Retail
FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
Возврат долгов. Банкротство.
Аналитика
Коронавирус
15 апреля 2020, 00:05 7162 просмотра

Иван Федяков, INFOLine «Малый и средний бизнес подставили»

После карантина нас ждет принципиально новый рынок, готовиться к которому надо уже сейчас, считает генеральный директор информационного агентства INFOLine Иван Федяков, поделившийся своими прогнозами на онлайн-встрече «Ритейл, кризис, коронавирус 2020».

Федяков Иван

Видеозапись онлайн-встречи с Иваном Федяковым можно посмотреть на портале.

Примите участие в опросе для нового исследования INFOLine «Динамика потребительского рынка». Участники опроса получат результаты исследования.

– Что ждет розничный рынок после карантина?

– Нам всем предстоит перезагрузиться, перестроиться, выйти на работу в новой реальности и начать бизнес с чистого листа. Нас ждет принципиально новый рынок, и к этому новому надо готовиться уже сейчас, выстраивать свои планы и стратегию. В дальнейшем это развитие позволит нам существовать и получать позитивные результаты, как бы сложно ни было сейчас.

– Что порекомендуете делать компаниям МСБ, которым сейчас не разрешили работать, есть ли выход из ситуации или остается только увольнять сотрудников и закрываться?

– Компании МСБ подставили. С одной стороны, у нас объявлен нерабочий период, поэтому сотрудники могут (а в некоторых регионах даже должны) не выходить на работу, в некоторых случаях запретили деятельность предприятия – закрыли магазин, ресторан, кафе, прачечную. С другой стороны, предпринимателям говорят: все обязательства, которые вы на себя брали, вы должны исполнять – кредитные договора, аренда, зарплата сотрудникам.

В моем понимании, МСБ поставили в ситуацию невозможности выполнения обязательств, поэтому имеет смысл задуматься о подаче заявления о банкротстве.

Долгое время у нас к этой теме относились предвзято и старались до банкротства не доводить, но это не такая драматичная история. Если посмотреть на опыт США, где введены примерно те же самые ограничения и примерно в те же сроки, то там бизнес активно заявляет о своем банкротстве. Например, около 10% ресторанов заявили о том, что они не откроются после завершения ситуации, и около 20% планируют подать заявление о банкротстве в течение ближайших 30 дней. В США уже зарегистрированы миллионы безработных.

Важно понимать, что ситуация может быть пролонгирована на месяц и более, и, пытаясь выполнить обязательства сегодня, надо задавать себе вопрос – сможем ли мы выполнять эти обязательства завтра?

Но даже при более позитивном сценарии, когда забудутся все угрозы, связанные с пандемией, рынок ждет серьезная проблема, вызванная снижением реальных доходов и объемов продаж. Далеко не каждый бизнес способен выдержать падение продаж. Тогда вопрос – стоит ли вообще открываться?

Сейчас, если есть такая возможность, бизнесу необходимо срочно пересматривать договора и обязательства, вести переговоры с партнерами на предмет определения ситуации как форс-мажорной, в которой выполнять обязательства нет возможности.

Я, конечно, искренне надеюсь, что правительство исправит ошибку и объявит период форс-мажором, но пока от этой идеи категорически отказываются и тем самым подставляют бизнес под те непростые решения, которые ему предстоит принять.

Собственникам нужно вернуться к управлению компаниями, иначе они потеряют бизнес. Топ-менеджеры на это время могут занять позицию заместителей.

– Привычки и тренды уже меняются – например, гипермаркеты, недавно теряющие актуальность, в период ажиотажного спроса были самыми востребованными офлайн-магазинами. Какие перспективы появились у этого формата сейчас?

– Ситуация волатильная. Когда население делало запасы, конечно, многие поехали в гипермаркеты, где обеспечен доступ к большому объему товаров и широкий ассортимент. В марте продажи у формата были неплохие, но уже сейчас ограничительные меры региональных властей приводят к тому, что население перестает ездить в отдаленные магазины, уже зафиксировано падение продаж и трафика примерно на 40%, у некоторых продажи снизились в два раза.

