Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Как производитель молочных изделий увеличил прибыль на 10%
С расширением деятельности и запуском новых направлений система автоматизации ГК «Спектр» перестала удовлетворять нуждам бизнеса. Учет велся в разрозненных системах, нельзя было быстро получить актуальные данные, прогнозировать доходы и расходы, управлять денежными потоками и логистикой. Назрел переход на более современную ИТ-систему. Было создано единое информационное пространство на основе решений «1С:ERP Управление предприятием» актуальной редакции 2.5, модуля «1С:Управление автотранспортом» и «1С:Документооборот КОРП» с бесшовной интеграцией. Благодаря правильной автоматизации удалось достичь роста прибыли группы на 10%.
Фото: Anton Havelaar/Shutterstock
Группа «Спектр» создавалась в 1997 году как производитель сухих молочных продуктов, заменителей молока для сельскохозяйственных животных. Постепенно сфера деятельности расширялась, запускались новые производственные площадки. Сейчас группа занимается изготовлением кормов и премиксов для животных, сухих молочных пищевых смесей, а также расфасовкой сливочного масла и сыра под собственными торговыми марками. Специально для фасовки сыров в 2019 году был построен завод. В состав группы входят 8 юридических лиц с разными видами деятельности и 2 логистических центра. Это позволяет покрывать весь жизненный цикл продукции: разработка, производство и хранение, реализация и доставка конечному потребителю собственным и наемным транспортом.
Старую ERP уже не перестроить
До проекта в группе уже действовала «1С:ERP» в предыдущей редакции 2.0. Систему внедряли силами своих IT-специалистов, затем несколько раз перенастраивали и дорабатывали. В частности, пытались переложить логику построения управленческого учета из бухгалтерской системы в ERP. Но сделать это не удавалось.
Принятие оперативных и взвешенных управленческих решений было затруднено, так как основной учет деятельности 8 компаний вели в нескольких не связанных между собой системах «1С» и Excel. Это существенно увеличивало трудозатраты и время выполнения каждого процесса. Управленческие и бухгалтерские данные вводились вручную в две разные системы без автоматического дубля информации.
Нецентрализованное хранение данных заметно затягивало принятие стратегических решений. Часть данных оставалась в разных информационных базах, часть – на бумаге, для выгрузки требовалось участие большого количества сотрудников. Весь документопоток и обмен данными внутри группы проходили по электронной почте или на бумаге.
На предприятии не было объемно-календарного планирования, и планировать приходилось исходя из ресурсов отдела продаж.
Не было возможности быстрого получения данных о фактической себестоимости продукции. Себестоимость высчитывалась вручную с использованием нескольких учетных систем.
Не было автоматизировано управление собственным автотранспортом – планирование, распределение и привлечение.
Имелась острая потребность в формировании план-факта по всем направлениям деятельности группы «Спектр».
В целом, назрел переход на новую информационную систему ERP-класса. «В ходе обследования и интервью с пользователями мы увидели потребности не только в системе ERP, но и в дополнительных модулях, – рассказывает Инна Давидюк, финансовый директор ГК «Спектр». – В частности, необходим был модуль для управления автотранспортом, так как нужен был учет собственного и наемного транспорта, а также учет запчастей, расхода горюче-смазочных материалов, шин, аккумуляторов, огнетушителей и прочего. Финансовому отделу требовалась корректная и быстрая оценка прямых затрат на грузоперевозки с использованием личного транспорта. Важной потребностью была автоматизация оперативного планирования денежных потоков».
Фото: Africa Studio/Shutterstock
Главное – удачно выбрать подрядчика
Компания тщательно подошла к выбору подрядчика. «Это очень сложный этап, один из самых важных, от которого много зависит, – поясняет Инна Давидюк. – Наш выбор пал на команду WiseAdvice-IT, имеющую более 20 лет опыта автоматизации и более тысячи успешных проектов».
