Retail
Зарубежный опыт торговли
Лояльность в ритейле
Практика
FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
Собственная торговая марка. IPLS. Контрактное производство
Создание атмосферы магазина
26 сентября 2019, 09:30 4538 просмотров

Mercadona: от семейного бизнеса до лидера рынка

Крупнейшая в Испании сеть супермаркетов Mercadona — пример ритейлера, готового резко затянуть пояса во имя будущего компании. Уже несколько лет Mercadona инвестирует большую часть своей выручки в развитие сети, благодаря чему 2018 г. стал самым успешным годом за всю историю компании. Как ритейлеру удается создавать тысячи рабочих мест в стране с одним из самых высоких уровней безработицы в Европе, в чем состоит особенность работы Mercadona с поставщиками и по каким параметрам сеть когда-то уступала только Walmart, читайте в этой статье.

Mercadona: от семейного бизнеса до лидера рынка

Название: Mercadona

Генеральный директор: Хуан Роиг Альфонсо (Juan Roig Alfonso).

Дата основания: 1977 г.

Специализация: дискаунтер.

Формат магазинов: супермаркет, средняя площадь — 1 300– 1500 кв. м., SKU — 8–9 тыс.

Количество магазинов: >1 600 в Испании и Португалии

Число работников: 85,8 тыс. человек.

Чистая прибыль: €593 млн.

Продажи: €24,3 млрд.

Секреты семейного бизнеса

История Mercadona началась в 1977 г. в Валенсии, когда фермер и хозяин нескольких мясных лавок Роиг Баллестер вместе с женой Тринидад Альфонсо Мочоли решили открыть собственную сеть продуктовых магазинов. Через четыре года, когда компания управляла уже восемью магазинами, каждый площадью в 300 кв. м., Франциск Роиг передал весь бизнес своему сыну Хуану Роигу — нынешнему руководителю сети.

Своим современным успехом ритейлер во многом обязан агрессивной политике расширения, которой он придерживался в первые годы работы.

В 1988 г. Mercadona поглотила местную продуктовую сеть Superette, управляющую 22 магазинами в провинции. Таким образом Mercadona стала крупнейшей сетью в Валенсии и начала свою экспансию в другие регионы Испании.

В 1989 г. Mercadona вышла на мадридский рынок, выкупив компанию Cesta de Distribución y Desarrollo de Centros Comerciales, владеющую несколькими торговыми центрами. К 1992 г. ритейлер управлял 150 магазинами с 10 тысячами сотрудников в разных регионах Испании. Через несколько лет компания открыла свои представительства в Каталонии и Андалузии, и вскоре сеть раскинулась по всей стране.

Mercadona: от семейного бизнеса до лидера рынка

Глава сети Хуан Роиг Альфонсо

Новая политика и рекордные темпы продаж

Однако бурного развития Mercadona в Испании не случилось бы, если б ритейлер не привлекал покупателей высоким качеством продукции и низкими ценами. В начале 1990-х компания попробовала выйти в телевизионный эфир с рекламой скидок на самые популярные продукты. Такой же стратегии в те годы придерживалось большинство испанских ритейлеров: увеличивать поставки определенных товаров, пользующихся наибольшим спросом, вводить на них сезонные скидочные акции и активно их рекламировать.

Снижающийся уровень продаж вынудил Mercadona отказаться от идеи точечных скидок, и ритейлер решил позиционировать себя в качестве дискаунтера, предлагающего низкие цены на все товары в течение всего года.

Компания избрала для себя лозунг «Всегда низкие цены без снижения качества». Вместо того, чтобы договариваться с каждым поставщиком о снижении цен на их товары, Mercadona начала сотрудничать с так называемыми «интегрированными поставщиками», которые производят продукцию для магазинов под СТМ ритейлера.  

Так, в 1996 г. Mercadona ввела в оборот 4 СТМ, охватывающие четыре сегмента товаров, которыми торгует сеть.

Под брендом Hacendado компания начала выпускать продукты питания, начиная кофе и хлопьями для завтрака и заканчивая готовыми блюдами из собственной кулинарии. В последние годы, соответствуя мировому тренду на здоровое питание, под маркой Hacendado также стали производиться натуральные продукты без сахара и глюкозы.

Стиральные порошки, освежители воздуха и прочие бытовые товары продаются под брендом Bosque Verde. Косметику, шампуни и гели для душа Mercadona продает под СТМ Deliplus, а товары для животных — под маркой Compy.

СТМ Mercadona

СТМ Mercadona

Такая политика себя оправдала, и в период с 1998 по 2003 гг. сеть ежегодно демонстрировала 25%-ный рост продаж. Тогда в сегменте продуктового ритейла нормой считался ежегодный рост в 9%. Mercadona стала феноменом не только на испанском, но и на мировом рынке, уступая по темпам роста только американскому Walmart.