Наносится очередной удар, который заставляет более динамично думать о своей новой миссии.

Гипермаркеты сейчас имеют все шансы эту миссию реализовать, преобразовавшись в dark store, магазины-склады для мелкого опта, с зоной отгрузки для дистанционных продаж, которые позволяют осуществлять комфортную доставку до покупателя и таким образом решать проблему последней мили. Например, компания «Лента» запустила проект по дистанционным продажам в партнерстве с сервисами доставки. Возможно, это неплохое решение, необязательно всем иметь собственную доставку.

– Что ожидает такие категории ультра-фреш как готовые салаты, кулинария, свежий выпечной хлеб?

– Весь фреш – не только готовая еда, но и свежие фрукты и овощи – находится под ударом, объемы продаж будут снижаться. Тут действуют два фактора – экономический и психологический. Экономический – у людей меньше денег и возможностей покупать, дешевле приготовить еду самим. Психологический – люди опасаются брать неупакованные товары, горячие блюда и салаты, приготовленные руками сотрудников. Шок не прошел даром – население долгое время будет бояться покупать такие продукты.

Но ритейлерам стоит задуматься о развитии кулинарии в формате пункта питания.

Когда будет снят запрет на передвижение, такой формат будет востребован, потому что часть ресторанов закроется и в определенных локациях будет ограничена доступность готовой еды, а потребность останется – люди будут покупать кофе и упакованный перекус по дороге на работу, выходя на обед и прочее. Магазин и точка общепита могут дать хорошую синергию. Но надо учесть, что экономика магазина и точки общепита разная, и управлять этими функциями должны разные команды.

– Как будет меняться доля СТМ в ассортименте сетей?

– Доля СТМ будет продолжать расти. Собственные марки и до кризиса себя чувствовали неплохо, и у некоторых крупных сетей были планы увеличить долю СТМ в 1,5–2 раза.

Сегодня ряд предприятий, чтобы загрузить мощности, будет относиться к запросам сетей о производстве СТМ с большей лояльностью. Российский ритейл еще не подошел к европейским показателям: если у нас доля СТМ в продуктах питания составляет около 10% от общего объема продаж, то в Европе – более половины. Мы рассчитываем приблизиться к доле в 50% в течение нескольких лет.

– В какие бизнесы сейчас стоит инвестировать?

– Сейчас стоит инвестировать не в новые бизнесы, а в повышение эффективности на каждом этапе бизнес-процесса, в ИТ-систему, контроль, маркетинг. Бизнес требует серьезного аудита, анализа, необходимо выявить слабые точки и уязвимые места.

Нужно становиться сильнее, как бы тяжело и больно нам ни было сейчас, стремиться выйти из этой ситуации на другом этапе развития бизнеса – более эффективном, успешном и оптимизированном. И потом уже важно будет не упустить момент, когда появится возможность инвестировать в диверсификацию и открытие новых направлений.

– Есть ли шанс, что банки будут продолжать кредитовать бизнес и спасут ли эти меры бизнес?

– Шансов на поддержку банков нет. Банки, с одной стороны, будут использовать все государственные схемы поддержки, а с другой – выбивать долги всеми возможными способами, без церемоний и не давая никому никаких каникул. Конечно, они не будут нарушать закон и официальные распоряжения правительства, но рассчитывать на снисхождение банковского сообщества абсолютно не стоит.  

– Как будет меняться спрос на разные категории продуктов, когда у потребителя резко снизятся доходы или начнут заканчиваться деньги?

– Пока действует режим самоизоляции, не важно, какие доходы у населения, в этом режиме формируется определенная корзина продуктов, из которых можно приготовить основные блюда дома, – крупа, мука, молоко, яйца, сахар. Приготовление пищи как одно из занятий сейчас сильнее влияет на потребителей и категории, чем уровень доходов.

