных магазинах тоже.
– Онлайн-доставка у вас есть?
– Да, шесть лет назад мы купили франшизу iGoods, чтобы набрать экспертизу. Тогда мы доставляли заказы из Metro, сделав собственную площадку через приложение. Все работало прекрасно, но, к сожалению, в минус. Качественная доставка в наше время не окупается. В общем, мы решили отступить, отдав место большим игрокам, которые тратят на это миллиарды.
При этом у нас есть лояльные покупатели, которым нравится заказывать доставку. Сейчас мы принимаем заказы через мессенджеры. Зарабатываем на этом немного, однако наши покупатели данным сервисом довольны.
Фото: Марова Наталья / Retail.ru
– Еще один сложный вопрос в ритейле – закрытие вакансий. Как справляетесь с этим вызовом?
– Это действительно больная тема, и в прошлом году вопрос с закрытием вакансий стоял еще острее. Сейчас стало чуть легче. Вообще, очень важен моральный аспект: в коллективе должен быть хороший климат. Сотрудникам должно быть интересно, они должны уважать свое руководство непосредственно в супермаркете и ценить свой коллектив. Но для этого и коллектив должен быть соответствующим. Мы работаем над этим, и в последний год особенно активно. Молодым людям важно отношение, наличие свободного времени – иногда это ценится больше, чем высокая зарплата. А иногда, наоборот, человек готов работать за двоих и получать хочет так же. Так что основная задача наших HR – найти для каждого место, которое подойдет именно этому человеку. И, конечно, мы стараемся трудоустраивать людей как можно ближе к дому, благо сейчас наши магазины есть практически во всех локациях.
– На чем планируете фокусироваться в ближайшее время?
– Основная задача – повысить качество работы, привлечь более качественных покупателей, поднять средний чек, закрывать как можно больше потребностей. Открывать новые точки будем осторожно, тщательно взвешивая все факторы. Рентабельность в торговле падает, мы не можем позволить себе серьезных ошибок.
Но как только количество магазинов перевалит за двадцать, мы усилим работу фабрики-кухни. Будем ее трансформировать, производить больше заранее упакованных продуктов. Планируем добавлять новые сорта хлеба, обновлять кондитерское производство. Учитывая тренды на здоровый образ жизни, уменьшать объем сладостей и снижать калорийность.
– Пока зона развития розницы – только Владикавказ?
– Пока да. Возможно, в будущем мы выйдем за пределы города. Однако сейчас здесь еще есть интересные локации и неохваченные группы покупателей. И с управленческой точки зрения также пока проще работать здесь.
Посмотрите видеозапись интервью с Казбеком Цаликовым
Людмила Клыженко, Retail.ru

Ритейл из Владикавказа управляет 14 магазинами и активно развивает направление готовой еды и кафе.