Баннер ФЗ-54
6 июля 2006, 13:51 5699 просмотров

Степанов Сергей: «Кора»: Развиваться за пределами Кузбасса

©Станислав Соколов, Журнал «Новости торговли», Июль 2006

Концентрация торговых сетей на рынке Кузбасса способна удивить даже столичных ритейлеров — в Кемерове, например, системные игроки контролируют уже свыше 50% всего продуктового оборота. Тем удивительнее, что до сих пор ни одна из местных компаний не пыталась выйти за пределы своего региона. Первой на этот шаг решилась «Кора», которая уже выкупила два участка в соседнем Новосибирске и намерена идти в Барнаул и Томск. Об особенностях кузбасского рынка и о том, как «Кора» планирует завоевывать новые территории, рассказывает генеральный директор и совладелец ОАО «Управляющая компания «Кора» Сергей Степанов.

С чего начиналась «Кора»?

Компания создавалась как оптовая. Тогда, в 1994 году, это было основным направлением в бизнесе, на котором можно было что-то сделать с нуля. Доступа к каким-то крупным финансовым ресурсам или серьезным материальным активам у нас не было, пришлось зарабатывать деньги умом. Нам удалось уже в первые годы заключить контракты с целым рядом крупных транснациональных компаний. «Кора» долгие годы была в Кузбассе эксклюзивным дистрибьютором «Марса», «Нестле», целого рядя табачных брендов.

Переход к рознице был двухступенчатым. Первый розничный магазин мы открыли еще в 1997 году — он назывался «Русское поле». Это был супермаркет самообслуживания, и для Кемерова тех времен это был большой шаг вперед. Но развитие сети с названием «Кора» началось только в 2000 году, когда нам стало ясно, что будущее именно за розницей.

Сначала у нас появился сравнительно небольшой универсам, потом, через год, мы открыли первый полноценный супермаркет площадью больше тысячи квадратных метров. А еще через год, в 2002-м, запустили два дополнительных формата — экономичный универсам «Червонец» и cash&carry под названием «Палата». Важным этапным моментом в нашем развитии можно считать выход за пределы Кемерова, когда в 2003 году мы открыли магазин в поселке Полысаево, дальше было освоение других городов Кемеровской области. Ну и последняя значимая для нас веха в развитии компании — это открытие торгового центра площадью 25 тыс. кв. м, расположенного в уникальном для такого объекта месте — практически в центре Кемерова.

Степанов Сергей Владимирович

Родился 18 августа 1966 года в г. Овруч Житомирской области. Окончил Орджоникидзевское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО, получил диплом инженера по эксплуатации радиотехнических средств. Женат. Имеет сына и двух дочерей.

Сеть магазинов «Кора» создана в 1997 году.

Система магазинов «Кора» сегодня насчитывает 18 магазинов общей площадью более 22 тыс. кв. м в Кемеровской области, находящихся под управлением ОАО «Управляющая компания «Кора» (УК «Кора«). Выручка сети в 2005 году составила 3,6 млрд руб., а чистая прибыль — 213 млн руб. В текущем году в компании прогнозируют рост выручки до 5,3 млрд руб., а чистой прибыли — до 271 млн руб. В 2006 году «Кора» планирует довести свою долю на розничном рынке Кемеровской области до 15%.

Что стало с оптовым направлением?

Довольно долго оно существовало в составе группы компаний как отдельный, независимый бизнес. Но в прошлом году мы решили сосредоточиться на рознице. Рынок уже находится в той стадии, когда нужно заниматься чем-то одним. Дистрибуция, если ею заниматься профессионально, требует очень существенных вложений, а значит, и высокой степени концентрации.

Крупные компании из соседних с вами регионов — Новосибирской области, Красноярского и Алтайского краев — уже давно начали открывать магазины в соседних регионах. Почему Кузбасс до сих пор не проявлял таких амбиций?

Кузбасс довольно специфичен с точки зрения структуры населения. В отличие от соседей, например Новосибирской области, где до двух третей всех жителей сосредоточено в областном центре, Кемеровская область характеризуется значительным количеством небольших городов с населением в несколько десятков тысяч человек. В каждом из них вполне можно развивать современные форматы торговли. Это развитие идет и сегодня. В этом году мы планируем строительство восьми объектов — и большая часть их расположится за пределами Кемерова — в Березовском, Киселевске, Ленинск-Кузнецке, Прокопьевске и Новокузнецке. Тем не менее мы уже давно пришли к пониманию того, что если мы хотим развиваться, то выходить за пределы Кузбасса рано или поздно придется. Просто нам нужно было время, для того чтобы подготовится к этому шагу. Точкой отчета был 2005 год, когда мы разработали региональную программу территориального развития и определились со стратегией.