Когда режим самоизоляции будет снят, все вернутся к привычной жизни, времени готовить не будет, тут предстоит пересмотреть корзину еще раз. И тут будут наблюдаться разные истории в разных категориях. Ожидаем снижения фреш и готовой еды, но пока говорить об этом рано.

– Как изменится кондитерская категория?

– В этой категории как раз неплохая ситуация. Как показывают предыдущие кризисы, население заедает проблемы сладким, человек не может купить новую машину, но может купить шоколад или конфету и получить свою дозу эндорфина для приятных эмоций. Кондитерские изделия временно подвержены снижению, но, когда выйдем из карантина, спрос восстановится.

– Что будет с категорией «здоровое питание»?

– Происходит осмысление жизни, люди становятся более внимательными к своему телу и качеству жизни. Несмотря на экономические проблемы, население будет вести себя максимально ответственно, заниматься спортом, выбирать здоровый образ жизни и предпочитать продукты здорового питания. В будущем стоит запускать эти линейки, при этом важно правильно позиционировать продукты как способствующие поддержанию иммунитета и укреплению организма, поддержке здоровья.

– Какие арендаторы займут площади, освободившиеся после закрытия ресторанов?

– Стрит-ритейл и до кризиса испытывал проблемы, и открытие ресторанов на месте фэшн-магазинов было обусловлено тем, что фэшн-ритейлеры не потянули дорогую аренду. Стрит-ритейл ждет очень серьезная перестройка, в 2015 году долларовые договора переделали в рублевые, потом арендодатели пошли на компромисс, зафиксировав сумму аренды и взяв на себя проблемы инфляции. Теперь будет новый цикл перестроения рынка – договорные отношения с арендой от оборота. Это уже начали делать торговые комплексы, дойдет и до стрит-ритейла. На месте ресторанов могут открыться обычные продуктовые магазины.

– Увеличилось ли количество краж в магазинах в связи с нарастающим кризисом?

– Не стоит преувеличивать проблему краж в магазинах – основное воровство происходит не в торговом зале, а вне его. Наше население в большинстве своем дисциплинировано, потери в магазинах самообслуживания единичные. Но сейчас обстановка заставляет всех включить повышенную внимательность, быть более бдительными, возможно, большое количество людей получит толчок к занятию нелегальными сферами деятельности, возможен рост мошенничества, воровства и краж.

– Как быстро все магазины перейдут в онлайн-продажи?

– Не стоит преувеличивать потребность покупателя в онлайн-продажах. Да, если сеть работает с широким ассортиментом и активной платежеспособной аудиторией, давно пора запустить интернет-магазины. В этом как раз состоит просчет «Ленты» – не сделали вовремя, теперь пытаются догнать лидеров. Но не для всех форматов и сегментов онлайн необходим. Например, для жестких дискаунтеров интернет-магазин нереализуем – ассортиментная матрица в разных регионах разная и подвержена активной ротации. Потребителям этих магазинов дистанционная торговля не нужна: они не захотят переплачивать за комплектацию и доставку заказа, готовы потратить время, чтобы сходить в магазин. Останутся формы, где онлайн не будет востребован. Возможно, в онлайн перейдет около 50% ритейлеров, но 100% перехода не будет никогда.

Основные тренды розничной торговли 2020

Рост спроса на дистанционную торговлю и ставка компаний на омниканальное развитие

Рынок онлайн-торговли в марте 2020 года увеличился на 36% к аналогичному периоду прошлого года. Направление доставки вызывает огромный интерес со стороны потребителей. Запросы в поисковых системах по таким словам, как «доставка продуктов», «доставка на дом», «доставка из магазина», выросла в 7 раз в конце марта, в начале апреля рост продолжается. Сильнее всего выросло количество заказов в категориях: товары для защиты (антисептики, термометры, влажные салфетки) – в 5–10 раз, холодильники и морозильники – в 2–3 раза, компьютерная техника – в 2 раза, молочные смеси, корма для домашних животных, автомобильные шины – в 2–3 раза, интим-товары – в 1,5–2 раза.