Особенности работы с поставщиками

Специфика модели работы Mercadona с поставщиками во многом сформировала современный облик ритейлера. Однако с 1996 г. она не раз претерпевала изменения. Давайте немного пренебрежем хронологией изложения и рассмотрим эту тем подробнее.

До 2016 г. Mercadona работала только с «интегрированными поставщиками» — 120 тесно связанными с ритейлером компаниями, поставляющими в магазины сети товары в пределах одной или нескольких категорий. Все «интегрированные поставщики» подписывали с ритейлером долгосрочный контракт, для аннулирования которого любой из сторон требовалась трехлетняя отсрочка. Такой контракт давал отличные гарантии поставщикам, но ограничивал их в технологиях производства, которые тщательно контролировала Mercadona.

«Свежий» отдел Mercadona

«Свежий» отдел Mercadona

Спустя 20 лет после принятия этой модели семья Роигов решила ее реформировать — так наряду с «интегрированными» поставщиками появились «специализированные» поставщики. Каждый такой поставщик, которых к началу 2019 г. насчитывалось уже 1300, создавал для Mercadona небольшое количество товаров под брендом ритейлера и имел намного больше свободы, чем «интегрированный» поставщик. Уже через год «специализированные» поставщики Mercadona были представлены 249 фабриками с 54 тыс. сотрудников, а продажи СТМ достигли 55% от общих продаж сети и 15% от всех продаж продуктов питания в Испании.

В январе 2019 г. в Mercadona признали, что компания ошибалась, полагая, что один или несколько поставщиков могут представлять полную категорию товаров на полках.  

Сеть отказалась от работы с «интегрированными» и «специализированными» поставщиками, объединив всех поставщиков под названием «общий» поставщик. Теперь Mercadona заключает контракты с поставщиками по каждому продукту в отдельности. Такое решение, как заявляют в компании, поможет разнообразить ассортимент товаров под СТМ, а также повысит качество продуктов.

Лучший год в истории

2018 г. по совокупным финансовым результатам стал лучшим за всю историю Mercadona. Но чтобы объяснить такой успех компании, необходимо вернуться на три года назад, когда ритейлер принял одно решение – довольно рискованное вначале, но озолотившее его впоследствии.

В 2016 г. розничная сеть на фоне замедляющихся темпов продаж объявила о планах выйти на конкурентный португальский рынок и решила увеличить инвестиции в обновление супермаркетов на 47% – до рекордных €1 млрд.

Эти вложения пошли в первую очередь в открытие 29 новых супермаркетов и реконструкцию 126 торговых отделений. Средства компании также были потрачены на расширение ассортимента свежими продуктами во всех магазинах сети. Кроме того, ритейлер открыл два новых центра инноваций в испанском Патерне и португальском Матозиньюше, тем самым подготовив почву для дебюта в стране.

Из-за значительных инвестиций прибыль Mercadona в 2017 г. сократилась на 49%, но продажи выросли на 5%. За год компанией было создано 5 тыс. новых постоянных рабочих мест в стране с одним из самых высоких уровней безработицы в Европе.

Компания продолжила курс инвестиций в будущее и объявила, что с 2018 по 2023 гг. выделит порядка €8,5 млрд на развитие сети.

3

В 2018 г. Mercadona вновь увеличила свои инвестиции на 50% по сравнению с предыдущим годом до €1,5 млрд. Ритейлер открыл 29 новых супермаркетов и закрыл 20, которые не соответствовали стандартам сети, а также обновил 400 торговых точек. Часть средств розничная сеть потратила на создание нового склада, централизовавшего распространение онлайн-заказов в 97 городах Валенсии, благодаря чему ежемесячный онлайн-оборот в регионе увеличился почти вдвое и составил €2,2 млн.

В результате таких продолжительных и внушительных инвестиций Mercadona увеличила свою выручку на 84% до €593 млн, а продажи выросли на 6% до €24,3 млрд. По признанию акционеров розничной сети, 2018 г. стал лучшим финансовым годом Mercadona.  

В июле 2019 г. Mercadona осуществила свой давний план и открыла первый магазин в португальском городе Вила-Нова-де-Гайя. К концу года компания рассчитывает открыть еще 10 магазинов в разных регионах Португалии — о серьезных намерениях ритейлера говорят новые инвестиции в развитие сети в размере €2,3 млрд.