Сформулировали основные цели проекта: создать единую систему управленческого учета, планирования и бюджетирования для 8 компаний группы; автоматизировать процессы управления собственным и наемным автотранспортом с возможностью управления доставкой с промежуточными складами перегрузки.
Партнер провел предпроектное обследование, по результатам которого для автоматизации процессов бюджетирования и оперативного планирования было решено использовать типовой функционал новой системы «1С:ERP» редакции 2.5 с доработкой под потребности «Спектра», для управления логистическими процессами – решение «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP».
Фото: ГК «Спектр»
Особенности проекта
Проект комплексной автоматизации группы был разделен на две очереди, исходя из приоритетов, потребностей и готовности к внедрению.
Первым этапом стало внедрения «1C:ERP Управление предприятием» редакции 2.5 на смену исторических систем оперативного и управленческого учета. Как рассказали в компании WiseAdvice-IT, в первую очередь в «1С:ERP» были автоматизированы оперативный учет, планирование производства и расчет себестоимости. Сюда же вошла реализация обмена данными с действующими системами заказчика на базе «1С:Предприятие 8» для бухгалтерского и кадрового учета. Параллельно вводили «1С:Документооборот», который сильно разгрузил все подразделения и упростил решение оперативных задач. После этого в течение трех месяцев систему сопровождали специалисты WiseAdvice-IT и развивали ее по запросам пользователей.
Второй очередью было внедрение бюджетирования и управления автотранспортом.
Было решено выполнить подпроект по внедрению подсистемы «Бюджетирование» в «1С:ERP» и модуля управления автотранспортом в «1С:ERP».
«Наша команда сумела реализовать цифровую трансформацию в области комплексной автоматизации компании, включая контуры финансового управления, управления транспортом и др., – рассказывает Александр Прямоносов, генеральный директор WiseAdvice-IT. – Команда «Спектра» на всех этапах была предельно вовлечена в проект, что способствовало комфортному и продуктивному выполнению запланированных задач. Результаты не заставили себя ждать: бизнес обеспечен надежным софтом для беспрепятственного роста поставок продукции».
Запуск в опытно-промышленную эксплуатацию второй очереди проходил с 1 января 2023 года. Поддержка и развитие системы завершены к 15 марта 2023 года. Весь проект занял менее чем 1,5 года.
Фото: ГК «Спектр»
Архитектура и масштаб
Комплексная автоматизация предприятия была реализована на классической трехуровневой архитектуре: клиентская часть, сервер приложений, сервер баз данных. В рамках управления процессами внедрения «1С:ERP» было организовано несколько сред: для разработки новой функциональности в конфигурациях «1С»; тестирования разработанной функциональности, проведения нагрузочного тестирования; продуктивная среда для промышленной эксплуатации системы.
В ходе проекта внедрены 9 подсистем «1С:ERP»: управление продажами; управление закупками; управление взаимоотношениями с клиентами (CRM); управление доставкой; управление складом; учет затрат, расчет себестоимости и формирование финансового результата; управление денежными средствами; управление производством; бюджетирование.
Для автоматизации процессов управления логистикой и учета работы личного автотранспорта разработали следующую архитектуру: от различных служб в систему ERP посылаются заказы, аккумулируются и попадают логистам, логисты формируют заявки на транспорт и задание на перевозку, а водителям на мобильное приложение сразу передается маршрутный лист. После завершения задания в систему подтягиваются данные о расходе ГСМ, и бухгалтерия проверяет корректность всех данных.
В архитектуре бюджетирования выделили и автоматизировали 3 мастер-бюджета (движение денежных средств, доходы и расходы, прогнозный баланс), 5 операционных бюджетов (продажи, производство, закупки, расходы по ТМА, расходы по маркетингу), 5 планов (поставки клиенту, продажи, отгрузки, закупки, производство), формирование платежного календаря и заявок на расход денежных средств.