На какие средства будете развиваться?

В этом году мы размещаем облигационный заем на сумму один миллиард рублей. Интерес к размещаемым облигациям уже проявили несколько крупных банков России, открыв на нее кредитные лимиты и выразив значительный интерес к дальнейшему участию в финансировании компании. Это помогло уже на текущий момент привлечь «бридж-финансирование» под будущее размещение облигаций в размере 500 млн руб.

Кроме того, мы провели дополнительную эмиссию акций компании, что позволило привлечь средства в размере 460 млн руб. Так что вопрос с поиском средств можно уже считать почти решенным.

И кто из соседей у вас первый на очереди?

Новосибирск. Во-первых, это самый большой город региона и найти там свою нишу будет проще. К тому же это торговый город с наиболее развитыми рыночными отношениями. Мы, например, просто пришли и купили на аукционе участок под свой торговый центр.

На сегодняшний день у нас уже есть здесь определенность по двум площадкам. В одном случае, как я уже сказал, мы купили участок земли и будем самостоятельно строить торговый центр. А в другом — выступаем соинвестором проекта, выкупив часть площадей. Всего мы хотели бы иметь в Новосибирске 4–5 объектов.

Параллельно ведем поиск площадок в Томске и Барнауле. Где откроемся раньше, пока сказать трудно — это зависит от массы факторов: когда будет найдена нужная площадка, как удастся получить все согласования и т.д.

В перспективе мы хотим создать компанию, которая могла бы обслуживаться через единый распределительный центр площадью 25 тыс. кв. м в Ленинск-Кузнецке. Таким образом, получится сеть, обслуживающая Кемеровскую область и трех соседей: Томскую, Новосибирскую области и Алтайский край.

С какими форматами пойдете на новые территории?

Супермаркет и гипермаркет. Они позволяют сразу выйти на хорошие обороты и приемлемую рентабельность. Думаю, что в каждом городе мы будем иметь один-два «гипера» и как минимум два-три супермаркета.

Не страшно идти в Новосибирск с большим форматом? Ведь там уже целая очередь выстроилась из желающих построить крупный ТРЦ или гипермаркет?

Это естественно и только подтверждает правильность нашего выбора. Это значит, что преимущества открытия крупноформатных магазинов здесь видим не только мы.

Мы понимаем, что определенный риск есть, но это не уникальное свойство Новосибирска — так устроен любой рынок. Чем он привлекательней, тем больше операторов на него хочет выйти. В конечном итоге все будет определяться качеством магазинов — и прежде всего их размещением. Именно поэтому мы стараемся ставить их не за городом, а в непосредственной близости к жилью. То есть занимать перспективные участки на городской карте. Эти места еще есть. Уникальность Новосибирска в том, что на нем пока есть площадки, в которых можно разместить гипермаркет, который бы одновременно был достаточно большим, чтобы привлекать покупателей издалека, но при этом использовал преимущества ближнего расположения к жилым районам. Если вовремя занять такие ниши, то подобные магазины будут успешными довольно долго даже при существенном усилении конкуренции.

Крупный формат требует особенного подхода. Что для вас здесь представляет самую главную проблему?

Эффективное управление непродовольственным ассортиментом. Я думаю, что мы здесь не одиноки. Пока в наших «Палатах» доля нон-фуд составляет порядка 20% в обороте. В доходах это существенно больше, но мало, и мы это прекрасно понимаем. В идеале, конечно, — приблизить эту долю к 50%. Задача непростая, мы сейчас как раз над этим работаем вместе с консультантами. Думаю, что уже к концу года у нас будет разработана для каждого формата концепция, в которой подход к формированию ассортимента будет прописан и обоснован.

Хотя, повторюсь, задача эта очень непростая, поскольку помимо размеров и расположения самого гипермаркета приходится учитывать и его окружение, когда он работает в составе торгового центра. Скажем, как формировать ассортимент отдела бытовой техники, если у тебя по соседству стоит специализированный магазин этой направленности? Мировой опыт говорит, что такое дублирование вполне может работать, но нам придется со всем этим знакомиться на собственной практике. Тем не менее до конца года мы этот формат отработаем полностью и приведем существующие объекты в соответствие со стандартами.