Как сложится будущее Mercadona и окупятся ли в итоге огромные вложение в будущее — узнаем совсем скоро.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Власти и бизнес обсудили новую стратегию развития ...
1035
Knight Frank: ставки на стрит-ритейл снизились, за...
536
Пензенская сеть ищет новые способы борьбы за покуп...
1892
Почему ТЦ «Мега» становятся похожи на модную галер...
2285
Как сделать аккаунт компании источником трафика?
2421
Региональный ритейлер укрепляется на рынке благода...
2883
Крупнейшая в Испании сеть супермаркетов Mercadona — пример ритейлера, готового резко затянуть пояса во имя будущего компании. Уже несколько лет Mercadona инвестирует большую часть своей выручки в развитие сети, благодаря чему 2018 г. стал самым успешным годом за всю историю компании. Как ритейлеру удается создавать тысячи рабочих мест в стране с одним из самых высоких уровней безработицы в Европе, в чем состоит особенность работы Mercadona с поставщиками и по каким параметрам сеть когда-то уступала только Walmart, читайте в этой статье.

Mercadona: от семейного бизнеса до лидера рынка

Название: Mercadona

Генеральный директор: Хуан Роиг Альфонсо (Juan Roig Alfonso).

Дата основания: 1977 г.

Специализация: дискаунтер.

Формат магазинов: супермаркет, средняя площадь — 1 300– 1500 кв. м., SKU — 8–9 тыс.

Количество магазинов: >1 600 в Испании и Португалии

Число работников: 85,8 тыс. человек.

Чистая прибыль: €593 млн.

Продажи: €24,3 млрд.

Секреты семейного бизнеса

История Mercadona началась в 1977 г. в Валенсии, когда фермер и хозяин нескольких мясных лавок Роиг Баллестер вместе с женой Тринидад Альфонсо Мочоли решили открыть собственную сеть продуктовых магазинов. Через четыре года, когда компания управляла уже восемью магазинами, каждый площадью в 300 кв. м., Франциск Роиг передал весь бизнес своему сыну Хуану Роигу — нынешнему руководителю сети.

Своим современным успехом ритейлер во многом обязан агрессивной политике расширения, которой он придерживался в первые годы работы.

В 1988 г. Mercadona поглотила местную продуктовую сеть Superette, управляющую 22 магазинами в провинции. Таким образом Mercadona стала крупнейшей сетью в Валенсии и начала свою экспансию в другие регионы Испании.

В 1989 г. Mercadona вышла на мадридский рынок, выкупив компанию Cesta de Distribución y Desarrollo de Centros Comerciales, владеющую несколькими торговыми центрами. К 1992 г. ритейлер управлял 150 магазинами с 10 тысячами сотрудников в разных регионах Испании. Через несколько лет компания открыла свои представительства в Каталонии и Андалузии, и вскоре сеть раскинулась по всей стране.

Mercadona: от семейного бизнеса до лидера рынка

Глава сети Хуан Роиг Альфонсо

Новая политика и рекордные темпы продаж

Однако бурного развития Mercadona в Испании не случилось бы, если б ритейлер не привлекал покупателей высоким качеством продукции и низкими ценами. В начале 1990-х компания попробовала выйти в телевизионный эфир с рекламой скидок на самые популярные продукты. Такой же стратегии в те годы придерживалось большинство испанских ритейлеров: увеличивать поставки определенных товаров, пользующихся наибольшим спросом, вводить на них сезонные скидочные акции и активно их рекламировать.

Снижающийся уровень продаж вынудил Mercadona отказаться от идеи точечных скидок, и ритейлер решил позиционировать себя в качестве дискаунтера, предлагающего низкие цены на все товары в течение всего года.

Компания избрала для себя лозунг «Всегда низкие цены без снижения качества». Вместо того, чтобы договариваться с каждым поставщиком о снижении цен на их товары, Mercadona начала сотрудничать с так называемыми «интегрированными поставщиками», которые производят продукцию для магазинов под СТМ ритейлера.  

Так, в 1996 г. Mercadona ввела в оборот 4 СТМ, охватывающие четыре сегмента товаров, которыми торгует сеть.

Под брендом Hacendado компания начала выпускать продукты питания, начиная кофе и хлопьями для завтрака и заканчивая готовыми блюдами из собственной кулинарии. В последние годы, соответствуя мировому тренду на здоровое питание, под маркой Hacendado также стали производиться натуральные продукты без сахара и глюкозы.

Стиральные порошки, освежители воздуха и прочие бытовые товары продаются под брендом Bosque Verde. Косметику, шампуни и гели для душа Mercadona продает под СТМ Deliplus, а товары для животных — под маркой Compy.

СТМ Mercadona

СТМ Mercadona

Такая политика себя оправдала, и в период с 1998 по 2003 гг. сеть ежегодно демонстрировала 25%-ный рост продаж. Тогда в сегменте продуктового ритейла нормой считался ежегодный рост в 9%. Mercadona стала феноменом не только на испанском, но и на мировом рынке, уступая по темпам роста только американскому Walmart.