INFOLine Стратегия торговых сетей в условиях кризиса

 

Развитие форматов мягких дискаунтеров

Розничный бренд теряет ценность, основной фактор выбора – цена. Основные черты «мягкого дискаунтера» – узкий ассортимент, низкие цены, наличие категорий не только низкого, но и среднего и даже высокого ценового сегмента, товары среднего и низкого качества, минимизация затрат на оборудование, низкий уровень сервиса, большая доля СТМ.

INFOLine Стратегия торговых сетей в условиях кризиса

 

Развитие формата жесткий дискаунтер

Увеличение количества людей, находящихся на черте бедности, обусловит рост популярности жестких дискаунтеров. Крайне узкий ассортимент, самые низкие цены на рынке, товары среднего и низкого качества, минимизация затрат на оборудование и атмосферу, низкий уровень сервиса. Лидеры формата – сети «Светофор», «Маяк».

INFOLine Стратегия торговых сетей в условиях кризиса

 

Поляризация форматов

Отражает тренд расслоения населения по уровню доходов. Развитие сетей с четким позиционированием и определенной целевой аудиторией. Лидер формата – «ВкусВилл».

INFOLine Стратегия торговых сетей в условиях кризиса

INFOLine Стратегия торговых сетей в условиях кризиса

 

Совместные акции как альтернатива промо

Исследования показывают, что все больше компаний стали реализовывать совместные акции, при этом отмечается рост не только количества, но и качества акций. Большая часть опрошенных отмечают рост эффективности совместных мероприятий, позволяющих стимулировать продажи, уходить от промозависимости. Используются разные сценарии – тематические акции, ролевые мероприятия, игры, конкурсы, системы голосования и прочее, с качественным интерактивом и привлечением селебрити.

INFOLine Стратегия торговых сетей в условиях кризиса

Валерия Миронова, Retail.ru

Федяков Иван

Основатель и генеральный директор INFOLine.

Далее
1584
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram  и  Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Загрузка

После карантина нас ждет принципиально новый рынок, готовиться к которому надо уже сейчас, считает генеральный директор информационного агентства INFOLine Иван Федяков, поделившийся своими прогнозами на онлайн-встрече «Ритейл, кризис, коронавирус 2020».

Федяков Иван

Видеозапись онлайн-встречи с Иваном Федяковым можно посмотреть на портале.

Примите участие в опросе для нового исследования INFOLine «Динамика потребительского рынка». Участники опроса получат результаты исследования.

– Что ждет розничный рынок после карантина?

– Нам всем предстоит перезагрузиться, перестроиться, выйти на работу в новой реальности и начать бизнес с чистого листа. Нас ждет принципиально новый рынок, и к этому новому надо готовиться уже сейчас, выстраивать свои планы и стратегию. В дальнейшем это развитие позволит нам существовать и получать позитивные результаты, как бы сложно ни было сейчас.

– Что порекомендуете делать компаниям МСБ, которым сейчас не разрешили работать, есть ли выход из ситуации или остается только увольнять сотрудников и закрываться?

– Компании МСБ подставили. С одной стороны, у нас объявлен нерабочий период, поэтому сотрудники могут (а в некоторых регионах даже должны) не выходить на работу, в некоторых случаях запретили деятельность предприятия – закрыли магазин, ресторан, кафе, прачечную. С другой стороны, предпринимателям говорят: все обязательства, которые вы на себя брали, вы должны исполнять – кредитные договора, аренда, зарплата сотрудникам.

В моем понимании, МСБ поставили в ситуацию невозможности выполнения обязательств, поэтому имеет смысл задуматься о подаче заявления о банкротстве.

Долгое время у нас к этой теме относились предвзято и старались до банкротства не доводить, но это не такая драматичная история. Если посмотреть на опыт США, где введены примерно те же самые ограничения и примерно в те же сроки, то там бизнес активно заявляет о своем банкротстве. Например, около 10% ресторанов заявили о том, что они не откроются после завершения ситуации, и около 20% планируют подать заявление о банкротстве в течение ближайших 30 дней. В США уже зарегистрированы миллионы безработных.