Для организации внутреннего документооборота внедрена подсистема «Учет договоров» решения «1С:ДО КОРП». Настроена интеграция со смежными системами «1С:Бухгалтерия» и «1С:Зарплата и управление персоналом». Автоматизировано 50 рабочих мест.
Чем помогло внедрение
Внедрение позволило снизить затраты, автоматизировать и систематизировать работу предприятия, что повлияло на повышение оперативности, прозрачности и точности учета и обеспечило повышение скорости предоставления оперативных данных на 30–40%.
Автоматизация управленческого учета и расчета себестоимости продукции на регистрах без использования плана счетов ускорила получение руководством актуальной информации на 40%. Также на основе встроенных возможностей «1С:ERP» настроено автоматическое распределение постатейных расходов для 8 юридических лиц группы «Спектр».
«Автоматизация бизнес-процессов компании позволила ощутимо повысить качество учета, его точность и прозрачность за счет уменьшения риска человеческой ошибки», – говорит Инна Давидюк.
С помощью модуля «1С:Управление автотранспортом» обеспечено многофункциональное управление доставкой в части сложных логистических процессов с промежуточными складами перегрузки. Появилось оперативное планирование доставок от поставщиков и к клиентам, включая доставки с транзитными складами и с привлечением наемного транспорта. Обеспечен контроль и анализ доставок в разрезе клиентов, маршрутов, транспортных средств. Сделана пакетная выписка путевых листов с заданными параметрами печатных форм. Налажен контроль исполнения маршрутных листов и путевых листов с использованием мобильного приложения – водитель также участвует в процессе внесения данных по километражу, расходу топлива, оперативным остаткам.
Настроена автоматическая передача данных из заказа в документ «путевой лист».
Реализована обработка путевых листов с применением норм расхода топлива, включая работу рефрижераторов. Обеспечен контроль и анализ расхода ГСМ (экономия и перерасход) между фактически затраченным ГСМ и нормативным. Ведется учет стоимости доставки и заработной платы водителей в разрезе рейсов.
В результате внедрения подсистемы «Бюджетирование» автоматизированы процессы подготовки и утверждения планов продаж по менеджерам. Доработан функционал: планов продаж в части сравнения плана с фактическими данными; подготовки и утверждения планов закупок; плана производства (по дням) на основе заказов клиентов; заполнения бюджетов продаж и закупок по данным планов продаж и закупок; формирования и согласования бюджетов маркетинга и трейд-маркетинга; заполнения бюджета доходов и расходов (по плановым и фактическим данным); движения денежных средств по данным начислений с учетом графиков оплаты.
Разработан специализированный отчет «Баланс по контракту», позволяющий рассчитывать остатки по контрактам в части продаж, закупок, товаров в пути, текущих остатков и факта исполнения контрактов. Отчет позволяет расшифровать плановые и фактические показатели до первичных документов.
Автоматизировано формирование отчета «Управленческий баланс (фактические данные)», соответствующего структуре баланса, принятой на предприятии; внедрены процессы казначейства в части работы с заявками на расход денежных средств и формирования платежного календаря.
В результате проекта производительность труда в производстве возросла на 25%, производственные издержки сократились на 18%, брак снизился на 10%, а себестоимость продукции – на 8%.
Единая архитектура связанных справочников ускорила выполнение бизнес-процессов и сократила общие трудозатраты по фиксации операций на 25–30%.
Автоматизация склада и производства увеличила оборачиваемость складских запасов на 30%, снизила объем материальных запасов на 23%.
В целом, благодаря правильной автоматизации внутренних процессов удалось достичь роста прибыли на 10%.
Компания продолжает динамично развиваться, у пользователей появляются запросы по доработке процессов, и система легко под них настраивается силами внутренних ИТ-специалистов ГК «Спектр».
Валерия Миронова, Retail.ru
Интервью
Александр Перемятов, Slava concept: «Заниматься российской модой стало модно»
От поп-ап к сети из 10 универмагов.