В прошлом году в Кузбасс пришел первый конкурент извне — красноярская сеть «Алпи». Как это сказалось на рынке?

Пока у «Алпи» один магазин, расположенный на окраине города, так что о каком-то заметном влиянии речи не идет. Тем не менее нельзя отрицать, что это сильный конкурент и с ним со временем придется считаться. Но мы и так уже давно работаем в условиях весьма жесткой конкуренции — доля сетевой торговли в Кемерове уже превышает 50% в общем обороте. Так что мы смотрим на это спокойно. Все-таки с этой компанией мы находимся в равных весовых категориях и считаем, что можем вполне успешно конкурировать.

А что вы можете сказать относительно амбиций другого крупного оператора — алтайской «Марии Ра», которая заявила, что намерена начать работать в Кузбассе?

Это вполне реально. Хотя лично мне кажется, что у «Марии Ра» уже совсем скоро будут серьезные трудности в самом Алтае, учитывая планы новосибирских компаний (и прежде всего сети «Холидей классик»). При этом у «Марии Ра» не до конца отработаны форматы — много уязвимых магазинов. Этим было можно пренебречь раньше, но сейчас на рынок вышла более структурированная компания «Холидей» — и сразу стала заметна разница.

Вообще из местных операторов наиболее интересной и перспективной мне лично представляется именно «Холидей». Ее собственники люди интересные, трезвомыслящие и прагматичные.

А из «федералов» кто вам кажется наиболее серьезным потенциальным конкурентом?

«Лента». Уже сейчас понятно, что у этой сети очень серьезные планы относительно регионов и есть возможность к их осуществлению. Безусловно, не следует сбрасывать со счетов и «Пятерочку», особенно после ее объединения с «Перекрестком». У нее есть отработанные технологии, и она заставляет своих франчайзи шевелиться. Но для нас в любом случае это не основной конкурент просто по формату: наши базовые форматы «гипер» и «супер» «Пятерочка» здесь не развивает. Мы стремимся к большим магазинам и, как показывает российская практика, правильно делаем. Дискаунтеры теряют обороты.

Поделиться публикацией:
Что пришлось изменить в сети, чтобы она продолжала...
5253
Как обмен информацией принес выгоду ритейлеру и по...
1319
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
1719
Андрей Филимонов, ГК «Лето», о том, от чего зависи...
2397
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2403
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5844
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
575
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
760

©Станислав Соколов, Журнал «Новости торговли», Июль 2006

Концентрация торговых сетей на рынке Кузбасса способна удивить даже столичных ритейлеров — в Кемерове, например, системные игроки контролируют уже свыше 50% всего продуктового оборота. Тем удивительнее, что до сих пор ни одна из местных компаний не пыталась выйти за пределы своего региона. Первой на этот шаг решилась «Кора», которая уже выкупила два участка в соседнем Новосибирске и намерена идти в Барнаул и Томск. Об особенностях кузбасского рынка и о том, как «Кора» планирует завоевывать новые территории, рассказывает генеральный директор и совладелец ОАО «Управляющая компания «Кора» Сергей Степанов.

С чего начиналась «Кора»?

Компания создавалась как оптовая. Тогда, в 1994 году, это было основным направлением в бизнесе, на котором можно было что-то сделать с нуля. Доступа к каким-то крупным финансовым ресурсам или серьезным материальным активам у нас не было, пришлось зарабатывать деньги умом. Нам удалось уже в первые годы заключить контракты с целым рядом крупных транснациональных компаний. «Кора» долгие годы была в Кузбассе эксклюзивным дистрибьютором «Марса», «Нестле», целого рядя табачных брендов.

Переход к рознице был двухступенчатым. Первый розничный магазин мы открыли еще в 1997 году — он назывался «Русское поле». Это был супермаркет самообслуживания, и для Кемерова тех времен это был большой шаг вперед. Но развитие сети с названием «Кора» началось только в 2000 году, когда нам стало ясно, что будущее именно за розницей.

Сначала у нас появился сравнительно небольшой универсам, потом, через год, мы открыли первый полноценный супермаркет площадью больше тысячи квадратных метров. А еще через год, в 2002-м, запустили два дополнительных формата — экономичный универсам «Червонец» и cash&carry под названием «Палата». Важным этапным моментом в нашем развитии можно считать выход за пределы Кемерова, когда в 2003 году мы открыли магазин в поселке Полысаево, дальше было освоение других городов Кемеровской области. Ну и последняя значимая для нас веха в развитии компании — это открытие торгового центра площадью 25 тыс. кв. м, расположенного в уникальном для такого объекта месте — практически в центре Кемерова.