Важно понимать, что ситуация может быть пролонгирована на месяц и более, и, пытаясь выполнить обязательства сегодня, надо задавать себе вопрос – сможем ли мы выполнять эти обязательства завтра?

Но даже при более позитивном сценарии, когда забудутся все угрозы, связанные с пандемией, рынок ждет серьезная проблема, вызванная снижением реальных доходов и объемов продаж. Далеко не каждый бизнес способен выдержать падение продаж. Тогда вопрос – стоит ли вообще открываться?

Сейчас, если есть такая возможность, бизнесу необходимо срочно пересматривать договора и обязательства, вести переговоры с партнерами на предмет определения ситуации как форс-мажорной, в которой выполнять обязательства нет возможности.

Я, конечно, искренне надеюсь, что правительство исправит ошибку и объявит период форс-мажором, но пока от этой идеи категорически отказываются и тем самым подставляют бизнес под те непростые решения, которые ему предстоит принять.

Собственникам нужно вернуться к управлению компаниями, иначе они потеряют бизнес. Топ-менеджеры на это время могут занять позицию заместителей.

– Привычки и тренды уже меняются – например, гипермаркеты, недавно теряющие актуальность, в период ажиотажного спроса были самыми востребованными офлайн-магазинами. Какие перспективы появились у этого формата сейчас?

– Ситуация волатильная. Когда население делало запасы, конечно, многие поехали в гипермаркеты, где обеспечен доступ к большому объему товаров и широкий ассортимент. В марте продажи у формата были неплохие, но уже сейчас ограничительные меры региональных властей приводят к тому, что население перестает ездить в отдаленные магазины, уже зафиксировано падение продаж и трафика примерно на 40%, у некоторых продажи снизились в два раза.

Наносится очередной удар, который заставляет более динамично думать о своей новой миссии.

Гипермаркеты сейчас имеют все шансы эту миссию реализовать, преобразовавшись в dark store, магазины-склады для мелкого опта, с зоной отгрузки для дистанционных продаж, которые позволяют осуществлять комфортную доставку до покупателя и таким образом решать проблему последней мили. Например, компания «Лента» запустила проект по дистанционным продажам в партнерстве с сервисами доставки. Возможно, это неплохое решение, необязательно всем иметь собственную доставку.

– Что ожидает такие категории ультра-фреш как готовые салаты, кулинария, свежий выпечной хлеб?

– Весь фреш – не только готовая еда, но и свежие фрукты и овощи – находится под ударом, объемы продаж будут снижаться. Тут действуют два фактора – экономический и психологический. Экономический – у людей меньше денег и возможностей покупать, дешевле приготовить еду самим. Психологический – люди опасаются брать неупакованные товары, горячие блюда и салаты, приготовленные руками сотрудников. Шок не прошел даром – население долгое время будет бояться покупать такие продукты.

Но ритейлерам стоит задуматься о развитии кулинарии в формате пункта питания.

Когда будет снят запрет на передвижение, такой формат будет востребован, потому что часть ресторанов закроется и в определенных локациях будет ограничена доступность готовой еды, а потребность останется – люди будут покупать кофе и упакованный перекус по дороге на работу, выходя на обед и прочее. Магазин и точка общепита могут дать хорошую синергию. Но надо учесть, что экономика магазина и точки общепита разная, и управлять этими функциями должны разные команды.

– Как будет меняться доля СТМ в ассортименте сетей?

– Доля СТМ будет продолжать расти. Собственные марки и до кризиса себя чувствовали неплохо, и у некоторых крупных сетей были планы увеличить долю СТМ в 1,5–2 раза.