Особенности работы с поставщиками

Специфика модели работы Mercadona с поставщиками во многом сформировала современный облик ритейлера. Однако с 1996 г. она не раз претерпевала изменения. Давайте немного пренебрежем хронологией изложения и рассмотрим эту тем подробнее.

До 2016 г. Mercadona работала только с «интегрированными поставщиками» — 120 тесно связанными с ритейлером компаниями, поставляющими в магазины сети товары в пределах одной или нескольких категорий. Все «интегрированные поставщики» подписывали с ритейлером долгосрочный контракт, для аннулирования которого любой из сторон требовалась трехлетняя отсрочка. Такой контракт давал отличные гарантии поставщикам, но ограничивал их в технологиях производства, которые тщательно контролировала Mercadona.

«Свежий» отдел Mercadona

«Свежий» отдел Mercadona

Спустя 20 лет после принятия этой модели семья Роигов решила ее реформировать — так наряду с «интегрированными» поставщиками появились «специализированные» поставщики. Каждый такой поставщик, которых к началу 2019 г. насчитывалось уже 1300, создавал для Mercadona небольшое количество товаров под брендом ритейлера и имел намного больше свободы, чем «интегрированный» поставщик. Уже через год «специализированные» поставщики Mercadona были представлены 249 фабриками с 54 тыс. сотрудников, а продажи СТМ достигли 55% от общих продаж сети и 15% от всех продаж продуктов питания в Испании.

В январе 2019 г. в Mercadona признали, что компания ошибалась, полагая, что один или несколько поставщиков могут представлять полную категорию товаров на полках.  

Сеть отказалась от работы с «интегрированными» и «специализированными» поставщиками, объединив всех поставщиков под названием «общий» поставщик. Теперь Mercadona заключает контракты с поставщиками по каждому продукту в отдельности. Такое решение, как заявляют в компании, поможет разнообразить ассортимент товаров под СТМ, а также повысит качество продуктов.

Лучший год в истории

2018 г. по совокупным финансовым результатам стал лучшим за всю историю Mercadona. Но чтобы объяснить такой успех компании, необходимо вернуться на три года назад, когда ритейлер принял одно решение – довольно рискованное вначале, но озолотившее его впоследствии.

В 2016 г. розничная сеть на фоне замедляющихся темпов продаж объявила о планах выйти на конкурентный португальский рынок и решила увеличить инвестиции в обновление супермаркетов на 47% – до рекордных €1 млрд.

Эти вложения пошли в первую очередь в открытие 29 новых супермаркетов и реконструкцию 126 торговых отделений. Средства компании также были потрачены на расширение ассортимента свежими продуктами во всех магазинах сети. Кроме того, ритейлер открыл два новых центра инноваций в испанском Патерне и португальском Матозиньюше, тем самым подготовив почву для дебюта в стране.

Из-за значительных инвестиций прибыль Mercadona в 2017 г. сократилась на 49%, но продажи выросли на 5%. За год компанией было создано 5 тыс. новых постоянных рабочих мест в стране с одним из самых высоких уровней безработицы в Европе.

Компания продолжила курс инвестиций в будущее и объявила, что с 2018 по 2023 гг. выделит порядка €8,5 млрд на развитие сети.

3

В 2018 г. Mercadona вновь увеличила свои инвестиции на 50% по сравнению с предыдущим годом до €1,5 млрд. Ритейлер открыл 29 новых супермаркетов и закрыл 20, которые не соответствовали стандартам сети, а также обновил 400 торговых точек. Часть средств розничная сеть потратила на создание нового склада, централизовавшего распространение онлайн-заказов в 97 городах Валенсии, благодаря чему ежемесячный онлайн-оборот в регионе увеличился почти вдвое и составил €2,2 млн.

В результате таких продолжительных и внушительных инвестиций Mercadona увеличила свою выручку на 84% до €593 млн, а продажи выросли на 6% до €24,3 млрд. По признанию акционеров розничной сети, 2018 г. стал лучшим финансовым годом Mercadona.  

В июле 2019 г. Mercadona осуществила свой давний план и открыла первый магазин в португальском городе Вила-Нова-де-Гайя. К концу года компания рассчитывает открыть еще 10 магазинов в разных регионах Португалии — о серьезных намерениях ритейлера говорят новые инвестиции в развитие сети в размере €2,3 млрд.

Как сложится будущее Mercadona и окупятся ли в итоге огромные вложение в будущее — узнаем совсем скоро.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Mercadona: от семейного бизнеса до лидера рынкаMercadona, развитие сети, продуктовый ритейл, стм, поставщики
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Mercadona: от семейного бизнеса до лидера рынка
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/cases/mercadona-ot-semeynogo-biznesa-do-lidera-rynka/2019-12-09

  1. Купили ли вы что-нибудь в «Черную пятницу»?


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052