Степанов Сергей Владимирович

Родился 18 августа 1966 года в г. Овруч Житомирской области. Окончил Орджоникидзевское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО, получил диплом инженера по эксплуатации радиотехнических средств. Женат. Имеет сына и двух дочерей.

Сеть магазинов «Кора» создана в 1997 году.

Система магазинов «Кора» сегодня насчитывает 18 магазинов общей площадью более 22 тыс. кв. м в Кемеровской области, находящихся под управлением ОАО «Управляющая компания «Кора» (УК «Кора«). Выручка сети в 2005 году составила 3,6 млрд руб., а чистая прибыль — 213 млн руб. В текущем году в компании прогнозируют рост выручки до 5,3 млрд руб., а чистой прибыли — до 271 млн руб. В 2006 году «Кора» планирует довести свою долю на розничном рынке Кемеровской области до 15%.

Что стало с оптовым направлением?

Довольно долго оно существовало в составе группы компаний как отдельный, независимый бизнес. Но в прошлом году мы решили сосредоточиться на рознице. Рынок уже находится в той стадии, когда нужно заниматься чем-то одним. Дистрибуция, если ею заниматься профессионально, требует очень существенных вложений, а значит, и высокой степени концентрации.

Крупные компании из соседних с вами регионов — Новосибирской области, Красноярского и Алтайского краев — уже давно начали открывать магазины в соседних регионах. Почему Кузбасс до сих пор не проявлял таких амбиций?

Кузбасс довольно специфичен с точки зрения структуры населения. В отличие от соседей, например Новосибирской области, где до двух третей всех жителей сосредоточено в областном центре, Кемеровская область характеризуется значительным количеством небольших городов с населением в несколько десятков тысяч человек. В каждом из них вполне можно развивать современные форматы торговли. Это развитие идет и сегодня. В этом году мы планируем строительство восьми объектов — и большая часть их расположится за пределами Кемерова — в Березовском, Киселевске, Ленинск-Кузнецке, Прокопьевске и Новокузнецке. Тем не менее мы уже давно пришли к пониманию того, что если мы хотим развиваться, то выходить за пределы Кузбасса рано или поздно придется. Просто нам нужно было время, для того чтобы подготовится к этому шагу. Точкой отчета был 2005 год, когда мы разработали региональную программу территориального развития и определились со стратегией.

На какие средства будете развиваться?

В этом году мы размещаем облигационный заем на сумму один миллиард рублей. Интерес к размещаемым облигациям уже проявили несколько крупных банков России, открыв на нее кредитные лимиты и выразив значительный интерес к дальнейшему участию в финансировании компании. Это помогло уже на текущий момент привлечь «бридж-финансирование» под будущее размещение облигаций в размере 500 млн руб.

Кроме того, мы провели дополнительную эмиссию акций компании, что позволило привлечь средства в размере 460 млн руб. Так что вопрос с поиском средств можно уже считать почти решенным.

И кто из соседей у вас первый на очереди?

Новосибирск. Во-первых, это самый большой город региона и найти там свою нишу будет проще. К тому же это торговый город с наиболее развитыми рыночными отношениями. Мы, например, просто пришли и купили на аукционе участок под свой торговый центр.

На сегодняшний день у нас уже есть здесь определенность по двум площадкам. В одном случае, как я уже сказал, мы купили участок земли и будем самостоятельно строить торговый центр. А в другом — выступаем соинвестором проекта, выкупив часть площадей. Всего мы хотели бы иметь в Новосибирске 4–5 объектов.

Параллельно ведем поиск площадок в Томске и Барнауле. Где откроемся раньше, пока сказать трудно — это зависит от массы факторов: когда будет найдена нужная площадка, как удастся получить все согласования и т.д.

В перспективе мы хотим создать компанию, которая могла бы обслуживаться через единый распределительный центр площадью 25 тыс. кв. м в Ленинск-Кузнецке. Таким образом, получится сеть, обслуживающая Кемеровскую область и трех соседей: Томскую, Новосибирскую области и Алтайский край.

С какими форматами пойдете на новые территории?

Супермаркет и гипермаркет. Они позволяют сразу выйти на хорошие обороты и приемлемую рентабельность. Думаю, что в каждом городе мы будем иметь один-два «гипера» и как минимум два-три супермаркета.