Сегодня ряд предприятий, чтобы загрузить мощности, будет относиться к запросам сетей о производстве СТМ с большей лояльностью. Российский ритейл еще не подошел к европейским показателям: если у нас доля СТМ в продуктах питания составляет около 10% от общего объема продаж, то в Европе – более половины. Мы рассчитываем приблизиться к доле в 50% в течение нескольких лет.

– В какие бизнесы сейчас стоит инвестировать?

– Сейчас стоит инвестировать не в новые бизнесы, а в повышение эффективности на каждом этапе бизнес-процесса, в ИТ-систему, контроль, маркетинг. Бизнес требует серьезного аудита, анализа, необходимо выявить слабые точки и уязвимые места.

Нужно становиться сильнее, как бы тяжело и больно нам ни было сейчас, стремиться выйти из этой ситуации на другом этапе развития бизнеса – более эффективном, успешном и оптимизированном. И потом уже важно будет не упустить момент, когда появится возможность инвестировать в диверсификацию и открытие новых направлений.

– Есть ли шанс, что банки будут продолжать кредитовать бизнес и спасут ли эти меры бизнес?

– Шансов на поддержку банков нет. Банки, с одной стороны, будут использовать все государственные схемы поддержки, а с другой – выбивать долги всеми возможными способами, без церемоний и не давая никому никаких каникул. Конечно, они не будут нарушать закон и официальные распоряжения правительства, но рассчитывать на снисхождение банковского сообщества абсолютно не стоит.  

– Как будет меняться спрос на разные категории продуктов, когда у потребителя резко снизятся доходы или начнут заканчиваться деньги?

– Пока действует режим самоизоляции, не важно, какие доходы у населения, в этом режиме формируется определенная корзина продуктов, из которых можно приготовить основные блюда дома, – крупа, мука, молоко, яйца, сахар. Приготовление пищи как одно из занятий сейчас сильнее влияет на потребителей и категории, чем уровень доходов.

Когда режим самоизоляции будет снят, все вернутся к привычной жизни, времени готовить не будет, тут предстоит пересмотреть корзину еще раз. И тут будут наблюдаться разные истории в разных категориях. Ожидаем снижения фреш и готовой еды, но пока говорить об этом рано.

– Как изменится кондитерская категория?

– В этой категории как раз неплохая ситуация. Как показывают предыдущие кризисы, население заедает проблемы сладким, человек не может купить новую машину, но может купить шоколад или конфету и получить свою дозу эндорфина для приятных эмоций. Кондитерские изделия временно подвержены снижению, но, когда выйдем из карантина, спрос восстановится.

– Что будет с категорией «здоровое питание»?

– Происходит осмысление жизни, люди становятся более внимательными к своему телу и качеству жизни. Несмотря на экономические проблемы, население будет вести себя максимально ответственно, заниматься спортом, выбирать здоровый образ жизни и предпочитать продукты здорового питания. В будущем стоит запускать эти линейки, при этом важно правильно позиционировать продукты как способствующие поддержанию иммунитета и укреплению организма, поддержке здоровья.

– Какие арендаторы займут площади, освободившиеся после закрытия ресторанов?

– Стрит-ритейл и до кризиса испытывал проблемы, и открытие ресторанов на месте фэшн-магазинов было обусловлено тем, что фэшн-ритейлеры не потянули дорогую аренду. Стрит-ритейл ждет очень серьезная перестройка, в 2015 году долларовые договора переделали в рублевые, потом арендодатели пошли на компромисс, зафиксировав сумму аренды и взяв на себя проблемы инфляции. Теперь будет новый цикл перестроения рынка – договорные отношения с арендой от оборота. Это уже начали делать торговые комплексы, дойдет и до стрит-ритейла. На месте ресторанов могут открыться обычные продуктовые магазины.

– Увеличилось ли количество краж в магазинах в связи с нарастающим кризисом?

– Не стоит преувеличивать проблему краж в магазинах – основное воровство происходит не в торговом зале, а вне его. Наше население в большинстве своем дисциплинировано, потери в магазинах самообслуживания единичные. Но сейчас обстановка заставляет всех включить повышенную внимательность, быть более бдительными, возможно, большое количество людей получит толчок к занятию нелегальными сферами деятельности, возможен рост мошенничества, воровства и краж.