Не страшно идти в Новосибирск с большим форматом? Ведь там уже целая очередь выстроилась из желающих построить крупный ТРЦ или гипермаркет?

Это естественно и только подтверждает правильность нашего выбора. Это значит, что преимущества открытия крупноформатных магазинов здесь видим не только мы.

Мы понимаем, что определенный риск есть, но это не уникальное свойство Новосибирска — так устроен любой рынок. Чем он привлекательней, тем больше операторов на него хочет выйти. В конечном итоге все будет определяться качеством магазинов — и прежде всего их размещением. Именно поэтому мы стараемся ставить их не за городом, а в непосредственной близости к жилью. То есть занимать перспективные участки на городской карте. Эти места еще есть. Уникальность Новосибирска в том, что на нем пока есть площадки, в которых можно разместить гипермаркет, который бы одновременно был достаточно большим, чтобы привлекать покупателей издалека, но при этом использовал преимущества ближнего расположения к жилым районам. Если вовремя занять такие ниши, то подобные магазины будут успешными довольно долго даже при существенном усилении конкуренции.

Крупный формат требует особенного подхода. Что для вас здесь представляет самую главную проблему?

Эффективное управление непродовольственным ассортиментом. Я думаю, что мы здесь не одиноки. Пока в наших «Палатах» доля нон-фуд составляет порядка 20% в обороте. В доходах это существенно больше, но мало, и мы это прекрасно понимаем. В идеале, конечно, — приблизить эту долю к 50%. Задача непростая, мы сейчас как раз над этим работаем вместе с консультантами. Думаю, что уже к концу года у нас будет разработана для каждого формата концепция, в которой подход к формированию ассортимента будет прописан и обоснован.

Хотя, повторюсь, задача эта очень непростая, поскольку помимо размеров и расположения самого гипермаркета приходится учитывать и его окружение, когда он работает в составе торгового центра. Скажем, как формировать ассортимент отдела бытовой техники, если у тебя по соседству стоит специализированный магазин этой направленности? Мировой опыт говорит, что такое дублирование вполне может работать, но нам придется со всем этим знакомиться на собственной практике. Тем не менее до конца года мы этот формат отработаем полностью и приведем существующие объекты в соответствие со стандартами.

В прошлом году в Кузбасс пришел первый конкурент извне — красноярская сеть «Алпи». Как это сказалось на рынке?

Пока у «Алпи» один магазин, расположенный на окраине города, так что о каком-то заметном влиянии речи не идет. Тем не менее нельзя отрицать, что это сильный конкурент и с ним со временем придется считаться. Но мы и так уже давно работаем в условиях весьма жесткой конкуренции — доля сетевой торговли в Кемерове уже превышает 50% в общем обороте. Так что мы смотрим на это спокойно. Все-таки с этой компанией мы находимся в равных весовых категориях и считаем, что можем вполне успешно конкурировать.

А что вы можете сказать относительно амбиций другого крупного оператора — алтайской «Марии Ра», которая заявила, что намерена начать работать в Кузбассе?

Это вполне реально. Хотя лично мне кажется, что у «Марии Ра» уже совсем скоро будут серьезные трудности в самом Алтае, учитывая планы новосибирских компаний (и прежде всего сети «Холидей классик»). При этом у «Марии Ра» не до конца отработаны форматы — много уязвимых магазинов. Этим было можно пренебречь раньше, но сейчас на рынок вышла более структурированная компания «Холидей» — и сразу стала заметна разница.

Вообще из местных операторов наиболее интересной и перспективной мне лично представляется именно «Холидей». Ее собственники люди интересные, трезвомыслящие и прагматичные.

А из «федералов» кто вам кажется наиболее серьезным потенциальным конкурентом?

«Лента». Уже сейчас понятно, что у этой сети очень серьезные планы относительно регионов и есть возможность к их осуществлению. Безусловно, не следует сбрасывать со счетов и «Пятерочку», особенно после ее объединения с «Перекрестком». У нее есть отработанные технологии, и она заставляет своих франчайзи шевелиться. Но для нас в любом случае это не основной конкурент просто по формату: наши базовые форматы «гипер» и «супер» «Пятерочка» здесь не развивает. Мы стремимся к большим магазинам и, как показывает российская практика, правильно делаем. Дискаунтеры теряют обороты.

Степанов Сергей: «Кора»: Развиваться за пределами Кузбассагод, компания, магазин, кора, формат, область, сеть
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Степанов Сергей: «Кора»: Развиваться за пределами Кузбасса
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/12525/2017-09-23