– Как быстро все магазины перейдут в онлайн-продажи?

– Не стоит преувеличивать потребность покупателя в онлайн-продажах. Да, если сеть работает с широким ассортиментом и активной платежеспособной аудиторией, давно пора запустить интернет-магазины. В этом как раз состоит просчет «Ленты» – не сделали вовремя, теперь пытаются догнать лидеров. Но не для всех форматов и сегментов онлайн необходим. Например, для жестких дискаунтеров интернет-магазин нереализуем – ассортиментная матрица в разных регионах разная и подвержена активной ротации. Потребителям этих магазинов дистанционная торговля не нужна: они не захотят переплачивать за комплектацию и доставку заказа, готовы потратить время, чтобы сходить в магазин. Останутся формы, где онлайн не будет востребован. Возможно, в онлайн перейдет около 50% ритейлеров, но 100% перехода не будет никогда.

Основные тренды розничной торговли 2020

Рост спроса на дистанционную торговлю и ставка компаний на омниканальное развитие

Рынок онлайн-торговли в марте 2020 года увеличился на 36% к аналогичному периоду прошлого года. Направление доставки вызывает огромный интерес со стороны потребителей. Запросы в поисковых системах по таким словам, как «доставка продуктов», «доставка на дом», «доставка из магазина», выросла в 7 раз в конце марта, в начале апреля рост продолжается. Сильнее всего выросло количество заказов в категориях: товары для защиты (антисептики, термометры, влажные салфетки) – в 5–10 раз, холодильники и морозильники – в 2–3 раза, компьютерная техника – в 2 раза, молочные смеси, корма для домашних животных, автомобильные шины – в 2–3 раза, интим-товары – в 1,5–2 раза.

INFOLine Стратегия торговых сетей в условиях кризиса

 

Развитие форматов мягких дискаунтеров

Розничный бренд теряет ценность, основной фактор выбора – цена. Основные черты «мягкого дискаунтера» – узкий ассортимент, низкие цены, наличие категорий не только низкого, но и среднего и даже высокого ценового сегмента, товары среднего и низкого качества, минимизация затрат на оборудование, низкий уровень сервиса, большая доля СТМ.

INFOLine Стратегия торговых сетей в условиях кризиса

 

Развитие формата жесткий дискаунтер

Увеличение количества людей, находящихся на черте бедности, обусловит рост популярности жестких дискаунтеров. Крайне узкий ассортимент, самые низкие цены на рынке, товары среднего и низкого качества, минимизация затрат на оборудование и атмосферу, низкий уровень сервиса. Лидеры формата – сети «Светофор», «Маяк».

INFOLine Стратегия торговых сетей в условиях кризиса

 

Поляризация форматов

Отражает тренд расслоения населения по уровню доходов. Развитие сетей с четким позиционированием и определенной целевой аудиторией. Лидер формата – «ВкусВилл».

INFOLine Стратегия торговых сетей в условиях кризиса

INFOLine Стратегия торговых сетей в условиях кризиса

 

Совместные акции как альтернатива промо

Исследования показывают, что все больше компаний стали реализовывать совместные акции, при этом отмечается рост не только количества, но и качества акций. Большая часть опрошенных отмечают рост эффективности совместных мероприятий, позволяющих стимулировать продажи, уходить от промозависимости. Используются разные сценарии – тематические акции, ролевые мероприятия, игры, конкурсы, системы голосования и прочее, с качественным интерактивом и привлечением селебрити.

INFOLine Стратегия торговых сетей в условиях кризиса

Валерия Миронова, Retail.ru

Иван Федяков, INFOLine «Малый и средний бизнес подставили»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Иван Федяков, INFOLine «Малый и средний бизнес подставили»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/ivan-fedyakov-infoline-biznes-podstavlyayut-pod-neprostye-resheniya/2020-07-11


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052